Полюсом, который точка притяжения всех курортников В Карловых Варах, является Гейзер. Он самый мощный, самый горячий и наиболее популярный источник курорта.
Источник "Вржидло", в прошлом также называвшийся Brudel, Sprudel или Fous, бьет в месте расположения Вржиделной колоннады, архитектурная форма которой определил 20 век.
За Гейзером стоит храм Марии Магдалины, построенный по проекту Килиана Игнаца Динценгофера в 1736 году. Многие столетия управление церковью осуществлял орден монахов Святого Креста. В 19 веке в этом храме служил духовник Августин Леопольд Стер -выдающийся карловарский историк.
С другой стороны от гейзера высится башня, единственное, что осталось от замка Карла IV для охотничьих развлечений. Для многочисленных гостей устраивались балы, праздничные торжества. Во время пожара, случившегося в 1604 году, пострадало много построек в городе, а замок выгорел дотла.
В 1608 году по приказу короля на этом же месте начали строительство, но восстановили только сторожевую башню. В 1759 году произошёл ещё один пожар, после которого в 1766 году башня была перестроена. И стояла она такая одинокая над рядами домов-отелей, и надумали дать ей «работу». С башни решили фанфарами приветствовать гостей курорта, которые оплатят эту услугу. Бегать наверх по многу раз, было бы кому угодно затруднительно, поэтому наверху построили жилье для трубача с семьей. Жена на въезде в город искала желающих услышать фанфары в честь своего приезда, дети бежали с «заказом» к отцу домой на башню, трубач, пропорционально полученной оплаты, трубил долго или коротко. Если оплата бала совсем щедрая, кричал с высоты титулы, звания приезжавшего в город почетного гостя. Позднее в башне стали проводить ежегодные церемонии открытия курортного сезона. Сейчас в башне ресторан, который посещают туристы.
Рядом с рыночной колоннадой два памятника - чумной столб и скульптура «Дух источников». Последний считается хранителем источников Карловых Вар и носит еще название «День и ночь». Чумной столб в европейских городах ставили, когда удалось пережить чуму. В Калсбаде его поставили в благодарность, что чума обошла город. И местный столб кроме скульптур святых, имеет шестиконечную каббалистическую звезду на постаменте.
Отсюда дорога идет мимо ресторана "Хебский двор" на Замковую вершину к району, называемому "Вест-Энд", где находятся англиканский костел св. Луки (архитектора Мотеса 1877 г.), роскошные виллы, гостиница "Бристол" 1890 года, русское Консульство и русский православный храм. В здешнем "Савой - Вес-энд - Отеле" в период с 1923-1932 гг. частым гостем был чехословацкий президент Т.Г. Масарик. По пути от Рыночной в Мельничной колоннаде дом с именем собственным - "Феликс Завойский". Увековечено имя портного, которые был модным в свое время, сколотил состояние и построил этот дом. На четырёх этажах здания в стиле модерн располагались мастерские и примерочные залы, личные апартаменты Завойского, студия его супруги-художницы, а также сдаваемые внаём комнаты для гостей курорта и постоянных клиентов салона, среди которых были и королевские особы.
Одной из достопримечательностей здания стал установленный здесь в 1910 году лифт – первый в жилых домах города. Это был эффектный маркетинговый ход, как сейчас сказали. Только для удовольствия прокатиться на нем, сюда бывало захаживали дамы. Был и до этого лифт в городе - в Королевских Лазне I, но он служил как грузовой- поднимал нефть и воду из подвалов. Источники утверждают, что в то время в городе было коло 150 ателье, но ателье Завойского было вне конкуренции. В 1911 году Завойский продал дом Чешскому торговому банку, местные немцы в знак протеста били витрины ателье. Это случилось почти накануне первой мировой войны, после которой обезлюдел курорт.
Самая аристократичная колоннада курорта – Мельничная, построенная на месте городской мельницы над рекой Тепла. Она одна из всех колоннад города построена из камня в греческой манере и это самая длинная колоннада города. При ее возведении убрали часть скалы святого Бернара.
На верхней террасе балюстрада украшена 12 скульптурами, означающими месяцы года. В колоннаде находится оркестровая яма и выведены в мраморные вазы пять источников.
«Ранним утром двойная очередь длиной более пятисот футов медленно движется к источнику, где каждому маленькая девочка наливает воду в кружку, которую в свою очередь держит другой ребенок, а затем переполненная кружка достигает своего владельца под присмотром третьей маленькой девочки; и таким образом процессия всех видов и возрастов мужчин, римских и парижских дам, лордов…».
В Мельничной колоннаде находится мраморная доска со стихами на латинском языке «Ода на карловарские меральные источники». Стихи написал около 1500 года гуманист Бохуслав Гасиштейнски из Лобковиц, частый гость и поклонник Карловых Вар. Ему врачи отвели пару недель прожить и он решил их провести в крачивом уголке края- в Кеарловых Варах. Не просто ждал смерть, заодно пил местную воду. Месяц пил, второй-третий…. И врачи в изумлении констатировали исцеление. В эйфории от подаренной ему жизни, они написал Оду воде. Над источником № 6 находится металлическая плита с переводом стихов Гасиштейнского на чешский язык. В колоннаде играет местный симфонический оркестр, звуки музыки слышны по всей набережной.
Перед колоннадой в 2019 году появился серебряный конь работы Михала Габриэля. Михал Габриэль соучредитель художественной группы Tvrdohlaví, руководитель студии скульптуры и один из самых выдающихся современных чешских скульпторов.
Поверхность тела коня рельефная, наверное, как холмы Карловых Вар над ним. В начале лета к открытию Карловарского фестиваля, приурочен конкурс песочных фигур, которые выставляются в всему городу, и в этом месте перед колоннадой.
Над Мельничной колоннадой находятся дорожки малоизвестного Сада Скальника. По проекту Вацлава Скальника в 1831 г были разбиты старейшие сады города. В то время в нем росли, например, четыре вида кленов, красные конские каштаны, фруктовые деревья, сирень, жимолость и т.п., 100 альпийских растений и 210 розовых кустов. Украшением Садов Скальника было озерцо с фонтаном. В конце ХIХ века часть Садов Скальника заняла построенная в 1871 – 1881 гг. Мельничная колоннада.
К садам Скальника относится установленная в 1834 г. колонна герцогов Кембриджских, а на вершине скалы Бернарда – барочная скульптура Св. Бернарда 1706 г. На скалу со скульптурой Святого Бернарда ведет лестница сбоку от скалы, попасть можно так же и с крыши колоннады сразу к монументу. У подножия памятника сиденья, где курортники отдыхают и любуются набережной сверху.
Еще выше терраса с гранитной колонной (1834) герцогов Кембриджских. Колонна была возведена в память частых гостей Карловых Вар, герцога и герцогини Кембриджских.
Они смотрят сверху на знаменитую Лечебницу у основания, Санаторий III, который после ВКЛ старейшее курортное учреждение в центре Карловых Вар, был торжественно открыт 1 мая 1866 года. Проект величественного здания в духе английской неоготики.
Помимо лечения Санаторий III был и культурным центром города. На втором этаже находится концертный зал, на сцене которого выступали великие деятели мировой культуры. Здесь 24 апреля 1938 года вождь судето-немецкой партии Конрад Генлейн изложил восемь «Карловарских требований», которые стали вступлением к драме, закончившейся Мюнхенским соглашением. Во время реконструкции подвального помещения, где планировали построить бассейн, был открыт источник. До 1872 года воды источника «Свободы» применялся только для ванн. В 1897 г. над источником была построена деревянная беседка. До 1918 г. источник называли именем императора Франтишека Йосефа.
Дальше над набережной большое симметрично решенное здание Военного лечебно-курортного санатория было построено в 1855 году. Интересно, что оно служит только для лечения военных с момента своего основания до наших дней. Автором проекта Военного лечебно-курортного заведения является архитектор Хагенауер, придворный строитель графов Бугоев.
Этот санатория один из первых карловарских отелей, который был комплексно оборудован кабинетами для врачей, жилыми помещениями-отельными номерами, столовой и комнатами для процедур. В столовой висит ценная картина «Открытие карловарского источника - Гейзера" художника Вильгельма Кандлера (1849 г. 5 х 3,5 м.). В здании также хранится работа скульптора Вацлава Левого "Распятие Христа с ангелами" (1856 г.) и фрески художника Вильгельма Кандрлера (1856 г.) В подвальном помещении Военного лечебного здания находится Садовый источник, в честь которого названа колоннада.
Около Садовой колоннады раскинулся Сад Дворжака с примечательным искусственным озером с Русалочкой, скульптурами и экземплярами редких деревьев.
На поляне недавно появились железные скульптуры людей и леопардов. Наверное, это было связанно с открытием кинофестиваля в июне. Каждый раз городу дарят какие-то новые подарки. Новая достопримечательность стала новым фоном для селфи и одним из самых фотографируемых объектов 2019 года.
В сентябре в Карловых Варах проходит фестиваль классической музыки имени композитора Антониу Дворжака. Фестиваль проводится ежегодно с 1959 года, в нем неизменно участвует Карловарский симфонический оркестр. Концерты проходят в концертном зале Лечебницы III и в городском театре.
Дом Павлова, стилизованный под замок и выпирающий как ростр корабля, за кормой которого заканчивается основной исторический центр Карловых Вар. Здание построено в 1870 году и никогда не был здесь Павлов. Иван Петрович Павлов всю свою жизнь много работал. С возрастом здоровье стало сдавать и в январе 1927 года его сильно забеспокоил желчный пузырь. На консилиуме решили делать операцию, которая прошла успешно. Лечащие доктора посоветовали для восстановления функций ЖКТ съездить на три месяца в Карловы Вары. Иван Петрович, как настоящий трудоголик, был очень недоволен, но пришлось поехать. На курорт он прибыл летом вместе с супругой Серафимой Васильевной. В комфортабельном отеле жить отказался. Жилье нашел себе сам, это была скромная комната в пансионе “Kurfurst” на Хебской улице, 28. Так он хотел сбежать от своей популярности. Но даже на вокзале Павлова встречали многие чешские ученые и врачи. Название дом Павлова, где не жил Павлов, получил в середине XX века, потому что в здании размещался лечебный центр им.Павлова. Так дом и был назван Домом Павлова.
На противоположной стороне от Дома Павлова стоит розовый дом, который носит имя другой знаменитости, часто навещавшей Вары – Людвига ван Бетховена. На одном из балконов хорошо виден барельеф композитора.
Серая башня отеля «Термал» доминирует над застройками 19 века курортной части города.«У «Термал» есть одно достоинство: из него видны все Карловы Вары и не виден «Термал». Это переделанное выражение про Эйфелевую башню писателя Мопассана.
Я не хочу присоединяться к хору ругающих, скорее, «о бедном Термале замолвите слово». Долгие годы жители города не могли привыкнуть к Мельничной колоннаде, которая на их взгляд испортила центр города. А стала визитной карточкой города. Теперь поток критики принимает на себя Термал. Этот отель построили чешские архитекторы и строители, как главную площадку для проведение большого европейского кинофестиваля. Должны были разместиться в номерах и кинозалах тысячи гостей. Номера- около тысячи только могут принять, остальные в других отелях города проживают. Кинозалы, да, на тысячи зрителей. Самый большой- 2300 и два поменьше. Потому ради кинофестиваля отель был построен … в виде старинной кинокамеры! Это можно увидеть только сверху, с гор окружающих Карловы вары. Плоский и намеренно малоэтажный холл- «корпус камеры». К ней прикручены три «лентопротяжных барабана» – три круглых помещения. И главный корпус- опора-ручка, которой камера опирались в старину на плечо оператора. Если остальной город - картинка 19 века, то в Термале хотели воплотить век 20-ый. Чешские архитекторы Махониными и воплотил архитектурные веяния конца 60-х годов, годов «оттепели». «Оттепель», принесенная московскими ветрами и завершившейся «Пражской весной». Проект и вобрал в себя все архитектурные «мейнстримы» того конкретного времени. Цитата -«от позднего Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ до необруталистов, метаболистов и прочих новаторов». Здание не только формой уникальной, его «начинка» уникальна.
Строительство длилось целых 10 лет, потому что сооружался целый подземный город под отелем: узел правительственной связи кабинеты для членов правительства, комфортабельное бомбоубежище, склады с запасами продовольствия, воды и всего необходимого для автономной жизни, даже своя резервная электростанция. Не говоря про единственный открытый бассйен города, котрый отвечает всем критериям «олимпийского бассейна». Надежность сооружения проверена почти 50-тью годами эксплуатации- без капитального ремонта. Такое уникальный отель не только достопримечательность города и нужное функциональное здание для Карловых Вар, он стал памятником ушедшей эпохе, ушедшего 20 века.
В 2019 году Чехия выделила деньги на украшение фасада и реконструкцию Thermal’а. Никто сносить его не собирается, здание уникально по своим техническим возможностям и только в нем возможно проведение Карловарского фестиваля, главной «изюминки» культурной жизни в городе. Гран-приз кинофорума - «Хрустальный глобус», как бы сконцентрировал в себе воздух и воду, небо и радость Карловых Вар. Их и получает на память победитель. Не только участники фестиваля, но и каждый гость города получает это небо, эту живую воду и живительный воздух Карловых Вар. И покидает город с осознанием посещения волшебного места, где все получают радость.