На северном побережье в провинции Мессина, среди гор национального парка Неброди есть чудесный городок Санто — Стефано — ди — Камастра.
Он возник во время норманнского периода, в 11 веке н.э., вокруг бенедиктинского монастыря Санта-Кроче-ди-Санто-Стефано и изначально назвался Санто-Стефано-ди-Мистретта (Mistretta).
Северные склоны гор Неброди богаты глиной, и очень скоро вокруг поселения заработали глиняные карьеры, а жители освоили гончарное производство. К 15-му веку это уже стало традиционным занятием, и город превратился в один из основных центров производства керамики, кирпича и черепицы в западной Сицилии.
Это был райский уголок, омываемый чистыми и прозрачными водами Тиренского моря с одной стороны, а с другой окружённый горной цепью, щедрой на великолепные пейзажи и плодородные долины. Деревушки стояли на возвышенностях, живописно расцвечивая округу. Здесь производили пахучее оливковое масло и сыры, собирали мед и грибы, а по праздникам баловались местным деликатесом "suino nero dеi Nebrodi" (черная свинья).
Жители не захотели отстраивать её на прежнем месте, решив перебраться в более безопасное положение. Название тоже изменили — в честь благодетеля, который им в этом помог.
Строительство нового города запланировал и финансировал Джузеппе Ланца Барреси, просвещенный аристократ, увлечённый гуманитарной деятельностью. Он имел титулы рыцаря Алькантара, герцога Камастра и являлся принцем Санто-Стефано.
На плато высотой 70 м над уровнем моря, новый город строился согласно модели идеальных городских схем, характерных для эпохи Возрождения. С широкими прямыми улицами, ориентированными строго параллельно или перпендикулярно друг к другу, с проспектами, по обе стороны которых высажены пальмы, с зелёными зонами маленьких парков и скверов.
Эти "стороны" прослеживаются вдоль края плато, на котором стоит Санто-Стефано — там, где границы города предопределены естественным ландшафтом, и установлены перила панорамных террас. Впрочем, стоя на этих террасах уже не задумываешься о геометрии, такие захватывающие виды открываются с 70-метровой высоты! В хорошую погоду и в отсутствии дымки можно даже различить на горизонте очертания Эолийских островов и вулкана Стромболи.
В одном месте нам даже попался керамический водосток, ведущий к люку, крышка которого тоже была отделана керамикой.
Даже мусорные баки и уличные пепельницы дизайнерские!
Современная керамическая фабрика стоит рядом с автотрассой на подъезде к Санто-Стефано. И прямо возле трассы красуются роскошные вазы — где ещё увидишь такое!
Посреди улиц тоже можно встретить расписные вазоны, не эрзац какой-нибудь, а хорошая эмаль и тонкая работа.
Почему так удивляюсь? Просто подумалось о вандализме. Несколько лет назад в нашем городе на круговых развязках установили статуи горных козлов. Не бог весть какое изящество, но для нашего региона вполне уместно. И весело. Так вот, этим козлам регулярно кто-то отламывал то рога, то ноги. Муниципалитет несколько раз восстанавливал статуи, а потом их попросту убрали. Жаль.
А в Санто-Стефано повсюду такое роскошество, и нигде ни царапинки. В этом на мой взгляд, и проявляется уважение жителей к собственному городу и друг к другу.
В Санто — Стефано — ди — Камастра есть музей керамики, расположенный в историческом здании конца семнадцатого века Trabia Palace. Туда, к сожалению, мы не зашли, так как не располагали достаточным временем. Но по улочкам побродили вдоволь, и не покидало ощущение, что сам город — музей керамики под открытым небом.
Вековые традиции мастеров гончарного дела продолжают существовать и развиваться. В городе находится региональная художественная школа "Чиро Микеле Эспозито".
Может быть, это ещё одна причина, по которой Санто — Стефано — ди — Камастра выглядит таким нарядным? Надо же куда-то пристраивать дипломные работы выпускников...