Так получилось, что для меня Будапешт самая изученная столица в Европе. Как «пристань», с которой совершались поездки в другие города и страны, и как место жительства моих друзей. Поэтому к Будапешту имею «родственные» чувства и эта европейская столица кажется мне самой удобной, комфортной для жизни людей и туристов. Так случилось, что друзья переезжают, и, возможно, буду реже бывать в Будапеште или вообще…. И мне хочется сказать спасибо этому гостеприимному городу и поделиться своим видением, своими ощущениями, которые сложились у меня за многие годы от столицы Венгрии.
Будапешт один из красивейших городов мира. И описывать его вслед за миллионами туристов, дело неблагодарное. Поэтому я делаю акцент на собственные ощущения, которые вызывает у меня город. Конечно, с вкраплениями истории, без этого не понять ни один город, ни одну страну. Уж история Венгрии и Будапешта столь витиевата, что писать и писать, но это не для отзыва. Как и большинство европейских город, стоящих на большой реке, город раскинулся на двух берегах. Но, в отличие от столиц , эти берега раньше не были одним городом. Были отдельные города, с отдельными властями, адресами и прочим. Через семь лет после объединения Буды, Пешта и Обуды в один столичный город, в 1880 году Государственное собрание приняло решение построить на берегу Дуная здание парламента, чтобы подчеркнуть суверенное право и единство венгерской нации. В том 1880 году Венгрия хоть и управлялась еще Францем Иосифом, но уже вышла из состава империи Габсбургов, потому имела право на строительство собственного здания парламента.
Парламент заслуженно называют архитектурным чудом. Такое воздушное и невесомое сооружение делового, офисного предназначения, встретится не в каждой стране. Это самое большое здание в Венгрии. Занимает территорию в 18 000 кв. метров и располагает 691 комнатой, 13 лифтов, 27 ворот 29 лестниц и 10 двориков, 20 километрами ступенек. Планировалось открыть его к 1000-летию обретения венграми родины в 1896 году, успели только центральный купольный зал обустроить, украшенный 16 статуями королей и правителей Венгрии. дание украшают многочисленные башни, расположенные симметрично по отношению к главному куполу. На строительстве работали тысячи людей, было использовано 40 миллионов кирпичей. Внутри поражает взор пышные росписи на потолках, на стенах фрески, убранства из дорогих пород дерева, блеском драгоценных камней, в отделке интерьера использовано 40 килограммов золота 23 карат. Высота купола 96 метров и эта цифра выбрана не случайно, так как именно в 896 году н.э. мадьяры поселились на территории современной Венгрии.
Главная лестница ведущая в здание поражает пышностью.
С 1 января 2000 года - 1100-летие государственности Венгрии, в парламенте хранится корона святого Стефана вместе со скипетром, державой и мечом. Возраст короны более тысячи лет. Корона состоит из трех частей: нижняя — греческая корона, верхняя — латинская корона. Верхняя - в виде шлема из золотых пластин более старая. Одна версия гласит, что ее передал Римский Папа Сильвестр II для коронации первого христианского Монарха Венгрии Иштвана в 1001 году и была возложена папским легатом на голову Иштвана I при провозглашении его королем. Другая утверждает, что это сделал Император Священной Римской Империи Оттон III.
В 1075 г. она была вывезена из Венгрии беглым королем Шаламоном, так что следующий король Геза I короновался новой короной, подаренной византийским императором Михаилом VII Дукой. Примерно в XII в. обе короны были объединены в одну. Позже корона была увенчана крестом, который был присоединен, вероятно, в XVI веке. Предполагается, что оригинальный крест, содержавший три фрагмента Честного Креста, был отломан в 1551 году Королевой Изабеллой Ягеллонкой и передан ее сыну, вышеупомянутому Яношу II Запольяи. Корону украшают 72 жемчужины, центральная панель украшена изображением Спаса Вседержителя, покрытого эмалью. На каждой панели присутствуют изображения двух апостолов. Нижняя корона более новая. Ее украшают изображения Спаса Вседержителя, византийского Императора Михаила VII Дуки, Короля Венгрии Гезы I. Имеется надпись на греческом языке: ΓΕΩΒΙΤZΑC ΠΙΣΤΟC ΚΡΑΛΗC ΤΟΥΡΚΙΑC — «Геза, [истинно] верующий Король земли тюрков» (именно так называли венгров в Византии). Документально доказано, что соединенная Корона существовала уже в 1166 году.
Корона имеет свою ярко выраженную особенность — кривой крест на макушке. На этот счет тоже есть своя история: в какой-то непростой для страны момент королевские регалии понадобилось вывезти, спрятать. Их упаковали в ящик, вот только верхняя крышка его была не очень устойчивая. Потом, видимо, на корону поставили еще всю королевскую казну, и эта крышка продавилась, погнув крест. С тех пор ни один ювелир не берется его выправить. А может быть, это уже стало своеобразным символом. Да простят за паралелли, вспомнился Людовик IV и винодел, который посмел поставить на стол винную бутылку с искривленным горлышком. Король указал на это, «сир, даже вино пред Вами в поклоне…», Возможно, так и искривленный крест сделался реликвией.
Святая Корона символизирует все Королевство, всю территорию, весь венгерский народ. Вот почему для венгров было первостепенно важным спасать Корону во время невзгод. Нет Короны — нет Венгрии. Король Бела IV сберег Корону в крепости на острове Клисса (ныне Хорватия) в период татарского нашествия (1241 год). Король Матьяш I Корвин выкупил Корону за астрономическую сумму в Вене (1463 год). Петер Перени [1502–1548, комит Темешвара, канцлер, хранитель Короны, начальник войск Венгрии при князе Трансильвании и Короле Венгрии Яноше I Запольяи (Иване Запольском), спрятал Корону в цитадели Фюзер на севере нынешней Венгрии в период османского нашествия (1526 год). В 1805–1806 годах Корону прятали от Наполеона в Мукачевском замке в Закарпатье. Лайош Кошут спрятал Корону в сундуке и закопал в районе Оршовы (нынешняя Румыния) после поражения от армии Габсбургов при Вилагоше в 1849 году; в Буду она вернулась в 1853 году. Пере наступлением Красной армии в ноябре 1944 года венгерские фашисты вывезли корону из Буды в Австрию, и по приказу Салаши в мае 1945 года корону, скипетр, державу и коронационную мантию зарыли на берегу озера Маттзее недалеко от Зальцбурга в бочку из-под горючего. Когда американцы нашли тайник, корона и другие символы королевской в 1951 году были помещены в хранилище золотых запасов США (Форт Нокс), но в 1978 году после венгерско-американских переговоров снова вернулась в Венгрию.
Интересно, что со времен Короля Кальмана Книжника (1095–1116) стало считаться, что верховным правителем Венгрии является сама Святая Корона, а не Король. Первые властители Венгрии - ни Арпад, ни после него не носили корон и короновались простым золотым обручем. Все в Королевстве подчинялось именно ей. Территории, присоединяемые к Венгрии, не инкорпорировались в нее, а становились «членами соединенных территорий Венгерской Святой Короны». Правосудие вершилось от имени Короны, и в периоды отсутствия Королей гражданские власти приносили клятву на Святой Короне. Корона — центр страны.
О короне венгры говорят с гордостью еще и потому, что термином «Земля короны Святого Иштвана» называют территорию Венгрии до Трианонского договора (1920), после которого страна стала лишь остатком былой величины . Под подушкой с короной лежит меч. Нынешний меч выкован в XVI веке, около 1501 года, предположительно в Венеции. Меч Иштвана I Святого был утерян, однако, меч викинга, который хранится в Соборе Святого Витта в Праге, в летописи 1368 года назван мечом Святого Стефана.
На фасаде парламента 88 скульптуры правителей Венгрии и Трансильвании - или Эрдей, западная Трансильвания в Румынии; которая в конце IX в. была первой стоянкой мадьяр при завоевании родины и всегда являлась для страны особой землей. После 1 мировой войны Трансильвания отошла назад Румынии. Фасад обращён к Дунаю, главный вход выходит на площадь Лайоша Кошута. Он называется “Львиные ворота” из-за скульптур, его украшающих. На площади перед парламентом стоит монумент лидеру национального движения Ференцу II Ракоци.
С противоположной стороны находится памятник Лайоша Кошута. Недавно спили вековые липы, под которыми стоял этот памятник. А какой аромат стоял тут в июне от липового цветения.
Над парламентом реют два флага. Первый - красно-бело-зеленый, флаг Венгрии. Второй, голубой - флаг Секейского края. Это непризнанная национально-территориальная автономия на территории Румынии. Секеи жили и живут в Трансильвании, которая до 1920 года входила в состав Венгрии. Шпили неоготических башен, огромный купол придают зданию вид сказочного, необыкновенного дворца и обещают еще больше царской роскоши внутри. Центральный зал парламента расположен точно по центру здания и называется «купольным». Венчает зал купол диаметром 21 метр и общей со зданием высотой 96 м. У самого купола высота 27 метров. В зале 16 колонн, поддерживающих купол. Наверху колонн находятся скульптуры правителей Венгрии разных исторических эпох. Зал был расписан фресками, украшен скульптурами, на стенах — картины венгерских художников. Все являются подлинниками.
По обе стороны от купола находятся два зала заседаний. Потому что первоначально венгерский парламент был двухпалатным, теперь существует только одна. Во втором зале парламент не заседает, его используют под разные конференции. Коридоры и переходы здания украшены фресками, картинами, скульптурами, представляющими так же немалую художественную ценность. Все остальные помещения парламента строились четко по симметрии от купольного зала.
На подоконниках окон, расположенных напротив входа в зал заседаний, в период повального увлечения модой на курение были сделаны специальные номерные ячейки для сигар. Они сохранились до сих пор и даже «обросли» историей. А история такова: когда в процессе заседания один из парламентариев вышел покурить, через пару минут его снова позвали в зал послушать интересную речь. Тот с сожалением посмотрел на только что раскуренную кубинскую сигару, но, делать нечего, отложил ее в ячейку в надежде, что быстро вернется. Однако речь оказалась действительно захватывающей и к тому же длинной. Поэтому, когда парламентарий вернулся к своей сигаре, от нее остался только «тлен и пепел». «Эта речь стоила одной Гаваны» - воскликнул он, доставая новую.
Недалеко от парламента множество памятников. Один из самых берущих за душу, и один из самых молодых – мемориал «Обувь». Идея принадлежит не архитекторам или чиновникам, а известному режиссеру Кену Тогаю. Сначала надо было придумать такую пронзающую сердце картину, уже потом воплотил ее скульптор Дьюла Пауэр в металле.
Металлические туфли, появившиеся на набережной Дуная в Будапеште в 2005 году, состоят из 60 пар детских ботиночек, женских туфелек и стоптанных мужских башмаков, и являются напоминанием о сотнях тысяч евреев, расстрелянных и замученных фашистами во время Второй мировой войны. В ночь на 8 января 1945 года карательные бригады с обнаженными штыками врывались в дома на набережной Дуная и выводили людей на улицу. Жертвам расправы было приказано выстроиться на краю набережной и снять обувь…
Когда решили построить парламент, был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект, на который были представлены 19 проектов, победила работа Имре Штейндля. Проекты, занявшие 3 и 2 места на конкурсе Парламента, теперь стоят напротив парламента - Министерство сельского хозяйства и Музей Этнографии. Попасть внутрь проще, чем в парламент, и будете удивлены роскошью, не меньшей, чем в парламенте. Дворец проектировался под парламент, поэтому такая пышность внутри необыкновенная. Меня так впечатлил дворец, что посвятила ему отдельный отзыв. Это стоит увидеть, тем более, что стоит недорого. Если не интересны сами экспозиции выставок, получите удовольствие от созерцания залов с лепными и расписными потолками, мраморными колоннами и лестницами.
Дунай последний раз замерзал в 1963 году. Умеренный теплый климат делает прогулки по Будапешту очаровательными в любое время года. Особенно приятно пройтись по набережным над Дунаем. На каждом шагу будут «открыточные» виды города. Набережная между Цепным мостом Сечени и мостом Елизаветы издавна называется «корзо».
Название имеет итальянские корни, в Италии улицы, где происходило гуляние и вечернее катанье в экипажах, назывались «корзо». Официальные названия были разные в разные эпохи. Первоначально именовалась по-немецки - Lederer gasse до 19 века, затем в 1807 году его изменили на Donau Zeile. Сами венгры именовали свою набережную сначала Дунашор (Duna-sor), а чуть позже – Алшодунашор (Alsó-Duna-sor). В 1873 году, в год слияния Обуды, Буды и Пешта в единый город, Столичный совет общественных работ (Fővárosi Közmunkák Tanácsa) переименовал набережную в бульвар Франца Иосифа (Ferenc József sétány). После революции 1918 года бульвар Франца Иосифа спешно переименовали в бульвар Петёфи. В 1948 году набережной снова дали новое название – Белградская, в память о разрушенных городских воротах, которые исторически стояли там, где улица Ваци выходит на Таможенную площадь.
Набережная ещё в далеком 1897 году занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Конечно, теперь она имеет совсем другой вид, чем в старину.
Когда в 19 веке начали застраивали набережную с целью благоустроить берега реки, которая является «лицом города», была произведена большая реконстуркия. На месте сегодняшней площади Сечени и Таможенной находились разгрузочные доки, нижнюю набережную стали называть "ракпарт" (rakpart), от слова rakodni -складировать. Первыми после причалов для торговых корабликов, облагородили откосы, высадили акации, построили деревянныe лестницы к пристаням.
Подходы к причалам были не абы какие- кованные ворота с драконами- работы Фридьеша Фесла (Feszl Frigyes). Часть драконов по городу помельчала и выродилась в дельфинчиков. Поэтому, когда увидите дельфинчика с закрученным в штопор хвостом, знайте, это родственник драконов:)
Однако наводнение 1838 года уничтожило все усилия местных властей, набережная оказалась полностью разрушенной. В следующий раз благоустроить территорию, окаймляющую береговую линию, городские власти решились уже в 1880-х годах, одели в камень. Вдоль набережной стали строить шикарные здания. Но и для них ввели правила: требовали возводить их одной высоты, для красивого визуального ряда и чтобы не загораживать друг другу вид на реку. Вот как заботились о приятности видов. Дома были все как на подбор оригинальной архитектуры. Самые фешенебельные отели города были над Дунаем - Ритц, Хунгария, Бристоль, Карлтон. Вдоль набережной непрекращающейся линией стояли скамейки – садись, не хочу.
После войн и разрушений до нашего времени дожили лишь некоторые их шикарных зданий. После бомбежки 1945 года уцелел только только «двор Тонета». Остальные восстановили, но с другим предназначением, зачастую. Дворец Грэшем (Gresham-palota) – теперь отель «4 сезона».
В 1880 гдля будапештского отделения лондонской страховой компании Грэшема, был выкуплен стоявший на месте сегодняшнего здания, самый большой жилой дом, находившийся в частном владении, так называемый дворец Нако (Nakó-palota), который был демонтирован. Новое здание в стиле венгерского модерна украшен кованым железом, яркими мозаичными панно, текучим растительным орнаментом и аллегорическими фигурами. Сэр Грэшем был основателем лондонской Королевской биржи в 1566 г. Ему принадлежит выражение, которое до сих пору финансистов в ходу: «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». В центре фронтона над входом размещён барельеф с изображением самого Томаса Грэшема. Кованые ворота, на которых горделиво прогуливаются павлины, и плавно изогнутые литые перила с орнаментами были выполнены в мастерской Дьюлы Юнгфера (Jungfer Gyula). Самое современное сооружение на то время: была специальная система пылеудаления, которую приводило в действие центральное машинное отделение. На первом этаже, занимающего 12000 м2, крытый разноцветным стеклом пассаж соединял три коридора с лестницами и магазинами. Этот пассаж – самый первый из построенных в Будапеште, считался архитектурной новинкой. Были апартаменты британских аристократов. В кафе на первом этаже собирались члены так называемого «кружка Грэшема» - закрытого клуба местной творческой интеллигенции, дворец Грэшама моментально стал самым модным местом. Дворец открыт как люкс-отель Four Seasons Gresham Palace в 2004 г после длительной капитальной реконструкции. В 2011 года отель приобрел Султанат Оман, но управление отелем продолжает осуществлять канадский центр Four Seasons Hotels Inc.
Многие из помпезных зданий построенные вдоль Дунайской променады были построены во времена, когда Будапешт был вторым после Вены центром Австро-Венгерской империи. Одно из таких зданий был построенный в 1859-1865 гг. – «Пештский редут». На самом деле, конечно, никакой не редут, а бальный и концертный зал Гр , в котором выступали самые выдающиеся композиторы и музыканты своего времени-Ференц Лист, Бела Барток, Клод Дебюсси, Рихард Вагне, Герберт фон Караян и многие другие.
Вдоль берега проложена ветка трамвая 1900 года. Остановки не просто обозначены, они приподняты над полотном дороги, как платформы. Но не сильно, поэтому, чтобы не было у водителей соблазна срезать путь до остановке, они защищены круглыми пимпочками. Не большие, но их целый ряд, как зубы торчат, не поедешь. Трамваи с низким полом, почти стелятся. Виды трамваев разные, какие- более современные, какие по-древнее, но ездить в любом удовольствие. Если попадается желтый ретро-трамвай, то поедем, как в начале 20 века ездил этот трамвай тут. Старые вагоны старательно реставрируют и поддерживают в рабочем состоянии.
Сидит на перилах ограждения скульптурка «Маленькая Принцесса».
Имеет и другое название - “озорной мальчишка», хотя сидящая над Дунаем девочка – дочь автора скульптуры, Ласло Мартон. Скульптор вдохновился своей старшей дочерью, которая любила наряжаться принцессой и воздвигать на голову корону, сделанную из газеты. Так она расхаживала по дому, делая вид, что одета не в обычный халат, а королевскую мантию.
Почти около моста Свободы находится старейшая церковь Пешта, она была сооружена еще в 12-м веке, потом достраивалась и перестраивалась во всевозможных архитектурных стилях. Во времена османской оккупации Буды успела побывать мечетью. Площадь, на которой расположена церковь, называется площадью 15-го марта, в честь даты начала революции 1848-1849 гг.
Здесь под сквериком на набережной, сидит другая известная металлическая девочка - «Девочка с собачкой», установленная в 2007 г. Говорят, копия этой скульптуры стоит на улице Токио.
Вот на такой нежной «девочкиной» ноте и закончим прогулку по набережной. Здесь будет интересно современным девочкам и мальчикам, дядям и тетям с бабушками и дедушками. Красивая набережная откроет заглавную страницу будапештских красот, как «Жемчужины над Дунаем».