Самая известная достопримечательность города Бердичев - монастырь Босых Кармелитов. Облик построек монастыря и костела внутри менялись за столетия, что они существуют. Здания имеют признаки от барокко до классицизма и создают органичный ансамбль. Это был один из опорных пунктов католицизма с мощной издательской и финансовой базой на Правобережной Украине во времена Речи Посполитой. Они построили здесь «новую Варшаву, новое Вильно» - новый Бердичев.
Первоначально вместо монастыря был замок Тишкевичей, которые владели этой территорией. Один из Тышкевичей, Теодор, в самом конце 16 века начинает строительство знаменитого Бердичевского замка. Через 30 лет сын Теодора, Януш, киевский воевода и владелец большого поместья в Бердиче во время пребывания в турецком плену приснился сон, что монахи-кармелиты молятся за его освобождение перед иконой Богородицы. Проснувшись, Тышкевич пообещал Божьей Матери, если она услышит его мольбы и поможет выйти на свободу, он построит в Бердичеве монастырь в ее честь.
В 1630 году воевода Тышкевич после чудесного спасения из турецкого плена отдал ордену кармелитов свое фамильное поместье для строительства монастыря. Так в 1630 году была заложен монастырь. 22 июля 1642 года сооружение монастырского комплекса было завершено, также торжественно открыли и освятили Мариинский храм. В июле 1648 года, после взятия Бердичева войсками Максима Кривоноса, кармелиты на долгие годы оставили обитель, забрав с собой драгоценную икону. Некоторое время они находились во Львове, а после освобождения города снова вернулись в Бердичев. Несмотря на то, что в течение 100 лет крепость мощно укрепили, в 1768 году она пала после 25 дней осады под натиском отправленного императрицей Екатериной ІІ восьмитысячного корпуса генерала Кречетникова.
Монастырь был не просто местом моления, это была мощная укрепленная крепость, оснащенная пушками и обнесенная валом с подъемным мостом. Внутри крепости постоянно находился гарнизон для защиты монастыря от нападений татар и казаков. Кармелиты - один из католических нищенствующих орденов, всего нищенствующих орденов четыре. «Босые» те, которые по уставу кармелитов, при погребении их тела кладутся в гроб босиком.Официально они называются братьями Пресвятой Девы Марии горы Кармель. По одной из версий,название Кармель «Керем-Эль», переводится, как божий виноградник. В южных странах виноград растет на склонах гор. Древние люди считали Кармель местом пребывания своего верховного божества Баала/Ваала, в переводе - Господин, Господь. Другой вариант- на этой горе жил отшельник, которому явилась Богоматерь в виде облака. Потому у кармелитов скульптуры Святой Марии стоят на облаке-месяце. Богоматерь Кармельская является небесной покровительницей государства Чили.
И как всякая крепость, на случай осады или поражения имели систему подземных ходов. По одной из легенд, крепость была связана с противоположным берегом реки посредством подземного хода, проложенного под руслом реки Гнилопять. Теоретически, такой подземный ход мог существовать, но никаких фактов, подтверждающих легенду нет. Более же смелая версия легенды, которую расскажет вам каждый третий бердичевлянин, утверждает о существовании подземного хода, ведущего из крепости аж до самой Польши. Почему в Польшу, а не в Киев, что гораздо ближе? Так там же дом родной для католиков, потому все пути, даже подземные ведут для них туда.Происхождение этой легенды связано с историей города. Бердичев до 1793 г входил в Речь Посполитую, так что любой подземный ход, связывающий крепость и город, вел в Польшу.
Тышкевич был одним из самых богатых польских магнатов, его состояние было седьмым по счету во всей Европе. На постройку большого Мариинского костела денег не жалели, приглашали известных немецких и польских архитекторов, которые занимались строительством. Мариинский костел выполнен в стиле барокко архитектором Яном де Витте, который построил также Костел кармелитов босых и Доминиканский собор во Львове. Башня 30 метров, была сторожевой для крепости, а вторая, несколько выше, служила колокольней. В ней до Первой мировой войны висело три колокола, звук которых раздавался на расстояние до 20 км. Из Италии приглашают известного художника Вениамина Фредериче для внутренней росписи костела. В XVII в. он был реконструирован по проекту Яна де Витта. В 1758 году кармелиты привозят в монастырь типографию, образуя тут один из главных центров книгопечатания в Польше. Типография приносила огромную прибыль монастырю, позволяя безбедно существовать монашескому ордену и содержать несколько католических школ в Бердичеве и соседних селах.
В белокаменное сооружение, щедро украшенное лепниной, ведет парадная лестница.
Фасад костела увенчан скульптурой Матери Божией, которая возвышается на фронтоне.
Интерьер святыни лаконичный, высокие арочные своды держатся на столбах. Белые стены гармонично сочетаются со светлой лепниной и добавляют пространства помещению.
Сейчас костел производит впечатление пустых стен внутри. Но в прошлом интерьер был богато декорирован и украшен.
Главное, что есть в храме – алтарь, санктуарий иконы Божeй Матери Бердичевской.
Над входом в зал балкон, откуда дополнительный свет.
После войны за счет госбюджета СССР, были проведены восстановительные работы комплекса монастыря, как архитектурного памятника. В первую очередь после ВОВ в городах возводили бесплатное жилье, заводы, производства, детские сады и школы для людей. В монастырь, тем более католический, из-за масштаба послевоенных разрушений по всей Украине, средств вкладывалось меньше. И стали вкладывать в монастырь деньги особенно рьяно католики в 90-х годах 20 века. В 1993 году даже заслужили благодарность от Папы Римского Ивана Павла ІІ в деле доведения костела «до блеска». С 1994 года при костеле действует «легион Марии» - “Бердичевская Мадонна”.
При освещении костела Януш Тышкевич подарил монахам чудотворную икону Пресвятой Девы Марии, которая издавна хранилась в его роду. Все чудеса иконы записываются в специальной книге. В 1752 г. в храм приезжала специальная комиссия, которая проверяла правдивость этих чудес. В то время было зафиксировано 14 воскресений из мертвых, 10 исцелений от увечий, 19 исцелений от слепоты, 112 – от тяжелых болезней. В тьме веков оригинальная икона - даже нельзя так называть, так она была «список», не исторической иконой с древних времен, была утрачена. Есть сведения, что первоначальный список, был вывезен в Польшу, где она и обретает до наших дней. После безрезультатных поисков в Украине и Польше утраченной в 1941 году иконы Матери Божьей Бердичевской, орден Босых кармелитов в 1990 году поручил создать новую икону. Икону для алтаря храма только в 20 веке заново написали и более того, раскрасили. Главная святыня костела - копия исчезнувшей иконы Пресвятой Девы Марии. Ее предшественница, что висела над алтарем, не была цветной. Выцвела ли за столетия, или на самом деле была в черно-белом варианте, неизвестно. Но новую написали по описанием, сохранившимся в исторических документах ордена. Где было письменно зафиксировано, какой цвет имели одеяния, руки, украшения и другие выписанные детали. В католической церкви существует обряд коронования папой римским наиболее чтимых чудотворных богородичных икон. В 1997 году вновь написанная икона была освящена Папой Римским Иоанном Павлом ІІ в костеле Святой Ядвиги в Кракове. Чудотворный образ путешествовал с Папой Римским во время его паломничества по Украине и заняла свое почетное место в костеле Босых Кармелитов в Бердичеве.
Все чудеса иконы записывают в специальной книге. В 1752 г. в храм приезжала специальная комиссия, которая проверяла правдивость этих чудес (интересно как?). Делегация зафиксировала 14 воскресений из мертвых, 10 исцелений от увечий, 19 исцелений от слепоты, 112 – от тяжелых болезней.
В 1648 году во время национально-освободительной войны украинского народа против польского господства, войска Максима Кривоноса штурмом взяли крепость и почти полностью ее уничтожили. Кармелитам удалось бежать, захватив с собой чудотворную икону. Лишь после подавления народного восстания, кармелиты в начале 18 века возвращаются в свою бывшую обитель и начинают восстанавливать разрушенную крепость-монастырь. В 1866 году после смерти последнего отца кармелита Терезия Болеслава Штобина, цивильные власти города ликвидировали монастырь, конфисковав его помещения для нужд государственных учреждений. В крепости разместилась полиция, пожарники и военные, часть зданий были переданы местным купцам в качестве складов для товаров. Помимо крепости были также конфискованы все земли и предприятия кармелитов.
На фасаде верхнего храма до сих пор сохраняется ядро, застрявшее там во время битвы XVIII века.
В нижний зал костела ведет лестница под крыльцом. После сооружения верхнего костела, дольный костел служил для траурных богослужений и церковных служб по умершим. Ныне в помещении устроен музей Мариинского костела и иконы Св.Марии.
Напротив костела в здании, что составляет одно целое с крепостной стеной - прибрамный корпус.
На первом этаже находится музей, посвященный английскому писателю Джозефу Конраду, классика английской литературы, последователем стиля которого стал Эрнест Хемингуэй. Музей открыт в 2015 г., экспохиция составлена из материалов собранных с многих стран Европу. Поделились ими и Национальный морской музей в Гринвиче, и Музей литературы им. А. Мицкевича в Варшаве, Центральный морской музей Гданьска.
Витиевата судьба Конрада сложилась, был капитаном морского судна и неукротимый характер превратил жанр морских приключений в прозу самой высокой пробы. При рождении носил польскую фамилию Корженевский и происходил из старинной шляхетской семьи, был российским подданным, его двоюродный дед служил офицером в наполеоновской Великой армии. Самая нежная и печальная повесть Конрада, рассказывающая о любви, разбитом сердце, роковом соперничестве и прекрасных Южных морях «Фрейя семи островов», вобрала в себя и собственные переживания писателя. Наибольшей ценностью выставки является фрагмент оригинального корабля «Otago», капитаном которого был Конрад.
В костелу примыкает здание, охраняемое... пушками. Так они стерегут музыкальную и художественную школы, расположенные тут с 1970 годов.
На территории монастыря действует городской исторический музей в одном из флигелей монастыря босых кармелитов. Изначально тут находился пансионат монастырской школы, позже в здании разместили помещение для управление приходом и дом настоятеля.
До войны в музее хранилось 3000 единиц тканей - парчи, шелка, бархата; готические и барочные скульптуры, картины высокой художественной ценности - среди них произведения Хальса, учителя Рембрандта. Сотни образцов иконописи, около 30 томов антикварной литературы, уникальное собрание философской литературы 16 столетия и много другого. Все ценности были вывезены фашистами в годы Великой Отечественной войны.
Этнографический зал с воспроизведением элементов украинской хаты.
По центру зала стоит настоящий деревянный ткацкий станок.
В других залах экспонаты расположены так, чтобы посетитель видел их в хронологическом порядке: от образования Бердичева и до современности.
Надо выйти из музея или храма и обойти всю территорию кругом. По углам северо-западной части стены еще в 19 веке стояли 2 башни.
Вид от крепостной стены на на реку Гнилопять, мост и западную часть города.
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг в городе и на территории крепости расстреляли жителей Бердичева. Этот памятник был установлен одним из первых еще в 1944 году.
Местные жители чаще всего о монастыре говорят просто "крепость". Пограничное положение между землями Польши и Украины определило весь дальнейший ход истории Бердичева. Именно ему город обязан и своим процветанием, и выпавшими на его долю испытаниями. Крепость сегодня это место паломничества тысяч верующих и интересное место для путешественников.