"Венгерское море" - так называют простирающееся посреди Задунайского края озеро Балатон. На берегах которого множество городков-курортов. Мы отдыхали в Балатонфюреде. В чем удобство этого старинного курорта - самого древнего на берегу о.Балатон, в город ведут железная и автомобильная дороги, идущие вдоль всего северного берега озера вплоть до Кестхея и связывающие город с Веспремом, Будапештом и другими венгерскими городами.
Едем машиной от Будапешта, появляется сбоку трассы полоса воды. Пять минут продолжаем вдоль нее по трассе ехать, 10 минут, спрашиваю - «какой Дунай в этом месте широкий». Отвечают - «это Балатон». Опять едем, едем, все вода где-то рядом. «Наверное, какая-то река в Балатон или из него вытекает- полоса похожа на реку?». «Нет, это и есть Балатон». Вот так удивило озеро при первом приближении к нему, своей протяженностью, непохожестью на озеро. Потому по значению для венгров, это их «славное море, священный»… Балатон.
Из многочисленных источников минеральной воды, расположенных по всему побережью, вода прямо и «косвенно» попадает в Балатон. Поэтому воды этого озера так же целебны. Название озера Балатон имеет славянское происхождение от слова «блато» или болото. Когда часть венгерской территории была завоевана турками и входила в Османскую империю, граница между землями славян и венгров проходила по самой середине озера, а расположенные в окрестностях «пресного моря» остатки древних крепостей являются немыми свидетелями тех событий. Раньше уровень озера был гораздо выше, и все окрестные поля были затоплены, так что окрестности озера представляли собой сплошное болото. Сейчас воды в Балатоне стало меньше, берега осушены и практически вся береговая линия озера является курортной зоной.
Вдоль всего озера проложена велосипедная дорожка, катайся и заряжайся здоровьем. Протяженность велотрассы, сооруженной в 2004 году, составляет более 200 км. Удивительно узнать, что в конце XIX века на берегах Балатона официально была запрещена езда на велосипеде, ведь именно велосипедисты чаще всего становились виновниками аварий на дорогах. За нарушение запрета был предусмотрен арест на 8 дней.
Кроме сверкающего на солнце озера, глаза разбегаются, чем больше любоваться - им или деревушками, городками со своими кукольными домиками вдоль дороги. Кое-где дорога шла параллельно жд полотну, встречались платформы с пассажирами. Но все такое аккуратное, прямо как в страну троллей попали. Тепловоз, казалось, не коптел, а цветочные ароматы испускал, дорога не бензиновыми парами, а пахла морской свежестью, так как рядом плескался Балатон. Кругом садики, виноградники, клумбы и просто все в зелени.
Конечной точкой и причалом на берегу для нас был город Балатонфюред. Чаще сюда приезжают лечиться, наш план был просто отдохнуть. Но побывать тут и не хлебнуть целебной водички, невозможно. Источники самоизливающейся минеральной воды около города были известны ещё в римскую эпоху, однако курортная слава к городу пришла в конце XVIII века. Официально статус курорта был получен в 1772 году. Сначала отдыхающих привлекала минеральная вода, затем в моду вошли купания на озере. Крупнейшее лечебное учреждение города — Государственный кардиологический госпиталь, где проходят реабилитацию больные, перенесшие операции на сердце или инфаркты. Целебные воды помогают и при заболеваниях желудка, кишечника, печени и желчевыводящих путей а также сахарном диабете.
Благодаря расположению городка на берегу озера с одной стороны и дубового леса на горе Баконь - с другой, здесь всегда свежий лесной воздух, смешиваемый с чистотой воздуха озера. Это создает особый климат средиземноморского типа.
Главная привлекательность города, к удивлению, не озеро Балатон, а целебные источники минеральной воды. Центральная площадь города называется Дьодьтер – «площадь здоровья», и на ней в 1800 году был построен питьевой бювет имени Лайоша Кошута, из которого до сих пор пьют воду курортники. В отличие от остальных , в основном специализирующихся на лечении опорно-двигательного аппарата, основным направлением данного курорта является кардиология. В Балатонфюреде есть семь целебных источников. Самые старые источники сосредоточены около Государственной кардиологической клиники. Один из источников неподалеку от клиники до сих пор носит название «сыворотки» — его воду смешивали с молоком овец и использовали для лечения заболеваний органов дыхания.
Первый гостевой дом рядом с целебными источниками Балатонфюреда был построен в 1730 году. После возведения благоустроенного бювета Kossuth над источником в 1802 г. и постройки в 1831 г. Дома венгерского языка и первого в Задунайском крае театра из камня, Балатонфюред стал не только местом лечения, отдыха, но и культовым местом прогрессивных деятелей, художников, поэтов страны. Это был период, когда официальным языком в Венгрии был немецкий, и Дом венгерского языка стал отдушиной для свободолюбивых венгров.
На площади Дьодь находится дом семьи Хорват. В 1925 году здесь впервые прошел «бал Анны», посвященный одной из дочерей главы семейства и впоследствии ставший ежегодным мероприятием. Бал Анны традиционно устраивается в последнюю субботу июля. Почти все дома Старого города являются памятниками архитектуры и привлекают своими фасадами и украшениями. Недалеко и вилла Луизы Блаха, расположившаяся в двух шагах от площади Дьордя. Здесь в течение 23 лет жила известная венгерская актриса и певица. За выдающийся вокальный дар Луизу Блаха называли соловьем нации. В наши дни вилла принадлежит отелю, названному в честь актрисы.
Вдоль берега тянется главный маршрут городка для курортников - аллея Рабиндраната Тагора, названная в честь индийского поэта, лечившегося здесь в кардиологической клинике.
Как принято в Индии, в благодарность за свое излечение Тагор посадил дерево у променада Колос в 1926 году. Как гласит индийская легенда, если дерево пускает корни, посадивший его будет жить много лет. После повторного лечения Рабиндраната Тагора в 1927 г. Балатонфюред получил международную известность, как «Мекка для кардиологических больных». Примеру Тагора - сажать дерево, последовали другие знаменитости, место начало обрастать кустами и деревьями, и постепенно стало похоже на мемориальный парк. Есть целая индийская липовая аллея, посаженная многими деятелями Индии в память о великом поэте и мыслителе. Среди них есть и «мемориальное» дерево Индиры Ганди. Среди зелени стоят множество памятников, мемориальных плит разным выдающимся венгерским и зарубежным гостям, посетившим в свое время этот курорт.
Недалеко от набережной – в городке всё «недалеко», красивый городской парк. Тихое место с вековыми деревьями, прогулочными аллеями.
Есть свой летний театр в парке.
Вход на пляж в центре городка платный. Кажется, эквивалентно 2-м евро, если правильно помню. И в эту плату не входят лежаки, зонты. только вход. Пляж оборудован всем необходимым: кабинками для переодевания, туалетами, лавочками (бесплатные, конечно). Для удобства курортников даже есть свои входы в рестораны со стороны пляжа. Рестораны в этой части набережной единой стеной стоят, проходы как со стороны городской аллеи, так и от воды. Вода теплая для озера, но дно плохое. Сама вода не прозрачная, мутно-белесая, как сыворотка от молока, из-за особенностей почвы дна. Потому берега отсыпали привозным песком, чтобы сделать по-приятнее туристам. На пляже зеленый газон, на котором и располагаются отдыхающие в шезлонгах или прямо на траве. Траву мало того, что поливают ночью, чтобы была всегда сочной и упругой, днем специальные работницы ее вручную чистят. Стоя на коленках, ползают и руками выбирают, попавшие с дерева веточки, листика, занесенные обувью камешки и любые другие «неудобства», что могут досаждать ногам курортников. За полный день одна труженица очищает пляжный кусочек размером с комнату в отеле, настолько тщательно работают. Поэтому таких «ползающих» несколько. Ни на каких курортах больше не видела таких работниц и такого зеленого и, главное, безопасного пляжа – лежать прямо на траве и ходить можно без опаски, наступить на что-то острое невозможно. Провести на пляже весь день, даже не загорая, большое удовольствие. Есть деревья, под которыми тень, есть рестораны под боком, есть все удобства. Отдыхай, вдыхай целебный воздух, наслаждайся тишиной - нет криков детей, орущих «спортсменов», бьющих по мячу под ухом. Это образцовый европейско-буржуазный отдых.
Бесплатные спуски в воду есть за пределами центральной части городка, но они топко-неудобные, даже с камнями - откуда их столько? Наверное, ледниковое происхождение озера сказывается, ледники везде тащили за собой камни. Пройдя прогулочной набережной, вернули с нее на «полуостров», и попали не только в красивый уголок города, но и нашли пристань, на которой швартуются, как прогулочные суда, так и выполняющие регулярные рейсы по озеру.
И много лебедей в воде, как кусочки облаков опустившихся в воду. Согласно древней легенде, где-то в глубине Балатона стоит древняя церковь, а в ней девица, которая обречена на вечные слезы. Говорят, будто пока она плачет, в Балатоне всегда будет вода, и прекрасные лебеди. На закруглении стоят статуи паромщика и рыбака. Согласно легенде, для того, чтобы вернуться в Балатонфюред еще раз, нужно потереть их сапоги.
По пути встречаются старые речные пароходы, переоборудованные в рестораны.
Небольшая гавань с яхтами, придает курорту прямо морской колорит. Именно из Балатонфюреда впервые отправился в плавание первый балатонский пароход «Кишфалуди», здесь же появилось первое в Венгрии общество яхтсменов. Яхт-клубы находятся на северной стороне Балатона, не на южной, так как глубина северной части озера позволяет подходить яхтам, пароходам к берегу.
Южная сторона балатона напоминает Азовское море по своей особенности – мелководью, надо брести десятки, а то и сотни метров, пока глубину найдешь. Потому южный берег с его городками считаются детскими курортами. Северный- для взрослого отдыха и отдыха на воде. Ежегодно в мае в Балатонфюреде открывают сезон соревнования парусных лодок. По традиции многие считают Балатонфюред "столицей венгерского моря", в магазинчике около пирса все нужное для яхтсменов. Наличие яхт и яхсменов, окружающие зеленые горы и само огромное озеро, придают городу средиземноморские черты.
Обилие очень ухоженных особняков, сначала навело на мысль про большие семьи здесь проживающие. Однако, в основном, все особняки строились с целью зарабатывать на туристах, сдавая им номера. Дома строятся по специальным проектам, где на этажах сделаны блоки из комнат со своим сан.узлами, лоджиями-террасами. Поэтому это сплошь мини-отели, даже не аппартаменты. Как и в отелях может быть предусмотрена уборка номеров и еда (не у всех). Дома, подражая отелям, даже имеют свои имена-названия, под которыми значатся в интернете.
Модный новый курорт в 19 веке стал местом встречи для многих политиков, аристократов, известных актеров. Именно тогда было построено большинство вилл, особняков и других роскошных зданий, которые сформировали современный фешенебельный облик города. Среди известных особняков Балатонфюреда есть вилла Дори, считавшаяся в свое время самым красивым летним домом курорта, а также так называемый дом Хураи, чьим владельцем был известный врач-бальнеолог, вилла великого венгерского писателя-романтика Мора Йокаи. Сейчас на вилле расположен мемориальный музей писателя. Здесь хранят и атмосферу, и обстановку дома, какая была при Йокаи, а также его личные вещи. Не знаю, попали ли они в мое поле зрения и фотоаппарат.
Отдых в Балатонфюред спокойный, ленивый. Качество конкретно пляжного будет зависеть от собственных ощущений. Можно разнообразить дни отдыха поездками в Тихань, Хэвиз, Кэстхей и другие близко расположенные городки. До Будапешта по меркам Венгрии далеко, 3 часа на поезде. На машине 2,5 часа, сначала по трассе, гладкой, как шелк, но часть пути придется ехать по местной узкой дороге, огибающей озеро, по которой не разгонишься. Поэтому общественным транспортом будет ненамного дольше.
Балатонфюред и сегодня отличает налет аристократизма, и город считается столицей "Венгерского моря". Для желающих тихого отдыха будут все условия. Для желающих активного отдыха, так же будет свой сегмент.