Выехав из Коломеского С Ершовым по Москве... "Коломенское" вдоль и почти поперек уже в далеко послеобеденное время, я уже и не предполагал, что сюрприз, обещанный Максимом на вечер еще может состояться.
Здесь сталкиваемся с кругом закрытыми церковными объектами, а Максим предлагает пройтись еще в один монастырь, где работает "выставка Рублева" (может он не так сказал, но я себе так это тогда запомнил). Благо, монастырь находился недалеко от Курского вокзала, с которого мне предстояло уехать в тот же вечер домой, и конечно же мы пошли...
И вот, когда после Великой Отечественной войны начала реставрация монастыря, группой ученных был предложено основать здесь же музей русского церковного искусства Средневековья. Начиная с 1947 года сюда начали свозить иконы и прочие артефакты (утварь, фрески, скульптуру) с многих старинных церквей РСФСР, большая часть которых были разрушены, или использовались по другим назначениям. В 1960 году, к 600-летию со дня рождения иконописца, когда была завершена реставрация монастыря, здесь официально открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Лично для меня было насколько неожиданно (Макс-то знал все наверняка, но не говорил с уверенностью, как бы не напороться на какой-нибудь форс-мажор), настолько и приятно, что в то вечернее время музей был еще открыт. Более того, он работал до ... (трудно поверить) 21:00. Для кого не знаю, но очень удачно!.
Вроде как облом, но ничуть. Представленная там коллекция настолько хороша, что уже через пять минут я напрочь забыл ту долю досады, которую возбудили слова работницы музея.
Второй приятный момент — за какие-то символические деньги здесь разрешена фотосъемка, правда без вспышки...
Но вспышка здесь явно не нужна))) Более того, иконы так освещены, что рассматривать их удобно, а снимать категорически нет...
Фонды музея насчитывают коло 13 экспонатов, из которых около 4,5 тысяч уникальных икон XIII—XX веков.
Конечно же постоянная экспозиция, разместившаяся на 4 этажах церкви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, предтавляет лишь малую, но наиболее ценную часть обширной коллекции...
Некоторые иконы реально уникальные, как например «Спас Нерукотворный» XIV века.
Но потом, когда зашел на официальный сайт музея, где есть прекрасная фотогалерея с описаниями икон, я понял, что просто постараюсь представить общий вид этого музея, а кто конкретно интересуется экспозицией, все может глянуть на сайте, пройдя по ссылке в конце материала.
Коллекция икон занимает первые два (самые большие по площади) этажа здания.
Здесь созданы очень хорошие условия для сохранения старинных росписей на досках и полотнах в любое время года...
Самые ценные работы находятся под стеклом...
Хочется пару слов сказать об одной комнате, в которой представлена коллекция икон одной церкви...
Я не очень хорошо запомнил откуда и в какое время привезли сюда этот прекрасный иконостас, просто надеялся найти эту информацию на сайте музея, или в Вики (ведь именно эта комната произвела на меня самое большое впечатления, и я наивно полагал, что о ней-то точно будет куча информации)...
Увы, то, что я видел в источниках, не вызывает полной уверенности, что это было именно об этих иконах, потому я перескажу суть так, как я запомнил...
В какой-то глубинке местную церковь отдали под какие-то хознужды. Завхоз снял уникальные иконы из иконостаса, и учитывая их внушительный размер, сделал из них какое-то ограждение. Причем он развернул иконами ликами наружу, потому долго никто и не знал, что панельный забор состоит из таких произведений искусства. Благо, какая из научных экспедиций это обнаружила и все иконы были перевезены в Москву, отреставрированы и сейчас просто поражают посетителей музея.
Далее поднимается на третий этаж...
Здесь представлены образцы религиозной скульптуры.
Ну и этажом выше — настенные фрески!
Их специалисты вырезали прямо с участками стен разрушенных церквей. Титанический труд, но итог впечатляющий!