Воистину трудны торговые пути в далекие времена, что по морю, что по суше. Особенно, как мне кажется, нелегок был труд караванщиков в пустынях. Расстояния огромны, а верблюд — животное, конечно, выносливое, но уж очень неспешное...
Для ночевок караванщики пытались использовать какие-то естественные укрытия, как например описанные здесь На старой караванной дороге, но для пополнения кое-каких припасов и элементарного отдыха в пути нужны стационарные места для стоянок (типа современных паркингов для дальнобойщиков), которые и появлялись прямо в пустыне, чаще всего на пересечениях караванных дорог.
"Основанные в XI-XII вв. для обслуживания караванов, пересекающих Сахару, эти торговые и религиозные центры стали важными средоточиями исламской культуры. Они сумели сохранить городскую застройку, сложившуюся в XII-XVI вв. Обычно дома с внутренними дворами концентрировались вдоль узких улиц, окружая мечеть с квадратным минаретом. Все это иллюстрирует типичный жизненный уклад, основанный на культуре кочевничества народов западной Сахары." — так описываются подобные поселения на официальном сайте ЮНЕСКО. (whc.unesco.org/en/list/750)
Да, в 1996 году ЮНЕСКО пополнило список Всемирного наследия объектом Ксары (укрепленные жилища) в Уадане, Шингетти, Тишите и Уалате под номером 750. Вторым в списке из четырех поселений (с номером 750-002) находится Ксар Шингетти, который мне и удалось посетить во время моего индивидуального тура по Мавритании.
Изначально это поселение возникло в 777 году и к 11 веку сформировалось, как центр конфедерации берберских племён. Именно через Шингетти стали стараться проходить караваны, направляющиеся с севера на юг (от побережья Средиземного моря в Тимбукту) и с востока на запад (от побережья Атлантики к Индийскому океану и на Аравийский полуостров в Мекку). Здесь караваны делали остановку, и им требовалась гарантии безопасности. Так примерно в 13 веке Шингетти превратился в ксар — укрепленное поселение в пустыне.
Постепенно Шингетти развился не только, как транспортный узел, но и как культурный и религиозный центр округа. здесь появились школы и что-то типа университета, где изучали астрономию, математику, медицину и гуманитарные дисциплины. На протяжении многих веков Мавританию в арабском мире называли "землей Шингетти", а сам город в Западной Африке считали «седьмым святым городом ислама».
Почему случилось именно так? К ответу на этот вопрос меня подтолкнуло общение с хранителем здешней библиотеки. Я немного забегаю вперед, но исходя из логики рассказа, этот момент стоит рассказать именно сейчас.
По словам старенького библиотекаря, расцвет Шингетти, как культурного просветительского центра произошел благодаря любознательности и труду местных служащих мечети. В перерывах между молитвами они выходили из мечети и растворялись среди караванщиков, слушая их рассказы и расспрашивая различные подробности. После они все полученные знания записывали на бумаге. Так постепенно в Шингетти собралась внушительная библиотека самого широкого спектра знаний. И этими знаниями и стали делиться, образовав здесь просветительский центр.
Так мы подошли к самому интересному моменту визита в Шингетти — посещению старинной библиотеки. Это одно из немногих закрытых на замок помещений древнего города.
Библиотека закрыта на старинный замок. Ключом служит вот эта палка с вбитыми в нее металлическими стержнями. Мне предложили попробовать открыть, но в неумелых руках замок не поддался. Там надо было просунуть палку внутрь и в нужном месте использовав ее, как рычаг, этими штырями что-то приподнять, одновременно другой рукой что-то вытащить... В общем библиотекарь справился за секунду:)))
Он рассказывал, как молодые "писари" делали из муки и смол "чернильницы" (почти как Ленин в тюрьме:), как делали чернила из молока верблюдиц, масел и золы, и как съедали это все после окончания записей (кстати масло и зола полезно сказывались на их здоровье, и писари практически никогда не болели). Позже здесь научились и печатать книги...
Кстати, еще в начале 20 века старая часть Шингетти была полностью поглощена песками пустыни, и то, что мы можем сейчас прогуляться среди остатков старинных построек — заслуга археологов.
После молитвы мы вернулись с библиотеку, где мне поведали все то, с чем я уже успел поделиться с Вами.
... и внутреннее помещение мечети, благодаря чему я смог написал отдельный совет. Национальная эмблема Мавритании (легальное проникновение).