В холме Будапешта, где после страшного наводнения спаслось множество горожан, решено было построить церковь в знак благодарности за спасение. Но строительство началось не сразу, а только в 1851 году. Строили 54 года (1851-1905) и назвали в честь святого Иштвана (Стефана), первого короля Венгрии. В те времена даже ходила шутка про должников, не желавших отдавать свой долг: "Отдам, когда достроится церковь". В 1868 году, когда храм был практически готов, произошло обрушение купола здания. Возглавивший строительство Миклош Ибль сумел возвести новый купо, удачно вписав его в композицию уже готовых нефа, трансепта и всего здания. Собор был освящён 9 ноября 1905 года. На освящении присутствовал император Франц-Иосиф I. Название "базилика" относится не к её размерам или архитектурным особенностям, а отражает её положение по рангу в церковной иерархии. В 1938 году папа Пий XII присвоил собору святого Иштвана почётный статус Базилика минор, т.е. маленькая базилика. Что делает ее равной сестрой, главной католической святыне – Базилике св. Петра в Ватикане.
Базилика первоначально обозначало жилище царя, Базилевса. В базиликах производился суд, происходили собрания граждан. При императоре Константине большинство базилик было отведено для христианских богослужений; с тех пор многие храмы стали именоваться базиликами и образовался особый стиль церковных построек в форме базилик. Базилика Будапеште интересна тем, что строилась дважды, точнее, ее купол. Первое, купол равен в высоту 96 метрам, такой же у здания Венгерского парламента. Это связанно с датой «обретения Родины» 1096 г. Второе, вот уж точно - «многострадальный» купол. Во время строительства первый вариант купола просто рухнул в 1868 году. Из-за обрушения базилику практически заново начали возводить с фундамента. Второй купол строил уже другой архитектор, конечно. При освящении храма с новым куполом присутствовал император Франц-Иосиф, и во время церемонии он все время опасливо поглядывал вверх на него. В годы Второй мировой войны стены и крыша собора изрядно пострадали, в 1947 году купол реконструировали. В 1982 году сильная буря снова повредила купол, посещение собора стало опасным, и в 1983 году началась новая реконструкция.
Базилика в плане представляет собой равносторонний греческий крест. В месте пересечения поперечного трансепта с главным нефом расположен массивный купол высотой 96 метров, такой же как у здания Венгерского парламента, и диаметром 22 метра. По одной из версий, число 96 связано с 896 годом, когда племена венгров пришли на эту землю. По бокам от главного купола расположены две высокие колокольни. На одной колокольне сооружена смотровая площадка для туристов, к которой ведут два лифта и винтовая лестница.
Для колокольни базилики отлили самый большой колокол в стране, изготовили его мастера города Пассау. Колокол расположен в южной (правой) колокольне. Его вес более 9 тонн, а диаметр 240 см. До него главный колокол храма весил на 1 тонну меньше и использовался в военных целях во время Второй Мировой войны.
Внутрь собора ведут кованные двери с изображениями всех 12-ти апостолов.
Интерьер церкви поражает своим великолепием. Сначала невозможно остановить взгляд на чем-то одном, настолько много впечатляющих элементов. Великолепные росписи на стенах, позолота и резьба, изящные скульптуры, мраморные колонны.
Колонны и стены храма отделаны мрамором разных цветов, около 50 различных типов мрамора пошло на эту красоту.
Иштван I Великий - нитранский князь, венгерский надьфейеделем и король Венгерского королевства из династии Арпадов. Святой Иштван (Стефан) стал первым королем на законодательном уровне, говоря современным языком. Иштван - третий король Венгрии, третий сын Арпада и старший из выживших к моменту смерти отца. Он вступил на трон в относительно спокойное для страны время - не было войн с внешними врагами, и мог себе позволить внутреннюю войну по «насаждению» католичества в стране, как благодарность Папе за свою коронацию. Был коронован от лица папы Римского в 1001 г. папским унцием. Святой Стефан в благодарность Папе «насаждал» католичество в стране. В соответствии с указаниями святого Стефана, каждые десять деревень должны были построить храм и снабдить его всем необходимым. Чтобы люди ходили в храмы по воскресеньям, указом короля ярмарки, то есть большая торговля, должны была происходить конкретно в воскресенье. Поэтому этот день называется в переводе с венгерского - «ярмарочным днем». Крещение Венгрии закреплялось также на законодательном уровне в так называемых законах святого Стефана, как основ христианской нравственности и морали. Служили укреплению в диком кочевом языческом обществе, состоящем из 120 различных племен - «необузданные народы», христианства. Потому что вопрос жизни и смерти очень остро встал перед ними: либо они будут ассимилированы и стерты с лица земли, либо научатся жить по другим законам. Принятие венграми христианства было ключевым событием в истории страны. При короле Штефане воинственные по своему настрою племена были принуждены к жизни в мире, кочевники начали переходить к оседлому образу жизни. Десять заповедей отрицали деспотизм и произвол, запрещали воровство и убийство решительнее, чем все обычаи времен кочевничества.
Семья Стефана на момент его рождения уже была тесно связана с христианством, причем восточным, византийским. Дед святого Стефана по матери князь Дьюла -в крещении Стефан, второй в Венгрии по влиянию властитель восточной части Венгрии, уже в 30–40-е годы Х века принял в Константинополе крещение и получил от византийского императора чин патрикия. Шарлота, мать святого Стефана, дочь Дьюлы, также была обращена в христианство и воспитывалась в христианском духе. После своего брака с венгерским князем Гезой она обратила его в христианство и привела ко крещению. Их сын родился в 979 или в 980 году. В возрасте трех лет ребенок, носивший до того языческое имя Вайк, был крещен и получил в крещении имя Стефан (на венгерском Иштван). Крещение, по-видимому, проходило по греческому обряду. После смерти отца и вступления в 997 году на княжеский трон святой Стефан поставил перед собой задачи укрепления государства и укоренению в Венгрии христианства.
«Вся деятельность праведного Стефана свидетельствует об уважительном отношении к Восточной Церкви, о сохранении и развитии связей с Византией, о близких отношениях венгерского и константинопольского дворов. Произошло также и династическое сближение: невестой наследника престола – в последствии трагически погибшего герцога Имре, была византийская принцесса. Характер святого Стефана хорошо отражают его наставления наследнику: «Правь кротко, со смирением, мирно, без злобы и ненависти. Самые прекрасные украшения королевской короны – это добрые дела». «Помни, что все люди рождаются в одинаковом состоянии, ничто не возвышает так, как смирение, ничто так не принижает, как гордыня и ненависть». «Та страна, в которой говорят только на одном языке и где известна только одна культура, – слабая и бедная. Поэтому приказываю, сын мой, хорошо принимай иностранцев и хорошо с ними обращайся». Но это в церковных писаниях так елейно о нем сказано. Историки говорят «об огне и мече», воинственном покорении королем Иштваном племен, уничтожении всех, кто был не согласен с его методами и взглядами. Владения Иштвана стали неотъемлемой частью христианской Европы и превратилось в наиболее уважаемое и, возможно, самое могучее из новых государств, образованных во второй половине X в. Кроме того, оно единственное среди них обладало совершенно уникальной привилегией: его церковь подчинялась непосредственно и исключительно Риму.
После захвата турками в 1514 году Секешфехервара мощи праведного Стефана были в большей части утеряны. Святая десница, а также часть черепа святого, были вывезены и с 1590 по 1771 год находились в г. Дубровнике, затем мощи были возвращены в Венгрию. С 1951 года мощи находятся в базилике святого Иштвана (Стефана) – крупнейшей базилике Будапешта, и являются, наряду с короной праведного Стефана, наиболее почитаемой святыней страны.
Купол собора удерживается на 4-х мощных опорах, которые в свою очередь подпираются мраморными колонами. На внутренней поверхности купола изображены сцены сотворения мира.
Про купол базилики можно сказать «многострадальный». Во время строительства первый купол просто рухнул в 1868 году. Из-за обрушения базилику практически заново начали возводить с фундамента. Второй купол строил уже другой архитектор, конечно. При освящении храма с новым куполом присутствовал император Франц-Иосиф, и во время церемонии он все время опасливо поглядывал вверх на купол. В годы Второй мировой войны стены и крыша собора изрядно пострадали, и в 1947 году купол опять реконструировали. В 1982 году сильная буря снова повредила купол и посещение собора стало опасным, а в 1983 году началась новая реконструкция.
В церкви хранится саркофаг с гробом короля Беллы III (1172-1196) и его жены Анны де Шатийон. Сначала короля похоронили в Секешфехерваре, который был в то время столицей Венгрии. Оттуда саркофаг привезли в Будапешт для нового построенного храма в 1896 г. так как саркофаг Беллы -единственные сохранившиеся королевские останки, то решено -храниться им в столице новой. Кстати, саркофаг и его украшения совсем новенькие, к переезду изготовленные в 19 веке. Слева от алтаря хранится одна из главных святынь венгерского народа - рака с десницей святого Иштвана, короля и полководца, создавшего единое государство. Золочёную раку, в которой хранятся мощи, в День святого Иштвана выносят из собора и совершают с ней крестный ход.
Невероятно декоративный интерьер, а также большое количество скульптур, производят впечатление не культового здания, а какого-то дворца. Поэтому большое количество молодоженов записываются заранее, согласны долго ждать, лишь бы провести свою свадебную церемонию в этом храме под звуки великолепного органа. В соборе даже проводятся вечера органной музыки.
На площади перед храмом площадь выложена красивым орнаментов из разного цвета камней.
Ночью величественное здание красиво подсвечивается.
Базилика, по моему мнению, самый интересный храм в Будапеште. По убранству превосходит и все виденные в других уголках Венгрии. По размеру побольше в Эстергоме, но внутри не так интересно. В Эгере третий по величине собор, с интерьером в стиле барокко. Если посетить базилику в Будапеште, то увидите самый красивый храм страны.