Поездка в Дрезден появилась благодаря отдыху в Kaрловых Варах. Он находятся недалеко от границы с Германией. Если направиться в юго-западном направлении, попадем в Баварию, поехать на северо-запад - оказываемся в Саксонии. Саксонскую столицу - Дрезден, часто называют Венецией на Эльбе. Каналов тут не наблюдается, но река одно из украшений города. Лаба - старое славянское название реки Эльба, которое и сейчас употребляется в Чехословакии. По площади Дрезден занимает четвертое место в Германии, уступая Берлину, Гамбургу и Кёльну. В наше время город в большей своей части, полностью современной постройки.
«Дрезден» возник от небольшой славянской деревушки Драждяна. Первые упоминания о ней относятся к 1206 году. Название произошло от слова на древнесербском языке Drežďany, так как обитали здесь дреждане, жители пойменных лесов. Первоначально в этой местности селились рыбаки и купцы. За столетия посреди небольшого поселения появилась королевская крепость. Когда-то дрезденский замок-резиденция являлся центром правления саксонских курфюрстов и королей. Впервые в исторических хрониках был упомянут в 14-ом веке как крепость. Замок сгорел во время пожара 1701 года, он был восстановлен при Августе Сильном. Ко двору приглашали известных художников, здесь появилась ценные коллекции. В 1753-54 гг. в Италии была приобретена «Сикстинская мадонна» Рафаэля, самый известный шедевр Дрезденской галереи.
В результате американо-английских воздушных налетов в последние месяцы Второй мировой войны замок, насчитывавший около 500 залов и комнат, сгорел дотла. Бомбежка Дрездена была устроена через неделю после окончания Ялтинской конференции, где были определены между СССР и его союзниками границы будущего переустройства мира. Западная часть Германии отходила Варшавскому блоку. Потому и бомбили американцы с англичанами Дрезден и Прагу, «не доставайся же ты никому». Их не интересовала сохранность исторического наследия всего человечества, тем более человеческие жизни. Это советские воины спасали древний Краков от взрыва, которым должен был весь город был уничтожен при отходе фашистов. При освобождении европейских городов советские люди своими жизнями спасали древнее наследие западной Европы. Прага и Зальцбург, Вена и Краков, и все другие, освобождались ценой жизней. 40 миллионов… отдавших жизни в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Разрушенный, сожженный исторический город дрезденцы заново строят из года в год, полностью в старинном виде, каким он был до войны. Потому вся экскурсия заняла - с остановками напротив каждого памятника, каждого здания и фонтана - всего 1,5 часа. Когда-то дрезденский замок-резиденция являлся центром правления местных курфюрстов и королей. Впервые в исторических хрониках был упомянут в 14-ом веке как крепость. Замок сгорел во время пожара 1701 года, он был восстановлен при Августе Сильном. Ко двору приглашали известных художников, здесь появилась ценные коллекции. В 1753-54 гг. в Италии была приобретена «Сикстинская мадонна» Рафаэля, самый известный шедевр Дрезденской галереи.
Дрезден превратился при Августе Сильном - курфюрсте Саксонском Фридрихе Августе I (Friedrich August I. von Sachsen), в блистательный город-резиденцию европейского уровня. Август родился в Дрездене, детство провел в отдаленном замке в сельской глуши, поэтому когда вырвался в мир - совершил в 17 лет вояж по Европе, понял, насколько его феодальное княжество мало и решил, что если не по размеру, то по роскоши его княжество будет, как королевское дворы больших стран. Для него было высшим комплиментом, когда однажды его любовница, французская балерина Дюран, сказала ему: «Vous etes tout français!» -Вы настоящий француз!. Самые крупные изменения замок-резиденция претерпел во время реконструкций в 16, самом начале 18 и в конце 19 веков, современный вид приобрёл в 1901 году. Ныне на первом этаже комплекса «Исторические Зеленые Своды», на втором: «Новые Зеленые Своды». Даже в восстановленном виде Дрезденский Дворец-резиденция – уникальное строение, в архитектурном облике которого намешено барокко, неоренессанс, и даже романский стиль.
Дворец соединен переходом с другим изящным дворцом в стиле барокко. Удивительно было узнать, что переход построен в начале 20 века. Однако, он выполнен с королевской роскошью, Август Сильный одобрил бы его. Хозяйкой этого дворца была графиня Анна Констанция фон Козель, знаменитая фаворитка Августа Сильного. Она играла в жизни Саксонии ту же роль, что и мадам Помпадур во Франции. Монарх был весьма неравнодушен к красивым женщинам, дарил им достойные их красоты подарки. Козель родила Августу троих детей, в роскоши и довольстве прожила с ним восемь лет, но ее погубило желание поуправлять, влезть в политику. Ее действия расценили как государственную измену, 49 лет прожила в изгнании в неприступной крепости Штольпе. В ее бывшем дворце в Дрездене всегда жили наследные принцы с семьей. Из-за богатого внутреннего убранства в восточном стиле и многочисленных ориентальных предметов интерьера его в давние времена называли Турецким домом.
Между прочим и в самом дворце-резиденции есть турецкий музей. И еще другие - Новые и Старые Зеленые своды, Гравюрный кабинет, Монетный кабинет, Оружейная палата, и упомянутая Турецкая палата.
История и самого дворца, и его коллекций начиналась во времена Августа Сильного, который всю жизнь был просто одержим жаждой роскоши. Известен, как жадный собиратель ценностей, на подати с народа собрал огромное коллекцию произведений искусства. За так называемый «белый саксонский алмаз» он не пожалел 200 тысяч талеров, эквивалентно 2 тонн золота в то время. Для своих раритетов курфюрст оборудовал специальные помещения, заботясь о том, чтобы экспонаты смотрелись как можно более эффектно. И самое главное, допускал в «Зеленые своды» посетителей, что было неслыханным по тем временам новшеством.
Со всей Европы он приглашал в Дрезден художников и архитекторов. По его велению построили этот дворец-резиденцию, придворную католическую церковь, знаменитые террасы на Эльбе и всемирно известный комплекс Цвингер. После смерти курфюрста пришлось десятилетия разгребать финансовые руины государства, оставленные расточительным Фридрихом Августом. Да и о байке про его силу, за которую его и прозвали «сильным». Как-то напоказ перед придворным он разломал подкову, и сия подкова удостоилась чести храниться в королевской сокровищнице. Современные учены провели анализ металла, из которого сделана подкова. Сплав оказался очень ломким, особой силы cломать ее не требовалось.
Саксонский курфюст умел пустить «пыль в глаза» не только в трюке с подковой. Для того, чтобы заполучить польскую корону, курфюрст пошел на множество подковерных вывертов. Ему пришлось на короткое время даже сменить веру, перейти в католичество, так как Польша католическая страна. Но потом опять вывернулся - вернулся в родную веру, как перчатки веры менял. Для подкупа дипломатов он израсходовал уйму денег. В 1697 году польский сейм меньшинством «протянул» Августа в польские короли. Его соперник, за которого было большинство, чтобы польские реликвии не достались немцам, увез польские королевские регалии и корону в карпатский замок. Коронация считалась действительной, если использовались древние коронационные сокровища из хранилища. Ключ от него ему не дали, взломать - святотатство и коронации не будет. Августу священные символы вынесли через сделанное в стене отверстие, не тронув дверь. И короновали срочно сделанной новой короной, которую он доставил потом в Саксонию. Но и там новая «польская» корона не прижилась, она попросту исчезла. Отыскалась только в 1929 году, причем не где-нибудь, а в комнате, где хранился реквизит дрезденского придворного театра, наряду с прочей бутафорией. Ныне корона экспонируется в музее замка-резиденции. А результатом изворачиваний Августа, как ужа на сковородке в жажде власти, стала большая потеря - собственный народ от него отвернулся. Саксония всегда была протестантской, поэтому саксонцы были недовольны переменой веры своего курфюрста. Однако, и тут вывернулся! В Саксонии была объявлена свобода вероисповедания. Августу Сильному пришлось предоставить ее своему народу, чтобы оправдать свой кульбит из протестантов в католики и обратно. Двор жил роскошно и расточительно, Август Сильный как-то, якобы, сказал прусскому королю Фридриху Вильгельму I: «Если Ваше превосходительство выручит один дукат, то Вы положите его в Вашу казну, я же его истрачу. Таким образом, он трижды возвратится ко мне». Август мечтал «Павлиньем троне», подобном тому, что украшал двор Великих Моголов. Говорят, что детей у него было более трехсот. Правда, официальными наследниками курфюрста признаны только девять детей, которых родили шесть разных женщин. Как бы там ни было, но за Августом Сильным сохраняется слава ловеласа и бонвивана. «..Повезет в любви», в другом не повезет, потому в сражениях он почти всегда терпел фиаско. Август втянул своих подданных в роковую Северную войну и потерпел поражение от шведского короля Карла XI. Август вынужден был отречься от польского престола в пользу Станислава Лещинского. Рассказывают, что на больших праздниках он мог выпить до семи бутылок вина за вечер. Злые языки утверждают, что из-за пагубного пристрастия к питию он и проигрывал все битвы.
Последний саксонский король, седьмой по счету, Фридрих Август III был свергнут ноябрьской революции 13 ноября 1918 года, покинул трон со словами «Делайте свою дрянь сами!».
На Почтовой площади около дворца стоит «Холерный фонтан», поставленный в благодарность, что Чума не затронула Дрезден. Месте фонтана прежде стояла готическая церковь, что и отобразил в своей работе архитектор. Потому сам фонтан выполнен в форме готического церковного шпиля. У фонтана 40 струй, а в высоту он достигает 18 метров. Холерный фонтан – одна из немногих достопримечательностей Дрездена, уцелевших во время бомбежек в конце Второй Мировой войны.
Замок-резиденция имеет несколько дворов, один из них - замковый двор в стиле ренессанса перекрыт современной стеклянной крышей, которой, конечно, не могло быть в давние века.
С проулка под королевским дворцом заходим в конюшенный двор. В средние века в конюшенном дворе "Штальхоф" проводились рыцарские игры и конные состязания. История «Штальхоф» ведется с конца XVI века, когда по указанию курфюста Саксонии Кристиана I были построены королевские конюшни во дворе Дрезденского замка-резиденции.
Из сохранившихся свидетельств эпохи рыцарства можно отметить два 10 метровых бронзовых столба с кольцами, предназначенных для тренировки рыцарей, а также оборудование, используемое при проведении рыцарских турниров. Белоснежные 22 тосканские колонны поддерживают открытую аркад у, откуда король и придворные наблюдали за поединками.
Колонны украшены головами зверей, как охотничьими трофеями, и рыцарскими гербами. На сегодняшний день Штальхоф - единственная сохранившаяся площадка для проведения рыцарских турниров в Европе. Сейчас в здании бывших королевских конюшен находится Музей транспорта.
Снаружи Продольной галереей (Лангер Ганг), настенное панно длиной 101 метр, изображает историю саксонской династии Веттинов в виде конно-пешей процессии. Сами немцы называют картину Фюрстенцуг. Все 35 маркграфов, курфюрстов и королей, правивших в Саксонии с 12 по 20 столетие, гордо шествуют друг за другом на огромном панно. Кроме королей, изображены также 59 ученых, деятелей искусства, ремесленников и крестьян. Последними участниками процессии изображены автор панно Вильгельм Вальтер и его ученики.
Первоначальное панно «Шествие князей» появилось еще в конце 16 века, оно было выполнено известковыми красками; во второй половине 19 столетия Вильгельм Вальтер изготовил новое панно в технике сграффито. Для защиты от влияния погодных условий, быстро выцветавшую фреску в период между 1904 и 1907 годами перенесли на плитку из мейсенского фарфора, всего 24000 плиток, и уложили на то же место. При бомбардировке города в 1945 году эта достопримечательность Дрездена почти не пострадала. Возглавляет процессию Конрад Великий, за ним шествуют другие представители королевской династии и свита. В этой череде фамильных портретов самый известный - король Август Сильный. В большинстве источников указано 93 персонажей процессии, но 94-й участник был обнаружен совсем недавно, по головному убору – не соответствовало количеству людей количество изображенных шляп. А раз есть 94-ая шляпа, то под ней должен быть и 94-ый человек:).
Вдоль строя курфюстов по улице Аугустштрассе, идем к Собору Фрауенкирхе. По пути отель, на стене памятная доска сообщает, что в нём два года жил композитор Рихард Вагнер. В то время Дрезденская опера была одной из лучших в Германии. Место капельмейстера королевского саксонского театра давала 5 тысяч франков дохода и оплачивалась от двора. Потому Вагнер числился на придворной службе и жил почти под стенами дворца.
Купол Фрауэнкирхе доминирует над всем «старым городом». Первоначальный храм был построен во времена саксонского курфюрста и короля Польши Августа Сильного в 1726—1743. Раньше на месте собора стояла деревянная церковь. К 1722 году церковушка обветшала так, что с неё даже сняли колокола, чтобы они своей тяжестью не дали ей рухнуть. Собор считается самой значительной протестантской церковью Германии, мог одновременно вместить до 3500 человек, высота его башни 86 метров. Собор был полностью разбомблен во Вторую мировую войну. И сначала решили оставить храм в таком разбомбленном виде, как напоминание потомкам про ужасы войны. Но потом ГДР стала одним целым с Германией, и немцы отказались от руины-памятника, решили его восстановить по имеющимся старинным архитектурным планам. Дорогостоящее строительство длилось тринадцать лет и закончилось в 2005 году и храм с куполом в стиле барокко вновь определяет силуэт города Дрездена.
От привычных мрачных европейских соборов, Frauenkirche отличается особенной нарядностью. Интерьер выдержан в белых, золотистых и салатовых цветах. Прозрачные, лишенные витражей окна, заливают здание cобора солнечным светом со всех сторон.
Перед собором Фрауэнкирхе на Новой рыночной площади стоит памятник Фридриху Августу II и рядом бронзовый памятник отцу Реформации, Мартину Лютеру. Лютер при переводе Библии использовал саксонское наречие, оно на многие столетия стало примером истинного литературного немецкого языка.
Гномик, радуется каждому туристу, прибавляет радостного настроения окружающим.
По другую сторону от собора на площади поменьше, кусок стены старого собора, который исчез с лица земли.
Площадь с собором создают острый угол треугольника, две стороны которого ведут к набережной Брюлля и Цвингеру. Этот треугольник вмещает практически основное, что восстановлено из исторического Дрездене. До приезда, пока своими глазами не увидела, представлялся огромный средневековый центр, как показывали в документальных фильмах и рассказывали по ТВ. На самом деле таких зданий кучка и все они на одном пятачке расположены. Восстановлено уже немало, но ожидала увидеть гораздо больше. Есть только несколько построенных практически заново по старинным образцам зданий, прилепившихся к королевскому дворцу и на набережной. Думаю, со временем к ним прибавятся другие вновь отстроенные «старые» здания. И в будущем город вернет утраченное. Как строили веками, так и на восстановление нужно много времени.
Позади Фрауэнкирхе стоит пятиэтажное здание желтого цвета с двумя симметричными двухэтажными флигелями. Его построил в1972 г. граф Фридрих Август фон Козель - сын Августа Сильного и его знаменитой фаворитки Анны Констанции фон Козель. До этого на этом месте была пороховая башня Pulverturm. В начале XIX в. дворец был продан и в нем до 1853 г. размещалась гостиница «Отель де Рюс» («Русский отель»). Среди ее гостей и постояльцев были князь Александр Нарышкин, друг А. С. Пушкина, будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер -его отец был выходцем из Саксонии, Иван Сергеевич Тургенев и его друг анархист Михаил Бакунин. Бомбардировка в феврале 1945 г. превратила дворец в груду руин, восстановили здание в 1998 г.
Федор Михайлович Достоевский периодами останавливался и жил в саксонской столице с 1862 по 1871 гг.Писатель называл Дрезден «Кладом в табакерке»."Здесь довольно жутковато -кроме галереи, но работать можно". Писатель мог подолгу стоять перед Сикстинской мадонной Рафаэля, признавая ее высочайшим проявлением человеческого гения. Пленяла его своей красотой «Шоколадница» Жана Лиотара, нравились живописные полотна Тициана, Рембрандта. В сентябре 1869 года в Дрездене родилась его дочь Люба. Запись о ее крещении сохранилась в церковном журнале дрезденской православной церкви Святого Симеона Дивногорца.
Памятник Достоевскому, созданный русским скульптором Александром Рукавишниковым, стоит между зданием Саксонского ландтага и дрезденским конгресс-центром, Он торжественно открыт в 2006 г. канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом России Владимиром Путиным.
От площади с собором, развернулись и вышли на на Дворцовую площадь. Шлоссплац –«дворцовая площадь», находится практически на берегу Эльбы у моста Августа.
Это небольшая площадь, но ее можно считать королевским эпицентром. Сюда выходят Георгиевские ворота королевской резиденции, парадный католический собор, спускается лестница террасы Брюля. Георгиевские ворота являются частью Георгиевского надвратного замка, надвратного - потому, что возведен над городскими воротами. Фасад щедро украшен скульптурами и лепниной.
Главной доминантой площади является Хофкирхе - кафедральный собор, самый большой храм города и этой земли. В Саксонии времен Августа Сильного официальной религией было протестанство. Выпячивать приверженность католичестве даже королям было опасно. Потому был построен специальный коридор для проведения церковных процессий. В протестантском Дрездене было немыслимо проводить католические шествия на улицах. Хофкирхе стала придворной церковью уже при правителе Фридрихе Августе II. Балюстрады и ниши Кафедрального собора украшают 78 статуй из камня. Они были созданы скульптором Лоренцо Маттиелли и представляют собой изображения апостолов, святых и церковных князей высотой 3,5 м. Особенно велика колокольня собора, сколько ни пыталась захватить в объектив всё полностью, только кусками получалось сфотографировать собор вместе с колокольней.
Внутри Хофкирхе, впрочем, как и снаружи - новодел, собор был практически уничтожен бомбардировками 1945 г. и пожаром после них. Восстановлен после англо-американских бомбардировок Второй мировой войны в 1962 году. Первоначальный собор был возведен в период с 1739 по 1755 гг. по проекту итальянского архитектора Гаэтано Кьявери в стиле барокко. В войну собор почти полностью был разбомблен, и заново восстановлен во второй половине 20 века. В подземельях собора "Санкт Тринитатис" захоронены 49 саркофагов курфюрстов и королей династии Веттинов, а также их родственников. В этом соборе хранится сердце Августа Сильного в специальной медной капсуле, сам он похоронен в Кракове. По легенде оно начинает учащено биться, когда мимо проходит красивая женщина, король был известным ловеласом.
Река Эльба течет через весь город на протяжении 30 километров. По ее берегам в центре города и находятся восстановленные дворцовые сооружения, театр, соборы и другие красивые здания. Часть набережной расположенная между мостами Августа (Augustusbrücke) и Каролы (Carolabrücke), включает в себя сохранившийся фрагмент крепостной стены, так как первоначально тут был укрепрайон оборонительных сооружений города. В средние века стоял артиллерийская батарея, в ее подземных помещениях, уходящих на глубину 20 метров, где в настоящее время музей Дрезденская крепость.
С казематами дрезденской крепости связана история изобретения знаменитого мейсенского фарфора. А так же занятная биография алхимика Иоганна Фридриха Бёттгера. Он мастерски умел золотить серебряные монеты, за что преследовали по всей Европе. Бежал в свободную Саксонию. Когда Август увидел в исполнении Бёттгера "превращение ртути в золото", он был так обрадован, что удостоил Бёттгера титулом барона. Приказал срочно наварить ему уйму золота. Но и по прошествии года золота ни на грамм не прибавилось в карманах Августа, за что Бёттгера и бросили в подземных казематы. Он сдружился с надзирателем и вместе продолжали «химичить». В 1709 года сообщил курфюсту, что открыл способ получать белейший фарфор, ничуть не уступающий китайскому. Для придания белизны, он использовал порошок для париков. Однако, получив долгожданный рецепт, Август не дал ему свободу, а повелел наладить фарфоровое производтво в городок Мейсен, в строжайшей тайне открытую в крепости Альбрехтбург.
Видели эти камни наполеоновских завоевателей и освободительную русскую армию. В 1812-13 г.г против Наполеоновских орд в центральной Европе бои вела только Россия. Наполеон как-то сказал о важности Дрездена: «Пусть меня отрежут от Рейна, лишь бы не отрезали от Дрездена». Бежал Наполеон из Дрездена 29 мая 1812 г. Отрезали и от Дрездена, и от всего на острове Эльба. Очень многозначительное совпадение название реки в Германии и острова - места заточения Наполеона. Так заканчивают все завоеватели на свете, оказываются у разбитого корыта. Наполеоновская Франция поработила почти всю Европу, Дрезден был основной базой снабжения французских войск и в Дрездене Наполеон был неоднократно, жил в королевских загородных замках Moritzburg и Pillnitz. После позорного изгнания наполеоновских вояк из России, это стало началом крушения всей остальной наполеоновской империи. 4 марта 1813 г русская армия взяла Берлин, 31 марта 1813 г - Париж. Кампания 1812-1814 года окончилась капитуляцией Франции, 4 апреля1814 г французский сенат низложил императора. В Фонтенбло Наполеон подписал отречение от престола, затем был сослан на остров Эльба. В 1814 г. князь Николай Репнин-Волконский, ставший генерал-губернатором Саксонии после ее разгрома в «Битве народов», приказал сделать террасу доступной для общественности, для чего со стороны дворцовой площади была построена широкая парадная лестница. Во одном из дворцов, бывшем «дворце Брюля», размещался российский император Александр I. Столько историй, сколько разных названий и все про одну и ту же часть берега Эльбы.
Вот опять всплыло имя Брюлля. Тщеславный и жадный граф Брюлль был первым министром, занимал должность «финансового директора», говоря по-современному, при саксонском дворе. Поэтому не случайно его личные приемы были богаче курфюстских, его личная охрана многочисленнее королевской. Казна-то была в его распоряжении. Во времена Августа Сильного старый Дрезден на правом берегу был уничтожен пожаром 1685 г . В 1739-1740 годы граф получил в подарок уже от сына Августа - Фридриха Августа II, пустынные участки бывших крепостных сооружений вдоль Эльбы. И развернул здесь строительство сада развлечений, возведения своего дворца, галереи искусств, бельведера и других строений. Так возникли «Брюльские прелести» в Дрездене (Brühlschen Herrlichkeiten).
Терраса, вокруг которой концентрировались все постройки Брюля, была местом для променада и развлечений короля, саксонской элиты и других высоких гостей премьер-министра Брюля. Отсюда и пошло название набережной — Брюльская терраса. В свое время Гёте так был восхищен шикарным ансамблем террасы, что назвал ее Балконом Европы. В 1843 и 1890 годах Терраса Брюля была оснащена двумя лестницами со стороны Гроссе Фишергассе и Георг-Трой-Плац (Georg-Treu-Platz). В 1860 году под Брюльской террасой, вдоль берега Эльбы была проложена узкая улица Террасенуфер. В конце XIX века почти все постройки Брюля были снесены, а на их месте построили новые здания. Так что, на сегодняшний день от роскошных Брюльских дворцов и парка ничего не осталось, кроме названий. «Sic transit…»
Самым интересным сооружением террасы Брюля смотрится Академия искусств. Здание в стиле классицизма с узнаваемым куполом, увенчанным золотой статуей богини Фамы, или Глории, является сегодня одной из визитных карточек Дрездена. Ребристый купол из стекла и металла дрезденцы прозвали «лимоновыжималкой».
На верхней площадке набережной памятник «Бастионам Семи планет». В древности каждый из бастионов в Дрездене до ХVIII века именовался по названиям планет, но были бастионы «Солнце» и «Луна», которые в то время так же считались планетами. Памятник представляет собой большой бронзовый разломанный шар, олицетворяющего нашу планету, взорванную войной. Установлен в 1990 году, скульптор Винсент Ванитшке (Vincenz Wanitschke). По брусчатке у основания шара разлетаются сферы с изображениями всех планет. Так деформированный шар должен напоминать об опасности разрушения нашей планеты и всего окружающего в войнах.
Совсем недавно на перилах ограждения набережной были вот такие металлические таблички.
Надо было опереться на балюстраду локтями и закрыть уши ладонями, как изображено на табличках и услышать «эхо войны». Далекое эхо войны, принесшей столько страданий людям.
Двухэтажный дворец Секундогенитур, построенный на месте Брюльской библиотеки для наследника второй очереди правящей династии. Отсюда и название дворца, означающее с латинского, «второе поколение». Дворец украшает медная мансардная изогнутая крыша. Сейчас в нем располагается ресторан, и вся свободная площадка перед дворцом летом занята столиками между невысокими деревьями. Прямо перед зданием бывшей библиотеки установлен бронзовый бюст немецкому скульптору Эрнсту Ритчелу на колонне с тремя скульптурами, символизирующими Религию, Поэзию и Историю. Этот выдающийся скульптор здесь жил и работал. Памятник выполнен учеником Ритчела, Шиллингом.
Подстриженные деревья создают небольшой сквер. И мало кто знает, что под ним, как и под всей набережной, скрываются остатки бывшей крепости Дрездена: самые древние сохранившиеся ворота города ("Кирпичные ворота"), с принадлежащим им каменным мостом через старый крепостной ров, пушечные бойницы, казематы бастионов.
От скверика спускаемся по торжественной лестнице, той самой, что построили по приказу русского генерал-губернатора земли Саксония князя Репнина-Волконского. Благодаря губернатору и лестнице стала доступной для широкой публики набережная, до того бывшей частным владением Брюлля. Лестница украшена скульптурными композициями "Четырех периодов дня".
Примыкает к лестнице и скверу Дом земельных сословий (Ständehaus), построенный в 1906 г. Здесь заседал земельный парламент Саксонии (Landtag). В настоящее время здесь находится Верховный земельный суд Саксонии и Музей минералогии и геологии. Многие находки были привезены из бывших серебряных рудников Саксонии. В библиотеке при музее хранится около 30 тыс. книг, оттисков и карт, относящихся к этой области знаний. Перед парадным входом памятник опять королю. Хоть бы один встретился памятник в Дрездене - мастеровому человеку, художнику, строителю, придумавшим и воплотившим свои идеи, таланты в великолепии города. Ан, всё захребетники стоят/сидят.
Перед Дворцовой площадью мост «Аугустусбрюкке» - мост Августа, сейчас на реконструкции. Над рекой в городе построены девять мостов. Сразу за мостом виднеется конный позолоченный памятник королю Августу, тому самому, чье сердце похоронено в кафедральном соборе. Курфюрст Август «скачет» в сторону Польши, он же являлся и тамошним королем. Во время Второй мировой войны позолоченный медный памятник разобрали и вывезЛИ в замок Пильниц на хранение, а после войны опять поставили на старое место.
Благодаря своей исторической части, восстановленным зданиям в стиле барокко, город часто называют Флоренцией на Эльбе. При нашем посещение города, было в несвойственное для этой местности пекло, необычным даже для лета. Надвигающиеся грозовые тучи вместо прохлады дождя, дали пару капель на мостовой и прибавили к жаре ощущение духоты бани. Тяжело было не то, что ходить везде по жаре, а просто дышать. Может из-за этого впечатления от города остались не те, что ожидала. Дрезденская галерея на ремонте - знала заранее, историческая часть с кулачок, кофе в забегаловке 4 евро, плюс невыносимое пекло и кругом железобетонный новый город, мягко говоря, сильно удивили. Впечатлил Дрезден скорее своей современностью. И жалко, что не увидели художественный пассаж (Kunsthofpassage), кинотеатр UFA Kristall-Palast и много другое из современного, чем теперь знаменит Дрезден. Лично мое мнение, что если планировать поездку с целью увидеть настоящий древний город, то это не сюда. Но музеи в Дрездене мирового уровня.