За пару дней до отъезда в нашей Тьмутаракани установилась нетипичная для здешних мест нормальная зимняя погода, -10-15, снег выпал, в общем, настоящая зима, по которой за пять с половиной лет жизни на югах успел соскучиться. Красота… Даже уезжать не хотелось. Но, усилием воли поборов упаднические настроения, продолжил подготовку к путешествию. Ряд обстоятельств, имевших место быть, внушал некоторые опасения:
1) Деньги. Их не было. Вернее было, но недостаточно. И поступить на карточку остальные должны были уже в Перу. Дабы застраховаться, карточки взял две – Сберовскую Маэстро и ВТБ24шную Виза Голд.
2) Здоровье. За неделю до отлёта сильно ударил колено, так что хромал, а подниматься/спускаться по лестнице мог только держась за перила и прыгая на одной ноге.
3) Язык. Если на английском диалекте нерусского языка я ещё могу выразить простые мысли, то с испанским у меня вообще никак. Скрытых в глубинах организма способностей к его изучению также не чувствовалось. Выучил числительные до 100 и несколько простых выражений. Для остального взял разговорник.
4) Погода. В аэропорту Амстердама с интересом посмотрел репортаж про затопленные Куско и Аква Кальентес, разрушенные дороги и эвакуируемых на вертолётах туристов. Мдяя…
День вылета. Приехал за три часа, брожу по маленькому анапскому аэропорту. Как и в прошлый раз, наблюдаются локальные деформации пространственно-временного континуума, т.е., проще говоря, все часы показывают разное время, с разницей от – 40 до + 20 минут по отношению к действительному. Регистрация/контроль/накопитель/автобус, стоим перед трапом маленького Боинга. С интересом наблюдаем копоть, идущую из, так сказать, заднего отверстия (простите уж, не знаю, как там оно правильно называется), и слушаем жизнеутверждающие комментарии толпящихся кругом мужиков в спецовках типа «Ну всё, пиздец!». Стоим дальше. На улице –10 и сильный ветер. Народ начинает наезжать на девушку с рацией – давай, мол, нас в тепло. Снова подъехал автобус, загрузились в него. Сидим. Ещё минут через 15 наиболее теплолюбивые граждане в категоричной форме потребовали отвезти их в накопитель. Едем, выгружаемся, заходим. Пассажиров из бизнес-класса выпускают снова в зал, простых смертных пытаются оставить в накопителе, но не выдерживают напора, и народ разбредается по аэропорту, аэрофобию лечить. Текущее время – 14.40. Представитель доблестной «Нордавиа» говорит – через час полетим. Наверное. Мдяя… Вылет в Амстердам в 5.45 утра из Шереметьево-F. Начинаю прикидывать, как добираться, если через час не улетим. Варианта два – улететь в 16 с чем-то «Сибирью» в Домодедово или ехать из Анапы в Краснодар (3,5 часа на автобусе) и оттуда Аэрофлотом в Шереметьево-D. Оба способа привлекательными не являются, кроме того, съедают остатки наличности. К счастью, минут через тридцать энергичная возня вокруг самолёта (подогнали к нему какую-то солидного вида установку на базе грузовика), дала свои результаты – загружаемся по новой. Летим. Самолёт издаёт странные звуки, как будто что-то большое тяжело вздыхает перед смертью. Вообще, не очень понятно, почему полёты Москва – Анапа на аэрофлотовском маршруте осуществляет региональная компания из СЗФО. Ну да хрен с ними.
Прилетаю в Шереметьево-D. На улице весьма прохладно, но везут на автобусе. Хотя рукавов свободных куча. Багаж выдают быстро. Брожу часок по терминалу D. В целом довольно симпатично, но кое-что непродуманно сделано, неудобно для пассажиров. Хозяйской руки так же не ощущается – часть кранов и сушилок в туалетах уже не работают, коряво обмотаны скотчем. Выхожу на улицу. Решаю попробовать дойти до терминала F пешком, в познавательных целях. Идти совсем недалеко, минут 8-9. Никаких особых препятствий на пути нет, так, лёгкий строительный хаос. До 5 утра шарахаюсь по аэропорту. Цены на покушать гуманнее не стали. Да и вообще, после дубайского и сеульского аэропортов все наши смотрятся полным отстоем по уровню сервиса и удобства.
Лечу КЛМом в Амстердам. Вполне комфортно. Аэропорт огромный, чистый, удобный, но цены в общепите сродни шереметьевским, а то и выше. Охрана и полиция просто стадами ходят. За четыре часа брожения по аэропорту у меня четыре раза проверили документы, а потом ещё из очереди на посадку два раза отзывали в сторону и опрашивали на предмет кого, когда и за что. Видимо, рожа у меня подозрительная. Хотя вроде бритый был. Голландки производят приятное впечатление. Не все, конечно, на лицо красавицы, но всё равно, высокие блондинки – это здорово, однозначно. Я, конечно, имею ввиду настоящих голландок, а не негро-голландок, индопако-голландок, арабо-голландок и прочее печальное наследие эпохи глобализации и политкорректности. На посадке впервые вижу перуанцев. Хмм... Не очень симпатичный народец, перуанки особенно. И не очень чистоплотный. Вытирать руки после еды об одежду и кресла… мдяя… Интересно, кстати, почему из всех европейских городов прямое сообщение с Перу имеет, кроме Мадрида (с ним-то всё понятно), именно Амстердам. Вроде Лондон, Париж или Франкфурт были бы логичнее. Ну, видимо, чего-то я не понимаю.
Лечу в Лиму. Лететь долго, часов 13, кажется. Вообще, длительные дневные перелёты – утомительная штука. КЛМ несколько скрашивала эту утомительность, регулярно разнося напитки и всяческую лёгкую закусь. Вообще с кормёжкой на ихних рейсах дела обстоят хорошо. Перуанцы пили почти исключительно пепси и прочую газированную отраву. Не понимаю, как можно пить эту мерзость, когда дают вкусные соки, пиво (или что покрепче, на любителя). Ликвидировав где-то над Азорскими островами n-ное количество баночек «Хейнекена», просыпаюсь уже на подлёте к венесуэльскому берегу.
Через пару-тройку часов летим над Андами – производят впечатление.
На посадку в Лиме заходим параллельно берегу, с интересом смотрю вниз. Море, пустыня, трущобного вида районы, вдалеке горы. Предвкушаю встречу с Латинской Америкой…Приземляемся, паспортный контроль, штамп без всяких вопросов. Таможня выглядит любопытно, о чём в других отчётах уже упоминалось. Кнопка и две лампочки – зелёная и красная. Нажимаешь на кнопку – загорается одна из лампочек. Если зелёная – проходишь без досмотра, если красная – суёшь багаж на просвечивание (хотя на экран установки никто не смотрит всё равно). Читал у кого-то, что, якобы, система реагирует на волнение человека. Мне данная версия представляется сомнительной, очень уж примитивно всё выглядело. По-моему, чисто по случайному принципу работает. Меняю 100 умученных енотов на 275 солей. Курс в аэропорту совершенно невыгодный, как потом оказалось.
Выхожу из аэропорта. Как и везде, сразу набрасывается куча таксистов.
- Куда едем, сеньор? Мирафлорес, Лима-центро?
- Пересечение av. Арекипа и av. Хавьер Прадо.
Информацию о данном месте я получил из отчёта Адвоката73 «Шатания по Перу». Именно он, а так же не менее замечательный отчёт Tass’а «Перу задёшево», послужили мне основными источниками информации при планировании путешествия. И хотя далеко не все мои наблюдения и выводы совпали с мнением этих уважаемых форумчан, большое им спасибо за великолепные отчёты. На расхождениях же я в дальнейшем буду останавливаться подробнее.
- Хмм… (удивлённое лицо) Хорошо, поехали!
- Сколько?
- 60 солей!
- 20! (не помню откуда, но всплыла в голове такая цифра за такси из аэропорта)
- Не, ты что… 50…не, ну ладно, 45, дешевле всё равно никто не поедет…
Убедившись, что он прав, решаю выдвигаться за пределы аэропорта, т.к. привокзальные таксисты везде дерут втридорога, в этом я уже давно убедился. Выйдя из здания, поворачиваете направо, и идёте вдоль забора за потоком народа. Вдоль аэропорта проходит улица с интенсивным движением. Не переходя на другую сторону, в 50 метрах справа (если спиной к аэропорту стоять) от выхода с приаэропортовой территории большая стоянка маршруток. Там же тусуются и таксисты с заметно меньшими, чем у аэропортовских, запросами. Подбегает ко мне абориген – сеньор, Вам куда? Объясняю.
- 50 солей!
- 20!
- Хорошо!
Подводит к такси, там водитель сидит. Что-то быстро ему тараторит по-испански, водила кивает. Садитесь, говорит 1-й абориген. Сажусь, водила собрался трогаться.
- Погоди! Пересечение av. Арекипа и av. Хавьер Прадо?
- Ага.
- 20 солей?
- Не, какие 20?! 50!
Выхожу из такси, зазывала снова подбегает ко мне с вопросительным выражением на физиономии. Молча показываю пальцем на таксиста. Короткое обсуждение вопроса между зазывалой и таксистом, обращение ко мне – 35 солей? Не, говорю, 20. Таксист отрицательно мотает головой – вечер, пробки, за 20 не поеду. Зазывала подводит меня к другому такси, общается с водителем. Садитесь, говорит. Сажусь, снова тот же диалог.
- Пересечение av. Арекипа и av. Хавьер Прадо?
- Ага.
- 20 солей?
- Хорошо… (печально вздыхает).
Для полной уверенности показываю ему 20-солевую бумажку – столько? Да, да, нет проблем. Едем. Движение в Лиме вечером и правда сумасшедшее, к тому же местный стиль вождения весьма своеобразен, скажем так. Смотрю по сторонам, наслаждаюсь экзотикой. Кругом огни, толпы народа, жизнь явно бурлит. Несколько напрягает постоянно висящий в воздухе смог, воняющий смесью выхлопных газов и жжёной пластмассы. Этот запах в Лиме повсюду, кроме набережной. Обычная проблема большого города усугубляется весьма специфическим местным климатом и жутко коптящим транспортом. Или бензин у них хреновый, или движки, или всё вместе, но коптят все как паровозы.
Если у Вас мало багажа, вполне можно ехать до вышеуказанного перекрёстка на маршрутке. Стоит 1,5 соля, сразу начинаешь смотреть перуанскую жизнь изнутри. К тому же, с учётом вечерних пробок, доедете Вы ненамного позже, чем на такси. Вдоль борта написаны основные улицы, по которым проходит маршрут. Выбираете ту, на которой написано «Хавьер Прадо», и едете до этого перекрёстка, с арками и двухуровневой развязкой. Запомните его, он ещё пригодится.
Приезжаю. Даю таксисту 20 солей. Тот неуверенно пытается вякнуть, что имел ввиду 20 $, но, посмотрев на моё ставшее недобрым лицо , тут же сообщает, что это была весёлая задорная шутка. Ага. Вокруг вечерняя суета, толпы народа, дороги забиты машинами. Прохожу по av. Хавьер Прадо метров 40 и попадаю на av. Petit Thouars. Тут потише, куча кафешек и недорогих гостиниц. Захожу в первую попавшуюся (квартал от av. Хавьер Прадо, справа). Одноместный номер с душем – 40 солей. Душ, переодеваюсь и вперёд на исследование Лимы. Захожу в ближайшую чифу (китайская забегаловка, основное блюдо которой – рис во всех его проявлениях). Здоровенная тарелка вкусного риса с мясом – 5 солей. Хотя с аппетитом у меня всё в порядке, целиком порцию одолеть не смог. Вокруг же перуанцы килограмм на 15-20 легче меня свободно поглощали аналогичные порции, предварительно съев ещё по приличной тарелке супа. Мдяя… Надо тренироваться…
Насытившись, выдвигаюсь на av. Арекипа.
Это улица, соединяющая два основных туристических района Лимы – Мирафлорес (престижный район для богатых на берегу океана) и исторический центр. От перекрёстка с av. Хавьер Прадо около получаса пешком до этих районов. Либо 1 соль на маршрутке. Либо 7-8 солей на такси.
Иду в сторону центра. В Лиме, как и во всех перуанских городах, преобладает малоэтажная застройка. Толпы народа на улицах, народ отдыхает. Криминогенной опасности не чувствуется. Кругом на тротуарах пластиковые мешки с мусором, которые аборигены выносят из домов и оставляют. Частенько встречаются красивые здания колониальной постройки, но, к сожалению, искусством как следует их подсвечивать перуанцы не овладели. В дверях проезжающих мимо маршруток висят люди и что-то мне орут. Хмм… Ага, они не только мне, а всем прохожим орут. Это зазывалы. Наблюдать за ними забавно. Когда маршрутка останавливается (а сделать это она вполне может в паре полос от остановки), зазывала выскакивает из неё, пока она ещё движется, в одиночку умудряется организовать оцепление зоны погрузки/выгрузки десанта, быстро оббежать каждого стоящего поблизости, убеждая его сесть в маршрутку, и запрыгнуть обратно, когда она уже тронется. В чём глубокий смысл этих уговоров я, честно сказать, не очень понял. По идее, местные и так знают, куда им надо ехать и идёт ли туда эта маршрутка. Тем не менее, неоднократно был свидетелем, как зазывала всё-таки убеждал сомневающихся сесть в маршрутку.
Av. Арекипа не упирается в исторический центр, а проходит по его краю, так что через пару кварталов после высотки «Шератона» (она будет видна справа) поворачивайте направо, и минут через 7-10 выйдете на площадь Сан-Мартина, в центре которой стоит памятник ему же. Там вообще кругом имена Сан-Мартина, Боливара, Сукре и прочих сепаратистов, на английские деньги разваливших 300 лет создававшуюся Империю.
Побродив по площади и вокруг, чувствую дикое желание свернуться кольцами и погрузить свою тушку в мир сновидений. Возвращаюсь на av. Арекипа, на маршрутке до перекрёстка с av. Хавьер Прадо, и в гостиницу. Первый день в Латинской Америке закончился. На завтра запланирован выезд в Трухийо на автобусе.
С утра озадачиваюсь покупкой билета.
Об автобусном сообщении в Перу. Вопрос данный крайне важен для каждого самостоятельно путешествующего. В отличие от нашей централизованной системы, в Перу автобусными перевозками занимаются независимые частные компании. В этом есть как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что Вы можете выбирать уровень комфорта и скорость в зависимости от своего бюджета. Стоимость проезда, в зависимости от компании, колеблется примерно в пределах от 50 до 150% в сравнении с российской за аналогичное расстояние. Кроме того, благодаря конкуренции уровень комфорта на единицу затраченных денег выше российского. Однако идеализировать данную систему не стоит. Если сравнивать с Украиной, где так же имеются независимые автобусные компании, то не знаю, как там насчёт автобуса Киев – Кёльн, о котором писал Tass, но, например, автобус Донецк – Киев, в котором я ехал прошлым летом, ничем не уступал эконом-классу наиболее престижной перуанской компании «Cruz del Sur». Даже почище был. Наиболее очевидным минусом является то, что все автобусы всех компаний отправляются в наиболее востребованное пассажирами время, то есть вечером. Иногда рано утром. Уехать куда-либо днём практически невозможно. Разве что на убогом автобусе какого-нибудь «Рога и копыта, ltd.». Выбрать нормальную компанию не так просто, поскольку все они считают обязательным на вывеске намалевать двухэтажный автобус с четыремя осями, флаги близлежащих государств и написать «Международный экспресс».
1) Солидные общенациональные компании – «Cruz del Sur», «Ormeno». По косвенным признакам могу отнести к данной категории «Exlusiva», хотя ей я не ездил, так что не уверен. Высокие, по перуанским меркам, цены и хороший сервис. Маршрутная сеть – между основными городами. За цену, примерно соответствующую нашей, Вы получите поездку на втором этаже удобного нового автобуса, с работающим кондиционером и чистым туалетом. Если рейс более 5-6 часов, Вас покормят «самолётной» едой, если меньше – бутерброд дадут и стакан чего-нибудь запить. Вообще поездка больше всего напоминает полёт на самолёте в эконом-классе. За сумму ближе к полуторной стоимости российского билета, соответственно, бизнес-класс на первом этаже. Девять кресел, очень приличное расстояние между ними, откидывающиеся примерно на 150 градусов кресла. Спать вполне удобно.
2) Бюджетные общенациональные компании – «Civa», «Flores», «Cromotex», «Cial». Наверное, ещё какие-то есть. Очень разветвлённая маршрутная сеть, особенно у «Civa». Мне не понравились. В полном соответствии с ТРИЗом представляют собой тот самый компромисс, который хуже любой из возможных альтернатив. Цены 70-90% от наших, сервис примерно такой же. Кондиционеры обычно не работают, из туалета воняет. На «Civa» билеты стоит брать, только если больше вообще никакой возможности уехать нет. «Cial» - более-менее прилично. Проблема кормёжки обычно решается путём остановки у какого-нибудь общепита, либо не решается вовсе.
3) Региональные компании – количество их неисчислимо, цены 50-100%, уровень комфорта – как повезёт. Из моего опыта – понравились «tour Peru» и «Ampay».
4) Местные компании – маленькие фирмы, обычно работающие на одном маршруте средней или малой длинны (Куско – Киябамба, например). Перевозят народ на больших минивэнах, чаще всего Хёндаевских. Цены около 100%. Комфорт средний, кормёжки нет. Преимущество – идут быстрее, чем автобусы, дорога занимает примерно на четверть меньше времени. Но я предпочитал автобусы.
5) Пригородное сообщение – как и у нас, кто во что горазд. Цены ниже, раза в 1,5-2.
Общего автовокзала в Лиме нет, у каждой компании свой терминал. В большинстве других городов есть общие автовокзалы, которые называются Terminal Terrestre. Уезжая с такого вокзала, необходимо отдельно в специальной кассе оплатить автовокзальный сбор (0,8-1,2 соля), иначе в автобус не пустят. Сделать это лучше заранее, при покупке билета.
Терминалы «Cruz del Sur», «Ormeno», «Exlusiva», «Cial» и ещё нескольких компаний в Лиме находятся на av. Хавьер Прадо, совсем недалеко от пересечения с av. Арекипа. Двигаетесь по av. Х. Прадо в направлении вот этого небоскрёба с зигзагообразным силуэтом.
Утро, кстати, началось несколько раньше, чем я планировал, а именно часов в шесть. Дальше спать было невозможно, т.к. av. Petit Thouars превратилась в сплошную гудящую (причём очень громко гудящую) пробку. В связи с чем было принято решение в дальнейшем переехать ещё подальше от основных магистралей.
Сходил на терминал «Ormeno», взял билет на вечерний автобус до Трухийо, после чего на маршрутке (т.к. нога болела) выдвинулся в Мирафлорес. Красивый район, единственный в Перу, показавшийся комфортным для жизни.
Обрыв на набережной так же впечатляет.
Море холодное и грязное (ну, при стоящем на берегу 8-милионном мегаполисе это и не удивительно), пляж каменистый, в общем, к купанию не располагает. Обратно возвращаюсь вдоль Paseo de la Republica. Скоростная магистраль, в центе идёт какое-то активное строительство. Присматриваюсь к плакатам. Строят перроны и две отдельные полосы для движения автобусов. Называется вся эта система "Метрополитен". Хммм... Мне лично идея вырезать из загруженного 12-полосного шоссе четыре полосы под движение автобусов, которых там почти не видно, здравой не представляется... Лучше бы нормальное метро начали строить. Ну да мэрии виднее.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.