Будапешт являет взорам туристов свое былое, теперь уже и нынешнее, великолепие во всем в историческом центре города. Красивыми домами город начал застраиваться в конце 19 веке. До этого был «не ахти» по воспоминаниям Михайловского-Данилевского от 1815 г.: «Мы объехали почти весь Пест и Офен (немецкое произношение). Они некрасивы. Домы большею частию в одно и два жилья; лавки и магазины бедны; товары выставлены в них без разбора; широкие улицы наполнены старинными повозками». По-настоящему старых строений в Будапеште нет, каменные фрагменты стрельчатых арок, встречающиеся во дворах Буды, немногочисленны. «Промышленная революция» в Венгрии в последнюю треть 19 века, дала толчок массовому строительству помпезных домов, дворцов разбогатевшей знати. Всего за 150 лет превратившись в одну из красивейших столиц мира. Его общий облик был сформирован уже на рубеже XIX-XX столетий.
Туристическая ось в Пеште, это идущая от набережной Дуная улица Аттила, переходящая в проспект Андраши, который идет до площади Героев. После преобразования в 1867 г. Габсбургской империи в Австро-Венгерское государство Будапешт стал столицей Венгрии. Тогда и были осуществлены многие значительные проекты: строительство Парламента, Западного вокзала, Большого кольца вокруг Старого города в Пеште, Центрального рынка, первой подземки и роскошной улицы Андраши. Горожане, жившие на стороне Буды, наслаждались зеленью садов, жители Пешта могли попасть в Городскую рощу только по узкой, переполненной транспортом улице Кирай. Начали прокладку проспекта Андраши (1872 – 1884), в ряду масштабных преобразований, кипевших по всему городу к празднованию тысячелетия обретения Родины в 1896 году. «На месте снесенных стен и полосы отчуждения Гладис построить настоящий европейский проспект». Дьюла Андраши был премьер-министр той эпохи, он хотел превратить Будапешт в город мирового масштаба. Фигура не однозначная. Граф Андраши был одним из главных борцов за независимость Венгрии от власти Габсбургов. Его заочно приговорили австрийский монарх к смертной казни через повешение и в 1851 году даже символически казнен. По амнистии 1857 при помощи матери вернулся в Венгрию и принес присягу на верность… императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу I. После преобразования страны в дуалистическую Монархию получил важный пост в Венгрии. Воплощение проекта Миклоша Ибля заняло целых сорок лет, половину Пешта снесли до основания, чтобы выстроить проспект, которому завидовала бы вся Европа. Для расчистки места под будущее строительство было снесены более 200 домов, всем владельцам участков и строений были выплачены компенсации. Застраивался новый проспект новыми домами, в которых ценилась солидность.
Строили не кто как хотел, а в соответствии с национальной идеей о красоте преуспевания. Получилось богато и помпезно. Большие здания украшались всеми доступными архитектурными украшениями - портиками, копирующими античные образцы, египетскими сфинксами, не говоря про «просто» атлантов и скульптуры на фасадах. Мостовая проспекта Андраши изначально была застелена специальными деревянными блоками, чтобы щадить копыта лошадей и не беспокоить состоятельных людей, которые здесь жили, шумом издаваемый каретами и экипажами. Не смотря на то, что работы не были закончены проспект был торжественно открыт в августе 1876 года. Изначально его назвали Радиальным проспектом (Sugár út), затем после завершения строительства всех зданий, в 1886 году еще при жизни проспекту присвоили имя Дьюлы Андраши. В 1949 году название изменили на проспект Сталина, в 1956 году на проспект Венгерской молодёжи, с 1957 года стал проспектом Народной республики и только в 1990 году проспекту вернули имя Андраши. Прекрасный широкий проспект длиной 2,5 км является сердцем Будапешта и за свою изящность получил название «будапештские Елисейские Поля». Но у проспекта своя уникальная и неповторимая атмосфера и красочность. До площади Октогон проспект имеет саму узкую ширину. Все здания в этой части пр. Андраши имеют преимущественно 4 или 5 этажей. Первые этажи в них занимают роскошные рестораны и эксклюзивные бутики. Тут множество достопримечательностей: различные музеи, бывшие в прежние времена доходными домами, здания с уютными внутренними двориками, украшенные скульптурами и фонтанами, Университет изобразительных искусств с причудливыми окнами и узорами на фасаде, Музыкальная академия. Здесь представлены лучшие образцы будапештской эклектичной архитектуры, среди которых особой красотой выделяется Оперный театр (1875 – 1884, арх. М. Ибль).
Он является одним из красивейших в мире и занимает третье место по акустике в Европе после миланской Ла Скала и Парижского оперного театра. Построен в 1884 году Миклошем Иблем на месте бывшей площади Хермина. Жена австрийского императора Елизавета – Сисси; приезжала на все премьеры этого театра, сам же император посетил театр только один раз в день открытия. Сисси обожала Будапешт и не любила Вену, где страдала от холодности императорских обычаев и нелюбви свекрови Софии. Напротив оперы массивное здание с интересной историей. Дом построенный на деньги пенсионного фонда венгерских железных дорог между 1893 и 1896 годами и называется Дворец /деслера) - какое он отношение к пенсионному фонду имел? Конечно, не о пенсионерах думали, когда на верхних этажах построили 24 роскошные квартиры. Возможно, деньги от аренды апартаментов шли пенсионному фонду, я надеюсь. Первоначально на первом этаже было шикарное кафе. С 1949 года по 2002 год первые три этажа были отданы Венгерской национальной академии балета. В 2002 году у мэрии появился план, по которому предполагалось сделать в этом здании отель и возродить кафе.
Андраши проспект состоит из трёх частей. Первая, шириной 32 метра, ведёт от проспекта Байчи-Жилински до площади Октогон. По сторонам помпезные здания в стиле эклектики и модерна, на первых этажах которых сегодня, как и раньше, расположились дорогие рестораны, кофейни и магазины эксклюзивных брендов.
Площадь Октогон образует пересечение проспекта Андраши с Большим бульварным кольцом. Название площади дала её форма O ktogon — «восьмиугольник». Здания, построенные на площади в 1870-е годы по проекту Антала Скальницкого, образуют восьмиугольник. В 1936-1945 годах площадь носила имя Муссолини, а в послевоенный период называлась площадью 7 Ноября. В 1990 году площади вернули её первоначальное имя Октогон.
Проспект Андраши прекрасен, спору нет, но надо посмотреть не только его парадную сторону - саму стрелу-улицу, а и побывать в его окрестностях. Есть удивительная своей камерностью и романтичностью площадь Ф.Листа. Друг против друга через дорогу, стоят два памятника - композитору Ференцу Листу и писателю Мору Йокаи.
Лист прославил Венгрию своей музыкой на века. При вопросе- «назовите композиторов Венгрии», все сразу первым называют Листа. Он и есть композитор №1 для Венгрии. Но так же он был патриотом и во время сильнейшего наводнения приехал в Будапешт, чтобы дать благотворительные концерты в помощь пострадавшим, и венгры всегда вспоминают великого композитора с благодарностью и любовью.
Кроме уютных улочек, отходящих от площади и бульварной зелени, место известно, как большая ресторанная площадка Будапешта.
В прямом смысле «плечом к плечу», как ряды полков на параде, вереницы столиков по всей длине улиц. Шагаешь, как бы не по тротуару самой улицы, а по бесконечному ресторанному залу, между сотнями жующими со всех сторон. Пусть принадлежащие разным ресторанам столики отгорожены декоративными элементами, все равно остается ощущение единого «жевального» места.
Совсем недалеко от самой площади, если пройти между бесконечными столиками ресторанов, предстанет взору красивейшее здание в Будапеште - Музыкальная Академия им.Ференца Листа. Величественное здание имеет красивый фасад, украшенный скульптурами известных композиторов и музыкальных деятелей. У главного входа скульптура самого Ференца Листа, постамент которого украшен шестью барельефами, посвященными истории музыки.
Внутренний интерьер академии оформлен в стиле сецессион, который был модным в Будапеште на границе 19 и 20 веков.
Будапешт «спорит» с Веной по поводу, какая из них имеет больше оснований, называться «музыкальной столицей» Европы. Перечень композиторов творивших в Венгрии столь обширен, что весь не смогу перечислить. Самый знаменитый венгерский композитор, при этом не знавший ни слова по-венгерски! - Ференц Лист. В Будапешт его почти заманили его поклонники и правительство, предоставив все условия для работы. Его дочь Козима стала женой его друга, немецкого композитора Рихарда Вагнера, крупнейшего реформатора оперы. После смерти мужа она организовывала знаменитые вагнеровские оперные фестивали в Байройте. Прославили Венгрию и бесконечный ряд других композиторов: Имре Кальман и Золтан Кодаи, Ференц Эркель и Белла Барток, Эрнё Дохнайи, Ласло Лайты, Штефана Хеллер , Антала Дорати, Джоржа Селла и множество других. Мало кто знает, что корни рода композиторов Штраусов – из Венгрии, более того, из Будапешта. Их прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720—1800)- родом из Буды, был евреем, принявшим католичество.
Музыкальный Будапешт богат славными именами и всевозможными музыкальными заведениями: кроме оперных и других музыкальных театров, в городе есть Венгерский институт музыки (Institute for Musicology) и Музей истории музыки, Музыкальная академия и музей- исследовательский центр Листа Ференца, филармония и консерватория. И множество других заведений, где главная – музыка. Даже музей музыкальных шкатулок и музыкальное кафе есть.
На отрезке от Октогона до плошади Кодая проспект расширяется до 43 метров, центральная магистраль отделена от домов прогулочными дорожками, создающими как бы свой бульвар по обе стороны проспекта. Проспект окружен домами с расписными фасадами, вдоль засаженный старыми деревьями и полный уютными ресторанами и кафе по сторонам.
Круглая площадь, названная в честь венгерского композитора Золтана Кодаи, не только часть, элемент главного проспекта, она имеет свое лицо и свои приметы. Между вогнутыми фасадами и башнями четырех великолепных зданий площади находится небольшой парк, под деревьями которого стоят скульптуры, посвященные героям турецких войн, установленные на деньги императора Австро-Венгрии Франца Иосифа.
Это памятники четырём известным венгерским героям. Балинт Балашши (1554–1594) — воин, поэт, переводчик, основатель венгерской лирической поэзии, Писал на венгерском, словацком и турецком языках. Воевал с турецкими и польскими войсками, был ранен, попал в польский плен. Погиб от ран, полученных при осаде Эстергома. Миклош Зриньи/Николай Зринский (1508–1566) — полководец Императора Фердинанда I, по происхождению хорват.
В 1563 был назначен главнокомандующим войсками на правом берегу Дуная и комендантом Сигетвара, который оборонял от гигантской армии турецкого Султана Сулеймана Великолепного. Когда пламя охватило верх цитадели, Зриньи во главе своих 600 воинов ринулся в густые ряды турок и скоро пал, пораженный тремя пулями. Правнук Зриньи, также Миклош (1620—1664), с 1647 бан Хорватии, одержал несколько побед над турками.
Дьердь Сонди (1500–1552) — комендант крепости Дрегели, которую героически оборонял с малым отрядом против огромной турецкой армии. Погиб при обороне; его голову один из янычаров принес командиру турецкой армии Хадиму Али Паше. Пораженный мужеством венгров, он приказал отпустить десять оставшихся в живых защитников крепости, а Дьердь Сонди был с почестями похоронен турками в мраморной гробнице.
Янош Боттян, известный также как Слепой Боттян (1643–1709) — участник борьбы против Османской империи, принимал участие в освобождении от турок Буды. В 1704 году во время восстания Ференца II Ракоци за независимость против Габсбургов, стал генералом куруцкой армии вооружённых антигабсбургских мятежников в Королевской Венгрии в период с 1671 по 1711 года. Памятник скульптора Дюлы Киш-Ковача поставлен в 1958 году.
Часть проспекта, протянувшаяся от площади Октагон до площади Героев, значительно более широкая, скорее в бульвар превращается из-за обилия деревьев, зеленых газонов. На завершающем отрезке проспекта к пл.Героев имперские здания постепенно сменяются низко-этажными шикарными усадьбами. По сторонам стоят богатые особняки, утопающие в зелени. Что ни дом на этом отрезке проспекта Андраши, то дворец во плоти. Во многих из них сейчас размещены музеи или посольства. Здесь царит атмосфера респектабельности и помпезности, не зря проспект Андраши считают самой престижной улицей Будапешта.
В одном таком доме, больше напоминающем дворец, находится ресторан с магазинчиком и большим внутренним патио - вход свободный.
На пр.Андраши находится и российский центр науки и культуры при посольстве России. Солидное здание имеет свою историю и является объектом мирового наследия ЮНЕСКО.
Внутри холлы и помещения украшены черными мраморными колонами, лепными потолками, резным деревом.
В центре проводят выставки, семинары, спектакли. И бесплатно! Приходите, участвуйте, приятно проводите время.
На задворках Университета изобразительных искусств (Magyar Képzőművészeti Egyetem) просто импровизированный музей находится и это место называется Шелковичный парк. Специально ли выставили сюда скульптуры, как не поместившиеся в здании, или нет, но пройти мимо равнодушно невозможно.
По другую сторону от проспекта Андраши почти параллельно ему идут зеленые тихие улицы. Здесь приятно неспешно гулять, рассматривая интересное кругом.
Постеры на заборе, за которым здание Magyar Írószövetség -ассоциации венгерских писателей.
Огромный храм в таком тихом уголке города поражает - Реформатская церковь.
Завершить эту очень интересную прогулку по знакомству с городом, можно уже на площади Героев, которая в прямом смысле за углом.
Будете в Будапеште, погуляйте по проспекту Андраши. Его любят сравнивать с парижскими Елисейскими полями. Нет, пр.Андраши - это пр.Андраши. Квинтэссенция имперского размаха Австро-Венгрии и ее представлений -" сделайте мне красиво". Империи уже нет, красивый проспект остался.