Когда летишь в столицу страны, которая занимает территорию Древней Персии, в голове возникают исключительно картинки восточных сказок. Кажется, буквально выйдя за территорию аэропорта, ты непременно попадешь на одну из страниц "1000 и одной ночи". Но современный Тегеран оказывается совсем не такой. Став столицей Ирана только в конце 18 века, он производит впечатление обычного современного города с восточными мотивами... аж до тех пор, пока не попадаешь на территорию роскошного дворца Голестан.
Наиболее вероятным мне видеться ситуация, что название "дворец роз" — это первое название комплекса, построенного еще в 16 веке на территории соломенно-глиняной исторической Цитадели Тегерана. В эпоху Канжаров, когда Ага Мухаммед-хан Каджар перенес столицу страны в Тегеран и перестроил Голестан в свою резиденцию, вероятно от роз осталось одно название...
А может современные власти, отреставрировав дворец после падения шахов, решили, что здесь должны иметь возможность отдыхать жители города, просто присев на травку (и здесь шипы роз могут создать некоторое неудобство).
Именно в эту сторону разворачивался ход моих мыслей в первые минуты посещения Голестана. Но, перефразируя известное изречение, "что же я во "дворце роз" роз не найду?" . И вот первые представители цветущих колючих.
В 2013 году ЮНЕСКО наконец оценило этот шикарный дворцовый комплекс и признало **Дворец Голестан" объектом Всемирного наследия, включив его в соответствующий список под номером 1422.
Роскошный дворец Голестан является шедевром эпохи Каджара, воплощая успешную интеграцию ранних персидских ремесел и архитектуры с западными влияниями. Обнесенный стеной дворец, одна из старейших групп зданий в Тегеране, стал резиденцией правительства семьи Каджар, которая пришла к власти в 1779 году и сделала Тегеран столицей страны. Дворец, построенный вокруг сада с бассейнами и засаженными площадями, наиболее характерен для дворца и богатым орнаментом 19-го века. Он стал центром искусства и архитектуры Каджари, примером которого он является, и по сей день остается источником вдохновения для иранских художников и архитекторов. Он представляет новый стиль, включающий в себя традиционные персидские поделки и элементы архитектуры и технологии 18-го века. (whc.unesco.org/en/list/1422).
Первым мы замечаем одну из главных достопримечательностей комплекса — террасу, на которой расположен "Мраморный трон".
Здесь же он и был похоронен, о чем свидетельствует надгробие — мраморный камень с выгравированным изображением Насера Эд Дина Шаха.
Именно здесь можно рассмотреть древний символ Ирана, используемый с 15 века — идущего Льва, несущего на спине золотое Солнце и держащего в правой лапе меч. При правлении династии Канжаров в 1785- Солнце приобрело очертания человеческого лица.
Посещению этого дворца я посвятил отдельный материал Внутризеркалье.
А завершает эту стену признанное самым красивым зданием комплекса — павильон Shams ol Emareh (Шамс-ул-Эманех), что переводится, как "Дом Солнца".
Возвращаемся вдоль восточной части комплекса, продолжая наслаждаться воплощением восточной сказки руками мастеров 19 века...
Как видим, не все части комплекса открыты для публики. В открытых помещениях можно найти не только впечатляющие дворцовые интерьеры, но и экспозиции Антропологического музея, музея фотографии, картинной и отдельно портретной галерей...
И в конце еще одно маленькое наблюдение. Конечно-же, яркие рисунки стен дворца вызывают желание (особенно среди женщин) сфотографироваться на их фоне...
И всем известно, какие строгие правила для женщин по ношению платков на голове существуют в Иране после победы Исламской революции. Они касаются не только местных — все женщины в нашей группе были вынуждены повсеместно (кроме своих номеров в отеле, конечно) носить платки. Да что говорить, даже во время проведения здесь чемпионата мира по шахматам наших шахматисток заставляли играть с покрытой головой. Но время идет, и современным иранкам все больше хочется выглядеть по-другому...