В начале двухтысячных, большой туристический начальник в Доминиканской республике сидел на берегу синего-синего океана и, потягивая куба-либре из запотевшего бокала, думал тяжелую думку. Почему у его заклятых американских друзей-соседей в Майами туристов полно, а на вверенной ему части острова Эспаньол, который многие до сих пор называют Гаити, туристов намного меньше? Ответ нашелся быстро — до острова еще не добрались туристы из России.
Извечный вопрос «что делать?» имел только один ответ: надо срочно привлечь на пляжи острова российских курортников. Разгулявшееся воображение рисовало заманчивые картины — пузатые Боинги, один за одним шлепаются на раскаленную бетонку столичного аэродрома Санта Доминго. А в них тысячи богатеньких российских буратино готовят пачки долларов для прямых инвестиций в турбизнес страны.
Хотя аборигены на острове сильно расслаблены и совершенно не любят работать, большой начальник не привык медлить. Уже на следующий день в Москву полетела телеграмма: дорогие российские туроператоры, прилетайте к нам за свой счет, а уж тут мы вас примем как родных: будете жить в лучших отелях, нежиться на белоснежных пляжах, пить доминиканский ром, курить толстые сигары, а потом станцуете меренге вместе с сальсой.
Попал в группу первопроходцев и я, лететь предстояло на Эр Франс, это была фантастика — самый первый полет на иностранной а/компании. На плече Москва-Париж французы превзошли все ожидания: великолепный ужин с неограниченным выбором вина, вискарь, коньяк, ром — анлимитед. В Париже еще один прекрасный шок — исполнилась многолетняя мечта моей юности: путешествие продолжилось на знаменитом Боинге-747, о котором мечтал многие годы. Легендарный горбатый «Джамбо» в ливрее Эр Франс, широко раскинув огромные крылья с четырьмя мощными турбинами, ожидал пасахеросов. Русские часто ругают все русское, считая, что за бугром намного лучше. Однако, как оказалось, не все коту масленица: жадные французы пускают на дальних туристических трассах неимоверно тесные и старые машины. В нашем потрепанном Боинге ноги девать было совершенно некуда, коленками упирался в спину другого пассажира.
Устало помахивая крылышками после 9-часового трансатлантического рейса, наш Б-747 приземлился в а/п Санто-Доминго. Среди полутыщи пассажиров, одуревших от тесноты, изматывающего перелета и ненавязчивого сервиса французских стюардесс, была и группа представителей российского турбизнеса.
Тур был рекламный: предстояло две недели колесить по острову, проводя по 2–3 ночи в разных отелях, не ниже 4*. После перелета единственное желание — упасть, но мы с изумлением узнали, что до места базирования — самого раскрученного курорта страны Пунта-Кана, надо ехать еще четыре часа на автобусе. Прибыв в шикарный отель на берегу океана лишь к поздней ночи, неимоверно хотелось спать, но… не моглось — 8-часовая разница во времени сыграла злую шутку, в Москве уже наступило утро. Когда рассвело, показалось, что попали в настоящее Баунти: ласковый океан, пальмы, низко склонившие свои курчавые кроны над белоснежным песком и волнами.
Население острова — мулаты и негры: гремучая смесь лени, агрессии, желания обмануть и невероятной жажды секса. По вечерам выходить из отеля не рекомендовали, особенно женщинам. Народ шпрехает по-испански, однако, аглицкую мову тоже понимает. Остров Эспаньол делят между собой две страны — Доминиканская республика и Гаити. Гос-религия Гаити — культ черного колдовства вуду! Возможно поэтому на Гаити все идет из рук вон плохо — вопиющая бедность, постоянные госперевороты и катаклизмы; весь народ старается смыться к соседям, и поработать гастарбайтерами.
Из множества отелей самым удачным и шикарным показался Баваро Принцесс — огромная и ухоженная территория, утопающая в тропической зелени, множество отличных ресторанов с потрясающим выбором сифуда, и широкие пляжи с белейшим песком. Туристов размещают в уютных коттеджах, разбросанных по территории в тени пальм. В номерах гостей ждут халявные бутылки рома и фрукты. Как жаль, что пребывание в этом райском месте было мимолетным. Расстояния в отеле так велики, что туристов возят на электромобилях, как-то раз это сыграло злую шутку со мной. Поздно вечером, весь на позитиве, шествую из ресторана в номер, ключ — электронная карточка: диковинка в те времена, и она не работает! Пришлось пешком тащится на ресепшн, до которого, ой как неблизко. Карту перемагнитил и побрел обратно. Весь усталый и злой, сую карту в дырку и вновь обломов — злополучная электроника НЕ работает. Как я в третий раз проделал длинный путь туда-обратно, уж не помню, запомнилось одно — после ночных пробежек по аллеям, хмель выскочил из головы начисто.
Как это часто бывало, в группе обнаружились «засланные казачки» — люди, к турбизнесу не имеющие никакого отношения. Моим соседом оказался немолодой мужичок из Газпрома. Мне он не досаждал совсем, ибо прибыл с молодыми ребятами-коллегами и большую часть времени крепко пил с ними. С кем не бывает — расслабится на отдыхе, но как-то раз с ним приключилась беда. Утром уезжать, а он не ночевал, пытаюсь сделать чек-аут, а с меня требуют 50 $ — огромная сумма по тем временам. Я на дыбы: у нас же super all inclusive! Как оказалось, мой сосед, у которого денег куры не клюют, заказывал суперэлитное вино в номера. Вернулся мужик с друзьями в одних плавках, видать ночь провели на пляже, так и бухнулся полуголым в наш минибас. А вот чемоданы поехали в другом басе. В новом отеле мужик протрезвел, а его чемодана то и нет. Врагу не пожелаешь такого — голый мужик на незнакомом острове с одной кредиткой в плавках! Чемодан так и не нашли, оно и не мудрено, там было 1,5 тыс. баксов наликом, вот подстава.
Многие думают, что рекламник — это халява. На самом деле — напряженный труд, ибо большую часть времени занимает осмотр десятков отелей с перерывом на обед. В каждом отеле показывают все типы номеров, все рестораны, пляжи, бассейны и еще массу ерунды — для турагентов неоценимая инфа, для путешественника — пустая трата времени.
Порой для расслабона делали нам культурную программу — к примеру, посещение острова Саона. У рыбацкой деревушки Байяибе садимся на катер. На борту все готово для приема дорогих гостей — громкая музыка и холодильник-бар, полон выпивкой во льду на любой вкус. Кораблик идет до песчаной отмели в Карибском море — это почти настоящая Голубая лагуна. Глубина невелика — едва по грудь или меньше, вода кристальная и теплая, песочек под ногами белейший на цвет и атласный на ощупь. Если поискать, легко можно найти настоящую морскую звезду. Они здесь живые, но очень твердые — потрогать в воде можно, а вынимать на воздух нельзя — могут погибнуть. А так хочется сделать фото «Я со звездой». У всех есть фотки «я и пальма», а со звездой нету… Конечно же, во время купания алкоголь и ром льются рекой, к концу купания народ сильно навеселе и дурачится от души.
Лучшим мне показался выезд в кантри тур Outback Adventures. Сажают тебя в бортовой грузовичок, где в ящике со льдом уже запасен неисчерпаемый запас колы-пива-рома, и везут по сельским путям дорогам. Покажут деревни, фермы, как сахарный тростник и табак растет. Завезут в магазинчик, дадут попробовать мамахуану — настойку рома на корешках и щепках. Ничего особенного, но аборигены считают ее афрозидиаком, на местных действует, на европейцев — нет. Но главный специалитет — кокосовый ликер, который разливают прямо в кокосовый орех, вот это вкуснота! Вроде, поездка ничего особенного, но очень душеная.
Сразу после тура нас повезли искупнуться, приятное это дело — после жаркого и напряженного дня окунуться в теплую, но освежающую морскую воду и смыть дорожную пыль. Все бы хорошо, но у берега на мелководье средь камней живут морские ежи. Дали полчаса на купание, вдруг с берега машут — быстрее выходи. В спешке не увидел ежа, и врезал пальцем по морскому чудищу, ощетинившемуся отравленными иголками. В первый момент все онемело, кое-как выскочил на берег. Очень скоро пришла боль — полступни у пальца почернела от иголок, глубоко впившихся в кожу и мясо. До отеля еще много часов, придется спасать себя самому: у девчонок взял булавку, в походном баре бутыль рома. Глоток внутрь, полглотка на изуродованную ногу. Сталь вонзается в мякоть, вырывая крошащиеся черные иглы — боль дикая, ее чуть притупляет алкоголь. Минут через 15 вырвал все иголки, дочиста промыл кровоточащую ногу ромом, замотал ее салфеткой и со спокойной душой продолжил отдых.
С еще одним «засланным казачком» я познакомился чуть позже. Юра оказался владельцем небольшого магазина в провинции, и попал на остров по случайности (друзья предложили развеяться, не объяснив, что это за поездка). Он не знал ни одного иностранного слова и поэтому сразу обратился ко мне за помощью. «Сергей — проникновенно начал он: — ты не знаешь, где здесь можно достать кокса?» Напрягая свои зачаточные знания о геологии острова, я ответил, что страна очень бедна ресурсами, поэтому с углем, а тем более с коксом, здесь большая напряженка. Отечески взглянув на меня, Юра пояснил: «Да ты не понял, бро, я о кокаине толкую!».
В двух словах я разъяснил ему, что выпить пива или водки — это неплохо, а вот наркотики — большая бяка. На том разговор и оборвался, но Юра не успокоился и прямиком отправился к нашему гиду — маленькому забавному негру, который учился на Украине, потому знал пару десятков русских слов. Гид, услышав о наркотиках, выпучив глаза и, размахивая от негодования руками, запричитал, что наркотики в стране под строжайшим запретом. Разыскивая окаянное зелье, легко можно загреметь в местную тюрьму, которая кардинально отличается от отелей 5*, где размещают руссо-туристо.
Столь мощный отпор слегка отрезвил товарища, но, как оказалось, ненадолго. Через пару дней на шумной дискотеке Юре увидел здоровенного негра-вышибалу. Его абсолютно лысая голова радикально черного цвета, блестела, как сапог новобранца на параде, а бандитская физиономия точно указывала на принадлежность к местной мафии. В грохоте латиноамериканских ритмов Юра прокричал в мое полностью оглохшее ухо мольбу прикупить кокаин у этого малого, но вновь получил очередной твердый отказ.
Кстати, к музыке у доминиканцев отношение особое — они ее обожают и боготворят. По всей территории каждого отеля расставлены колонки, спрятаться от назойливых ритмов невозможно с раннего утра до поздней ночи. Даже в прилежащих джунглях расставлены динамики, замаскированные под камни. В отеле Оушен каноэ вдоль всего пляжа шеренгой стоят огромные поворотные динамики. Днем они изрыгают мега-децибелы в сторону моря, чтобы пляжники не расслаблялись, а вечером их разворачивают в сторону отеля. На дискотеках громкость такова, что поначалу кажется, будто голова взорвется. Потом привыкаешь, но выйдя на свежий воздух, в ушах еще долго стоит оглушающий звон. Как-то раз ехали по абсолютно пустой дороге в джунглях, вдруг слышим невероятный грохот — испугались, вдруг война с соседним Гаити началась? Через несколько минут навстречу мчится пикап, в кузове — две огромные колонки, грохочущие на всю округу.
Однажды вечером, любуясь красивейшим закатом солнца, я в одиночестве сидел в прибрежном ресторане. Лениво ковыряя очередного лобстера вилкой, я прихлебывал пиво из большой кружки, в третий раз наполненной заботливым официантом, и размышлял о превратностях судьбы. Виды Карибского моря и пляжей, с живописно склоненными над водой пальмами, очень располагают к размышлениям. Думы были о вечном, в том числе о человеческом непостоянстве: в Москве я годами грезил о качественном сифуде, а тут, съев двадцатого лобстера, вдруг на простую селедку потянуло.
Грузное тело, упавшее на лавку рядом, первоначально не смогло вывести меня из состояния медитации. Однако, когда тело навалилось на меня, и, горячо задышав в ухо, заговорчески прошептало: «Я нашел его!», пришлось вернуться в нашу бренную реальность — возмутителем спокойствия оказался Юра.
«Кого ты нашел?» — не понял я. «КОКС!» — прозвучал торжествующий ответ.
Юре не терпелось похвастаться своей удачей, и я стал его первым благодатным слушателем. Дальше произошел необычный диалог:
«Юра, как тебе это удалось, вообще не зная языка?»
«А ты ходил на базар?» — вопрошал Юра, «-Угу…« — отвечал я.
«А черные тетки кричали тебе вслед?» …. «- Угу…»
«А что ты сделал?» … «- Прошел мимо…».
«А я нет — я подошел к ним!» … « — И что же дальше?!?» — недоумевал я.
«Они проводили меня к домикам, а там были проститутки» …
«- Подожди, но ты же искал наркотики?» — упорствовал я.
«Правильно! Но к девкам то прилагался белый порошок! Всего 20 баксов за дозу!»
Я придурел, и с трудом выдавил фразу: «-Хм, ну и как девочки?»
Юра с воодушевлением ответил: «Да что там девочки, вот порошок — это сила!!!»
В его торжествующем голосе чувствовалась неподдельная гордость за свой успех. Несмотря на мутный взгляд, и чуть заплетающийся язык, мой визави выглядел бодрым и жизнерадостным, его душа жаждала подвигов, общения и приключений.
Для продолжения банкета он уговорил меня посетить местное казино, их здесь огромное множество. На побережье Баваро каждый уважающий себя отель считает своим долгом иметь свой собственный храм Золотого тельца. В пустынном зале кроме нас бродили еще 2–3 неприкаянных туриста. Я мгновенно проигрался как в рулетку, так и на автоматах, в очередной раз убедившись, что азартные игры не мое, тут-же засобирался в отель. А мой попутчик, наоборот, весьма начал результативно обыгрывать одноруких бандитов: ручейки звенящих жетонов то и дело ссыпались к нему в руки. На прощанье он пытался меня удержать: «Не уходи, ведь здесь так интересно», но мне так совсем не показалось. Утром Юра сиял как надраенный медный таз, и чувствовал себя настоящим героем — за ночь он выиграл около 150 $. Человек нашел себя: все последующие ночи он проводил в игорных заведениях, но Госпожа удача, увы, быстро отвернулась от него, и кошелек игрока каждую ночь облегчался на 50–150 $.
Конечно же свозили нас в Санто-Доминго, не самый интересный город мира, но миновать его никак нельзя — столица все ж. Там форт 16 века, первый храм — Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии и первая улица Нового Света, дом Диего — сына Колумба. Национальный дворец — резиденция президента, Пантеон — место упокоения президента и важных персон после смерти. В Пантеоне очень торжественная процедура развода караула. А еще маяк, опять же Колумба, напоминающий форт или крепость. Колумб был таким завзятым путешественником, что даже после смерти его праху не лежалось на месте. Христофора похоронили в Севилье, потом Карл V, исполняя волю Колумба, отправил его прах на Эспаньолу. В начале XIX в. французы захватили часть острова, а останки увезли на Кубу в Кафедральный собор. В 1898 году бедные кости вновь вернули в Санто-Доминго, затем отправили в Испанию, в Севилью. В конце XIX в. в кафедральном соборе Санто-Доминго внезапно обнаружили ящик с костями, с надписью Х. Колумб, с тех пор, могил у мореплавателя стало две… Неподалеку от города раскинулся парк Лос-трес-Охос с системой огромных пещер, тут было сакральное место жертвоприношений индейцев племени Таино — заглянуть обязательно.
Есть на острове еще один объект, куда едут все — город художников Альтос де Чавон. На высоком утесе над рекой американский магнат воссоздал в Новом свете средневековый европейский город. Мощёные улицы, каменные стены, «греческий» амфитеатр, церковь Святого Станислава. Именно в этой церкви принц Луис Альфонсо де Бурбон, герцог Анжуйский взял в жены Марию Маргариту Варгас Сантаэлла. Говорят, и Майкл Джексон венчался тут. Место красивое, особенно вид с утеса на реку, но, новодельность и кич сильно чувствуется.
Еще одну необычную развлекуху предложил гид — слетать на Гаитянскую сторону на самолетике контрабандистов. Там интересно — ритуалы вуду, вызов духов и всякое такое, но мы отказались. Много позже понял, что правильно — если бы даже погранцы нас не прижучили с нелегальным перелетом границы, то с вуду шутить совершенно нельзя…
в 1492 г. Колумб открыл Новый свет и остров Эспаньол. русские туристы открыли для себя Эспаньол и Доминикану только в начале 21 века. Я не стал первооткрывателем, но, был в первых рядах. Кокса и секса на острове не познал, хотя и много о них услышал, а вот приключений хватил предостаточно.
Фото, к сожалению, сканированые, потому по качеству совсем не очень. По композиции фото тоже сильно хромают — 20 лет назад все снимались именно так: «Я и пальма»….
А мечты министра туризма после нашего визита исполнились сполна. Несмотря на изматывающий перелет, русские туристы быстро освоили и полюбили остров, не только за его красоты, но и за полное отсутствие виз. А может быть, и за наличие «кокса» с симпатичными мулатками в придачу? С годами все стало проще — чартерные рейсы стали летать прямиком с Москвы, минуя Париж, и приземляться в а/п Пунта Кана, совсем рядом с основными курортами.