Город-праздник, несмотря на то, что едут сюда в основном люди лечиться. Пила водичку, остальное не занятое едой-сном-процедурами время, с большим воодушевление изучала городок и окрестности. И столь насыщенными были впечатления, что написала множество отзывов, под одним заголовком – «Карловы Вары». Разноцветность домов со всех сторон, зеленые вершины гор под летним солнцем, цветы в выкроенных от застроек уголках города и просто в кашпо на столбах и даже деревьях, это картина радости, которая является главным лечебным компонентов в Карловых Варах.
Первое впечатление при въезде в курортный центр города –«курортный Манхэттен». По обе стороны от реки плотная застройка, да еще в несколько ярусов, высокими зданиями в 5-7 и более этажей. Когда едешь на машине, oщущение ущелья в каменных лабиринтах, особенно, когда свернет машина с набережной в тесные улочки города. Курортный центр настолько заставлен столбиками-домами со всех сторон, что давят на макушку головы, пригнуться хочется. В первый приезд ожидаешь увидеть курортные виллы в окружении садиков и парков. А тут реально, как бы перенесен кусок многоэтажного центра европейского города 19 века в узкое ущелье. Мягко говоря, неожиданно и совсем не курортный вид у города. Чтобы смягчить впечатление, дома покрашены в пастельные цвета и тем самым разбавляют картину «Манхэттена». Город построен ступенчатыми террасами на склонах обнимающих ущелье гор. Над самой рекой дома стоят единой разноцветной стеной. И уже не одну «стену» образуют дома, застройки полезли по склонам и там новые «стены» появились. Ле Корбюзье называл этот город «слетом тортов». И продолжение его фразы: «тот же стиль и та же элегантность». Но красивый все же оазис тортов среди гор получился:). Здесь и ампир, и классицизм, модерн, с вкраплениями баррокко и других стилей. А все вместе они образуют сложившийся облик конкретно Карловых Вар, одного из красивейших курортов Европы, в котором как будто ничего не изменилось с XIX века. Те же здания, площади, улицы, умопомрачительно красивые краски природы. На второй день, когда выглянуло солнце, город завоевал сердце своей красочностью и смирил со скученностью домов. Так понравился, что не смогла остановится на одном отзыве, настолько хотелось поделиться полученным удовольствием от каждого уголка Карловых вар и его достопримечательностей.
Под горами по ущелью, где протекает река Тепла, находится грандиозный геологический разлом, Карловарская термальная плита, из которой имеют выход горячие источники. Существует легенда, как курорт на р.Тепла открыл император Карел IV Люксембургский в 1358 году, случайно. Однажды он охотился на дичь, и преследуемый им олень, то ли его охотничья собака, упал в яму с горячей водой, где буквально сварился. В этом источнике вода и по сегодняшний день так же горяча, 73 градуса Цельсия, находится в Рыночной колоннаде.
Город за свою историю дважды почти полностью сгорал и дважды разрушался наводнениями. В последней трети девятнадцатого века в результате грандиозных строительных работ начинает вырисовываться новое архитектурное лицо города Карловы Вары, которое мы видим сохранившимся до сегодняшнего дня. Это, так называемые, четвертые Карловы Вары, которые и сейчас поражают своей гармонией и красотой, несущие отпечаток архитектурных стилей историзма и модерн. Возникший в стиле готики и ренессанса первый город, сгорел в 1604 году, но дал толчок развитию второго - в стиле барокко, который был также практически уничтожен пожаром 1759 года, когда сгорели 224 дома. Третий город, отстроенный в провинциальном стиле и переживший в лесной глуши эпохи, был постепенно разрушен в 1870 - 1900 годах в связи с перестройкой города и на его месте возникли сегодняшние Карловы Вары. Теперь город от наводнений защищает плотина в Становице, из его водохранилища производится и снабжение водой.
В XIX в. изменился архитектурный облик города: вместо старых построек в стиле ампир, классицизма и рококо были построены здания в стиле модерн и эклектики. На архитектуру курорта большое влияние оказала деятельность венских архитекторов Фердинанда Феллнера и Германа Гельмера, построивших почти 20 карловарских зданий. Окончательная застройка города была завершена возведением в 1912 году здания отеля "Империал". Незадолго до первой мировой войны Карловы Вары достигли самого большого количества гостей в своей истории. В 1911 году здесь проходили лечение 70 935 человек.
Курортный центр самый насыщенный достопримечательностями. И начинается «центр» от отеля «Пупп», кончается около главпочтамта. В 1701 г. на месте отеля Пупп находился Саксонский зал, потом в 1728 г. рядом был построен Чешский зал, который впоследствии был самым любимым общественным центром дворянства в Карловых Варах. Еще раньше на месте кафе "Пупп" стоял дом, в котором останавливался Бетховен. В 1775 г. в город приехал кондитер Иоганн Георг Пупп, который здесь удачно женился. В 1786 г. он купил Чешский зал и перестроил его в большой гостиничный комплекс, принадлежащий теперь акционерному обществу "Пупп". Сегодняшний вид гранд-отеля в стиле необарокко сохранился с 1905 г. - 1907 г., и является заслугой двух архитекторов Феллнера и Гельмера.
Ими возведена основная часть города, в отстроенном ими комплексе «Пупп» жили император Франц Иозеф I, граф Орлов, канцлер Меттерних и многие другие известные личности. Ныне «Пупп», это целый элитный квартал. Пятизвёздочный гостиничный комплекс имеет шесть ресторанов, четыре конференц-зала, спортивные комплексы, салон красоты, стоянку для автомобилей и прочие элитные услуги. Позади крайнего корпуса Гранд-отеля находится станция фуникулера, поднимающегося на смотровую башню "Диана", поездка на которую считается неотъемлемой частью посещения Карловых Вар.
Гостиница основное место проживания гостей ежегодного Карлововарского кинофестиваля. Впервые этот кинофестиваль состоялся в городе Марианские Лазни. В 1947 году он переместился в Карловы Вары. В эти дни сонный курорт круто видоизменяется, на улицах толпы людей, рестораны полны. В старых, ещё времен империи, и новых кинотеатрах идут показы фильмов фестиваля, сияет огнями гостиница Thermal, где основные показы и встречи происходят. Играют оркестры, улыбаются кинозвёзды, кипит насыщенная десятками мероприятий программа. Кстати, знаменитые актёры наведывались в Карловы Вары: Дуглас Фербенкс, Мэри Пикфорд, Джина Лоллобриджида, Пьер Ришар, звездная «пара из Голливуда Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, и другие. Мало кто знает про другой карлововарский кинофестиваль - «Tourfilm», а он является старейшим международным кинофестивалем в мире, посвященный туристической тематике. Впервые проведен в 1967 году.
Напротив «Пуппа» огромное здание Лазне I, больше напоминающее театр, которые вместе в Пуппом и другими оригинальными зданиями, создает впечатление большого столичного города. Карловы Вары и есть курортная столица Чехии. Превосходное здание так же творение рук Феллнера и Гельмера, которые прославились по всей Европе, как архитекторы театров. Потому Карловы Вары имеют вид театральных декораций, только "вживую". Лазне I и напоминает с первого взгляда театральное здание. Архитекторы Феллнер и Гельмер построили много других карловарских зданий и определили таким образом архитектурный вид курортного города в стиле историзма и модерна.
На первом этаже «Цисарски Лазне» - королевской лечебницы, находилась шикарная императорская ванная комната с золотой ванной, которая была предназначена только для императора Франтишка Йозефа I. На втором этаже роскошный зал Зандера, в котором был первый в Европе спортивный зал со спортивным оборудованием для лечебной гимнастики. В 1988 г. в зале Зандера открыли казино, сейчас и этот зал, и всё здание на реконструкции.
В скверике около Лазне I стоит памятник Карлу IV в полном королевском облачении. Всего в Карловых Варах есть три памятника императору, которые находятся в Карловых Варах, этот последний, установлен в 1956 году. Удивилась, узнав, что его построили во время социализма. Наверное, для равновесия, ведь тот же скульптор, в том же году создал памятник Сталину в Праге.
За Лазне №1, находится небольшой евангелический костёл святых Петра и Павла. Не путать с православной церковью Петра и Павла в Карловых Варах на другом конце города. Участок под молитвенный дом для всех курортников не католиков, за бывшим карловарским городским пивоваренным заводом, пожертвовала графиня Шамбург-Липпе. Новый костёл был торжественно освящён 1 июля 1856 г. С приходом в Карловы Вары «золотого века», который отсчитывается с начала 19 века до Первой мировой войны, верующие, принадлежащие к англиканской и православной церкви, построили свои храмы, и костёл был передан лютеранской церкви. В 1864 — 1865 гг. к нему пристроили главный фасад и башню. С 1946 г. костёл относится к ведению Чехословацкой гуситской церкви д-ра Павла Фарского.
За поворотом реки открывается панорама набережной с разноцветными домами на ней. Как в Москве -Тверская, узкий, в Питере - Невский, в Париже горящие огнями Елисейские поля, центральной улицей Карловых Вар являются ее набережные с двух сторон р.Тепла. Они говорящие название имеют - Старая и Новая Лука, нарядные своими сказочными домами-тортами с двух сторон. Stara Louka тянется от «Пуппа» до Гейзерной колоннады. Возникшая позже Новая лука на другом берегу, параллельна ей и так же впечатляет. А в 17 веке в этом месте за городскими Луговыми воротами росли полевые цветы и паслись коровки с овечками. Теперь это главный променад города, который благодаря щедрости графа Яна Рудольфа Котка, обзавелся каштановой аллеей вдоль набережной реки Тепла,и является одним из красивейших мест города.
Среди бесконечного числа отелей на набережной, выделяется здание театра, настоящего оперного театра. Первый, еще деревянный театр на этом месте, построил страстный поклонник искусств Тадеуш Дамм. Но вскоре деревянное здание во время одного из спектаклей просто рухнуло на головы зрителей. Тогда, в 1788 г. известный меценат врач Бехер кинул клич среди меценатов и они с ним во главе, построили новое каменное двухэтажное здание, которое могло вместить 543 зрителя. Новый театр достаточно долго называли "Stadttheater". Фасад украшены статуями, сотворенными знаменитым скульптором Теодором Фриедлом.
Над изысканным внутренним интерьером трудились знаменитые братья Густав и Ернест Климт. Не только роспись потолка зала составляет гордость театра, а и его занавес, на котором изображена фигурная композиция под названием "Апофеоз поэтического искусства". В Карловы вары приезжали не только лечиться, но и работать такие знаменитые композиторы как Людвиг Ван Бетховен, Ференц Лист, Рихард Вагнер, Иоганн Себастьян Бах, Рихард Штраус, Иоганн Брамс, Фредерик Шопен, Эдвард Грюг, Арам Хачатурян. Здесь играли виртуозы Николо Паганини и Давид Ойстрах.
Что ни здание в центре, то будет «дом с историей». Не только архитектурой известны Карловы Вары, весь город был прославен великим поэтом И.В. Гете. Великий немецкий поэт любил Богемию, где плодотворно работал и так же вдохновенно отдыхал многие месяцы и недели, совершая ботанические и геологические экскурсии по окрестностям. Сказочные камни Славских гор вокруг Карлсбада из года в год пополняли его минералогическую коллекцию. Поэт тринадцать раз побывал в Карловых Варах и суммарно прожил здесь почти три года. Goethe Beer House получил название, как дань уважения немецкому литературному гению, благодаря которому Карловы Вары в свое время обрели невероятную популярность среди аристократии со всей Европы. Гете был известен своим вниманием к молодым девицам. И женился по зову сердца, а не по выгоде на симпатичной, простой цветочной торговке. Везде он был окружен роем молоденьких прелестниц, которых называл «глазки».
«Мой дед красавицам был рад,
И я в том грешен, каюсь».
«Небольшая любовь — это единственное, что может сделать наш курортный отдых более терпимым, в противном случае мы бы умерли от скуки» - говорил он.
В одно лето у Гёте несколько женщин. Юная, породистая, сдержанная, с чрезвычайно немецким характером Сильвия Цигезар. Сильвия его звезда, он воспел ее в длинном стихотворении. Встречается и с красавицей Марианной Мейер, супругой его старинного друга Эйенберга. Влюблен он в обеих, но возлюбленной для его сердца, стала Марианна. Словно юноша, едет он звездной летней ночью к ней. Правда, это не доказано. В то время Гете уже занимал высокий пост, это расцвет его жизни и творчества, портить репутацию не желательно. Плюс он любит, любим и наслаждается жизнью. «Нам, зашестидесятникам, только и остается, что волочиться за женщинами, иначе они окончательно впадут в отчаяние». Старому юноше кажется, что все возможно… Настроение, владевшее Гёте в Богемии, с особой прозрачностью отразилось в рассказах, которые он включил потом в свои «Годы странствий». Это «Новая Мелузина», «Опасное пари», «Пятидесятилетний мужчина», «Смуглая девушка».
Что я познал, что пережил,
Что здесь впитал до самых жил,
Что принял с благодарностью сердечной,
В стихах бы воспевать мог бесконечно...
Когда в 1811 году на курорт вместе с мужем поехала Кристиана Вульпиус, «более толстая половина Гёте», как некоторые её называли, она воочию увидела, как смотрит и флиртует с молодыми девушками её муж. Решила проучить его и начала заигрывать с одним русским офицером. Прославленному поэту такое поведение жены не понравилось, но с тех пор и он сам в Карловых Варах он стал вести себя совершенно прилично и корректно. Так было пока была жива жена.
В доме "У трех мавров" И.В. Гете в 1806-1820 гг. 9 раз проводил отпуск. Первоначальный дом не сохранился - сгорел во время большого пожара 1759 г, что полгорода в пепел превратил. Теперешний вид дом приобрел в 1910 г., после реконструкции архитектором Ф. Оманна. На новое здание перенесли лепной декор с первоначального дома и входная дверь является оригиналом. О посещении курорта знаменитым гостем, напоминает мемориальная доска на доме и надпись на двери, говорящая о том, что этой дверью проходил сам Гете. Пусть дома помнившие Гете или перестроены, или вовсе исчезли, остались другие со сказочными названиями так подходящие городу - «Золотой ключ», «Белый заяц», «Прекрасная королева», «Слон», «Белый лебедь», «Золотая роза». Пребывание в Карловых Варах поэтому схоже на посещение волшебной сказочной страны, не просто курорта.
Известный нам ресторан по к/ф «Семнадцать мгновений весны под названием «Элефант». Пронзительный эпизод, как Штирлиц встречается с женой в «Элефант», по распространенной в Карловых Варах легенде, и всячески поддерживаемой местными жителями утверждениям, снят в их кафе «Элефант». Однако, навсегда оставшаяся в анналах кинематографии сцена, снималась в кафе с тем же названием, но в Берлине. По другим сведениям – в Риге. Вот как европейские города борются за право свои “Элефанты», называть Элефантом из знаменитого фильма. Но кафе не убудет от этой правде, столько всего знаменитого оно повидало на своем веку. В этом кафе Гете отпраздновал свое 37-летие, здесь в XIX веке встречались видные деятели национального возрождения Чехии. Думаю, и «отец Штирлица» - Юлиан Семенов, когда был в Карловых Варах на лечении, захаживал в это кафе, раз выбрал его название для своего сценария.
Прямо на мостовой квадратики, напоминающие «классики», забава «Звонкие танцы». Если прыгать по квадратикам, получаются звуки, напоминающие звон колокольчиков. Дети с удовольствием прыгают «по нотам», извлекая какафонию звуков из металлических квадратиков.
Известный в свое время портной, который шил наряды для императрицы Марии-Терезии, построил собственный дом, в благодарность украсил его барельефом своей царственной заказчицы и назвал «Красна Краловна», то есть «Прекрасная королева».
От довольно однотипных гостиниц - конечно, они имеют различия, но многоэтажный дом зажатый такими же со всех сторон, на первый взгляд почти близнец соседа и не может сильно выделится, кроме украшений на фасаде. Поэтому так отличается вилла Лютцова, построенная в 1854 г. в стиле ампир на склоне горы почти напротив башни Карла VI. Жил в ней странный граф Август фон Лютцов, щедрый меценат Карловых Вар. Это была одна из первых вилл, которые появились на склонах реки Тепла. Если не подниматься к ней, то лучше всго разглядеть с «другого берега» со смотровой площадки над башней Карла VI. Лес рядом с виллой превратили в парк с романтическими террасами с имитацией двух цитаделей, множеством таинственных пещер и уголков, с перголами и променадами.
На террасах располагалось несколько скульптур животных – лежащий олень, бык, готовый к бою, конь, встающий на дыбы, две собаки и кошка. Скульптуры, выполненные другом Лютцова - Августом Киссом. Граф был известен своей вспыльчивостью, противостоянием с городским управлением Карловых Вар. Но благодаря ему получил курортный город отель Панорама и 2 удивительных памятника зверей - это скульптура Камзика (серны) и скульптура Кошки, о которых существуют юмористические истории. Камзик установлен на крутой скале за рекой напротив виллы. Еще имеет название "Олений прыжок", возвышается над Старым Лугом, а столб со скульптурой Кошки стоит перед самой виллой Лютцева. Фон Лютцов, чистокровный немец, продал все свое имущество в Мекленбурге и переселился в Карлсбад и к городу относился требовательно, как своему месту жительства. Недалеко от Кошки стоит скульптура основателя города - Карла IV, работы пражского скульптора Йозефа Макса 1858 года, появившаяся в честь 500-ой годовщины возникновения города. И этот памятник королю Карлу IV в рядом находящемся саду Каро, якобы, портила вид Лютцову на окрестности, поэтому он возмутился, что его не спросили и установил в ответ памятник кошке так, что она хвостом к скульптуре короля, выражая таким образом свое пренебрежительное отношение и к власти, и к городскому совету, и ко всем жителям курорта. И Лютцов намекал, что статуя Карла заслуживает внимания только кошки. Спустя некоторое время кошку повернули лицом к городу. Несмотря на свои необычные идеи, барон фон Лютцов был щедрым меценатом Карловых Вар. На свои средства построил Дом престарелых, видовую площадку за отелем Пупп, купил земельный участок для евангелического кладбища. За широту души был любим горожанами. И незадолго перед смертью чудаковатому барону было присвоено звание почетного гражданина Карловых Вар.
Про другую кошку в Карловых Варах есть другая легенда. Проживала в Карловых Варах графиня, большая любительница кошек и своей кошечки в частности. Когда кошка умерла, графиня попросила у властей разрешения похоронить ее на кладбище по другую сторону Теплы на склоне холма. Этого допустить не могли -там многие известные люди покоились, и вдруг кошка рядом. Тогда графиня выкупила участок земли рядом с кладбищем, все-таки похоронила там кошку и возвела над могилой шикарный мемориал с изображением кошки. И, вроде, в отместку властям она посадила кошку спиной к городу.
Надо прекратить «дозволенные речи» про животных. Кроме кошек, в Карловых Варах есть легендарно-знаменитые олени и серны, слоники и орлы, «тигры и куропатки»…, речная форель, в конце концов. Стоп, смахнув паутину легенд с глаз, откроем их пошире, так как подходим к действительному пупу города - Гейзеру. Он не только географический центр курорта, он его «поилец, кормилец» в прямом смысле. Все питьевые источники курорта питаются водой от этого главного источника, извергаемого из магматических недр земли. Выбрасываемый столб минеральной воды рядом с Гейзерной колоннадой, «визитная карточка» Карловых Вар и его главное сокровище.
Воздадим же хвалу природе, что одарила курорт Гейзером, водами которого лечатся уже много веков. Отдадим дань уважения жителям этого благословенного края, которые столетиями лечат наши внутренности и души заодно. Возблагодарим архитекторов, инженеров, построивших город-тортов. Вот так ликующе действуют Карловы Вары на отдыхающих. Приезжайте, убедитесь сами.