Древнее поселение на реке Мыка существовало еще в старые века. Мычане считаются одним из основных древлянских племён. В 1240-1241 гг. город был захвачен и разрушен монголами, но уже в 1255 г. русичи отбили Мыкгород, что стало первой серьезной победой русичей над потомками Чингисхана. Вокруг в лесах можно увидеть остатки легендарных «Змиевых валов», которые опоясывали Киев и другие древние поселения, помогая обороняться от недругов. На остатках Мыкгорода был основан новый город – Радомысль, в наше время именуемый Радомышль. Однако, комплекс на месте старой мельнице, имеет историческое название города «Радомысль».
Вот уж не думала-не гадала, что Радомышль снова воплотился наяву, и я опять побываю в «Радомысле» на Полесье. Первый раз была цветущим летом, теперь поздней осенью. https://www.ayda.ru/stories/30033/ и https://www.ayda.ru/stories/30032/. Дорога, которая огибает комплекс, проходит по берегу к плотине, что в конце парка находится.
Но парк со зданием, напоминающим замок, прекрасно выглядят при любой погоде. Осень прибавляет романтизма своей дымкой, затихающими красками, тихому месту с мостиками, водопадами, старинными скульптурами.
Настолько тщательно ознакомилась в первый приезд с парком и коллекциями внутри замка, что думала во второй раз будет не так интересно. К моему удовольствию, нашла новые точки радости. И картины осеннего парка нисколько не хуже летнего, и внутри в зале горел камин, который не зажигают летом. Все это придавало новую остроту восприятия окружающего.
Так как я уже «старожил данных мест»:), то замечаю новые приобретения в залах. Маленького фоно раньше «тут не стояло».
Прибавилось количество детские колыбелек. В них даже куколок положили.
В коллекции замка собраны иконы из дерева, камня, литые из металла или нарисованные на холсте. Есть маленькие дорожные иконы - складни, и большие настенные иконостасы. Наверное, в прошлый раз экскурсовод не водил в этот зал или это новый экспонат - старинная икона с изображением в «3-D», говоря современным языком. С разных ракурсов видны три совершенно разных лика.
В зале украшенном под потолком невестиными веночками, стоят одни из самых красивых сундуков коллекции. С рождением дочери в семье появлялся «дочкин сундук». Н являлся прообразом новой будущей семьи, которая появится, когда дочь выйдет замуж. В него девушка собирала свое приданное, чаще всего сделанное собственными руками. Покидая отеческий дом после замужества, она вместе с сундуком в новый дом, перевозила и частицу своего детства, частицу тепла родительского дома, его обычаев и нравственных основ.
Изображение святых по традициям были с четкой передачей их основной миссии. Георгий Победоносец яркий тому пример. В скульптуре отображен завершающий этап повержения темных сил и передана энергия силы защитника каждому, кто в этом нуждается.
Среди множества экспонатов редкая каменная икона Николая Чудотворца 19 века. Она и самая старинная в собрании замка. Обычай вырезать иконы из камня идет с давних веков, когда дома были из дерева и случались пожары. Главную семейную реликвию из камня огонь не брал, а новый дом можно поставить заново. И, возможно, традиция каменных икон идет из Византии, откуда родом мраморная иконе с тремя изображениями деисуса и надписью на греческом языке. Вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, и на Руси работало очень много византийских художников.
Самая старинная икона с изображением Божьей матери музея - над секретером.
По легенде, тот, кто поднимется на башню и загадает на вершине желание, то оно обязательно сбудется. Поднявшись по 158 ступенькам в башню, увидела окрестности, как их видят птички.
На каждой площадке помещения увешаны иконами, как и во всем музее, но тут находишься с ними наедине. Есть окна... с утюгами. И одно окно на предпоследней из площадок перед вершиной, необычной круглой формы.
Отсюда можно увидеть остров внизу, который в туманной дымке кажется литографией из прошлого.
В оконце далеко внизу водохранилище за занавесом тумана.
В беседочке, что "коньком" крыши служит и самое высокоепомещение, висит колоком , который охраняет забавный гном.
И виды из окошка, как на гравюре из дождя.
Преобразился каминный зал. Теперь он выполняет роль «обеденной зоны» для постояльцев отеля, находящегося тут. На столиках даже стоят виньетки с названием номеров, которые закреплены за ними. Не знаю достоинств еды, так как не угощали, но антураж красивый.
Толстые каменные стены, в камине натуральные дрова потрескивают, играет тихая музыка, все как в настоящем пиршественном зале средневекового рыцарского замка.
Набрела на зал, в котором не была в прошлый раз. Похоже на конференц-зал с киноэкраном, рядами стульев и роялем.
400 лет тому на мельнице Киево-печерской Лавры, по инициативе Елисея Плетенецкого начали делать бумагу для Лавры из конопли, льна и крапивы. Церковные земли Киево-Печерской лавры переходили множество раз от православных к греко-католикам и наоборот. Закреплению позиций Лавры в этой местности способствовало то, что в 1612 году монахи Лавры построили здесь мельницу с папирней. И сейчас туристам демонстрируют все этапы того средневекового процесса.
Филиграни радомысльской папирни.
В папирне на мастер-класс собрались несколько групп одновременно, получилось небольшое столпотворение, но процесс производства бумаги всем объяснили и показали. В историческом романе Зинаиды Тулуб «Людоловы», подробно описана работа этой «бумажной фабрики».
Гладь воды стала пьедесталом для памятника основателю папирни, архимандриту Елисею Плетенецкому. Весь погружен в книгу, опустившись на одно колено перед неугасимой лампадой-свечой. Река символизирует текучесть времени, лодка - человеческая жизнь, книга - знания и мудрость, свеча, горящая днём и ночью - символ неугасимого источника просвещения, служения людям.
Возвращаясь к славному прошлому, возрождается прежняя привлекательность древнего Радомышля. Пусть у новодельного замка «Радомысль» нет исторической ценности, это место подарит «ценные» удовольствия от общения с природой, ухоженным мини-парком. Недостатки комплекса все те же: ненормально дорогой входной билет, дорогой ресторан.
Напоследок на выезде из города, как напоминание о древлянских корнях, провожают великаны, вырезанные из столетних дубов изображения предков. На символической арке название Радомышль. До новых встреч, удивительный уголок, овеянный историей и подвигами наших предков!