Первый раз мне довелось посетить Помпеи почти 15 лет назад. Тогда я настолько мечтала об этом городе, что не поленилась поехать туда из Рима, полдня потратив на дорогу туда-обратно. Хотя из Рима гораздо разумнее выбираться в тот же Витербо или Тиволи. Но... мечта есть мечта, куда деваться.
Теперь, путешествуя по Кампании, попасть в Помпеи не составляло труда, да и дочка подросла. Очень хотелось, чтобы и она увидела этот легендарный мертвый город, и узнала трагическую историю его гибели.
Сама же я новых открытий не ожидала, думала лишь пофотографировать немного, а то из прошлой поездки остались снимки, сделанные на плёнку. Во-первых их мало, а во-вторых не особо посмотришь, ведь пылятся в шкафу в тяжёлом альбоме )
Чего же я никак не ожидала, что Помпеи предстанут мне совершенно в ином свете. Вроде и была здесь прежде, а вроде и не здесь? Изменилось очень многое, и несмотря на некоторые явные плюсы, мне дороже те, сохранённые памятью Помпеи, увиденные 15 лет назад. Более настоящие, менее затоптанные, гораздо-гораздо менее туристические.
Описание истории и различных археологических объектов я в этой статье опущу, поскольку однажды уже публиковала материал Искусство и история Помпеи, и повторяться ни к чему. Сейчас хочу просто выложить фото и рассказать о том, какие изменения произошли на этом, ныне весьма раскрученном туристическом сайте.
Стоянка для автобусов и автомобилей, прибывающих в Помпеи теперь находится на значительном удалении от объекта, ибо вся территория вокруг города занята сувенирными магазинами и разнообразными едальнями. Целый рынок! Но даже этого количества ресторанов, кафе и пиццерий недостаточно, чтобы накормить всех желающих.
Это первое и единственное место в Италии, где мы с Маюшей банально не могли найти сидячих мест не то что для нормального обеда, а даже для перекуса. Столько там людей!
Трудно поверить, что когда-то все тур.автобусы прибывали прямиком на небольшую круглую площадь непосредственно перед входом в археологическую зону. И на том же пятачке умещались все «сувенирщики» с передвижными прилавками...
Вход был тут же. Теперь он сбоку, где выстроены ворота, турникеты, и длинная мощеная аллея ведёт далеко в обход.
Так что в Помпеи попадаешь не как его жители когда-то, а с «окраины», оказываясь вначале внутри амфитеатра, который, помнится, в первый раз мы с мужем нашли только в самом конце прогулки.
Амфитеатр, кстати, с тех пор основательно восстановлен и отреставрирован. Выглядит внушительно и фотогенично, конечно, но эффект археологической ценности и ощущение соприкосновения с античностью ныне отсутствует.
С «эффектами» в нынешних Помпеях вообще проблема. Помню, как мы самостоятельно лазили по городу, сверяясь с купленной книгой, слушали его тишину и шёпот ветра внутри полуразрушенных стен...
Теперь, чтобы попасть в то или иное помещение, приходится отстоять очередь из туристических групп, внутри двигаться толпой, желательно не задерживаясь. Кто бывал в португальском дворце Пена, поймёт о чем я. Но тут территория значительно превышает, так что как бы и не ожидаешь подобной давки.
В целом, если не сравнивать в прошлыми ощущениями и прекратить раздражаться на толчею, многое стало лучше и интереснее.
Мне, например, запомнилось, что из Помпей при раскопках вывезли практически все фрески и мозаики, разместив по музеям.
Теперь их воссоздали. Совершенно точно, что многое из украшений стен и полов раньше отсутствовало.
Так что все украшения, фрески и рельефы я фотографировала подробно, это ведь именно то, чего недоставало в прошлое посещение.
Фрески из Лупанария — публичного дома. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupa) — так в Риме называли проституток
Помимо этого, в античных Помпеях было множество колонн и статуй.
Колонны, разумеется, никто не реставрирует, да это и не принято в мире. Зато статуй значительно прибавилось.
Правда, это современные статуи, работы известного польского художника Игоря Миторая, чьи выставки часто проходят во Франции, Италии, Германии, Великобритании, Испании, Нидерландах, Швейцарии, Польше, США, Японии.
В январе 2018 года в Помпеях была размещена экспозиция Игоря Миторая, состоящая из 28 монументальных скульптур, стилизованных под античность, и потому, на мой взгляд, весьма органично вписавшихся в пейзажи и руины древнего города.
Официально выставка проходила до мая, но, как ни странно, часть скульптур осталась и после её завершения. Так что в конце сентября 2018-го мы имели возможность их увидеть.
Как обычно, у данных произведений нашлось множество противников, утверждавших, что развалины Помпеи самодостаточны и не стоит экспонировать в них что-то другое. Но как по мне, и сами статуи очень хороши, и «мёртвый город» совсем не вредно чуть-чуть оживить современным искусством.
В целом, посещение Помпей оказалось интересным и насыщенным. Хотя на сей раз я в них не влюбилась. Толпы людей и слишком явное процветание туристической индустрии и наживы на широко известном имени, сильно подпортили восприятие. Хорошо, что щемящее чувство прикосновения к чему-то по-настоящему древнему и таинственному сохранилось с того, первого раза.