Древние римляне — молодцы. Да, захватывали чужие территории, но и строили там все качественно, на века. Строили на века — получилось на тысячелетия!
Из современной территории Франции римляне ушли очень давно, но память, в виде различных серьезных строений, после себя оставили. И, как ни удивительно, кое-что их их построек функционально и в наше время. Например античный театр во французском Оранже (конечно с небольшой реконструкцией).
Уже в 1981 году (на третий год существования списка) ЮНЕСКО включило Древнеримский театр с окружением и триумфальная арка в городе Оранж в список Всемирного наследия под номером 163.
Обоснование, которое можно найти на сайте организации, больше касается Триумфальной арки, но я все-же приведу его полностью:
Расположенный в долине реки Роны, античный театр Оранжа с фасадом длиной 103 м является одним из наиболее хорошо сохранившихся среди всех крупнейших древнеримских театров. Древнеримская арка Оранжа, построенная между 10 и 25 гг. н.э. при правлении Августа, признана одной из самых красивых и примечательных среди всех провинциальных триумфальных арок, дошедших до наших дней. Она украшена барельефами, увековечивающими достижения древнеримского мира (Pax Romana). (whc.unesco.org/fr/list/163)
Скажу сразу, с Аркой у меня случилась ошибка начинающего ЮНЕСКО-фолловера. На подходе к театру я увидел эту Арку...
... и решил, что это и есть та самая "Триумфальная", о которой говориться в название объекта. Да, немного "жидковата", как для отдельного упоминания, подумалось мне тогда, но так удачно подвернулась по пути...
В общем, я решил, что другой искать не нужно, потому мы посетили только театр.
А вот то, что в названии описывается словами "...с окружением", то есть традиционные руины древнеримских строений, мы обнаружили возле театра с его западной стороны.
В кассах театра нас неприятно удивили цены за вход. Не помню точно сумму, но было дороговато даже по французским меркам. Театр, как я уже намекнул, действующий, но ведь не на спектакль же мы сюда пришли...
Кстати, первое, что бросилось в глаза — работники готовили сцену к какому-то представлению...
Никаких афиш, кроме "Призрака оперы" на входе не было, так что видимо действительно готовились к постановке легендарного мюзикла.
Я несколько лет назад посещал нечто подобное в Аспендосе (современная Турция). Но там на спектакле мы сидели непосредственно на затертых веками мраморных ступенях. "Да, поисписался Моцарт к четырнадцатой опере..." Здесь же поверх старого амфитеатра сделан современный настил с сидениями...
Правда сидения не сделали в виде кресел, а все же придумали современную имитацию, чтобы зрители хоть чуточку ощущали себя в первом веке...
О, я как-то забыл дать историческую справку (кроме цитирования сайта ЮНЕСКО). Не хорошо:)) Древний театр Оранжа был построен во время правления императора Августа в I веке до нашей эры ветеранами Второго легиона Юлия Цезаря.
В городе Араузион , а именно так он назывался в античные времена, был построен театр, который мог вмещать одновременно до 9000 зрителей.
Но большие амфитеатры не редкость на территории бывшей Римской империи. Вот, например, в соседнем Лионе есть немаленький античный театр, который так же используется в наше время... Античный театр в Лугдуне (современном Лионе)
Главная особенность театра в Оранже, которая делает его одним из лучших сохранившихся римских театров в мире, это впечатляющая оригинальная внешняя стена, или постсценариум, имеющая 103 м. в ширину и 37 м. в высоту.
Король Людовик XIV во время визита в Оранж произнес : "Это самая красивая стена моего королевства" .
Театр был закрыт в 391 году, но здание чудом избежало разрушения потому, что постоянно использовалось в различных целях. Как театр его решили восстановить только в 1814 году.
Для посещения античного театра открыты не только зал и сцены, но и внутренние помещения массивных трибун...
А вот здесь и приходит понимание, почему за вход берут такие большие деньги. Просто в одной части восточного крыла обустроены демонстрационные комнаты...
некоторые выполняют функции музея, где выставлены сценические платья артистов театра, и на экране идет документальный фильм о возвращении театра на античную сцену в начале 19 века...
В одной комнате можно на свой выбор просмотреть целый голографический спектакль, если есть желание и время.
А в одной комнате даже была возможность посидеть за концертным пультом и по управлять звуком на концерте, например Фрэнка Заппы в 1975 году.
Я думаю, именно эти возможности и добавляют стоимости посещения. Ну и конечно местами есть возможность взобраться на древние стены...
С восточной стены открывается панорама на современный Оранж,.,
На западную стену нужно подниматься не с трибун, а по старым ступеням на внешней стене...
Отсюда как раз хорошо видны и руины старого города...
И сам античный театр...
Ну а в сам город мы не пошли, ограничившись посещением его главной достопримечательности. Наверняка, он довольно интересный, и мы наверняка бы нашли настоящую Триумфальную Арку... Но в тот день нас ждало еще знакомство и с городом Г...рено...бль, и Г...рено...бль, а к вечеру еще хотелось добраться до Анси и прогуляться там...