До того, как воочию встретиться с Будапештом, влюбилась в венгерский шарм по фильму «Отпуск за свой счет». Обыкновенно слово шарм относят ко всему французскому. Шарм, как способность «на раз» очаровывать, подходит ко многому на свете. И очень подходит к Венгрии. Фильм стал одним из любимых в нашей семье, который можно смотреть без конца. И, оказалось, он предначертал нам встречу наяву с городом и страной. Что знали про город и страну до фильма – крохи, что-то из истории, чардаш, да гуляш с токаем. Заранее было предвкушение чего-то яркого и вкусного, необычного и уже знакомого, как до встречи «по переписке». При «личной встрече» всё оказалось и так, и не так. Но с каждым приездом город становился привычнее, что ли. Ушел первый восторг при первоначальных посещениях и видах с набережной на Буду или с горы Геллерт на город. Город перестал быть незнакомым, но как гордый красавец - или красавица (в венгерском языке нет «он» или «она»); остался непознанным, но уже не чужим.
Главные красоты в Будапеште из наследия Belle Époque, «прекрасной эпохи», следы довоенного времени, и слово «довоенное», для венгров имеет только одно значение – до Первой Мировой войны, до 1914 года. Сто с небольшим лет назад Будапешт был другим, и это время как бы стремительно обновлял гардероб. Его нувориши «конвертировали» свои богатства в дворцы и другую недвижимость. По нему еще не прошлись ни первая, ни Вторая мировая война. Будапешт в своих восстановленных и отреставрированных домах демонстрирует основательность и правильность того «золотого века», что совпал здесь с эпохой Австро-Венгерской. Самому Будапешту, в строгом смысле слова, всего около 150 лет! Страна сумела за это время построить город, ставшим вровень с европейскими столицами. И как в Европах принято, районы города приобрели свою повседневное предназначение. Сравнивая с жилыми помещениями, районы Будапешта можно подразделить так. Улица Ваци с прилегающей развлекательно-туристической тропой, служат в городе гостиной. Министерства и другие официальные конторы в районе Парламента - кабинетом. Парки города и его зеленые острова, будут клумбами под окном. За Большим и Малым бульварами уютные спальни. Разделение, правильнее - объединение двух сторон по берегам Дуная, Буды и Пешта, придала городу колорит, которые только он имеет. Пешт считается местом для взросления, строительства карьеры. А когда уже все заработано, то солидные люди переселяются в коттеджи зеленых холмов Буды. «Buda is the best, we are living in the Pest!» -девиз молодежи. Домик с садиком в Буде - закат жизни, так же как солнце в Будапеште заходит за Будой.
От набережной Дуная начинаем, как от печки, любые маршруты по центру Пешта, сочно-насыщеннему красотами и достопримечательностями. Происхождение названия происходит от тюркского слова «печь», означающего огонь. В Венгрии есть город Печ, огонь был основой жизни для людей - обогрев, приготовление пищи, уют жилища. По уютности, домашности Пешт и выделяется в Будапеште. Не пытаюсь охватить весь-весь Пешт в рассказе, только отдельные его кусочки. Веду повествование по фотографиям, которые у меня есть, но я не штатный фотограф и на променадах по городу не всегда снимала все вокруг. Могу же я просто наслаждаться и гулять:)
Визуально можно найти пл.Елизаветы (Erzsébet tér) по колесу обозрения, доминанте этого уголка города. Площадь получила своё звучное имя в честь королевы Элизабет Баварской, легендарной Сисси. Кроме колеса здесь стоит фонтан «Дунай» (1880 г.), созданный Миклошем Ибле.
Колесо обозрения появилось летом 2013 года при организации музыкального фестиваля Sziget, поэтому колесо получило название Sziget Eye. Через несколько месяцев его демонтировали и перевезли на остров, где проходил фестиваль. Потом фестиваль закончился и колесо опять вернулось на площадь Елизаветы в марте 2017 года. Где и стоит до сих пор. Не довелось на нем прокатиться, со стороны такая поездка выглядит страшновато - очень быстро крутиться колесо, нигде такой большой скорости кручения не наблюдала.
Недалеко от подножия колеса находится прямоугольник водной глади, что кажется прудиком или фонтаном. Это не то, и не другое. Вода является… крышей для находящегося внизу ресторана-кафе. Сквозь воду хорошо видны стоящие внизу столики и ужинающие люди.
На соседней площади доминирует здание "Анкер", построенный австрийской страховой компании Анкер. Это был первый многоквартирный дом в Будапеште. Разные его части и детали выполнены в разных стилях, классика, готика, арт-нуво. Вместе получился совершенно непохожий на другие здания в городе. В 1941 году муниципалитет решил, что такое яркое помпезное здание, просто бельмо на глазу города, и приказал снести башни и стоявшие на крыше скульптуры. Но решение исполнили не полностью, фигур на крыше нет, остальное в целостности и сохранности. Центральная часть крыши натуральная пирамида, на верхушке орел держит глобус, как символ единения.
Куда ни пойти в Будапеште, «прямо-прямо» или свернув на другие улицы, всюду будут встречаться интересные дома и памятники. Ни в одной другой стране - пока, не видела такой концентрации памятников в городах, как в Венгрии. Только в Будапеште их… 6200 объектов! И в других городах страны, везде найдутся скульптуры и разные памятники в большом количестве. Приехав на отдых в Балатонфюред – предназначение города как курорта, говорит по названию уже само за себя, просто поразили позеленевшие каменные вельможи, стоящие в кустах вдоль набережной, в парке, возле каждого «уважающего себя» офиса или гостиницы. Это не говоря про площади! Городок с кулачок, памятников – «мешок». Остров Маргарет в Будапеште и в стародавние времена, и сейчас - место отдыха, пляжей, купален с термальной водой; а памятники «позеленевшим вельможам» не просто в кустах, строем, почти с десяток штук стоят вдоль дорожки. Так и называется - аллея памятников. И так в любом городе Венгрии, какое-то невиданное в других странах увлечение памятниками. Их можно долго перечислять, а все равно все не описать, так их много.
И это не считаются украшения на зданиях, всевозможные кариатиды и атланты. И просто рыцари.
Улицу Надьмезе (Nagymező), называют «будапештским Бродвеем». Не пропустите, обратите внимание на здание театра Венгерской оперетты. Зажатое между более высокими домами, оно кажется небольшим. Но внутри - не была, только по отзывам, прекрасный белоснежный зал с золотом. И все холлы, помещения впечатляют красотой. Напротив входа памятник - конечно же! славнейшему композитору Имре Кальману, чьи оперетты известны всему миру. Можно присесть рядом на скамеечке – «я и великие», пока тот оторвался от дел и решил выкурить сигару. Мы, может, отвлекаем маэстро от трудов, недалеко стоит «его» ноутбук, куда, наверное, заносит композитор в комп свои новые творения в 21 веке.
Дворец Нью-Йорк (New York palota) построили на бульваре Эржебет в 1894 году для одноименной страховой компании. По роскоши убранства его сразу начали сравнивать с дворцом баварского Людвига II. Дом построен полукругом, внутри образуется небольшой внутренний двор под стеклянным куполом. Расположенный здесь отель . В здании есть и кафе в стиле французского ар-нуво, которое открыл кофейный магнат Шандор Стоер на нижних этажах. До Второй мировой войны в Будапеште было 300 кафе, и самым роскошным среди них уже тогда был «Нью-Йорк» (New York Kávéház). По легенде, в день открытия один журналист, Ференц Мольнар, специально забросил ключи от кафе в Дунай, загадав, чтобы двери его больше никогда не закрывались. Очень быстро кафе Нью-Йорк превратилось в культурный и интеллектуальный центр Будапешта.
В заведении Стоера собирались сливки мира театра и кино, известные журналисты, писатели, художники. Среди них режиссер биографической драмы "Частная Жизнь Генри VIII" Александр Корда и знаменитый композитор, автор бессмертной "Сильвы" Имре Кальман. Владелец кафе выписывал для своих гостей около сотни разнообразных газет и журналов. Многие писатели именно здесь написали первые главы своих произведений или первые стихи - Дьюла Круди, Ференц Мольнар Жигмонд Мориц, Дежё Костолани (Krúdy Gyula, Molnár Ferenc, Móricz Zsigmond, Kosztolányi Dezső). На одной из стен до сих пор висит памятная доска, на которой написано, что именно здесь постоянно работал один из известных редакторов Эрнё Осват (Osvát Ernő). Но знал дворец и плохие времена, во время первой мировой войны New York Café был превращен "в самый красивый в мире склад". В 1954 году заведение было вновь открыто под названием Café Hungaria, теперь ему вернули первоначальное название. Весной 2007 г был открыт пятизвездочный отель сети BOSCOLO - New York Palace, который называют "золотым дворцом". А кафе New York Café по-прежнему известно лучшими в Будапеште десертами.
Нужен парижский шарм, "их есть у меня". Этот элегантный дом так и называется — Парижский двор (Párisi Udvar).
Здание было специально построено под торговый пассаж. Но «Парижский двор» известен больше архитектурой, сочетающей элементы венецианского, мавританского, византийского стилей и модерна. Здание накрыто большим, прозрачным стеклянным куполом. Поэтому название "перекличка" с крытыми пассажами, модными в Париже в конце XIX в. Внутри удивительные витражи, резьба по дереву и мозаика из плитки. Здание отеля Parisi Udvar теперь настоящее украшение города.
Вокзал Ньюгати самый старый вокзал Будапешта, построенный в 1877 году компанией Eiffel & Cie под контролем французской строительной компанией Гюстава Эйфеля. Здание было сооружено прямо над ранее существовавшим вокзалом. Благодаря профессиональной работе мастеров Западный вокзал стал настоящим украшением Бульварного кольца. Фасад здания из стекла по центру не просто скрывает от несведущих огромный каркас из литого металла, а делает из стеклянной стены украшение. Особенно для того времени.
Многое видывал вокзал на своем веку, но в наступившем 21 веке чуть не лишился крыши. Один мошенник чуть не продал ее на металлолом. Как можно постороннему что-то продать с государственного вокзала? Было бы желание. Найдя в списках немецкую компанию, приобретавшую металл, он предложил ей «демонтируемые металлоконструкции». Получил оплату и даже пригласил на осмотр товара. Одновременно позвонил на вокзал, что приедет немецкая делегация. Ее приняли с почетом, удивляясь, почему они дружно головы задирают. Всполошились, когда потом начали устанавливать леса на платформах, наконец жд начальство стало выяснять, что происходит. Полиция мошенника вычислила, а немецкая компания недосчиталась крупной суммы.
Недавно преобразилась площадь Свободы в районе Липотварош. До 1886 года в этом районе было множество армейских казарм, часть из которых использовалась как тюремные помещения. Именно здесь содержались участники венгерского восстания 1848 года. После их сноса в 1986 г. – когда перекраивали практически весь город к празднованию 1000-летия «Обретения Родины», образовалась площадь, вытянувшаяся с севера на юг. По периметру площади стоят большие величественные здания, такие как Венгерская телерадиокомпания, Национальный банк.
В 1901 году построен особняк с фасадом в стиле Сецессион, где сейчас находится посольство США. В 1905 году после реконструкции площади на противоположных её сторонах появились здания Биржы - сейчас тут размещается радиотелевизионная компания, и Национального банка. Последнее «приобретение» площади в 2014 г., мемориал Свободы с «сухим» фонтаном напротив. Под памятником цветы, различные предметы, камни с надписями, даже табуретки. Так эмоционально сами венгры поясняют неоднозначный для них памятник и свою историю.
В вечернем свете город смотрится «по-вечернему», как прихорошившийся, подготовившийся к балу кавалер. Музыка из ресторанов и просто на улицах играющие музыканты, услаждают слух и настраивают на продолжающиеся удовольствия в ночи.
Подсвеченные достопримечательности, фасады домов, будто декорации из сказок народов мира.
Каждый из 23-х муниципальных районов столицы имеет «свое лицо», но вместе это Будапешт. Элегантный, красивый город, который продолжает «прекрасную эпоху» современным ритмом, насыщенной культурной жизнью, своим шармом и гостеприимством.