Тихань - так произносится по-русски. Сами венгры подчеркнуто произносят Тихонь. Название произошло от имени славянского монаха Тихона, который основал тут монастырь. И теперь отреставрированный, обновленный монастырь, скорее, туристический объект, чем монастырь. Но это место тесно связано с древней историей наших народов, совместной истории. Кроме монастыря есть еще крепость над Балатоном, мы туда не залезли - запрещен проезд машинам, а пешком идти в гору и под палящим солнцем, от которого некуда спрятаться, просто не смогли. Кельи греко-православных монахов отшельников, вырытые в скале восточной стороны старинной крепости Овар относятся к XI-XIV векам. Эти кельи являются единственным в Центральной Европе оставшимся невредимым поселением монахов отшельников. Недалеко от него находится единственный в Тихани родник, ранее называвшийся Русским колодцем, теперь источник заново называется своим историческим названием – Родник Циприана.
Кроме древних историй про живших здесь людей, само место необычно. На протяжении нескольких столетий Тихань был островом и образовался в ходе вулканической деятельности. Отсюда на «большую землю» можно было попасть только по подъемному мосту. Отголоски той изоляции до сих пор видны на флоре и фауне. И сейчас на полуострове встречаются растения и животные, обитающие только здесь. Склоны Тихани покрыты лавандой, которая цветёт в начале июня. Сегодня это уже полуостров, который делит озеро Балатон на две равные части, возвышающийся над уровнем озера на 200 метров. У Тихани есть и свои собственные внутренние озера, совершенно независимые от Балатона. Кюльшё-то (Внешнее) и Бельшё-то (Внутреннее), которые обосновались в кратерах вулканов, окружённые конусами потухших гейзеров. Берега озёр покрыты камышом и тростником, глубина озер не превышает 2-3 метров. С 1954 г. полуостров взят под охрану как заповедник природы, а большинство домов деревни Тихань как памятники архитектуры.
Первой жемчужиной Тихани является двухбашенная церковь, построенная в стиле барокко церковь Тиханьского аббатства ордена Бенедиктинцев. Здесь хранится первый памятник венгерской письменности, копия грамоты на основание и строительство в Тихани бенедиктинского монастыря и аббатства, датированной 1055 годом, оригинал этой грамоты хранится в находящемся в Паннонхолме аббатстве органа. Насколько скромен снаружи облик храма, настолько его внутреннее убранство поражает своим великолепием и изяществом.
Храм знаменит резными алтарями, по праву считающимися шедевром венгерской деревянной скульптуры XVIII века. И выполнены одним мастером Себастьяном Штульхофом. Над интерьерои аббатства в Тихани мастер работал в течение 25 лет и сделал всю работу бесплатно. Все в церкви кажется золотым, на самом деле сделано из дерева и позолочено.
Особенно интересен главный алтарь со ступеньками ведущими как бы в небо. Он весь сделан из дерева, но дополнительно искусно раскрашен под розовый мрамор и богато позолочен. Богато украшенная изящным растительным орнаментом решетка, отделяющая алтарную часть, в свою очередь является вершиной кузнечного мастерства. Статую Богоматери в алтаре Девы Марии переодевают в разные одежды в соответствии с церковными праздниками.
Над входом в храм орган так же богато украшенный резьбой.
По обеим сторонам от алтаря расположены лестницы, по которым можно спуститься в подземелье, в крипту. Это уникальное сооружение, сохранившееся в относительной неприкосновенности от романского храма XI века. Крипта старой церкви уникальна тем, что в целости сохранилась до наших дней. И является единственным аутентичным королевским захоронением дотурецкого периода Венгрии. В подземелье находится могила короля Андраша I и его сына Давида, единственные в Венгрии, сохранившиеся подлинные захоронения королей династии Арпадов. Уникальная надгробная плита представляет собой сочетание креста и витого меча, что символизирует христова воина. Христовых воинов во времена крестовых походов в Европе было множество, но сохранившихся надгробий таких известно всего два в мире.Усыпальница Андраша I, основавшего это маленькое бенедиктинское аббатство в ознаменование победы над Генрихом III, была обнаружена в ходе реставрации в 1891 году.
У подножия церкви смотровая площадка над Балатоном. Белые яхты и лодки, скользящие по голубой глади воды, планирующие в воздухе чайки, и покой, тишина… - ни с чем не сравнимая тиханьская панорама на восточную часть озера Балатон.
На территории около церкви с монастырем сохранилась пещера, в которой были кельи монахов.
Монастырь назван в честь Девы Марии и св. Аниана, епископа Орлеанского, а также приведена легенда о св. Бенедикте. «Бенедиктинские монахи были поселены в Тихани королем Андреем, который построил для них церковь и монастырь на полуострове Тихани у озера Балатон». Девиз ордена - Молись и работай (лат. Ora et labora). Перед храмом установлен памятник венгерскому королю Андрашу I и его жене Анастасии, дочери князя Киевской Руси Ярослава Мудрого. Член правящего венгерского дома Арпадов - Вазул (997-1031/1032), принял участие в восстании против тогдашнего короля Стефана I(978-1038). Мятеж не удался и Вазул, спасая своего сына Андрея (1015-1060) от возможной казни, отослал его во двор соседнего правителя - в Киев. Как пишет историк Николай Котляр, Андрей женился на Анастасии примерно в 1046 году, когда он в результате восстания получил венгерский престол. По другой версии, в брак молодожены вступили в 1039 году. У Ярослава Мудрого было три дочери и этим он воспользовался, чтобы укрепить дипломатические отношения и родственные связи с европейскими королевскими домами. Для отцов дочери служили разменной монетой в династической политике королей, царей. Одна из его дочерей – Анна, стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха Первого, другая - Елизавета, обручившись с норвежским королём Гарольдом, - королевой Норвегии, а третья - Анастасия стала женой Андраша, венгерского князя в изгнании. У него не было надежд не только на королевскую корону, но даже на возвращение в Венгрию. Его отца, язычника Вазула, первый венгерский король-христианин Иштван, в начале 1030-х годов, за попытку овладеть венгерским троном приказал ослепить, а в уши налить расплавленное олово. Дети Вазула – Левенте, Андраш и Бела вынуждены были бежать из страны. Первые двое нашли убежище при дворе Ярослава Мудрого. Ведь дядя Андраша, князь Ласло, был женат на сестре Ярослава - Премиславе. Андраш, которому тогда было около 23 лет, провёл в Киеве восемь лет, принял христианство и взял имя Андрей. В 1039 году он женился на Анастасии. Вернувшись вместе с братом в Венгрию, Андраш оказался в центре языческого восстания. Толпа требовала от сыновей Вазула расправы над священниками, разрушения христианских храмов и восстановления идолопоклонства. В хронике XIV века говорится, что Андраш разрешил народу действовать на своё усмотрение. Когда Андраш стал венгерским королём, он безжалостно расправился с язычниками, помогшими ему овладеть троном. Андраш стал, как и его жена Анастасия, убеждённым христианином. С русской княжной из Киева приехали в Венгрию православные монахи, которые обосновали скит в пещерах на склонах тиханьских холмов. Эти древне-русские подвижники теперь почитаются местными монахами бенедектинцами, как отцы-основатели их монастыря. Название и пошло от имени одного из монахов - Тихон. С красивой парой связана другая легенда возникновения названия этого поселения. В те далекие времена, озеро Балатон уже славилось своей природной прелестью, его пейзажами приезжали наслаждаться все коронованные особы. В один из дней поздно ночью сюда прибыли и Андраш с Анастасией, бархатный занавес ночи скрыл все прелести природного зеркала. Когда же Анастасия проснулась рано утром и подошла к окошку, ее восхищению не было предела, по легенде она всплеснула руками и воскликнула: «Ах, какая Тихань!».
У четы родились дети, сыновья Соломон и Давид (родился между 1053-1055 - умер после 1094) и дочь Аделаида, которая, будучи венгерской принцессой, стала затем женой чешского короля Вратислава Второго. Чтобы закрепить престол за своим сыном Соломоном - по-венгерски Шаламоном, Андрей короновал его в 1057 году и женил на дочери императора Генриха III Юдит (1054 - около 1105). Такая спешка короля понятна - на трон претендовал еще и Андреев брат Бела. Коронация поссорила родственников. Белу поддержал польский князь Болеслав II Смелый, зато Андрея - могущественный император Генрих IV (1050-1106), шурин Соломона.
Решающая битва состоялась на востоке от реки Тисы и Андрей ее проиграл. Он пытался бежать в Священную Римскую империю, но попал в плен. Умер до коронации Белы, 6 декабря 1060 года. Отца Соломона похоронили в монастыре в Тихани, который он заложил в 1055 году с женой на северном побережье озера Балатон. Андрей и Анастасия были прочно связаны с римско-католическими монастырями. Обитель в Тихани и Адмонтское аббатство (историческая Штирия, современная Австрия), где похоронена королева, сейчас являются бенедиктинскими.
Еще перед падением Андрея, Анастасия с сыновьями Соломоном и Давидом (родился между 1053-1055 - умер после 1094) выехали в безопасное место - во двор австрийского маркграфа Адальберта. Оттуда королева обратилась за помощью к императору Генриху IV. Немецкое войско выступило в поход в поддержку Соломона, а 11 сентября 1063 года умер Бела. Его сыновья Гейза (около 1040-1077), Ладислав (около 1040-1095) и Ламперт (1049/1050-1096) бежали в Польшу. Уже 27 сентября 1063 года Соломона короновали. Мать и жена были ближайшими советниками нового короля. Правление этого внука Ярослава Мудрого в Венгрии было ознаменовано войной с чехами на северо-западе, противостоянием агрессии печенегов с востока и войной с Византией на юге.
Единый билет позволяет зайти и в церковь, и музей бенедиктинского аббатства. Аббатство носит имя Святого Аньяша. Это малоизвестный французский святой, которого во Франции называют святой Эньян. епископ Орлеанский в период 388-453 годов н.э. Он прославился тем, что убедил вождя гуннов Аттилу пощадить французское поселение, где был священником.
Тиханьское аббатство знаменито ещё и тем, что здесь был найден важный для всей Венгрии документ - учредительная грамота Тиханьского аббатства. В этой грамоте, составленной на латыни, встречается около сотни слов на венгерском языке - это первое письменное свидетельство существования венгерского языка. И указывается точная дата основания монастыря- 1055 год. Во время турецких осад здание храма и территорию превратились в неприступную крепость. Крепость смогла выстоять от набегов турок, но в начале 18 века ее разрушили по приказу габсбургского императора. Здание, которое мы видим сейчас, отстроили в 1754 году.
В музее аббатства находятся детали и скульптуры, сохранившиеся от исторического здания, древние орудия производства. Музей занимает подвальные помещения здания.
Монахи занимались заготовкой целебных растений и изготавливали травяные чаи. А так же выращивали дефицитные и редкие в то время чеснок, лук, петрушка, перец, майоран, кардамон и многое другое.
Старинное одеяние священнослужителей и посохи.
Роспись стен - современная, отображает быт монахов давних времен. Кажется, что можно посидеть в необычном трактире за столом с монахами, такая необычная «диорама» для туристов.
При музее, точнее монастыре, есть культурный центр с картинной галереей современных художников. Тиханьское аббатство до сих пор является действующим. В помещениях на территории аббатства живут монахи. Через окна коридора, смотрящие на аббатства, виден ухоженный дворик с колодцем.
С аббатством связана одна из последних страниц истории Австро-Венгрии и одна из первых страниц истории Венгерской республики. Монастырь предоставлял кров и убежище для королей, когда им надо было «отсидеться». Во все времена монастыри берут деньги и другие земные богатства из рук королей, других сильных мира сего, на которые и существуют. Не на копеечки окрестных бабушек и крестьян содержатся многочисленные здания, храмы, живут сами монахи. Поэтому в лихую для королей годину, монастыри прячут своих благодетелей за своими толстыми стенами. В одном из помещений, окнами обращенный к Балатону, находится мемориальная комната последнего венгерского короля Кароя IV (1916–1918). В 1921 году последний из Габсбургов, правивших в Венгрии, Карл IV, провел здесь со своей женой 5 дней. Его взяли в плен войска адмирала Хорти, свергнувшие власть австрийского дома. Впоследствии Карл IV был сослан на остров Мадейра, где вскоре и умер. Восковые фигуры короля и его жена Зиты, как бы, бросающие последний взгляд на родную землю и Балатон, перед бегством в чужую сторону.
Рядом с подворьем монастыря находится Голгофа. До 60-х годов прошлого века здесь в Тихани, была своя Голгофа - путь Иисуса Христа перед Распятием. В советской венгерской республике ее снесли, в 90-х годах памятник восстановили. На барельефах изображены все библейские события Крестного пути Иисуса Христа.
Кроме рассказов о монастыре, королях, экскурсоводы расскажут про холм Эхо. Жил-был пастух, который пас своих овец на местных склонах и на свою беду влюбился в красивую, но очень капризную девушку. Которой не нужны ухаживания бедного пастуха, а на все его признания она отвечала лишь заливистым смехом. Оскорбленный влюбленный, не выдержав жестокости предмета своей любви, бросился со скалы вместе со своими овцами. Небеса прогневались на девушку, и в наказание она навеки осталась на том холме, лишенная голоса, способная только повторять эхом чужую речь. В безветренное тихое время, в особенности вечером, отражение звуков на холме Эха самое яркое. Это и будет знаменитое Тиханьское эхо. Между прочим, рукотворное - эхо отражается от стены монастыря и явление возникло после реконструкции.
Почти каждый дом в поселке Тихань это сувенирная лавка или памятник архитектуры. Каждый дом наряден и сам по себе и все вместе создают красивый туристический поселок. Привлекли внимание дома, сложенные из натуральных природных камней. Камни- не глыбы, а плоские «лепешки», которые слоями пригнаны между собой и стоит такой дом уже не первое столетие. И двор вымощен деревом.
Так же понравились слуховые окошки на крышах, искусно обрамленные черепицей, что получились «глаза».
Здесь все для туристов и кормятся от туристов. Мы оставляли машину на частной платной стоянке около маленького домика, где хозяева решили в огороде не помидоры с перцем выращивать, а устроить стоянку. Места мало, помещается всего 3-4 машины, но хозяевам прибыль. Есть отдельная территория около монастыря, где расположен Тиханьский скансен. Маленькие домики, плетни с надетыми горшками, старые телеги, устланные цветами – где это мы? Какой век на дворе? Тут есть Дом Гончара, и ткачей, Дом Лаванды, которой славится Тихань. Трудно удержаться, чтобы не приобрести изделия искусных вышивальщиц. Мастерицы расскажут о своих изделиях и с ними можно немного поторговаться, что доставит удовольствие обеим сторонам процесса.
Яркие народные венгерские костюмы очень важное средство национальной самоидентификации. В старину женщины и девушки носили рубахи с широкими рукавами из холста домотканного или фабричного. Поверх рубахи надевался лиф, голову женщины покрывали платками или ходили в чепцах. Мужчины носили рубахи и широкие штаны- «гатя», которые шили из холста. Праздничные «гатя» кроили в 10-12-кратную ширину и собирали в сборку. Со временем мода изменилась и «гатя» заменили суконные брюки. Мужской крестьянский костюм состоял из узких брюк-галифе, жилета без рукавов и куртки.
Бродить по Тихани, вдыхать целебный воздух, рассматривая товары ручной работы, просто удовольствие. «Венгерский Афон» дал радость для глаз, удовольствие для души и впечатление усиливается необыкновенной тишиной и спокойствием, которыми, как кажется, пропитан сам воздух Тихани.