С перекрестка в районе «Астории» во все стороны отходят улицы знаменитые своими достопримечательностями. Одноименная гостиница «Астория» сыграла в венгерской истории роль, сравнимую с крейсером Аврора в нашей истории. В 1918 году в ней размещался Национальный совет, требовавший выхода Венгрии из первой Мировой войны и провозглашения независимости страны. Как полагается, революционные массы захватили вокзалы, мосты и телефонные станции. 31 октября под ликование масс премьер-министром был утвержден Михай Карой, через 2 недели провозглашена первая Венгерская Народная республика, просуществовавшая до 21 марта1919 года. Протестующие прикрепляли на одежду астры, которые продавались по случаю Дня Всех Святых. Историки потому и начали называть октябрьские события 1918 г - «революцией астр».
После подавления восстания 1848 года венгры крепко запомнили поработителей Габсбургов. Наступивший новый 20 век начался с его Первой мировой войной. В обстановке повсеместного хаоса последних месяцев войны, парламент Венгрии 17 октября 1918 года расторг унию с Австрией и провозгласил независимость страны. Далее начались революционные процессы внутри страны, молодые венгерские революционеры провели "репетицию" завоевания свободы своей страны и подарили людям надежду обрести независимость.
От перекрестка недалеко до самой большой в Европе синагоги, обязательное уточнение при рассказах о Будапештской достопримечательности. Еврейская община Буды была основана еще в XI столетии и веками бок о бок жили они с венграми. В XVIII веке Иосиф II издал Указ о терпимости, провозгласивший принципиальное равенство всех жителей империи перед законом. С этого момента евреям разрешалось заниматься ремеслами, земледелием, свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих и даже учиться в вузах. Сооружение с двумя куполами-луковицами в псевдоисторическом мавританском стиле, призванном напомнить о ближневосточных корнях евреев, был создан венским архитектором Людвигом Фёрстером, создавшим до этого синагогу в Вене. Поэтому, уже имея опыт подобного строительства, и было построено такое большое здание. Высота башен составляет 44 м, вместимость рассчитана на 3000 человек- проектировались отдельные места для мужчин, отдельно для женщин. Еще на стадии строительства прихожане выкупали места. Синагога знаменита свои органом, на котором играли Ференц Лист и Камиль Сен-Санс.
Щемящий сердце памятник во дворе синагоги - дерево с железными листочками, на котором перечислены все погибшие от рук фашистов в Венгрии евреи. Синагога и находится в центре еврейского довоенного района, и еврейского гетто во время войны. Был приказ всем евреям поселиться в желто-звездных домах этого района, помеченных для их проживания. Отсюда уводили и никто не возвращался… В Будапеште есть день памяти, называемый "День домов с жёлтой звездой".
Здание примыкающее к синагоге – Еврейский музей, построенный в 1929-31гг на месте дома, где родился основоположник сионизма Теодор Герцль.
В иудаизме не принято хоронить своих умерших рядом с синагогами, но в Будапеште такие захоронения есть. Во время Второй мировой войны район синагоги и прилегающие улицы были еврейским гетто, не было возможности вывести тела на настоящее еврейское кладбище, поэтому пришлось закапывать во дворе синагоги.
Синагога знаменита свои органом, на котором играли Ференц Лист и Камиль Сен-Санс. Еврейская община Буды была основана еще в XI столетии и веками бок о бок жили они с венграми. В XVIII веке Иосиф II издал Указ о терпимости, провозгласивший принципиальное равенство всех жителей империи перед законом. С этого момента евреям разрешалось заниматься ремеслами, земледелием, свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих и даже учиться в вузах.
Накануне ХХ века вдруг озаботились застройкой прилегающих к синагоге районов, которые оказались уже в центре города. Потому кроме доходных домов, появились клубы, бары, рестораны, всякие увеселительные заведения. Эта часть Будапешта стала родиной «ромкочмы» – то ли клубов, то ли пивных.
Недалеко от синагоги, как ориентира в поисках, находится точка притяжения множества туристов и самих будапештцев - руин-бар Симпла. Он был первым среди руин-пабов Будапешта, создан в 2001 году, когда мэрия не смогла найти деньги на ремонт грозящих упасть на головы прохожим домов, и разрешила арендовать желающим заброшенные дома. Первыми отозвалась местная молодёжь, арендовали несколько зданий и почти ничего не ремонтируя в них, открыли тут бары.
"Начинку", пpeдмeты для интepьepa они иcкaли нa блoшиныx pынкax, cвaлкax, потом сами завсегдатаи стали приносить вещи из "бабушкины наследства". Так появились элементы бытовой жизни в интерьере бара: старая мебель, картины, телевизоры, машинка "Зингер", раковины, ванные, велосипеды и прочее. Здание совсем не заброшено, в каждом уголке и помещении чувствуется рука дизайнеров. Они создают пространства со своей атмосферой, которые, однако, строго отвечают их проектам. В Симпле устраивают модные вечеринки, перфомансы, андеграунд-показы.
На двух этажах бара вертикальные, горизонтальные плоскости переходов, лестничных пролетов, комнат заполнены граффити, озеленением, свисающими элементами декора.
Не просто используют старые вещи, их приспосабливают. Вот pacпилили вaнну пополам, получился диван-кресло, как "отсыл" к диванчику из фильма "Завтрак у Тиффани".
Чего тут только ни увидишь, и какой-то строительный агрегат, и дедушкин патефон? и прабабушкину машинку "Зингер".
Ради таких пабов в Будапешт съезжаются на вечеринки люди со всей Европы, не потому что здесь дешевле, чем в Париже или Брюсселе, а потому что атмосфера необыкновенная. Здесь можно встретить колоритных персонажей и медийные лица, выпить крафтового пива, ощутить дух свободы и протеста. Потому Симпла Керт открыл недавно филиал в Берлине. Думаю, там нет проблемы с антуражем "после бомбежки". Есть последователи и в самом Будапеште, открывают новые руин-бары, например, на крыше бывшего универмага устроили Corvintető (Corvin Roofgarden). Паб Iskola-«Школа» открыт в здании бывшего учебного заведения. Всего из несколько в разных районах города. «Симпла» из них самый большой бар. Говорят, есть специальные автобусы курсирующие по городу, готовые бесплатно отвезти в один из модных клубов. Так и стали руин-бары визитной карточкой Будапешта.
Проходим дальше от одной улицы на другую через уютные площади, рассматриваем роскошные фасады зданий, заглядываем в таинственные будапештские дворики. Доходные дома с галереями один из аутентичных признаков Будапешта.
Такое архитектурное решение характерно еще для Италии, южных стран Европы. Архитектура европейских городов второй половины XIX века была ориентирована на нужды состоятельных господ. В то время семья занимала не отдельную квартирку с выходом на галерею, а целый этаж. Поэтому окна ванной комнаты могли выходить на галерею (мимо же никто посторонний не ходит). Были помещения для прислуги, «черные» лестницы и другие признаки буржуазного расслоения. После революции 1918 г. в Венгрии дворцы отошли народу, доходные дома так же. И стали дробиться жилые пространства, появились отдельные квартирки на этажах. Бывая в них, видно, как было перегорожено некогда огромное пространство зала и выкроено из него несколько комнат. Это выдает лепнина, которая скрывается в стене и возникает в соседней комнате. Переместились ванные комнаты и коморки для прислуги. В комнате, вдруг, оказывается круглое окно, глядящее на лестницу или галереи.
С улицы дом выглядит, как дом. Но войдя в подъезд, точнее, в проход за подъездной дверью, находим внутренний дворик-каре. Такая планировка позволяла выжать из занимаемого домом пространства максимальное количество жилой площади. На высоту всех этажей двор опоясан рядами галерей. Ограждения не просто ограда, а и украшение из ажурного чугуна, кованного железа.
Архитектура европейских городов второй половины XIX века была ориентирована на нужды состоятельных господ. В то время семья занимала не отдельную квартирку с выходом на галерею, а целый этаж. Поэтому окна ванной комнаты могли выходить на галерею (мимо же никто посторонний не ходит). Были помещения для прислуги, «черные» лестницы и другие признаки буржуазного расслоения. После революции 1918 г. в Венгрии дворцы отошли народу, доходные дома так же. И стали дробиться жилые пространства, появились отдельные квартирки на этажах. Бывая в них, видно, как было перегорожено некогда огромное пространство зала и выкроено из него несколько комнат. Это выдает лепнина, которая скрывается в стене и возникает в соседней комнате. Переместились ванные комнаты и коморки для прислуги. В комнате, вдруг, оказывается круглое окно, глядящее на лестницу или галереи.
Балконы-галереи являются совместным общественным пространством. На них нет выставленного ненужного хлама, велосипедов, колясок. Нет натянутых веревок над свободным пространством, как в Италии, например. На самых верхних этажах квартиры могут иметь свои отдельные террасы, где устраивают лаунж-зоны. Наверное, приятно иметь свою террасу, где можно даже садик завести.
Дома построены в 19-ом, начале 20 века, поэтому лифты пристроены позднее во дворе или около лестниц. парадные лестницы встроены внутри подъезда , если можно так сказать про эти дома. И являются украшением - ажурное кружево ограждений, витые колонны поддерживающие лестницы. Плюс
Парадные лестницы встроены внутри подъезда , если можно так сказать про эти дома. И являются украшением - ажурное кружево ограждений, витые колонны поддерживающие лестницы. Плюс внушительные двери с решетками на галереях.
Во внутренних дворика-колодцах никаких мусорных баков или стоянок для машин, вместо них зачастую устроен мини-садик. Трогательные деревца, тянущиеся к солнцу вопреки, каменным стенам, нависающих над ними. Нежная зелень небольших клумб.
Балконы-галереи являются совместным общественным пространством. На них нет выставленного ненужного хлама, велосипедов, колясок. Нет натянутых веревок над свободным пространством, как в Италии, например. На самых верхних этажах квартиры могут иметь свои отдельные террасы, где устраивают лаунж-зоны. Наверное, приятно иметь свою террасу, где можно даже садик завести.
Для городской архитектуры галереи в многоэтажных домах - странное решение, но их идея имеет исторические корни стран с жарким климатом. Когда галереи опоясывали даже крестьянский дом, чтобы оградить стены от прожаривания немилосердным солнцем. Теперь такие дома в Будапеште являются венгерским колоритом и визитной карточкой. Переделанные современные квартиры в них перекраивают так, чтобы жилые комнаты, спальни не выходили во двор. Но в помещения с окнами во двор , тихо. Раз живут люди в таком доме, то тишина залог здоровья:).
Есть выдающиеся по своим интерьерам дома с галереями в Будапеште. Не была в них, фото из интернета.