Какое чудесное название у этого города, Салерно. В нем явственно звучит и яркость солнца, и привкус соли на губах от морского ветра. Когда-то я мечтала сюда попасть. Тем более, что была опция обмена через таймшер, и значит, возможность пригласить в поездку родителей. Но в конечном итоге мы выбрали Апулию, отложив Кампанию на потом...
Время Салерно пришло лишь через три года, и вот ведь как бывает — самый долгожданный из городов, означенных в программе тура вдруг показался «никаким». Или, возможно, это мы добрались до него уже никакие )
На самом деле, как я давно убедилась, огромную роль в восприятии того или иного места играет сиюминутное настроение и собственная готовность впитывать впечатления. А в смысле впечатлений у нас в тот день случился конкретный перебор.
Это был тот самый день, когда мы стояли, ползли и снова стояли в бесконечной автомобильной пробке, растянувшейся на дороге вдоль Амальфийского побережья. Черепашьим шагом по сказочной дороге
Конечно, подустали, но главное, успели растратить на восторги почти весь эмоциональный запас.
До Салерно мы в результате ехали на несколько часов дольше, чем предполагалось, из-за чего программа знакомства с городом сократилась до самого минимума. А как полюбишь то, чего толком и не увидел?
К городу мы приблизились со стороны грузового порта. Вид его, такого большого и безусловно важного для региона, никак не мог соперничать с увиденными ранее пейзажами.
Далее потянулась обширная и довольно красочная промзона Салерно. Увы, и она не могла впечатлить нас после трёхчасового созерцания красот Амальфи ))
Несколько исправила положение уютная набережная Триесте, состоящая из трёх аллей, растянувшихся вдоль морского берега аж на 2 км.
Эта набережная напоминает одновременно и городской парк, вместивший бесконечный ряд скамеечек, виды на залив, пальмы и цветущие под ярким солнцем средиземноморские деревца. Симпатично и пустынно в жаркие послеобеденные часы.
Пляжа в этой части Салерно нет, а до конца набережной, где находятся пляж Санта-Тереза и Вилла Коммунале, мы не дошли.
Здесь же берег моря оказался закатан бетонный настил, но строгость «дизайна» слегка разбавлена наличием перил и большими тумбами-лестницами из красного кирпича.
Всё вместе выглядит весьма неплохо, но на мой взгляд, аналогичный парк в Малаге Сад, отвоёванный у моря превосходит салерновский в разы. Однако, в 50-х годах набережная Триесте считалась самой красивой в Италии.
Городской пейзаж Салерно оказался весьма разнообразен. Центральная торговая улица с магазинами и ресторанами была аккуратна и одновременно похожа на все подобные улицы во множестве других городов.
Колоритности добавляла, однако, живая веселая музыка, звуками которой заполнял город некий ансамбль, «кочующий» с небольшими остановками с места на место.
Другие улочки, дома которых были «по пояс» одеты в яркую керамику, напоминали Сицилию и соседний красочный
Виетри.Также нам попались по пути старинные переулки, узкие, со странной аркадой из перемычек, соединяющих дома. В таких переулках обычно сумрачно и прохладно даже в жаркий день, и отчасти романтично — кажется, что эти перемычки, как мостики между влюбленными. Но нет, крайне редко их обустраивают перилами и используют для быстрого похода в гости. Обычно эти перемычки имеют несущую нагрузку и служат распорками-подпорками для старых зданий.
Вскоре перед нами выросла самая примечательная башня Салерно — колокольня Дуомо, построенная в середине XII века. Это впечатляющее и даже на беглый взгляд очень древнее строение украшено арками и сводчатыми окнами в арабо-нормандском стиле, с восемью колоколами.
Непосредственно сам Дуомо увидеть из-за плотности застройки и отсутствия перспективы было невозможно, поэтому, когда мы к нему подошли, я даже и не поняла вначале, что это Кафедральный собор. Чисто автоматически сфотографировала массивную лестницу, залюбовавшись игрой света и тени.
Но вот поднявшись по этой лестнице ко входу, осознала, что наконец-то нашла в этом городе что-то действительно значащее. Через арочный проход виднелся двор, обрамленный 28 римскими колоннами.
Позже узнала, что такое архитектурное решение называется романский квадрипортик, и во всей Италии это единственный пример подобного оформления атриума.
Примечательны и мраморные львицы, стоящие на страже у входа «Порта-деи-Леони». Эти скульптуры невероятно древние, ещё из тех времён, когда европейские художники не всегда знали точно, как выглядят некоторые животные, а потому изображали их весьма приблизительно. Мне кажется, скульптуры настолько странных по виду львов можно увидеть только в Италии. Ну, слышала, правда об одном их «родственнике», находящемся в испанской Жироне)
Поразили также внушительные бронзовые двери собора с изображением различных христианских сцен и святых. Только представьте, эти двери были изготовлены в Константинополе в 1099 году.
Собор Святого Матвея был построен в конце 11 века (освящён в 1084 году), ещё при норманнах.
Позже, 18 веке здание было со вкусом реконструировано в стиле неаполитанского барокко и рококо.
Интерьер поначалу не впечатлил, как говорится, видали мы и побогаче )) но потом некоторые мозаики и элементы отделки снова привлекли пристальное внимание.
Фрагмент правой апсиды с алтарем Архангела Михаила и телом папы Григория VII
А дальше... Дальше было чудо — то, перед чем мы застыли в восхищении, то, ради чего стоило ехать в Салерно. И то, ради чего я решилась написать эту заметку и поделиться с вами увиденной красотой.
Кафедральный собор назван в честь апостола Матвея, останки которого были перевезены в Салерно предположительно в 954 году. По другим данным, святые мощи обнаружили непосредственно во время строительства. Так или иначе, их захоронили в крипте собора.
Кто знает, какой вид имела эта крипта изначально, но в 17 веке архитектор Доменико Фонтан реконструировал её в стиле барокко, а живописец Белизарио Коренцио создал на потолке потрясающие фрески в стиле позднего маньеризма.
На фресках изображены сцены из Евангелия от Матвея и некоторые эпизоды из истории Салерно.
Помимо фресок, от которых трудно отвести взгляд, в крипте находятся двадцать статуй святых, расположенные на стенах. И всё это держит целый лес из мраморных колонн удивительной красоты.
Ощущения головокружительные. Как будто находишься внутри ценной шкатулки или прямо во вращающейся трубке калейдоскопа. Тут уж у кого на что хватит воображения 😁
из интернета
Честно признаюсь, что посещение этой крипты ошеломило, но и стало «последней каплей». Мозг всё ещё мог воспринимать информацию, однако запас эмоций этого дня был израсходован до донышка. Выйдя из Дуомо, я больше не сделала в Салерно ни единой фотографии.
Правда позже, когда мы уже выехали из города и взяли курс на Нолу, в отель и отдыхать, с дороги в горах открылся чудесный ракурс, с которого наконец-то удалось увидеть собор Салерно целиком. Да и сам город отсюда выглядел, как иллюстрация к доброй старой сказке.