В Будапеште около 40 театров. Но особое место занимает Венгерский оперный театр. Большой радостюь для культурного наследия Венгрии является то, что театр почти не пострадал во Время Второй мировой войны. В 1945 г. в театре так же шли спектакли, как и до войны. Акустика театра считается третьей после Ла Скалы и Парижской Гранд Опера. Зал Венгерской оперы небольшой - по сравнению, например, с Ла Скала, и весь интерьер внутри отделан резным деревом. Возможно, дереву и обязан театр прекрасной акустикой.
Неоренессансное здание украшено скульптурами и орнаментами, выполненными в стиле барокко. Украшение симметричного фасада следует музыкальной тематике. Над окнами фойе по двум сторонам изображены четыре статуи музам: Мельпомене, Талии, Эрато и Терпсихоре. В нишах по обе стороны главного входа есть фигуры двух самых выдающихся композиторов Венгрии - Ференц Лист и Ференц Эркель (Ferenc Erkel) – авторо национального гимна Венгрии, основоположник венгерской оперы. Во время реставрации 1965 года на карнизе, восстановлена баллюстрада с 16−тью статуями великих композиторов. В 1888-1891 гг директором театра был знаменитый композитор Густав Малер. Прославили будапештскую оперу и работавшие здесь, замечательные дирижеры, артисты, Бела Барток и Ламберто Нарделли, Янош Ференчик и Оотто Клемперер. На развитие венгерского балета оказал большое влияние русский классический балет. На будапештской сцене танцевали Нежинский и Кшесинская.
До 1884 года оперные спектакли проходили в Национальном театре наряду с драматическими спектаклями. Отдельное здание оперы начали строить еще во времена Австро-Венгрии. И деньги выделялись с высочайшего монаршего соизволения. Потому для оперы Будапешта был ряд условий. Театр не мог быть больше здания венской оперы. Казалось бы, условие соблюдено, но это если смотреть снаружи. Внутри - как издевка? проект во многом повторяет венскую оперу. В то время приблизительно одинаковые проекты театров и были. Однако, интерьеры в Будапештской опере намного разнообразнее и богаче. Существует легенда о неудовольствии Франца Иосифа, который присутствовал на торжественном открытии. Он покинул театр, взбешенный превосходством здания венгерской оперы над венской вовсе не по размерам, а по красоте здания и пышности внутреннего убранства. Сохранилась до наших дней небольшая часть оригинальной декоративной живописи, поскольку используемая казеиновая эмульсия рухнула через 30-40 лет после открытия. Восстановлена по первоначальным проектам.
Вестибюль театра уже на входе в театр подготавливает к пышности и великолепию внутри. На сводчатом потолке росписи Берталана Секея (Bertalan Székely) и Мора Тана (Mór Than), на которых изображены девять муз. Пространство имеет свет, как бы исходящий от прекрасного мрамора, из которого сделаны колонны. При строительстве придерживались правила, что все материалы должны быть венгерского происхождения. Однако, необходимый для проекта мрамор все же пришлось завозить из заграницы. Возможно, это было решение самого архитектора Миклоша Ибла, раз не нашел в Венгрии нужного мрамора.
Лестница ведет вглубь здания, где главная лестница партера находится. Переплетение ее маршей обрамлено разноцветным мрамором, скульптурами, фальш-окнами и другим великолепием.
Зрительный зал, как сердце театра, поражает своей пышностью и роскошью. Резное дерево и мрамор колонн, прекрасная фреска на потолке, бархат стульев и занавеса. На позолоченный декор зала пошло более 7 кг золота.
"Театр был полон, ложи блещут...". Кстати, про ложи. Не все они одинаково удобны для ракурса на сцену. На верхних ярусах в ложах сделали подиумы для стульев последнего ряда, но это мало помогает.
Фреска на потолке зала работы Кароя Лотца (Károly Lotz) - «Апофеоз музыки», одно из главных творений фресковой живописи в Венгрии. Она представляет собой круговую композицию с внешним периметром круга в 45 метров. На ней изображены двенадцать греческих богов на Олимпе, слушающих в облаках выступление Аполлона. По центру свисает бронзовая люстра весом 3050 кг. В время строительства оперы, применялось газовое освещение в быту и общественных местах. Первоначально в люстре были 500 газовые горелки. Во время представлений, в силу свойств пламени, было просто невозможно полностью погасить свет, поэтому зрители смотрели представления при уменьшенном горении. Во время реконструкции 1980−1984 годов люстру реконструировали, заменили 220 лампочек, что облегчило общий вес на 900 кг
Деревянный старинный пол с многочисленными круглыми черными решетками под креслами. Не могу выяснить, из-за не владения венгерским, для чего они и в таком количестве? Возможно это вентиляция, вряд ли это для слива. Хотя, после наводнения 1876 года всё возможно, настолько тот потоп был ужасен для Будапешта. В городе было множество трагических событий, не обошли они и театр. Помня про них и учитывали опыт других городов. Так в Вене, когда велось строительство театра, он сгорел вместе с 400 человек внутри. Поэтому в проекте будапештского театра были предусмотрены меры безопасности, которые раннее не применялись. Впервые появился особый железный занавес, который бы ограждал сценическое пространство, были предусмотрены пожарные краны для брандспойтов.
Королевская, теперь президентская ложа, расположена в центре зала и украшена скульптурами, символизирующими 4 оперных голоса – сопрано, альт, тенор и бас.
Особенность театра, зрителей после окончания спектакля почти выпроваживают. Сразу гаснет свет - и так в небольшом количестве освещавший холлы, вестибюль. Если не успеть в пеерыве сфотографировать, то потом уже будет темень. Служители идут в прямом смысле по пятам, выпускают, но уже не впускают в какие-либо помещения и всем видом демонстрируют ожидание, когда же вы уйдете наконец. Это поведение очень удивило, в других европейских театрах такого не позволяют.
Холлы, коридоры оперы на ярусах надо все обойти и внимательно рассмотреть. Они не только холлами служат, здесь проводят и камерные музыкальные вечера, настолько красивы расписные потолки и резные деревянные фасады.
Не только на внешних элементах здания есть скульптурные работы, и внутри на ярусах так же.
В венгерских оперных спектаклях, где есть танцевальные партии, тем более в балете, внимательный зритель заметит элементы чардаша, вставленные в танец. Ну, невозможно спутать эти движения корпусом вправо-влево в сочетании с поднятыми вверх руками. И это в «Спартаке»! Первый раз рот открывается от удивления, на других спектаклях уже ждешь этих моментов и радостно их отмечаешь. Потому что молодцы венгры, что еще скажешь, в любой спектакль хотят внести свой национальный оттенок, колорит. Но после таких балетов, до меня дошло, почему во всем мире ценится русский классический балет. Воочию увидела, как уровень русского балета отличается.
Венгры музыкальный народ. Про чардаш и песни знают все. Но мало кому известно, как венгры аплодируют – в определенном ритме. Хлоп-хлоп, еще быстрее: хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, и так до «верхней» почти чечетки ладонями. Потом обрывается и начинается заново с размеренных дружных хлопков, которые опять перейдут в «чечетку». И все это без «фальшивых нот», абсолютно чистым единым звуком всех зрителей. Вот это я понимаю музыкальная нация, так музыкальная нация! Даже в аплодисментах себя проявляет.
Гардеробные помещения в театре находятся в разных местах. Сразу на входе в вестибюль театра прямо под лестницами. Для партера есть свой гардероб выше на этаж. Вот про него хочется упомянуть, потому как он отличается от привычных.
Собственно, это отгороженные части стен с крючками на них! И одежду вешают в несколько слоев на эти крючки, что прикреплены к стене рядами. Одежда, которую повесили на нижние крючки, окажется под слоем одежды верхних. Как разбираются гардеробщицы и вытаскивают конкретные пальто, загадка. Еще интересный момент, вы получаете не жетон, а бумажную «квитанцию», она возвратная. Возникает вопрос, что после многоразового использования, она же просто порвется. Значит, каким-то образом их пополняют?
В перерыв публика неспешно проходит в буфетный зал. Внутренние настенные и потолочные росписи так же выполнены Тоном Мором и Кароли Лотца. Помещение окнами выходит на проспект Андраши. В теплое время года открывают доступ на балкон, откуда можно полюбоваться сияющим огнями проспекта.
Если выходить из буфетного зала справа, то попадем в так называемый курительный коридор, имеющий и другое, романтическое название — коридор поцелуев. Наверное, считалось, что девушкам там не место, и можно было улизнуть туда от строгих родителей на свидание со своим молодым человеком. Во времена строгих нравов нужно было изворачиваться. По пахнувшей табаком одежде, скорее всего догадывались, куда она отлучалась. Можно было сказать, что выходы перепутала и пришлось перебегать по курительной галерее.
"Бал окончен, гаснут свечи..." . Но покидать театр после окончания спектакля стремительно не стоит. В темноте театр выглядит задумчивым и более загадочно, чем днем. Перед театром стоят мраморные сфинксы, по преданию они охраняет оперу. К сфинксу надо по традиции прикоснуться, на удачу.
В будапештской опере ставил свои спектакли Джакомо Пуччини. На ее сцене звучали голоса Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Рене Флеминг, Монтсеррат Кабалье и других всемирно известных певцов. Театр дарит не только высокий уровень постановок, но и большое удовольствие от нахождения в его стенах. «Дьенерю опера!» - прекрасная опера.