Всю жизнь я с удовольствием проглатываю книги и фильмы, сюжет которых связан с метаморфозами времени: с какой-нибудь путаницей эпох или с попаданием героев в прошлое или будущее.
Наверно поэтому, ещё в детстве, сказка «Двенадцать месяцев» была у меня одной из самых любимых. Каждый раз, разинув рот и с волнением, как будто видела впервые, я наблюдала тот эпизод, когда Месяцы передают друг другу посох, произносят заклинания, и времена года начинают меняться с небывалой быстротой.
Сейчас сменить холодную зиму на лето кажется возможным — сел в самолёт и лети. Но именно лети, долго и нудно. А обратно — согласно дате на заранее купленных билетах. Это не волшебство.
Настоящее волшебство — это проснувшись утром в тропическом раю за какой-то час переместиться в сосновый бор, а ещё через полчаса кататься на санках в белоснежно сверкающих горах!
И сразу же, не пройдёт и 15 минут, оказаться в залитой солнцем пустыне, срочно стягивая с себя куртку и свитер.
А потом, не успев отряхнуть песок с запылённых ботинок, пить кофе на террасе, окружённой сугробами и слушать капель...
... потом опять прогуливаться в среди сосен, и ещё до захода солнца оказаться на берегу синего моря.
Я даже не думала, что подобное возможно, пока не провела незабываемый день в Национальном парке Тейде.
Вулкан Тейде, высотой более 3800 метров, находится в самом центре острова Тенерифе. Покрытую снегом, правильной формы вершину, видно даже с пляжа.
Но нет такого туриста, который, попав на Тенерифе, не оторвался бы на денёк от пляжного отдыха ради подъема к вулкану и знакомства с прилегающим к нему природным парком.
Парк располагается на высоте 2000 метров над уровнем моря, а дорога к нему необыкновенно живописна начиная с первых же километров подъема.
Склоны Тейде покрыты густым сосновым лесом. Уникальные канарские сосны, стройные и очень высокие, подступают к шоссе со всех сторон, часто полностью закрывая окружающий пейзаж.
Однако, стоит свернуть на одну из смотровых площадок, коих по пути встречается множество, и перед вами откроются красивейшие панорамы национального парка и городов, расположенных на берегу.
Например, сосновый лес едва не скрыл от нас настоящее чудо — каменный цветок — но внимание было привлечено как раз благодаря небольшой смотровой площадке, расположенной прямо напротив этого природного феномена.
Хоть и не новость, что в местах вулканической деятельности иногда образуются базальтовые столбы-многогранники, но глядя на их правильные формы, каждый раз трудно поверить, что это творение природы. Вспомним «мостовую» на Тропе Гигантов или «орган» на озере Мешушим.
А здесь, по пути на Тейде, базальтовые столбы некая сила соединила в пучок, придав им форму большого тропического цветка со сложным соцветием.
Те, кому выпадет путешествовать по нац. парку весной или летом, смогут наблюдать не только каменные «цветы» — Тейде знаменит разнообразием своей флоры. Среди растений встречается множество редких, в том числе и эндемических, произрастающих в уникальной климатической зоне — с одной стороны высокогорной, с другой — субтропической.
Но мы были в феврале, и бурного цветения не застали, зато получили возможность увидеть зимний вариант, с обилием снега.
Для местных это тоже, видимо, редкое явление. Их в горах было едва ли не больше, чем туристов!
Люди приезжали семьями, с детьми. Лепили снеговиков, играли в снежки, катались с горок на досках и пластиковых подстилках — это у них такая замена санкам, как я понимаю.
Чем выше мы забирались, тем все более захватывающими становились пейзажи. Комья лавы, перемешанные со снегом, сверкающие склоны, кроны соснового леса, оставшиеся далеко позади нас...
Особенно красиво смотрелась картинка, когда на некоторых поворотах мы видели внизу, почти на горизонте синюю полоску моря.
С другой стороны, интересно было наблюдать, как каждый раз снова и снова выныривают из-за очередного поворота белые башни и телевышка, расположенные на одной из возвышенностей парка.
Это действующая астрономическая обсерватория, откуда благодаря уникальной прозрачной атмосфере, окружающей Тейде, астрономы могут наблюдать за Солнцем и другими небесными светилами.
Имеется на территории природного парка и справочный центр для посетителей, в котором демонстрируют фильм о вулкане и образовании кальдеры.
Кальдерой или «Лас Каньядас» называется гигантский 9Х16 км котлован, возникший миллионы лет тому назад в результате разрушения кратера. Собственно, внутри этого котлована и располагается национальный парк, а его центром является вершина Тейде.
Наверное, не будь здесь снега, нам бы предстало зрелище бесконечной пустоши, чёрной от лавы. Думаю, это напомнило бы недавнее посещение сицилийской Этны.
Вулкан Тейде тоже действующий, но сейчас он спит. Последнее извержение было в 1909 году. Однако, результатов былой активности достаточно, чтобы создать тот самый, как его принято называть «марсианский», пейзаж.
Объезжая кальдеру по периметру, мы вскоре оказались в южной ее части, и всё снова изменилось, включая «время года».
От снега не осталось и следа, вокруг была красновато-коричневая пустыня, и на её неровной поверхности выступали скальные образования диковинных форм.
Народу здесь было не меньше, чем прежде на снежных горках. Все куда-то шли, карабкались, поднимались. Со стороны — как разноцветные муравьи на спине окаменевшего ящера.
Все природные скульптуры в этой части парка очень хрупки, поскольку являются результатом эрозии.
От постоянного выветривания форма их меняется, основание истончается, и в любой момент массивная с виду скала может осыпаться.
Самая большая «знаменитость» парка — скала Лос Рокес де Гарсия — охраняется государством. Каюсь, я так и не поняла, каким же образом государство может затормозить процесс естественного выветривания?
Лос Рокес де Гарсия снимали в «Звездных войнах» и «Планете обезьян», а до перехода на евро, изображение скалы можно было увидеть на купюре Банка Испании достоинством в 1000 песет.
Неподалёку от Лунной долины находится подъёмник, доставляющий посетителей непосредственно на вершину вулкана. Туда мы не смогли попасть, поскольку очередь была просто пугающей. Вереница автомобилей растянулась более, чем на километр.
Так что мы предпочли не сбивать волшебного настроения ожиданием, а подкрепить его чем-нибудь вкусненьким. Время как раз подкатило к обеду.
Ресторан нашёлся в зоне «зимы». Каких-то четверть часа езды, и вместо пустынного ландшафта нас снова окружило белое безмолвие. Шучу. Белого хватало, но безмолвием это никак не назовёшь. Проносились машины, визжала детвора, валяясь в снегу, и весело журчали стекающие с крыши струи капели.
Сидя на террасе ресторана легко было представить себя где-нибудь в Швейцарии.
Обратный путь стал продолжением аттракциона по смене климатических зон. Только солнце успело переместиться по небосклону, и деревья отбрасывали теперь резкие, контрастные тени.
Но вот мы проехали и снежные склоны, и леса, а вокруг замелькали яркие, разноцветные городки.
Картинки менялись, но высоко над ними, между верхушками сосен и небом, по прежнему сиял белизной прекрасный Тейде, венчая, словно корона, каждый из пейзажей, и весь этот незабываемый, сказочный день.