На набережной Дуная прямо напротив парламента, стоит величественное здание Венгерского Этнографического музея. Высота портика этого здания почти равняется куполу парламента. И это не случайно. Сооружение было построено в конце 19 века, когда в Будапеште возвели массу сооружений, приуроченных в празднованию 1000-летия обретения Родины венграми. Первоначальный проект, предназначавшийся под работу парламента, принадлежал архитектору Алайошу Хаусману. Проект, представлялся на конкурс зданий Парламента, но проиграл Имре Штейндлю, и Хаусман воплотил свою идею и проект для другого предназначения. Здание отдали под Дворец Юстиции в 1896 году, поэтому фронтон украшен статуей Фемиды, правящей колесницей с тремя конями.
Вначале музей был основан на коллекции графа Ференца Сеченьи, состоящую из рукописей, старинных монет, собрания книг. В 1847 году члены Академии наук оценили и значимость коллекции Антала Регули - венгерского лингвиста и этнографа, которую тот собрал в экспедициях, и она пополнила ценности Национального музея. В те времена этнография как наука, не только в Венгрии, но и во всей Европе переживала бурный период становления. 60—70-е годы 19-го века были годами образования крупных этнографических музеев в разных странах. Толчком для их развития послужили научные экспедиции XIX века, собранный их участниками материал и, в немалой степени, торговая и политико-стратегическая заинтересованность в территориях, лежащих вне Европы.
Янош Ксантуш, офицер венгерской армии, после событий 1848 года был вынужден покинуть Родину. Несколько лет он жил в США, подбирая материал для коллекций Смитсонианского института. Когда его реабилитировали в Венгрии, на талантливого естествоиспытателя обратил внимание министр просвещения Йожеф Этвёш. Он предложил Яношу присоединиться к австро-венгерской экспедиции, направлявшейся в 1869 году на Дальний Восток. Язык венгров относится к финно-угорской группе и свидетельствует, что сами венгры родом вероятно с берегов реки Камы. Они приходятся дальними родственниками мордвинам или даже народам ханты и манси. Именно поэтому в венгерском языке не так много слов, понятных европейцам. Сбор этнографического материала Яношем Ксантуш оказался удачен. Спустя год путешествия ученый вернулся с небывалой для того времени коллекцией в 2500 предметов. Страна всегда бережно относилась и относиться к изучению истоков собственной культуры. В 1871 году в Национальном музее произвела фурор большая выставка находок Ксантуша. Они пополнили ценности Национального музея, а сам Янош Ксантуш получил должность главного хранителя отдела этнографии. Ускорению темпов музейного коллекционирования материальных богатств народной способствовала выставка в 1896 году, посвященая «Тысячелетию Венгрии». Она помогла этнографическому отделу Венгерского Национального музея получить в 1892 году отдельное помещение, в котором смогли разместить материал, собранный для выставки. «Тысячелетие Венгрии».
Сегодня многочисленные залы посвящены разным темам. В музее действуют несколько выставок, две из которых являются постоянными: одна рассказывает о культуре и традициях венгерского народа, а другая – о жизни венгров, начиная от первобытных времён до начала цивилизации. Также В 13 залах расположились предметы искусства и быта из Африки, Сибири, Австралии, Монголии, Индонезии и других уголков мира. Есть археологические находки времен Римской империи, предметы быта людей, проживавших в средние века, экспонаты, посвященные революциям и войнам. Представлены артефакты, как венгерского, так и международного значения.
Здание поражает архитектурными украшениями и роскошью. И все вместе они создают атмосферу пышного дворца, не офисного здания. В оформлении переплелись черты популярных в то время направлений: барокко, ренессанса и классицизма. Дворец щедро украшен скульптурами, среди которых особенно выделяется изваяние богини Юстиции, расположенное на верхней части фасада. Шикарный внешний вид в совокупности с удобным местоположением, сделали музей одним из главных культурных центров города.
(Это фото их интернета, мой аппарат не берет так).
На входе надо спуститься в подвал, где находятся раздевалки.
Восхищает внутреннее убранство здания музея. Высокие арки и колонны, украшенные коринфскими ордерами, органично окружают пространство под стеклянной крышей центрального фойе.
По мраморным лестницам поднимаются на галереи, отделенные стройным рядом колонн.
За высокими резными дверьми зал с расписным потолком, двумя каминами на торцах с хрустальными люстрами.
Постоянная выставка называется «Традиционная культура венгров». Она знакомит с народными традициями и национальным искусством. Здесь можно увидеть, как менялась жизнь венгерского крестьянства. Здесь предметы от кухонной утвари, орудий труда до драгоценностей разных эпох. Есть музыкальные инструменты, вышивка, иконы, игрушки.
В музее проводят меняющиеся тематические выставки, посвященные каким-то событиям. И не только выставки стоят того, чтобы зайти в музей, но и просто для того, чтобы полюбоваться на красивейшие внутренние интерьеры, стоит зайти сюда. И попасть сюда проще, чем в парламент, красоты не меньше.
В наш приход в одном из залов была выставка фоторабот, посвященная живой природе.
В Будапеште приступили к строительству нового здания Этнографического музея в парке Варошлипег. Архитекторам воплотили в проекте концепцию "ворот" между городом и парком. Особенностью нового музея и то, что 60% здания будет расположено ниже уровня земли. Новый проект нисколько не похож на действующий музей. Он будет изюминкой спрятанной в природном ландшафте, старое здание так и останется историческим украшением города.
В Будапеште много дворцов, да не во все можно попасть. Это музей доступен для всех, и всех порадует своими экспонатами и сразит красотой своих залов.