Очередная командировка в Китай на осеннюю Кантонскую выставку подкралась ко мне не то, чтобы незаметно, но и без особого энтузиазма с моей стороны. К счастью, в этот раз мы ехали без руководства, что не значило, что мы будем меньше работать, но некое моральное облегчение явно присутствовало. Планировалось посещение трех городов — воюющего Гонконга через который мы летели, Гуанчжоу, где, собственно, и проводится выставка, и где я уже два раза был, и Шеньчженя, где мы должны были встретиться с нашим очередным поставщиком. Рассказывать про рабочие моменты я не буду, а расскажу, что нам удалось увидеть из, так сказать, туристических аттракций.
Так как выставка отнимала не только все силы, но еще и все светлое время суток, то все наши приключения были, можно сказать, ночными, ну, или проходили в темное время суток. Поэтому фотографии будут хоть и по-китайски яркими, но тропически-темными… Надеюсь, вы поняли, о чем это я…)
Гуанчжоу
Быстренько проскочив по прилету Гонконг, и не встретив никаких препятствий в виде демонстрантов и разгоняющих их полицейских, мы прибыли в Гуанчжоу, заселились в гостиницу La Perle, и, можно сказать, приступили к работе.
В один из вечеров, вместо обычной попойки с китайцами, у нас было запланировано посещение Canton Tower, красивой и изящной телебашни, которая стоит на берегу реки Жемчужная.
Я уже показывал ее ночные фотографии, сделанные с другого берега реки во время моих предыдущих поездок, но вот на саму башню я ни разу не поднимался.
Апрель, 2019, весенний Кантон.
В этот же раз наши китайские партнеры, по нашей, собственно, просьбе, выделили один вечер для такого вот развлечения.
Кантонская телебашня была построена в 2009 году и сейчас является второй по высоте телебашней в мире.
Чуть-чуть цифр, ибо какой же небоскреб без них. Общая высота башни составляет 600 метров. До высоты 450 метров башня представляет собой гиперболоидную сетчатую конструкцию из стальных труб, построенную по патенту небезызвестного товарища В. Г. Шухова. Башню венчает стальной шпиль высотой еще 150 метров. На высотах 33, 116, 168 и 499 метров расположены застекленные смотровые площадки, на вершине шпиля, на высоте 488 метров — открытая обзорная платформа. Ну, и вращающимися ресторанами (куда мы не ходили) уже вообще никого не удивишь.
Помимо смотровых, что уже интересно, там есть еще пара аттракционов, которые и сподвигли нас на посещение башни. По верхней границе основной конструкции башни, которая как бы срезана под небольшим углом, ходит монорельс под названием Bubble Tram. Небольшие (на 6 человек), круглые пузырьки-кабинки неспешно едут по верхнему внешнему краю башни, делая круг примерно минут за 10–15, давая возможность рассмотреть Гуанчжоу с высоты 460 метров.
Далее, там есть аттракцион, попавший в книгу рекордов Гиннесса под названием Sky Drop. Это всем знакомый аттракцион — вы садитесь в кресло, вас поднимают на некоторую высоту, после чего кресло (и вас вместе с ним) роняют вниз. Ну да, все, как в любом детском центре или парке аттракционов. Вся разница в том, что садишься ты в кресло на высоте 455 метров, а падаешь с высоты 485 метров. В книгу Гиннесса он попал потому, что это самый высокий аттракцион такого рода в мире.
Ну и открытая смотровая площадка, расположенная на стальном шпиле на высоте 488 метров. Всю информацию об этом можно найти на сайте башни http://www.cantontower.com/, беда только, что он на китайском. И это была одна из причин, почему мы привлекли наших партнеров. Вторая причина — все это ни разу не дешево, а если уж лезть на башню, то надо брать от нее все, что можно. Там есть куча каких-то билетов, как для посещения отдельных смотровых и аттракционов, так и комбо-билет, куда включено все… Вопрос только — как в этом разобраться и где бедным командировочным взять порядка 5000 рублей, чтобы за это заплатить. Но партнеры на то и партнеры, поэтому нам любезно выкупили билеты, и мы все увидели на халяву, но обо всем по порядку.
Перекусив в ресторане под башней, мы пошли в кассы. Девочка-китаянка, которая нас водила, кормила, и башляла в этот вечер, выкупила забронированные заранее билеты (билеты бронируются и выкупаются только при наличии паспорта!), мы сдали сумки в камеру хранения (везде очереди!), и через кучу досмотров, рамок (зажигалки и воду в башню брать нельзя!) и очередей, заняли очередь к лифту.
Лифт быстро, с легкими перегрузками, доставил нас куда-то в район 110 этажа, и мы вышли на «крышу». Над нами возвышался пик, с которого регулярно доносился визг падающих на Sky Drop экстремалов, а перед нами змеилась очередь на Бабл Трам. Это был первый пункт, который мы собирались посетить.
Кстати, ни в коем случае не теряйте билетики, на каждом аттракционе в них пробивают дырочку, то есть, без него никуда не попасть, и, что понятно, не попасть по второму разу на уже пройденный аттракцион. Очередь двигалась ни шатко ни валко, что и понятно, кабинки, в которые, как я уже писал, сажают не больше, чем по шесть человек, двигались тоже не спеша.
Пытаясь заглянуть вниз через головы туристов, мы дождались нашей кабинки, дверь за нами закрылась, и мы поехали. Должен заметить, что это совершенно не страшно. Да и вообще там некогда пугаться, за прозрачными пластиковыми окнами кабинки далеко внизу проплывают сначала ярко подсвеченные и переливающиеся огнями небоскребы, потом подсвеченная иллюминацией река Жемчужная с плывущими по ней жемчужинами-корабликами, потом темный, по сравнению с центром, город, потом другая сторона реки с раскинувшимся на ней островом. Кабинка сначала не спеша поднималась вверх (перепад высот на косо срезанной верхушке башни около 10–15 метров), потом с чувством собственного достоинства спускалась вниз… Один круг, и аттракцион закончился. Слегка пошатываясь, мы вышли из кабинки, и пошли на следующий аттракцион — Sky Drop.
Подпрыгивая от восторга, мы прошлись по крыше в поисках входа в шпиль, чтобы попасть на открытую смотровую площадку. Определили мы ее по очереди, уходящей, как казалось, в стену. Там был небольшой лифт, и, если немного постоять в очереди, то он отвезет вас на самую высокую открытую смотровую площадку башни Look Out на высоте 488 метров. Оттуда без всяких помех можно увидеть и поснимать город с высоты. Да, из кабинки Баббл Трама снимать неудобно — во-первых она движется, во-вторых мешают пластиковые изогнутые стекла. С самой крыши тоже неудобно — к краю практически не подойти, так как там ездят кабинки и уровень крыши находится немного ниже монорельса. Так что Look Out является идеальным вариантом что для дневных, что для ночных фотографий.
Нас было семь человек, и, гуляя по смотровой, мы выяснили, что двое наших не воспользовались шансом прокатиться на гиннессовском аттракционе. Не важно, почему…) Я и еще одна девочка тут же поменялись с ними билетами, поехали вниз и снова заняли очередь на Sky Drop! Несмотря на то, что процесс подъема и падения нам был уже известен, менее страшно от этого не стало…) Получив очередную дозу адреналина мы поняли, что экскурсия заканчивается, и начали пробираться вниз. Ах да, мы еще прогулялись по застекленной смотровой площадке (откуда лифт шел к подножию башни), но после открытой было уже совсем не интересно, разве что можно было посмотреть на меняющие подсветку толстенные трубы, из которых сделана башня. Приехав вниз, мы прошли через туннель из изогнутых LED-панелей производства одной известной южнокорейской фирмы, на которых показывали какие-то сверхъестественные вещи — то салют, то космос, то прямо над тобой проплывал кит в натуральную величину. Было ощущение, что ты оказался внутри огромного телевизора…
Наконец, выбравшись из башни, мы встретились с ребятами, распрощались с партнерами, и на метро поехали на другую сторону реки, чтобы погулять по подсвеченной площади среди небоскребов, которые мы только что видели с высоты, и с видами на меняющую свой цвет телебашню. Однако, удачно доехав и даже выйдя на поверхность в нужном месте, мы обнаружили, что экономные китайцы выключили всю шикарную подсветку! Имейте это в виду, было всего лишь 10 часов вечера! Ладно я, я был там уже два раза, а вот ребята расстроились. Ну что делать… мы прогулялись через темный парк, поймали такси и вернулись в гостиницу…
Шеньчжень
В Шеньчжень мы, не мудря, прикатили из Гуанчжоу на поезде. Наша Шангри-Ла находилась в пешем доступе от жд станции, так что с доставкой наших тушек и кучи тяжеленных чемоданов с образцами особых проблем не возникло.
Вид из окна номера.
Мы заселились, нас встретили, отвезли на производство, на переговоры, потом в ресторан… В общем, довольно стандартная программа. А вот вечером, после ресторана, нас повезли на Shenzhen Light Show. Где оно проходит и как часто, можно узнать на сайте http://www.shenzhenparty.com/events/shenzhen/shenzhen-light-show , там все понятно написано.
По факту, нас привезли ко входу в некий парк, после чего, мы под чутким руководством довольно долго поднимались по асфальтированным дорожкам между темными деревьями. Замечу, что поднимались мы отнюдь не одни. В результате мы вышли на смотровую площадку, с которой открывался весьма примечательный вид на район с небоскребами.
Правда, этот примечательный вид был перекрыт слоем местного населения, толщиной примерно в пять-шесть китайцев, но путем несложных телодвижений мне удалось пробиться буквально во второй ряд, пристроить камеру на голове впередистоящего аборигена, и приготовиться смотреть шоу.
Огромный амфитеатр, составленный из высоток и небоскребов, осветился различными узорами и картинками, двигающимися и переливающимися под музыку. Концертный зал, расположенный внизу посередине, периодически выдавал разноцветные лазерные лучи, словами это я описать не могу, это надо видеть, конечно…
По сравнению с хваленым гонконгским шоу — это как сравнить люстру из Большого театра с фонариком на батарейках… Гонконгское на меня не произвело вообще никакого впечатления, тут же 15 минут пролетели как 15 секунд. Понравилось действо абсолютно всем, и нам, и китайцам.
После шоу мы не спеша спустились через парк к стоянке, и нас довезли до гостиницы… Ах да, еще одно место. Сомневаюсь, что сувенирный, так сказать, магазин в Шангри-Ле можно назвать достопримечательностью, но заглянув туда по дороге, я еле оттуда вышел. Челюсть моя буквально отвалилась от совершенно безумных резных нефритовых и деревянных скульптур, равно как от того, насколько тонко они были сделаны, так и от их цены. Какая-то из них, относительно небольшая, стоила порядка двух с половиной миллионов рублей. Словом, это не столько магазин, сколько музей, куда я вам рекомендую заглянуть, если вдруг остановитесь в шеньчженьской Шангри-Ле…)
Откровенно говоря, исходя из того немногого, что я увидел в Шеньчжене, в основном из окна BMW X6, на которой нас там возили… у меня возникло желание туда вернуться… Мне он показался куда как круче и интереснее Гуанчжоу, если уж есть желание посетить модерновый город с красивыми, разнообразными и современными небоскребами… Плюс там есть еще такой интересный парк, как Window of the World, про который я уже имел честь вам рассказать…
Гонконг
Как вам известно, а может и неизвестно, но Шеньчжень расположен буквально на границе с территорией Гонконга. Поэтому доставка нас из одной гостиницы в другую на комфортном минивене прошла без всяких проблем и лишнего гемора на границе. В Гонконге мы останавливаемся в одной и тоже же гостинице около станции метро Tung Chung недалеко от аэропорта. Стартовали мы из Шеньчженя рано как смогли, но смогли, к сожалению, мы не очень рано… Две девушки и шесть тяжеленных чемоданов создавали определенные трудности.
В начале первого мы заселились, и так как весь день у нас был свободен (вылет домой был следующим утром), мы отправились к вышеупомянутому метро, откуда начинает свой путь знаменитая гонконгская достопримечательность — канатная дорога Ngong Ping 360 Cable Car. Длина канатки составляет 5700 метров, по дороге она делает два поворота, и высаживает вас на прекрасном острове Лантау, где есть ряд интересных мест, где можно провести целый день. Еще дома мы планировали вечером доехать и погулять по набережной, откуда открывается вид на небоскребы острова Гонконг, но демонстрации внесли корректировки в наши планы. На ресепшене нам сказали, что в центр лучше не ездить, тем более, что нужная нам станция метро была закрыта, а предыдущая днем раньше горела. Мда… Казалось бы — Гонконг, что там может быть… Пошли такие времена, что везде может быть что угодно. Поэтому мы решили ограничиться канатной дорогой и Лантау.
Начальная станция канатки расположена прямо около станции метро Tung Chung, и пропустить ее невозможно. Кстати, там же, около станции, расположены несколько обменников, если надо. Про канатку, цены, время работы и прочее можно прочесть на их сайте https://www.np360.com.hk/en/ . Там есть два типа кабинок, обычные, и с прозрачным дном — Crystal Car. Прозрачные дороже, но берите билеты на них, сейчас объясню почему. На канатку — очередь, причем и в ту и в другую сторону. Каждая четвертая кабинка — с прозрачным дном, то есть, ходят они реже, но уехать на них можно быстрее. На посадку стоят две очереди — одна очень длинная на обычные кабинки, другая, короткая — на стеклянные. Так вот, то ли из-за цены, то ли потому, что страшно, но кабинки с прозрачным дном пользуются гораздо меньшей популярностью, а это значит, что очередь на них совершенно небольшая. И если на посадку туда народа было какое-то лояльное количество, то вот обратно… Очередь на стандартные кабинки растянулась, наверное, на километр. В нашу мы сели через 10 минут после того, как подошли. Почувствуйте разницу!))
Итак, взяв 4 билета (315 гк долларов или примерно 2500 рублей с носа) и приклеив на запястья идентификационные ленточки, мы дождались нашей очереди и покатили (или полетели) на Лантау. Вот же незадача, второй раз я там еду, и второй раз все вокруг в фирменной азиатской дымке! Толком не видно ни аэропорта мимо которого ведет канатка, ни моря с разбросанными по нему островами… Но вот под стеклянным полом сначала проносится нефрировая вода залива, потом сочная зелень покрывающей Лантау растительности, и вот, на горизонте, на вершине горы, появляется статуя Большого Будды — это значит, что мы почти приехали. Кстати, вся поездка длится около 20 минут.
Выйдя из кабинки, попадаешь в Ngong Ping Village. Собственно, это одна улица, по бокам которой расположены магазины с сувенирами по заоблачным даже для дорогого Гонконга ценам и кафешки. Не знаю насчет шопинга, но можно просто по ним походить, посмотреть.
Где-то в том же районе есть еще какой-то крутой замут для детей, но в связи с отсутствием оных, информации по нему у меня нет. Улица выходит на площадь к красивой арке Mountain Gate, ведущей к монастырю Po Lin если пойти левее, и к Большому Будде Tian Tan, если пойти правее.
Сначала мы пошли в сторону монастыря, в котором, в свое предыдущее посещение Лантау, я по каким-то причинам не был. Монастырь был построен в 1924 году и является действующим. Монастырь состоит из трех основных зданий — Hall of Skanda Bodhisattva, Main Shrine Hall of Buddha и Grand Hall of Ten Thousand Buddhas. По бокам расположены пристройки для медитаций, принятия пищи и тому подобного. Храм был по-китайски вычурен и красив. Интересная резьба по камню и по дереву, яркие детали под изогнутыми оранжевыми черепичными крышами, фигуры Будд… Словом, спокойный буддийский храм, которые мне так нравятся.
Я пообещал золотым Буддам вернуться при первой же возможности, и мы пошли в сторону Большого Будды.
Чтобы подняться к Большому Будде, надо осилить 268 ступенек, ведущих вверх по склону горы Muk Yue, на вершине которой, на пьедестале в виде цветка лотоса, сидит огромный, 34-метровый и 250-тонный бронзовый Будда.
Если вы буддист, то сами знаете, что там делать,
если просто турист, то помимо Будды ваше внимание привлекут красивые виды на горы, окружающие смотровую площадку под Буддой
и бронзовые скульптуры Бодхисаттв, подносящих Будде дары, и олицетворяющие основные буддийские добродетели: усердие, медитацию, доброту, милосердие, нравственность и терпение.
Интересно, что обычно статуи Будды смотрят лицом на юг, эта же статуя смотрит на север, на столицу Китая — Пекин.
Погуляв вокруг Будды и насладившись панорамами, мы спустились обратно по 268 ступенькам, и повернули направо, куда указывала табличка «Wisdom Path», Тропа Мудрости. Идти туда минут 10–15 по асфальтированной дорожке и по тропинке, проходящий через тенистый лес. Выйдя на большую поляну,
надо посмотреть направо, там-то и будет искомая Тропа. Она проходит между 38 огромных распиленных вдоль древесных стволов, установленных в виде знака бесконечности. На плоской стороне стволов иероглифами вырезаны стихи из «Сутры Сердца», переведенной с санскрита неким Сюаньцзаном из династии Тан, и которая (сутра) почитается в Конфуцианстве, буддизме и даосизме. Помимо всего прочего, стихи, или сутры, вырезаны классическими иероглифами, напоминающими про искусство каллиграфии.
Понять суть сутр вам вряд ли удастся, скорее всего проникнуться мудростью тоже, но вот насладиться тишиной, покоем (если повезет, и там будет немного народа), и красивыми панорамами — это наверняка!
От полянки, на которую мы вышли, ведут различные трейлы по острову. Каждый раз мне хочется по ним прогуляться, и каждый раз у меня нет на это времени… Надо будет когда-нибудь приехать в Гонконг вне командировок, и тогда уже полностью насладиться как минимум этим местом. И да, еще один совет — приезжать туда лучше с утра и сразу идти к Будде и на Тропу Мудрости, тогда свет будет падать с нужной стороны. А вот как раз к монастырю идти во второй половине дня — и тогда я позавидую вашим фотографиям…)
Нагулявшись по достопримечательностям, мы вернулись на, так сказать, центральную площадь, перекусили поджаренными на макашнице сосисками и фиш-болами (200 рублей порция), запили это дело холодным пивом, посидели-потрындели… эх, хорошо!!!!
Начинало смеркаться, и мы направились в сторону канатки, было пора возвращаться «домой». Выйдя в деревню, мы слегка прифигели — очередь на канатку тянулась чуть ли не от самого Будды.
В надежде, что мы все-таки не зря потратили деньги на стеклянную кабинку, мы пошли вдоль километровой очереди, и около входа обнаружили вторую очередь, на кабинки со стеклянным дном, и там было всего человек 30–50! Вот этот момент был достойнейшим завершением и без того приятного дня! Пока мы ехали обратно, окончательно стемнело, командировка стремительно подходила к концу, осталось лишь перебрать тяжеленные чемоданы и благополучно долететь до дома.
Ну и в качестве заключения — к счастью, нескончаемые гонконгские митинги практически не повлияли на НАШЕ там пребывание, хотя, как я писал, погулять по центру нам не удалось. Что радовало, ибо новости, которые показывали по местному телевидению в режиме онлайн, напоминали сводки боевых действий. С вылетом тоже не было никаких проблем — единственно, что на входе в аэропорт, вопреки обыкновению, проверяли паспорта и билеты, что создавало некую очередь. Но проверяли в основном местный контингент, иностранцев пропускали практически без проверок. Так что слава Будде, командировка закончилась!)