Замбия. Придорожная жизнь.
Утро началось весело. Я, Саймон и Ян (те самые немцы, с которыми мы стартовали из Йобурга) с ужасом смотрели на прибывающий контингент. Смешно это или нет, но в этом заходе мы, пожалуй, были самыми младшими. В результате, средний возраст нашей группы приблизился, я думаю, годам к 50 — 60… А объем багажа превысил все разумные пределы — народ приезжал с такими чемоданами, что можно было подумать, что они в них живут. По мне, в таких случаях, надо делать как в самолете — слишком большая ручная кладь — в сад! Машина не предназначена для перевозки таких огромных чемоданов, да и чемоданов вообще, о чем неоднократно предупреждают при заказе. Их реально некуда девать. В общем, в нашей группе оказалось: два канадца более чем преклонных лет, которые еле ходили и залезали в машину, немецкая пара, тоже преклонных лет, но весьма бодрая, еще более бодрая французская бабулька, которая через некоторое время достала всех своей наивностью, общительностью, и очень медленным английским с жестоким французским акцентом, мощная зимбабвийка средних лет, очень странная пара (утверждают, что друзья, дружат с первого класса) из Германии — худенькая девочка-вегетерианка и почти круглый и совсем лысый мужичок, бразильянка, и две толстых швейцарки, всего 20 человек. Такая вот кунсткамера. С каждым прибывшим человеком и чемоданом наши с Яном лица вытягивались все больше и больше, путешествие обещало быть «веселым», что и оказалось. Дело в том, что независимо от возраста, человек может быть симпатичным или нет, адекватным или нет. Тут одна половина была неадекватная, а вторая не симпатичная… А ведь впереди было почти две недели!
Веселуха началась с самого начала, одна пара опаздывала, а нам предстоял длинный переезд (почти 500 км) по Замбии почти до Лусаки, а точнее до Eureca Camp, который находится чуть не доезжая столицы. В конце концов опаздывающая пара приехала, но еще одна где-то потерялась — толи задержался самолет, толи еще что-то произошло. Их мы ждать не стали, гид сказал, что подберем их где-нибудь по дороге. В этот раз экипаж состоял из двух человек — Табани — гид и водитель, и Годфри — толстый повар, по совместительству выполняющий обязанности помощника гида.
Мы кое-как загрузились в трак, и стартанули. Недалеко, только до границы. К счастью, прохождение границы двадцатью человеками нас задержало не очень сильно. Собственно, ничего особо интересного в этот день не происходило. Пригнаничный городок Ливингстон был не сказать, что очень примечательным, разве что там периодически попадались домики еще колониальных времен.
За окном сухие, полупустынные пейзажи, которые мы наблюдали всю последнюю неделю, постепенно замещались все более и более сочной зеленью,
дороги стали хуже и не такие прямые — Замбия оказалась весьма холмистой страной, а придорожных деревушек, которые практически напрочь отсутствовали что в Ботсване, что в Зимбабве, стало гораздо больше. Около каждой из них приходилось притормаживать, в основном из-за дикого количества лежачих полицейских, которые были сделаны явно не без помощи магии Вуду — нет никакой другой причины, чтобы при переезде достаточно пологого выступа машину подбрасывало так, что желудок ударялся об гланды.
Деревушки поменьше с круглыми хижинами, похожими на ульи
были разбавлены деревушками побольше, с одним или двумя каменными строениями,
вдоль дороги частенько попадались мини-рынки, при этом продавцы не ждали, пока подойдут к ним, а сами бросались к остановившимся машинам, предлагая свои товары.
Помимо яркой зелени, появились многочисленные поля, засаженные явно чем-то полезным, которые обрабатывали мотыгами трудолюбивые замбийцы. Кстати, в основном — замбийки.
На небе появились облака, пока еще белые и пушистые.
Но увы и ах — поснимать дорогу практически не удалось — как вы можете догадаться — из окна дуло… Не спорю, тут было немного прохладнее, чем в Ботсване, но всю предыдущую неделю мы ездили с открытыми окнами, и никто не был против — тут же, чуть что — please, close the window. Мама моя! Оставались открытыми только маленькие форточки, которые больше шумели, чем охлаждали внутренность машины. Зато… зато мы стали останавливаться гораздо чаще…. Минимум раз в полтора часа. Это называлось bushi-bushi, что, как слово так и процесс, приводило весь контингент в бурный восторг. Первой выскакивала бойкая французская бабулька, и галопом неслась в кусты, в другую сторону ковыляли канадцы, и так далее…
Как сейчас вспоминаю, как мы лет 10 назад ездили в Танзании на сафари. Там машинка была маленькая, на шестерых, и с нами была пара из Австрии, молодые, кстати. Так вот, они только и делали, что глушили воду… И каждые полчаса просили водителя остановиться. А там дело такое, что в нацпарках нельзя останавливаться абы где, и выходить из машины. За такие дела водителя могут нехило оштрафовать, если увидят. Уж он им и так, и этак — нет, надо выйти, и все дела! Плюс ко всему они сидели сзади, и каждый раз выбирались из машины через всех. Так вот, сделав свои дела и вернувшись в машину, угадайте, что они делали перво-наперво? Правильно, присасывались к бутылке, как будто не пили неделю!!!
В общем, худо-бедно, мы все-таки доехали до Эуреки, уже в темноте. В ожидании ужина кто разошелся по номерам, кто начал ставить палатки, кто помогать готовить ужин. Я ушел в номер…)
С утра я встал, как обычно, пораньше, и пошел проверить местных птичек. Птички были. Не было времени.
Буроголовая альциона, Halcyon albiventris, Brown-hooded Kingfisher
Помимо них, за забором огораживающим территорию лоджа, бродили жирафы, зебры и вездесущие импалы.
Позавтракав и потратив все недолгое время что у меня было до отправления, на птичек, мы загрузились обратно в трак, и продолжили свой путь по Южной Провинции Замбии. Нам нужно было попасть в город Петауке, в Chimwemwe Lodge, до которого было еще 430 километров.
Дорога вела через Лусаку, которая, как вам всем известно, является столицей Замбии,
и где мы остановились для закупок в торговом молле под названием Manda Hill.
Понимайте это в меру своей испорченности…) Весь персонал ТЦ ходил в шапочках Санта-Клауса, везде елки, распродажи, Рождество в разгаре! Вместо заложенного получаса, мы оттуда уехали только через час. Все перли из магазина баллоны с водой, престарелые финны притаранили трехлитровую баклажку вина, в общем, кто во что горазд…
Из интересного в этот день был мост через Луангву, от которого было рукой подать до Мозамбика (всего 2 километра — никогда я не был так близок к этой стране), и являющийся стратегическим объектом. В связи с этим он находился под усиленной охраной замбийцев с автоматами и при полной военной форме.
Мы остановились, и Годфри предупредил нас, чтобы мы не только не снимали мост, но вообще убрали фотоаппараты, ибо могут быть проблемы. А пока у нас есть 10 минут погулять по рынку, который находится вокруг стоянки неподалеку от моста. Рынок был более, чем аутентичным. Там продавали плетеные корзинки и шляпы, жареную и вяленую рыбу, не вызывавшую ни малейшего аппетита (хотя, думаю, что под пивко бы пошла!), стручки тамаринда, и еще что-то малоаппетитное.
Из явно съедобного там были только мелкие замбийские манго, коих я и прикупил килограмчик за сущие копейки.
Погуляв по рынку, мы загрузились в трак, и двинули в сторону моста. Я, как послушный, фотоаппарат убрал, поэтому я вам покажу фотку из интернета, сделанную, видимо, не таким добропорядочным туристером. А может это был вообще мозамбикский шпион!
Фото из интернета!
Кстати, мост, можно сказать, что исторический. Он соединяет две половины Великой Замбийской Восточной Дороги, и является единственным крупным мостом через Луангву, которая в этом месте достигает ширины 400 метров. Первый мост в здесь был построен еще в колониальной Замбии, в 1932 году. Но он был разрушен в 1964 году во время установления в стране независимости и демократии. Второй мост был построен британцами в 1968 году, но продержался недолго — в 1979 году он был взорван родезийскими войсками при очередной заварушке. Третий и последний мост был построен в 1999 году, и пока еще фунционирует. До следующей войны, как следует полагать.
Итак, становившись по пути на ланч один раз
и на буши-пуши раз шесть, мы приехали в лодж. Снова затемно. Еще один день минус.