В прошлом году ЮНЕСКО добавило очередные 19 объектов в список Всемирного наследия. два из них оказались из Германии, и такими образом на моей интерактивной карте появилось два новых голубых флажка (а именно так я отмечаю объекты ЮНЕСКО, которые рассчитываю посетить в будущем). Один из этих флажков отметил Кафедральный собор в городе Наумбург.
Про этот город я раньше даже не слышал. Германия — страна с богатейшей историей и высокой концентрацией исторических мест. Удивительным образом некоторые города, играющие значительную роль в какой-то период, теряют свой статус спустя столетия. Примерно таким сейчас является и 35-тысячный Наумбург, в который меня привел сайт ЮНЕСКО.
Попади Наумбургский кафедральный собор в почетный список хотя бы годом позже, я не знаю, когда бы я меня выпала возможность его посетить. А так, новый объект под номером 1470 находился в непосредственной близости от маршрута моего предрождественского автопробега по Европе, и мне не составило труда чуточку подкорректировать маршрут таким образом, чтобы не надолго заглянуть и в Наумбург.
Найти парковку удалось практически у подножия собора...
Все, что я знал о соборе на тот момент — информацию, взятую на официальном сайте ЮНЕСКО. Расположенный в восточной части Тюрингии, Наумбургский кафедральный собор, строительство которого началось в 1028 году, является уникальным свидетельством средневекового искусства и архитектуры. Здание собора в романском стиле, к которому по обе стороны пристроены два готических хора, является ярким примером стилистического перехода от позднероманского периода к ранней готике. Интерьер западного хора, относящийся к первой половине XIII века, отражает изменения в религиозной практике и включение компонентов науки и природы в изобразительное искусство. Западный хор, а также скульптуры основателей собора в натуральную величину являются шедеврами художественной школы, известной как «Мастер из Наумбурга». (whc.unesco.org/en/list/1470)
Когда кассир убедилась, что что нам экскурсия совсем не поможет, она снабдила нас двумя листками описания на русском языке, с настойчивой припиской красной ручкой " Пожалуйста отдайте обратно" . Раз уж просят вернуть, то стоит их сфотографировать, решил я и оказался прав. сейчас именно эти пара листов станут основным источником информации для этого материала.
Только из этих двух листиков я узнал, что в 1028 году папа Иоганн, как написано на нем, или Иоанн XIX , как это имя принято произносить у нас, разрешил перенос перенос резиденции епископа из города Цайц поближе к владениям Эккехарда I, что и дало толчок к постройке этого собора.
Забавно, но вот на примере того же Цайца, куда мы заехали после Наумбурга, можно вновь вспомнить мое рассуждение в начале материала об былом величии некоторых совершенно неизвестных городах в Германии. Тому же Цайцу уже 17 веке выпал вторичный случай, когда он стал столицей целой земли, и где был построен Замок Морицбург в Цайце, короткая разведка "с боем", но увы, сейчас об этом городе не слышали даже многие жители Германии.
Кстати именно крипта — самая старая часть собора, дошедшая к нам с 11 века...
А далее проходим непосредственно в собор...
кафедра собора, датируется 1466 годом
Итак, мы имеет трехнефную базилику с клиросами в восточной и западной сторонах. Клиросы от основного помещения отделялись восточным леттнером в познероманском стиле (это самый древний, сохранившийся с 1230 года немецкий леттнер)...
Лично я впервые встречаю слово "леттнер", и предполагаю, что я такой не один, потому на всякий случай убедился в Вики, что такой термин действительно используется в русском языке, и мы не имеем типичный случай автоматического перевода, которым могли воспользоваться немецкие составители информационного листка. Действительно, читаем в "Словаре архитектурно-реставрационных терминов" :
Леттнер (нем. Lettner, от Letter — буква, писание)
В соборах средневековой Германии — поперечная преграда, отделяющая западную часть главного нефа от хора — восточной части, примыкающей к алтарю (ср. канкелла; лекториум).
С трибуны леттнера читали библейские тексты (отсюда название), в центре возвышается Триумфальный крест. Английское название подобного сооружения — скрин (terms.archodessa.com)
Западный леттнер, по признанию того же инфолиста, больше является фасадом другой церкви, которой фактически выступает западный клирос.
На фасаде мы видим сцены судилища и последнего пути Иисуса Христа...
А вот внутри мы обнаруживаем главную особенность собора, благодаря которой он стал знаменит на весь мир... Но не сразу.:))) Сперва нам предлагается обратить внимание на витражи, и на проходящую в данный момент их реставрацию. На трех окнах западного клироса сохранились росписи 13 века, еще два были полностью заменены в 19 веке.
А вот дальше то самое уникальное явление. Скульптура в католических соборах используется довольно часто. Но практически везде соборы украшают скульптуры святых и сцены из бытия. В Наумбурском соборе в западном клиросе в 1260 году были выставлены ростовые скульптуры так называемых донаторов, или учредителей и спонсоров строительства этого собора.
Сама Ута Балленштедтская (Uta von Ballenstedt), или Ута Наумбургская, в своей жизни не прославилась настолько, как мне кажется, чтобы мы ее вспоминали спустя тысячелетие. Брак дочери маркграфа Балленштедта с маркграфом Мейсенским Эккехардом II был по политическим интересам и оказался бездетным. После смерти мужа, который успел по-править 15 лет, его род прервался и Ута, отказавшись от наследства, ушла в монастырь. Ее точная дата смерти осталась неизвестной... Ее единственное изображение дошедшее до нас — как раз скульптура "наумбургского мастера", на которой ее лицо настолько " излучает чистоту и силу", что скульптурное изображение Уты признается самым ярким женским образом в искусстве Средних веков.
Чтобы на него попасть, нужно подняться по лестнице.
... где по мнению автора их встретят Адам и Ева:))
Восточный клирос, как мы отмечали, самый старый в Германии...
был существенно дополнен молитвенниками и сидениями из дерева в 13-15 веках.
Главный молитвенник датируется 1400 годом.
... и спускаемся по другой лестнице, тоже с оригинальными перилами.