От площади Кальвина начинается часть Йожефвароша, называемая «кварталом дворцов», застроенная монументальными зданиями «с историей». Так было не всегда. Первые дома здесь появились в начале XVIII столетия. Прямо за городскими стенами Пешта между Хатванскими и Кечкеметскими воротами выросло поселение ремесленников, мелких торговцев. Вдоль крепостной стены проложили дорогу. На месте современного Национального музея построили виллу для кардинала Баттяни. Наводнение 1838 года практически уничтожило Йожефварош. Когда исчезли городские стены, началась застройка совсем другими зданиями. Палатинус Иосиф строит тут Национальный театр и Национальный музей. Местная аристократия скупает участки вокруг них и строят дворцы один краше другого. В основном их возведение происходило в 19 веке местной знатью, которая стремилась перещеголять венских снобов. В наши дни эти здания занятых государственными учреждениями, университетскими факультетами и музеями. Это целый комплекс исторических зданий на улице Károlyi Mihály utca, среди которых университет Этвоша Лорана (Eötvös Loránd University), Университетская церковь (Egyetemi Templom), Литературный музей Петефи (Petőfi Irodalmi Múzeum) и дворец Михая Кароя (Károlyi-palota) - первого президента Венгерской Республики. Дальше Музейный бульвар (Múzeum körút).
От площади Кальвина первым "открывает" квартал бывший дворец семьи графа Венкхейм, самой богатой в Венгрии в 19 веке. Бела Венкхейм был политиком, даже занимал пост премьер-министра страны.
В настоящее время в здании находится городская библиотека. В красивейших графских залах теперь читальные залы.
Местные дворцы-особняки были построены, оформлены именитыми архитекторами и художниками. Величественный комплекс Венгерского национального музея - Magyar Nemzeti Muzeum, основан в 1802 году, посвящённый истории и искусству Венгрии. Здание музея главная доминанта в этом районе.
Его построил знаменитый архитектор Михай Поллак. С 1808 года входил в архитектурный комитет Пешта и тем самым сыграл огромную роль в оформлении города. В Пеште Поллак строил жилые дома и дворцы в стиле поздней готики, переходящей в классицизм. По проекту Поллака в Будапеште построены, например, дворец Шандора в Буде и бывшая военная академия. Основу музейного собрания составляют коллекции монет, рукописей, книг, и других ценностей, принадлежащих когда-то графу Сечени. Здесь так же собрана богатейшая коллекция по археологии и истории страны, отличная музыкальная экспозиция, книги и рукописи, а также нумизматические и портретные галереи. 15-го марта 1848 г. поэт Шандор Пётефи декламировал со ступенек Национального Музея написанную им "Национальную песнь", что и послужило сигналом к началу антигабсбургской революции.
Перед музеем памятник венгерскому поэту Яношу Араню, прославившемуся своей трилогией Тольди.
Здание окружает собственный парк, по которому приятно прогуляться.
Свободный, бесплатный вход в - Дом Музыки (?), точно не знаю названия учреждения. Вход под аркой здания находится.
В старом особнячке приятная атмосфера, красивый главный зал.
Большое помещение музыкальной фонотеки, где можно прослушать музыкальные произведения.
В 1860-х годах М.Ибль получил заказ на постройку дворца Каройи Pollack Mihály tér 3. Пышность дворца чрезмерная: тут и парадное крыльцо с колоннами, башенки и огромный балкон, скульптуры и резной камень.
Чуть дальше на площади Поллак-Михай стоит дом, который положил начало строительству фамильных домов в Будапеште. Возведение дома для проживания своей семьи в городе граф Дьёрдь Фештетич доверил самому известному будапештскому архитектору - Иблю Миклошу. Строительство закончили в 1862 году. В наше время здесь находится Немецкий университет.
Во дворце Фештетичей, Festetics-palota (Pollack Mihály tér 10) довелось побывать во время проводимой в его стенах свадьбы. В «квартале дворцов» не было в те времена доходных домов. Все дома, точнее, дворцы предназначались для одной семьи, в данном случае - для графов Фештетич. Дом не слишком помпезен, так как нет нужды выделяться графу, проживая в квартале таких же богачей. Но так кажется только снаружи. Под внушительным балконом выходящим на улицу, вход - сначала не в здание. Первым идет высокий проход во внутренний дворик.
Этот проход-проезд строился под кареты, которые заезжали сразу внутрь дворца; разделяет парадное здание как бы на две половины. Внутренний дворик обнимается строениями со всех сторон. Площадь всего двора выложена брусчаткой, которая помнит подковы лошадок графов.
В каретном проезде торжественные двери ведут на не менее торжественную парадную лестницу, устланную красным ковром.
Лестничный марш имеет сложный потолок с лепниной и массивный светильник, спущенный на цепи с потолка.
На площадке второго этажа большое зеркало и двери ведущие во внутренние залы.
Вот и белоснежный бальный зал. Позолоченная лепнина, зеркала, хрустальные люстры дают понять, что это настоящий дворец. Все готово для начала бала. В углу пристроили свои инструменты и аппаратуру музыканты. И - начали! И раз-два-три, и раз-два-три…
Здание одного из факультетов университета им. Лоранда Этвёша на площади Egyetem tér. Перед храмом науки маленький фонтан-памятник птичке. Возможно, это голубь мира Пикассо?
За углом высокая университетская церковь с примечательными двумя башнями.
Венгерские церкви во время турецкой оккупации 15-17-го вв., были превращены в мечети и потом обратно стали церквями. Эта церковь началась строиться в 1723 году на месте разрушенной мечети монахами Павликианского ордена, а достроена только в 1742 году. Император Иосиф II в конце ХVIII века распустил орден, церковь была передана университету. Внутри сохранились красивые фрески, внутренняя отделка и копия иконы Черной Мадонны Ченстоховской.
Напротив церкви литературный музей им. Петефи.
Чуть дальше Сберегательный банк Пешта, построенный самим Миклошем Иблем. Огромные окна с каменными резными наличниками. Но главное украшение спрятано от взгляда с улицы - купол, внутри которого спиральная белая с золотом лестница.
За ними уютный скверик, где можно отдохнуть перед следующим рывком по городу. Когда-то этот сквер был сквером дворца Каройи, принадлежавшей известной в Венгрии аристократической семье.
Найти такой уголок в центре города редкое удовольствие. Здесь кроме скамеек и клумб, есть детская площадка. И для детей домик с живыми кроликами. Не знаю, существует ли он сейчас, был на месте несколько лет назад.
Под смех детей, около ярких цветочных клумб, перед глазами верхушки университетской церкви, как "фата-моргана" далекой эпохи. Эпохи дворцов, балов, революций, пронесшейся и оставившей после себя эти дворцы, как напоминание - это было...