Все туристы обязательно посетят площадь Героев в Будапеште. В старину здесь было просто поле. Но так повелось, что именно тут ставились разноцветные шатры венгерской знати, когда они проводили государственные советы. Массовая застройка этого места началась только на стыке XIX и ХХ веков. Стали появляться здания по периметру, а в центре оставалось пустое пространство. Его необходимо было чем-то заполнить. В 1896 году здесь появилась первая скульптура и открытие ансамбля запланировали к юбилею венгерской государственности, которой исполнялось 1000 лет. 36-метровую колонну венчает фигура архангела Гавриила не случайно. По легенде, именно Гавриил во сне убедил короля Иштвана стать христианином и распространять веру в народе. Основание памятника украшают статуи семи мадьярских вождей, перешедших через Карпаты в 896 году.
У подножия монумента находится композиция, представляющая собой группу всадников. Так изображены семь всадников, вожди семи угорских племён во главе с князем Арпадом, основателем первой венгерской династии, который в 896 году привел свое племя с Урала в Европу, на Среднее Подунавье, конкретно осевший в Венгрии. Есть «юмор» про переселенцев с уральских гор под предводительством Арпада, они же финно-угры, который шли по миру и дошли до камня, где было написано «в ту сторону пойдете, будут болота, комары и еда - селедка в море. В другую пойдете, там – виноград, Дунай и горячие источники». И те, кто умел читать, пришли на Дунай.
Между колоннами в ряд 14 венгерских правителей и государственных деятелей, начиная от первого короля Венгрии Иштвана I. Шесть представителей династии Арпадов, четыре аристократа Анжуйской династии, четыре трансильванских князя. В 19 веке торжественную колоннаду замыкала фигура австро-венгерского императора Франца Иосифа. После потрясений 20 века теперь на его месте стоит президент Венгрии в период Венгерской революции 1848−1849 годов Лайош Кошут. Он возглавил революцию 1848 года. Вместе с Лайошем Баттяни в марте того года прибыл с Вену с требованием учреждения венгерского самоуправления, он создал для борьбы с Австрией двухсоттысячную армию, он вел переговоры с Англией и Францией. Жив остался только потому, что эмигрировал в Турцию, затем в Америку. Его ближайший соратник Лайош Баттяни был расстрелян 6 октября 1849 года во дворе австрийских казарм, на месте нынешней площади Свободы. А Кошут дожил в Италии до девяносто одного года.
Пояс одного из венгерских вождей украшает рог. Во-первых, этого вождя можно считать осетином (!), точнее, аланом, часть которых покинула свои родные горы и в скитаниях так же нашли новую родину на территории Венгрии, и они стали прозываться яссами. Во-вторых, с ним связаны событие, ставшее национальным символом. В 955 году во время битвы на реке Лех, германское войско во главе с императором Оттоном Великим наголо разбило венгерское войско. в живых остались только несколько воинов и три вождя, одним из которых был яс Лехель. Пленным предложили самим выбрать способ казни. Лехель ответил, что, делая последний выбор, он должен протрубить в свой рог. Рог ему принесли. С ним рванулся к германскому императору и с такой силой ударил его по голове, что рог треснул, а император свалился замертво. С тех пор рог один признаков мужества для венгров и венгерский государственный символ.
В 20 веке на площади появилась Могила неизвестного солдата, покрытая каменной плитой. За Мемориалом расположены две полукруглые колоннады, строительство которых осуществлялось в 1896-1929 годы, а по её краям находятся скульптурные композиции Мира и Войны.
Выставочный центр Мючарнок — художественная галерея, которую открыли в 1895 году, то есть практически вместе с самой площадью. Проектировал здание, в том числе и Альберт Шикеданец – один из авторов памятника Тысячелетия. В выставочном центре нет постоянной экспозиции, зато работают временные выставки. Найти Мючарнок просто – он находится по правую руку от памятника Тысячелетия, если стоять спиной к проспекту Андраши. По левую руку находится Музей изобразительных искусств.
За площадью Героев находится парк Варошлигет (Városliget), который был облагорожен и превращен в парк, как часть мемориального комплекса, во время проведения праздничных почестей Honfoglalás в честь 1000-летия обретения венграми родины. Венгры предпочитают делать акцент: «Мы пришли». Парк тянется на восток до самой площади Kacsóh Pongrác út и является самой крупной зеленой зоной в центре Будапешта. На территории парка находятся цирк (Fővárosi Nagycirkusz), парк аттракционов (Vidampark, в настоящий момент реконструируется), зоопарк с ботаническим парком (открыт в 1865 году, более трех тысяч животных и около 700 видов растений), знаменитый ресторан "Гундель" (Gundel, 1894 г.), а также памятник в честь годовщины революции 1956 года.
Напротив всемирно известной купальни Сечени, в парке на искусственном острове посреди небольшого озера, стоит замок Вайдахуняд. В 1896 г. к празднованию 1000-летия обретения венграми родины -приход венгерских племен в Карпатский бассейн и осевших тут на жительство. Было принято решение отпраздновать это важное событие организацией национальной юбилейной выставки в Городской роще на окраине города. Сначала был сначала возведен «Исторический павильон».
Он представлял собой своеобразный городок с уменьшенными моделями зданий. Возводились временные сооружения из фанеры и дерева, части изготавливались даже из папье-маше. В натуральную величину делали копии и фантазийные здания, причем зданий не какие-нибудь, а самых известные в Австро-Венгрии. Мастера использовали элементы двух десятков зданий, сыгравших определенную роль в развитии государства. Павильон сначала служил декоративным украшением городского парка и после завершения праздничных мероприятий его разобрали. Но он так понравился будапештцам и, главное, монарху, что тот приказал переделать его в фундаментальное строение. Торжественное открытие нового архитектурного комплекса состоялось 9 июня 1907 года – самим Францем-Иосифом I, императором Австро-Венгрии.
На парадном входе есть ров и натуральные средневековые ворота, в которых даже есть решетка. Комплекс стоит над рукотворным озером, которое зимой становится катком. По обе стороны арки-входа две башни. Зубчатая балюстрада и бойницы по верху башни, имитируют сходное построение епископской крепости в Дяковаре (Хорватия). С левой стороны возвышается «Башня пыток», являющаяся плодом вольного архитектурного воображения. С другой стороны ворот находится башня, за которой следует постройка с четырьмя большими готическими окнами. Фасад здания завершает башня «Не бойся», образуя переход к замку.
Далее находится апсида капеллы, построенной в 1460-х годах в имении Заполяи Сепешчютёртёкхей, с высокими окнами, украшенными ажурной каменной гравировкой. От нее в направлении ренессансконого комплекса к хозяйственному входу, оформленному в средневековом духе, ведет переходная ажурная башенная стена романо-готического стиля с бойницами, в центре которой возвышается небольшая крепостнообразная полукруглая башня.
Памятник архитектору Альпару, автору этого невероятного комплекса, установлен у входа в замок.
Пройдя через ворота, надо обойти весь замок по периметру и подивиться разнообразию фасадов с разных сторон. Замок Вайдахуняд в архитектурном плане представляет собой единство несочетаемого: его ансамбль включает в себя романскую, готическоую и ренессансно-барочную части, соединенных единым дворовым пространством, также сочетающем в себя элементы разных архитектурных эпох Венгрии. Во время юбилейной выставки ренессансная часть и барочный дворец стояли отдельно. После возведения замка в камня их соединили переходом. На внутренней стороне замка под тройной итальянской аркой зодчий разместил готические окна из флинтгласса с ажурной каменной резьбой, а под аркой – балкон по всей длине стены, защищенный выступающей крышей на деревянных консолях. Фасад украшают копии барельефов короля Матиша Хуняди и его жены Беатриче Арагонкой.
Здание, извилистой линией смотрящее на внутренний парк, типично барочного характера, однако не имеет своего прототипа, а является вольной композицией, соединяющей элементы епископского дворца в Надьвараде, архитектурных сооружений венских зодчих Фишера фон Эрлаха и Лукаса фон Хильдебранда.
И так густо намешанно украшений и архитектурных придумок, что только диву даешься. Переход из одной архитектурной эпохи в другую дает возможность ознакомиться и с различными традиционными элементами венгерской архитектуры, и подивиться выдумке и воображению автора И. Алпара, сумевшего соединить их в единый архитектурный дворец, в каждом его кусочке смешать реальные и выдуманные элементы выбранных архитектурных стилей. Над главным входом трубящие крылатые ангелы, парные группы путто, львиные головы, раковины, гирляндовые фестоны, каменные и жестяные вазы. На создание этого купола проектировщика вдохновил основной элемент ворот замка в Дюлафехерваре. И венчает купол венгерская государственная корона. Покрытые куполами два крайних ризалита уже плод чисто творческого воображения. Пространство главного фасада между большими арочными окнами изобилует множеством орнаментов, рельефов и скульптур, характерных для эпохи барокко. На выпуклых ризалитах находятся парные пилоны, а на вогнутых стоят мужские и женские фигуры атлантов, украшенных пилястрами. Над оконными арками первого этажа архитектор расположил островерхие замковые камни, а на втором этаже – мужские головы и антаблемент.
Частично облицованная кирпичом «башня апостолов» - точная копия башни Шегешварского замка.
Со стороны озера фасад замка скорее соответствует эпохе Возрождения. Общий вид несколько мрачноватого большого заднего фасада оживляют цветные витые сграффито и бегущие по фризу ренессансные элементы, имитирующие сандрики домов области Сепеш в северной исторической части Венгрии. Фасад здесь симметричен, в середине с ризалитом, увенчанным выступающей башней.
Южный край фасада частично повторяет барочные контуры башни на бастионе святой Каталины в Брашшо. Середина расчленяется арками, а вверху заканчивается острым шпилем и четырьмя угловыми башенками. Нижнюю часть, тяжеловесную и массивную архитектор разнообразил использованием балконов и оконных рам с ренессансными и барочным украшением по образцу ратуши в Бартфе. Согласно первоначальному замыслу И.Алпара западный фасад корпуса имитировал башню ренессансной ратуши в Лёче и ренессансный фасад с резными фризами дома Ракоци в Эперьеше. На одной части внешнего фасада встроена копия выступающего из стены готического закрытого балкона трансильванского первоисточника, принадлежащего роду Хуняди. Фасады, обращенные к озеру, во время Второй мировой войны были полностью разрушена, и входе реконструкции были восстановлены с использованием элементов фасада замка Грашшалковичей в Гёдёллё, уже в барочном стиле.
Это копия настоящего средневекового замка, располагавшегося в румынской Трансильвании. Замок Вайдахуняд в Будапеште копия величественной резиденции трансильванских правителей Хуняди- династии Корвинов, в Румынии, или иначе, замка Хуньяди в современном румынском городе Хунедоара, что на юге Трансильвании. Его еще в XIII веке построил Янош Хуньяди – трансильванский воевода, регент Венгрии и отец великого венгерского короля Матьяша I (Матвея Корвина). Первым достоверно известным представителем рода средневековых магнатов Хуньяди был Серб (есть варианты написания имени Сорб и Сербан). Он в XIV веке переселился в Трансильванию предположительно из Валахии. Его сын по имени Вайк (Войку) крестился с именем Ласло. Сын Ласло по имени Янош был известным полководцем, отличившимся на службе у императора Священной Римской империи и короля Венгрии Сигизмунда в войне против Османской империи, за что получил от него владения в пограничной провинции с османами, относяшихся к современной Венгрии.
Макет именно этого здания настолько впечатлил посетителей, что вся экспозиция получила его название – Вайдахуняд. В 1908 году картонную и деревянную кладку во временном сооружении заменили камнем и кирпичом. Разные части отображают части замка Корвинов, башни брашовской крепости Каталина, крепость Шегешвара, Якская часовня. Шегешвар - город на территории Румынии, по-румынски название Сигишоар и по-немецки Шессбург. Около него в середине XIX века произошло сражение русских войск и венгерских повстанцев, закончившееся разгромом венгров. Там погиб венгерский поэт Шандор Петёфи, являющийся «Пушкиным» для венгерской литературы.
Здания располагаются в хронологическом порядке, поэтому можно проследить историю Венгрии и архитектурных стилей, каждый из которых говорит о культуре и традициях, которые чтили венгры на протяжении многих веков. Стены замка Вайдахуняд украшены барельефами двух августейших особ – самого короля Матьяша I Корвина и королевы-консорта Беатрисы Арагонской, дочери неаполитанского монарха Фердинанда I и его супруги Изабеллы, принцессы Таранто. Ее величество, будучи итальянкой по происхождению, заложила основы традиции ренессанса в венгерском национальном искусстве. Часть замка Вайдахуняд занимает Сельскохозяйственный музей. Также в залах замка проводятся концерты, выставки и свадебные церемонии.
На другой стороне искусственного водоёма расположено кафе с одноимённым названием «Варошлигет». Кафе кажется так же копией какого-то историческогох сооружения, как и замок. Но это новое здание, возведенное сначала, как курзал для отдыха дворян и состоятельных людей.
Слева по ходу стоит немного жутковатый, позеленевший памятник Анонимусу - двухметровая фигура полностью закрытая покровами с головы до ног, с рукописью в одной руке и остро наточенным пером в другой. Скульптура монаха в капюшоне, скрывающего лицо, создана в 1903 году Миклошем Лигети. Им так же сооружена статуя Тюнде, расположенная в Королевском дворце венгерской столицы.
Памятник в прямом смысле «анониму», так как увековечен неизвестный автор известного произведения - «Деяния венгров» (Gesta Hungarorum). В 57 главах он описал древнюю историю венгров и привел перечень их племенных вождей. Это очень важный для государства Венгрии исторический документ. Как же случилось, что затерялось имя, однако, затерялось. Есть версии, что он был монахом в часы короля Белы III, который правил с 1172 по 1196 года. Однако, это скорее относится к самому манускрипту, определению его эпохи. А самим автором называют и епископа Дьёрского Петера, и другого епископа, и даже нотариуса при дворе Белы IV, по имени. то ли фамилии Поус. Труд неизвестного автора был переведен с латыни лишь спустя 600 лет после написания, и в настоящее время является одним из основных источников о том периоде венгерской истории.
Сверкает на солнце, как золотое перо монаха. Это единственный элемент памятника, которому не дали позеленеть от времени посетители. Венгерские студенты верят, что если потереть перо перед экзаменом, то он будет сдан успешно. Туристов же после надраивания пера, говорят, ждет удача. Ну, кто же откажется от удачи, потому так и блестит отполированное перо.
За памятником Анонимусу располагается точная копия монашеской обители, построенной в романском стиле, и небольшая часовня. Вход в последнюю интересен сам по себе: прообразом для него стали ворота костела монахов-бенедиктинцев, расположенной в местечке Як области Ваш на западе Венгрии (освящена в 1256 г.) на австро-венгерской границе.
Прямо на фасаде вырезаны статуи Иисуса Христа и 12 апостолов. Великолепная лоджия и фрагмент апсиды капеллы выполнены в готическом стиле. Когда в 1925 году создатель замкового ансамбля Игнац Альпар отмечал свой 70-летний юбилей, в знак уважения к именитому мастеру здесь был закреплен медальон с его изображением, который можно увидеть и сегодня. Львы, стоящие у входных пилонов точно дублируют архитектурные решения якского образца. Эти гипсовые копии единственные соответствуют оригинальным скульптурам, которые к нашему времени уже сильно пострадали от коррозии. Первоначально копия капеллы предназначалась для библиотеки музея и только во время Первой мировой войны была освящена как церковь. Прилегаюший к церкви дворик является плодом воображения архитектора, использующего частичного итальянские средневековые образцы.
К дворику примыкает крытая галерея, на дальней стороне которой к юбилейной выставке был построен ряд покоев и приёмных с чрезвычайно пышным убранством для императора Франца Иосифа.
Далее здания, выполненные в стиле готики, напоминающие рыцарскую крепость. В них были покои, который строились для действующего на тот момент императора Австро-Венгрии- Фердинанда I.
Потом за мосточком сам парк, откуда есть необыкновенные виды на ансамбль, как на заколдованный замок из сказки. В чем его прелесть, что вот он, наяву и доступен каждому.
В парке разные уголки, есть для детей, есть для взрослых. Во время выходных и праздник тут в прямом смысле не протолкнуться, настолько популярен парк у будапештцев и гостей города.
Окружающее замок озеро на зиму осушают. И трудно поверить, что летом по нему лодки с веселой публикой плавают, озеро потому и называют "лодочное озеро". А осенью и зимой - почти сухое дно. И новобрачные спешат пройти по отмели на точки, где будут самые выигрышные фотографии.
В парке вековые деревья, таинственные овраги, загадочные уголки, поэтому его облюбовали киношники, как "натуру" для своих фильмов
Не зря "отлили" в камне задуманный художниками и архитекторами "потешный" дворец в 1896 году. Радует людей уже второй век и никак не нарадуются на эту красоту люди. И для каждого туриста обязательное для посещения место.