Идея одним махом охватить все 4 скандинавские столицы будоражила разум уже давно. Ехать самостоятельно было лениво и суетно, предложение турфирмы — «Скандинавская Сага за 6 дней» из Питера сразу понравилось, особенно подогревали интерес три ночных паромных переправы. Теплые воспоминания о замечательном НГ-миникруизе Хельсинки-Стокгольм приятно согревали душу уже 10 лет подряд, я ожидал нечто похожее. К тому же, выбирая морские переходы второй Новый год подряд, я рассчитывал хотя бы на маленький шторм — люблю я экстрим.
6 дней показалось мало, потому я в два раза удлинил и частично изменил маршрут: купил прямые ж/д билеты до Хельсинки, чтобы избежать изматывающего ночного автобусного переезда Питер-Хельсинки. Заказал отель на две ночи, самостоятельно оформил финскую визу, а на возврате в Питере еще на две ночи забукал отель рядом с Невским. В итоге получилась замысловатая цепочка Москва-Хельсинки-Турку-Стокгольм-Копенгаген-Осло-Эскильстуна-Стокгольм-Турку-Хельсинки-Питер.
ХЕЛЬСИНКИ Бесснежная столица Финляндии встретила теплой, но сумрачной и сырой погодой. За 6€ бросили багаж в камеру, напрягло, что там русским по белому написано: нельзя хранить алкоголь. А у нас то с собой было!, к счастью, ничего плохого не произошло.
По привычке отправились на Рыночную площадь в порт, оттуда ходит паром до крепости Свеаборг (Суоменлинна). У порта публичная сауна с открытым бассейном, вынесенным в воды бухты — очень прикольно смотрится.
Зимние дни в этих местах очень коротки: в 10–30 — еще только рассвет, а в 14–30 уже сумерки. Если небо закрыто тучами, то светлого дня вообще не увидеть. Вернулись в порт чуть после обеда, а уже темнеет. Заглянули в самый большой в Западной Европе православный Успенский собор на скале, при погожей погоде его краснокирпичная старая кладка выглядит замечательно, но в густых сумерках — не очень.
А потом рванули в Best Western Premier Hotel Katajanokka. Кого сейчас удивишь отелем? Однако, этот особенный, он переделан из бывшей тюрьмы. Планировку менять не стали, решетки кое-где оставили, характерные тюремные коридоры с лестницами не тронули, в камерах сделали евроремонт. И, вуаля — проект оказался успешным. Кстати, бизнес-идею подсказали сами жители: они стали возмущаться, почему зэки мотают срок не в Сибирях, а в самом центре города, причем с видом на порт и залив!
Хельсинки называют городом двух крайностей: это самая неинтересная и скучная столица Европы, но, с другой стороны — самое спокойное и умиротворенное место для жизни горожан. Сенатская площадь с Кафедральным собором, Церковь в скале Темппелиаукио, Свеаборг, да памятник композитору Сибелиусу, чей барельеф напоминает мне Гитлера, — пожалуй, и все интересности.
Однако, дочка нашла необычную фишку-изюминку — это библиотеки. Как оказалось, финны сегодня самая читающая нация мира, потому библиотек здесь множество, и они очень необычны. Уж тут то мы оторвались и посетили три самых интересных — модерновую Университетскую, старинную Национальную и библиотеку Рикхардинкату. Их внутренняя архитектура очень оригинальна — от старинных залов, расписанных фресками до космического хайтека — рекомендую заглянуть. Первые три дня у нас прошли под девизом «Вы не скажите, как пройти в библиотеку?»))))
НГ-ужин нам назначили во вторую смену на 22–00. Горы различных креветок, бескрайние столы, устланные санкционной семгой «со слезой» и селедкой на любой вкус, лангустины, раки, бутылки вина, без счета подносимые официантами — все кануло в лету. Глобализация, блин!: креветок осталось чуть-чуть, икру давали трех видов, но два из них — искусственные. Семга тоже была, но выбор очень мал, вино доили из автопоилок.
так стало сегодня
После НГ посмотрели типа варьете, где ведущий-травести в женском купальнике веселил публику. Паром Силья не оправдал надежд, а поспать удалось только 3 часа. Затемно выгрузились в Стокгольме и сонные-полупьяные упали в автобус, чтобы ехать в Копенгаген. Все бы ничего, только вино на пароме оказалось бодяжным: закономерный финал — отравление и головная боль.
ШВЕЦИЯ Дороги в Скандинавии великолепные — широкие, без ухабов, рытвин и ямочного ремонта, и практически пустынные, впереди 650 км пути, и несколько остановок — попить-поесть-пописать хочется всем и регулярно. Над трассой порой возникают поросшие травкой странные мосты с оградкой — это переходы для диких зверей. Одна из запоминающихся остановок — живописные развалины замка Брахехус на высоком каменистом утесе над озером Веттерн. В 17в лорд-канцлер строил замок для любимой жены, а та не дождалась и померла, через какое-то время замок достроили, да пожар приключился, замок забросили, а стены до сей поры остались. Далеко внизу у озера рассыпаны крошечные домики на зеленеющих лугах — идиллия. Но стоит выйти из-под защиты мощных стен, как шквальный ветер набрасывается на путника, пытаясь снести его под откос. Почти как в далекой Патагонии. Далеко внизу свинцово-серая поверхность озера ершится белыми барашками волн — драматический пейзаж.
С гидом невероятно повезло — Майя оказалась не только увлеченным человеком, а настоящим кладезем инфы и необычных фактов обо всем. Прошло еще много часов, прежде чем достигли края Швеции — г. Хельсинборг, где быстро форсировали пролив Эресунн на очередном пароме и закономерно попали в Хельсингер (Дания). Пролив узкий, но интересный — веками Дания взимала за проход по нему «зундскую пошлину». Однако, в 19в морские державы возмутились, причем, больше всех брюзжала далекая Америка; пошлины отменили, но еще 20 лет Дания получала компенсации.
На датском берегу справа виден старинный замок Кронборг — прототип Эльсинора, где Шекспир поселил Гамлета. В этих краях легко можно получить ответы на извечные вопросы «Все ли ладно в датском королевстве? Быть или не быть?» Кстати, до сей поры есть версии, что Шекспир не автор всех своих произведений, а сплагиатил их, пользуясь служебным положением администратора театра.
Следующим утром обзорка по туманному городу с протокольным осмотром Amalienborg Palace, и обязательным визитом к символу города — Русалочке. Неприметная фигура, но сколько же ей пришлось пережить: вандалы отпиливали бедняге руки, отбивали голову, а один раз просто утопили (наш гид привела группу, а статуи то и нет!). При нас все было ОК — бронзовая Русалочка задумчиво сидела на своем месте, печально взирая на суетливых туристов (удача, что китайцев не было — без особого труда удалось сделать селфи)!
Дневную программу можно было выбрать: бродить по центру, заглянуть в музеи, или ехать в замок Гамлета. Мы остались в центре и совсем не прогадали. Начили с Ратушной площади, в саму Ратушу может зайти любой, причем бесплатно! Внутри дорого-богато-красиво, есть опция подъема на смотровую башню, жаль зимой она не работает. Пройдемся по пешеходной зоне Строгет, свернем налево, а там — Круглая башня (Rundetårn), наверху обсерватория, а внутри широкий спиральный пандус, говорят, русская царица въезжала наверх на карете. А нынче соревнования велосипедистов проводят по скоростному подъему-спуску с башни. Сверху открываются панорамные виды на крыши старого города. Сам Андерсен увековечил башню в «Огниве», написав, что собака была с глазами, как «круглая башня». Все знают Андерсена, как лучшего детского писателя, однако, ходят слухи, что детей то он не любил, зато детские сказки получались отлично.
Прогулку завершили у зимней королевской резиденции Амалиенборг, жена с дочкой зашли в один корпус, не впечатлились. На площади вышагивали гвардейцы в алых мундирах и медвежьих шапках — круто. Кстати, шапочки были подарены датскому королю российским императором Александром III, когда тот женился на дочке короля. Поблизости расположена знаменитая Мраморная церковь Фредерика (Marmorkirken) — колоссальный лютеранский храм, похожий на Исакий, увидеть и посетить его обязательно.
Еще нужно заглянуть на остров Слотсхольмен, где расположился Кристиансборг (Christiansborg Slot) — замок с 1167 г., затем королевский дворец, а после 1849 г. — датский парламент Фолькетинг. В отличие от Москвы, внутрь может зайти любой зевака, но нужно подгадать по времени. Во дворе большая велостоянка — ни один депутат не имеет право приезжать на заседания на авто. Во дворе — классический конный памятник Кристиану IX. Король-то очень примечательный был: нарожал 6 детей и переженил их с лучшими королевскими домами. Дочку-принцессу Дагмар (в России — Мария Фёдоровна) выдал за нашего Александра III, став впоследствии дедом последнего царя Николая II. За семейные успехи заслужил титул «Тестя и свекра всей Европы»!
КОПЕНГАГЕН-ОСЛО. После обеда нас поджидал паром DFDS Pearl Seaways, к которому я изначально отнёсся с подозрением. Судно оказалось огромным, посадка приятной и легкой, каюта — просторной и удобной. А уж когда пошли в ресторан — мое предубеждение рассеялось без следа от огромного выбора изысканной еды: люблю повеселится, особенно поесть! Кстати, это был самый дорогой ужин на паромах — 130 евро на троих, при этом, напиток только один на выбор. Но я не пожалел, посчитав, что мы просто сходили семьей в дорогой, но очень вкусный ресторан за границей — оно того стоило! Жена пошопилась в дьюти-фри, цены на тряпки ниже, чем на Родине, и это в дорогущей Дании! После чего глотнули с попутчиками вискаря в каюте, расслабились в варьете, и очень приятно провели ночь, благо, вставать не рано. В добавление ко всему, Северное море порадовало от души — ночью разыгралось сильное волнение и корабль ощутимо покачивало. Утро настигло паром в узком и красивом фиорде на подходе к Осло, когда скупое зимнее солнышко медленно вставало на чистом небосводе. Стоя на палубе, ощущал настоящую благость — радовал первый за поездку ясный день.
Первым делом — необычный парк скульптур Вигеланда, который ваял только обнаженку — женщины с грудями смотрятся привычно, а вот мужики со скромными гениталиями и детишками на плечах — не очень. Фишка парка — разозленный бутуз топает бронзовой ножкой, как же часто таких можно видеть в магазинах. Народ на удачу натирает ему ручку и писун. А еще там голый мужик, облепленный детьми. Ни за что бы не догадался, кто это, оказалось — алиментщик отбивается от своих детей!
Обзорка по городу не впечатлила: есть Ратуша, но, новая — огромный кирпичный куб с высокими пилонами по бокам. Есть старая крепость Акерскус, но, там реставрация в разгаре, Норвежский драматический театр похож на своего тезку в Одессе, но скромнее. Напротив, через сквер — парламент (Стортинг), похожий на театр. К вечеру там собралась толпа арабов, скорее всего, сирийцы — жгли свечи, били в барабаны, полоскали флаги на ветру, и хоть бы кто им слово сказал. Вот Национальная оперная сцена — это очень необычно. Огромное белоснежное здание построено у воды, а его крыша плавно ниспадает в воды залива, туристы легко поднимаются на самый верх строения — очень оригинально.
СТОКГОЛЬМ Пора в Стокгольм, а впереди неблизкий путь — 550 км, устроители тура пожалели туристов и разбили его на 2 части, с ночевкой в симпатичном месте в Comfort Hotel Eskilstuna Hamngatan, жаль, побродить по городку не удалось. Утром, отдохнувшие и вкусно поевшие, через пару часов езды начали обзорку по Стокгольму — Ратуша, Королевский дворец, Музейный остров, Гамла Стан. Даже погода улыбнулась нам солнечными лучиками — теплынь такая, что у Ратуши розы цвели.
И тут Майя-искусительница предложила заглянуть в крошечный городок Сегтуна, что на озере Меларен — столицу Швеции до 12в. Там чеканили первые шведские деньги, в незапамятные времена в Сегтуне новгородцы позаимствовали Магдебурские ворота, что сегодня украшают Софийский собор в В.Новгороде. Здесь построена самая маленькая в мире Ратуша, подвыпившие мужики могли там даже переночевать, чтобы супружниц не злить понапрасну. А еще раскидано множество рунических камней. Городок милый, умиротворенный и тихий, побродить часок-другой — одно удовольствие.
Смену караула, Гамла Стан с его узкими кривыми улицами, крошечной железной фигуркой мальчика-рудокопа, и самой узкой улочкой-переулком Marten Trotzigs grand, где двоим не разойтись — смотрели по возвращении в столицу уже в темноте. Так и не пойму, нужно было ехать за город? Кстати, в цокольном этаже Королевского дворца есть музей-«сокровищница», где представлена коллекция старинных карет, одежды и утвари. Что невероятно удивительно — он бесплатный, там тепло и есть туалет.
Вечером посадка на паром ВИКИНГ лайн, о компании писали много плохого, это заранее огорчало. Когда же попал на борт Amorella, удивлению не было предела — оказался лучший паром из всех, что я видел. Объемные каюты, длинная торгово-развлекательная палуба. А уж ресторан оказался фантастикой: зайдя в него, изумился невероятному выбору вкусностей и деликатесов, а также безлимитной выпивки, уходить не хотелось вообще. Ранним утром толпа паксов покинула уютный борт в Турку, через пару часов были в Хельсинки, где жена успела затариться санкционкой, а я погулял.
Ровно в полдень начался долгий путь на Родину. Перед границей остановка в «Рыбокоптильне» — приграничном магазине и кафешке. Здесь оказалась самая дешевая финская уха за 7 евро, но цены на товары выше, чем в столице. Сильно опасались очередей на границе Vaalimaa-Торфяновка (это стандарт на праздники), но случилось чудо — мы были первыми и единственным. Путь до Питера без пробок и очередей занял девять часов, к 21–00 наши усталые тела упали в кресла уютного отеля в Питере.
ИТОГИ
- Преодолели 5 000 км — по-моему, неплохо. Правда, было слишком много томительных автобусных переездов и очень мало времени на осмотр городов.
- Краем глаза заглянули в четыре Скандинавские страны — весьма познавательно:
Хельсинки — скучный город, но дочери удалось обнаружить его изюминку — библиотеки.
Осло — показался безликим и неинтересным, гид была права — это не Норвегия.
Стокгольмом я уже восхищался ранее. Повторный визит подтвердил — здорово!
Копенгаген — неожиданный и совершенный восторг. Город — старинная сказка, куда следует заехать еще не раз.
- Необычно встретили НГ на пароме в море — все ж не дома у телека сидеть
Жаль, конечно, что зиму так и не увидели, зато ясных дней было целых два)))
- За пять дней совершили три ночных паромных переправы по Северному и Балтийскому морям — как тебе такое, Илон Маск?