Куршская коса — уникальное природное образование в Балтийском море. Узкая песчаная коса, шириной от 400 метров до 3,8 километра протянулась на 98 километров, отделив Куршский залив от моря, которые соединяются лишь узким проливом в районе литовского города Клайпеда.
Еще до начала 20 века вся коса принадлежала Пруссии. Потом после различных событий, связанных с двумя мировыми войнами, она вошла в состав СССР, и была поровну (а граница находится точно на 49 километре (откуда не считай:)) поделена между Литовской ССР и Калиниградской областью РСФСР. Понятно, что после развала СССР, Курская коса оказалась разделенной между двумя странами. По Литовской части косы мы с супругой и совершили авто-прогулку летом 2016 года.
Практически вся дорога проходила как на фото выше — идеальное асфальтовое полотно в туннеле высоких сосен. Но, оказалось, так было не всегда. В смысле не то, что дорога здесь была не идеальная:))) Просто к началу 19 века здесь вырубили практически все деревья, и коса превратилась в песчаные, до 60 метров высотой, дюны, которые к тому же легко перемещались под действием ветров. Порой дюны поглощали целые поселки. Потому в начале 20 века Прусское руководство предприняло комплекс мер по насаждению здесь деревьев, в основном это были различные (четыре вида), которые должны были остановить движение песков. Сейчас хвойными лесами покрыто 72% территории Курской косы.
В 2000 году **Куршская Коса" была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 994. На официальном сайте организации можно прочесть:
Освоение человеком этого узкого песчаного полуострова, имеющего протяженность 98 км и ширину от 400 м до 4 км, началось еще в доисторические времена. Коса подвергалась также воздействию природных сил – ветра и морских волн. Сохранение этого уникального культурного ландшафта до наших дней стало возможным только благодаря непрекращающейся борьбе человека с процессами эрозии (закрепление дюн, лесопосадки). (whc.unesco.org/en/list/994)
Мы переправились на косу на пароме в районе Клайпеды. В принципе, есть еще какие-то паромные маршруты, но, если путешествовать на машине, то ничего выдумывать не нужно -паром там ходит каждые 20 минут. Дорог там не так уж и много, так что по-блудить при всем желании особо не получится))) Первую остановку мы сделали остановку на горе Гарняй, где созданы условия , чтобы можно было вблизи посмотреть Гнездовья бакланов.
Буквально через пару километров мы заметили стоянку у тропы, ведущей на дюну Авикалнис, вознесшуюся на 38 метров над уровнем... леса. С вершины дюны открывались потрясающие виды...
Первые две остановки были дорожным экспромтом. А вот на Дюна Парнидис и литовская "Долина Сметри" я ехал намеренно. И признаю, даже небольшая прогулка по дюне нас не разочаровала...
Немного подустав и проголодавшись мы заехали на самый известный курорт Курской косы, расположенный на самом юге литовской части Курской косы, который носит красивое название Нида... Хорошая де(ре)вушка Нида! А чем же она хороша здесь мы пообедали на причале и прогулялись вдоль набережной и по самому поселку.
А дальше мы отправились в обратный путь, ведь в плане еще было знакомство с Клайпедой...