Далеко ли надо забираться путешественнику, чтобы очутиться в другом измерении или времени? Зачастую людям «с интересом», для такого вояжа достаточно желания и небольшой прогулки. И вполне себе современные городки перенесут любопытствующих в другие часы и истории. Вот таким местом и является пригородный поселок Пуще-Водица под Киевом. С 2002 г Пуще-Водица является городским районом г.Киева, входит в Оболонский район. Поэтому даже транспорт ходит здесь городской - трамвай, маршрутки, автобус. Но стоит пройти линиями поселка - да-да, улицы здесь называются линиями, вдохнуть воздух, настоянный не только на сосновом аромате, а и на самой истории, и мысленно уплываешь в другие века и измерения…
В СССР горняки и металлурги, учителя и железнодорожники, строители, колхозники и другие трудящиеся на благо страны, ежегодно миллионами направлялись в санатории и пансионаты, базы отдыха и туристические базы. На весь Советский Союз был известен курорт Пуща-Водица, что работал круглогодично и принимал тысячи отдыхающих. Лечебная база здравниц была столь обширна, что возвращали здоровье и после туберкулеза, астмы, и после Чернобыльской трагедии. Не говоря про реабилитацию после других заболеваний – и всё бесплатно или за сущие копейки от действительной стоимости путевки. В санаториях проводили лечение и консультации лучшие врачи киевских медицинских центров и институтов - бесплатно. Во время СССР поселок пережил свой «звездный час» и расцвет.
Больно смотреть на огромные санатории, состоявшие из множества капитальных сооружений, целые городки-комплексы; находящийся в жутком состоянии теперь. Как наглядный пример запущения и невозможности поддерживать их в жилом, санаторном состоянии.
Когда-то это место облюбовали киевские толстосумы 19 века для отдыха от большого города, где денно и нощно «ковали деньгу». И один из них решил подсобить жаждущим расслабления и релакса собратьям по «ковке», согласовал с Киевской Думой вопрос о землице в сосновых лесах и разбил на участки. Желающих поселиться на природе нашлось немало. Хотя, участки продавали на 99 лет, она де юре оставалась в собственности Киевской Думы, да разве такие условия кого могли остановить, когда вот она, землица с сосенками… По изначальному смыслу слово «дача» обозначает недвижимость, условно выданная госчиновнику верховной властью за гос.заслуги и отбираемая назад «в каз¬ну» после, как перестает быть чиновником. Со временем не надо было «выслуживаться», дабы заметили и наградили, стало достаточным иметь деньги. В 19 веке строительный бум и дачная лихорадка вокруг больших городов, были вызваны причиной, что в городах завелись большие деньги, вырос и окреп средний класс. Не только дворяне и чиновничья верхушка, но и творческая интеллигенция, преподаватели, врачи могли позволить себе дачу. «Мода повелевает каждому порядочному семейству переезжать на дачу. От знатного барина и богатого купца до мелкого чиновника и конторщика, каждый выезжает на дачу с половины мая». К 1909 году вокруг Киева насчитывалось уже более десятка больших и до сотни мелких дачных поселков. Город стремительно «оброс» дачами в Боярке и Святошине, Китаево и Буче, Ирпень и Пуще-Водице, и далее, далее. В Пуще-Водице не селились дворяне или князья, у тех были родовые поместья «с историей» в других местах. Так как поселок возник по воле купцов, нуворишей того времени, то и контингент был соответствующий - кто имел деньги для строительства новой дачи в новом месте на тот момент. Таковыми были фабриканты Снежко и Рихтер, известные киевские архитекторы Николаев и Брадтман, разбогатевший «закройщик готового платья» - Каплер, другие успешные предприниматели. За ними потянулись представители губернского бомонда тех лет,- Киев тогда был губернским городом. Поселок в Пуще-Водице считался благоустроенным, здесь были почтовое отделение, аптека, ресторан, базар, даже кефирно-кумысный магазин, пляж, купальня и прочее для комфортной жизни и отдыха. В центре поселка, на улице Гоголевской, находилась дачная канцелярия, контора лесничего и полицейское управление. Поселок охранялся не только жандармами, но и собственной пожарной командой.
Считается, что первые дачи появились ещё в начале XVIII века, в эпоху Петра I. Изначально это были, скорее, не дачи, а усадьбы, которые царь даровал своим приближённым за заслуги перед государством. Предполагают, что это делалось для того, чтобы чиновники всегда были «под рукой» и не разбегались по своим поместьям, а также для того, чтобы обжить пригороды городов и новые места.
В Пуще есть деревья-великаны, что растут прямо на улицах. Вот какой красавец гордо возвышается на перекрестке.
В прогулке по поселку некоторые старинные дачи сами красуются поверх заборов, некоторые надо искать. Есть даже общество, которое изучает историю и особенности этого дачного поселка. Мне такая миссия не по силам, что увидела, шагая улицами Пущи, тому и порадовалась.
Тишину, что просто ватой уши закладывает, нарушает только звон редкого трамвая, и мерещится дым от самоваров, позвякивание ведер и метлы по дорожкам за заборами. Легкие удары по мячу таун-тенисной ракеткой, причитания прислуги в чепчике - «и в каких кустах, вы, барчук, изволили так изгваздаться?». Висит или плывет среди сосен законсервированный эфир давнего времени. Когда Лариса Косач забывала здесь под музыку дачного оркестра про свою истерзанную костным туберкулёзом и хирургами левую руку, выводя под стихами подпись «Леся Украинка». На дачном берегу стояли плечом к плечу у мольбертов Иван Ижакевич с Фёдором Коновалюком. А на летней веранде, залитой солнцем, в дачных парусиновых костюмах солидные мужи про государственные дела беседы ведут и ведут… Иногда владельцами дач были фирмы, приобретавшие их для оздоровления своих сотрудников. Так, например, поступила редакция киевской газеты «Отголоски жизни», купив дачу в Пуще, ныне такие дачи называются пансионатами.
Первые дачи под Киевом появились с подачи митрополита для студентов Киевской академии на Шулявке и в Братской Борщаговке. В 1850-х гг. на месте теперешнего завода «Большевик» губернское правление создало для своих чиновников около трех десятков участков с домиками. Поселок назывался Казенными дачами или «Сан-Суси», по названию одной из усадеб в том месте. Киевские дачники селились и поодиночке, кому где нравилось. Эти частные загородные усадьбы тоже стали называться дачами. Первые дачные кварталы в Городском лесу, так еще называли Пуще-Водицу, были построенные киевским городским управлением. В поселке появились новшества, высокие образцы техники того времени, для отдыха с комфортом. Тем более добираться в Пущу было весьма удобно, на электрическом трамвае прямо из центра Киева. Если, например, на святошинские дачи трамвай шел от городской черты в районе Шулявки, то в Пущу можно было ехать с Александровской - теперь Контрактовой, площади на Подоле. Многие дачники ездили с дачи на городскую службу ежедневно все лето. Жилища, по воспоминаниям доктора К. Коровицкого, в большинстве случаев были изящные, красивые, часто большие, с верандами. Многие дома, подобно Святошину, приспособлены и для зимнего жилья. Дома в поселках выглядели весело и нарядно. Обстроенные башенками, балконами, верандами, они декорировались в затейливых «древнерусском», греческом и мавританском стилях.
Рисунок проекта ресторана Пущи-Водицы
В Пущинском лесу, раскинувшимся на 33 десятинах -десятина около 1 га, состоятельные люди начали строить себе дома. Кто мог, cтроил по индивидуальным заказам, используя различные стили отделки на свой вкус, менее состоятельные по типичным проектам. Участки не продавали, а давали в аренду на 99 лет, каждый имел площадь 27 соток, застраивался в течение 2-х лет с начала аренды, а площадь дома должна была составлять не менее 72 кв.м. Но проект дома даже для толстосума с тугой мошной, должен был соответствовать принятому правлением «генеральному стилю», например, греческому или мавританскому. Так что на фоне остальной архитектуры пригородного Киева курорт смотрелся весьма экзотично. И чем были похожи дачи Пущи-Водицы, так это деревянным декором, за редким исключением дачи же были деревянными. На дачах царила атмосфера праздника и барского безделья. По вечерам играл духовой оркестр, устраивались общие гуляния, давались концерты, ставились любительские спектакли. Плюс наличие речки и чистых прудов, в которых можно купаться, ловить рыбу. На берегу соорудили купальни, можно было кататься на лодках, устраивать прогулки и в соседние селения.
Сложился даже стереотип дачной жизни. Шились к сезону белые дачные одежды, для мужчин белые чесучовые костюмы, дамы должны были гулять под белыми кружевными зонтиками, в белых платьях и с белыми шляпками. На дачных верандах играли «девочки с персиками», мальчики в матросках, стояли кресло-качалка, самовар. Во дворе лужайка или теннисный корт, для особо богатых - автомобиль с затянутым в кожу шофером. Некоторые дачники, больше для забавы и усиления эффекта "пасторальности", заводили коз, барашков и другую жвачную живность. В каждом дачном поселке стали разрабатывать свои "санитарные постановления", а за их соблюдением следили попечители."Бродячій скот может быть заарестованъ владъльцемъ усадьбы, подлъ которой будетъ найденъ" — строго предписывали "постановления". Если нерадивые хозяева не прислушиваются к их замечаниям, могли выставить дачников в не лучшем свете перед соседями, что потом становилось известно и на службе в городе. Действенный способ был. Были в дачных поселках и свои массовики-затейники, которые организовывали общественные игры. Например, забава "Странствующие лягушки". Больше удовольствия в ней получали молодые люди, которые приседая и одновременно подпрыгивая вперед, двигались к определенной цели, кто дальше прыгал, тот и побеждал. Предлагались кегли с крокетом, городки, рыболовные снасти, велосипеды. Предложения по найму, новости с дачных лесов и полей, отражались в издании «Дачникъ», так назывался справочник о дачных местах возле Киева, вышедший в 1909 году.
Из-за недолговечности материала многие деревянные здания не дожили до наших дней. Повезло постройкам, которые были в камне. Они теперь чаще конторами являются. Одна из деревянных дач прямо наискосок от церкви Серафима Саровского по улице Николая Юнкерова, 37 - названа в честь офицера, погибшего в Пуща-Водице во время освобождения Киева в 1943 году. Еще 2 года назад красивый особняк с узорной резьбой и деревянными колоннами можно было хорошо разглядеть, была огорожена забором-рабицей. Сейчас возвели бетонный забор, только башенка торчит сверх него. Предполагается, что автор проекта арх. Е. Брадтман. Дом большой, с флигелями, скорее всего он строился с целью сдачи в аренду отдельных комнат. Поскольку желающих лето провести в пригороде Киева было много, но как и сейчас, снять целиком отдельный дом, было не каждому по карману.
Сохранению некоторых дач способствовало их использованию на территориях санатория, как подсобных или других помещений. Так, например, одна из дач - Юнкерова, 48; стала проходной для санатория "Пуща-Водица". Характерная башенка пущинских дач не даст в этом сомневаться.
Сгорел дачный дом на Краснофлотской 9, построенный в 1910 году где проживало семейство Капллер. Его сын, известный телеведущий «Кинопанораммы» в СССР, был так же одним из сценаристов фильма "Полосатый рейс" и в детстве жил в этом доме. В советское время был известен своим романом с дочерью Сталина. Дом с 1950-х годов использовался как библиотека санатория «Труд ». После закрытия санатория здание долго пустовало, частично использовалось как склад, пока в декабре 2012 года не сгорело.
Владельцами дач в Пуще-Водице были архитекторы В. и И. Николаевы, Э. Брадтман, фабриканты Я. Рихерт и И. Снежко; инспектор реального училища Я. Кобец, церковные настоятели Михаил Едлинский и Арсений Дашкиев. В период 1903 — 1904 годы – В Пущу-Водицу приезжала отдыхать мать Ленина Мария Александровна, сестры Мария и Анна, и брат Дмитрий, проживавшие тогда в Киеве. Но дачи связанные с этими именами не уцелели. Поэтому можно посмотреть только на то, что сохранилось на данный момент. И мысленно перенестись в давние времена.
Огромные территории хвойных лесов и кислород, который они поставляют, стал одной из причин обустройства здесь санаторного лечения. Первые санатории противотуберкулезные появились еще в начале 20 века. Под влиянием воздуха изменялся состав крови, поскольку воздух всегда ароматен и свеж. Природа Пущи-Водицы вообще замечательна, чудесна и прекрасна зимой, весной летом и осенью. Прекрасный лес, сосновый бор. А наличие водоемов с чистой водой, летом позволяло сочетать солнечные и водные процедуры. Таким образом, дачи стали снимать больные, и Пуща Водица постепенно превратилась в курорт для больных легочными заболеваниями. После свержения царизма, бывшие частные дачи национализировали и в них обустраивали корпуса, административные здания или селили работников, разделяя прежнюю дачу на несколько семей. В советское время весь поселок превратился в город-санаторий. В 1928-м Пуща-Водица получила гордое звание лучшей здравницы Украины. Лечению, оздоровлению способствуют благоприятные климатические факторы - мягкий, теплый климат и целебный воздух хвойного леса, плюс медицинское лечение. Большинство тех самых деревянных дач с вековой историей стали использовать, как санатории. И построили большое количество специальных зданий под санатории и детские оздоровительные лагеря. Больше 50 здравниц, пансионатов функционировало в советское время. А в каждой множество корпусов, здания для культурных и спортивных занятий, большие санатории имели свои кинотеатры и стадионы. Это был натуральный город-сад здоровья. Пуща-Водица в советское время пережила свой расцвет и была известна на весь СССР.
В Пуще-водице в СССР выдавались участки, дачи для трудящихся киевских предприятий, научных организаций и других сфер народного хозяйства. Владение в то время выделенной дачей было не потомственное, а существовало лишь в одном поколении, пока был жив человек, которому и предоставлена была дача. Потому именовались госдача. Это могли быть и старинные постройки, и новые, специально построенные.
Нет слов, как грустно видеть великолепные корпуса в запущении и разрухе. Они еще столетия могли служить людям и помогать набираться здоровья в этом благословенном месте.
Напротив спортбазы «Сокол» ул. Гарманика, 54 -проще искать сначала этот адрес, потом обернуться; еще один из сохранившихся деревянных домов. Так называемая "дача Ефремова", построенная в 1910-14 гг. Дом одноэтажный на высоком цоколе, деревянный. Особенностью здания является пятиконечная в плане веранда главного фасада, увенчанная массивной куполом в мавританском стиле, опирающимся на сдвоенные резные деревянные столбы. Остальной декор более привычен и выдержан в так называемом "епархиальном" стиле. Подкупольная часть, опирающаяся на колонны, украшена резными филенками, небольших фронтонов. Внутренняя планировка свидетельствует, что здание изначально предназначалось для пансионата. Коридорная система с двусторонним расположением помещений, санузел и кухня вынесены в северную часть сооружения. До недавнего времени здесь было общежитие на восемь квартир бывшего санатория «Первое Мая». Последний текущий ремонт проведен в 1984 г. Здание производит по неухоженности удручающее впечатление.
“Голубая дача” на Юнкерова 50, 1910 года постройки. дом имел два крыльца-входа. С 1920-х годов использовался как санаторий, и сюда частенько заезжали киевские чиновники. Дачу в советское время частично перепланировали и стал частью санатория “1 Мая”.
Время и люди не щадят старинные постройки. Закончена история дачного дома на Краснофлотской 9, построенный в 1910 году где проживало семейство Каплер. Являлся основателем «1 го Киевскаго товарищества закройщиков», Яков Нафтальевич Каплер. Он был богатым владельцем магазинов готового платья в Киеве, сначала он шил мундиры и шинели, а потом его мастерская начала обшивать и киевских модниц. И человек совсем небедный, судя по тому, что ему принадлежала немаленькая усадьба в самом центре Киева, на углу улиц Костельной и Михайловской. Два дома из них сохранились - Костельная, 3 и 5. Его сын, известный телеведущий «Кинопанораммы» в СССР, был так же кинодраматург, лауреат Сталинской премии, автор фильмов "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году", "Она защищает Родину", "Котовский" и соавтор сценария супер популярного "Человека-амфибии". Был одним из сценаристов фильма "Полосатый рейс" и в детстве жил в этом доме. В советское время кроме кинодраматургии прославился и своим романом с дочерью Сталина. Дом с 1950-х годов использовался как библиотека санатория «Труд ». После закрытия санатория здание долго пустовало, частично использовалось как склад, пока в декабре 2012 года не сгорело.
Около новых домов и дач даже заборы, как у оборонных объектов, высотой и толщиной. И по цене, наверное, как рядовой дом стОят. Ни о каких трехметровых заборах по периметру участка в давние времена не могло быть и речи. Напротив, в дачных поселках царила открытая дружеская атмосфера, люди ходили друг к другу в гости, обменивались книгами, играли в бильярд, дети совместно готовили спектакли, а родители вечерами, собравшись на веранде, шили им костюмы. В царское время списки всех дачевладельцев были доступны любому человеку, издавался ежегодный справочник Киева. Причем публиковали не только фамилии владельцев дач, но и планы большинства дачных поселков.
Проблема старых деревянных дач в том, что они находятся на территориях за заборами, которые сейчас в частной собственности. По закону просто снести их, они не имеют права, потому зачастую просто ждут, когда они окончательно рухнут и тогда построить на их месте новодельную дачу или отель. Вчерашний царский «просто» дачный поселок и советский санаторный городок, в «умелых руках» превращается в дорогостоящий курорт, где не место рухляди. Элитный курорт еще ничего. В недрах строительной мафии есть проекты возведения в Пуще-Водице жилищных комплексов с ТЦ. Это убьет исторический облик поселка. Поэтому - спешите видеть сейчас осколки былых эпох и времен!
На рубеже XIX и XX веков «лето на даче» становится частью жизни. Чеховские, горьковские и блоковские дачники стали нарицательными персонажами. «За окнами между тем дневной свет мало-помалу тускнеет. Слышно, как дачники компаниями возвращаются с вечернего купанья. Кто-то останавливается около открытого окна столовой и кричит: «Грибков не желаете ли?» – кричит и, не получив ответа, шлепает босыми ногами дальше... Но вот, когда сумерки сгущаются до того, что герань за кисейной занавеской теряет свои очертания и в окно начинает потягивать свежестью вечера, дверь в сенях с шумом открывается, и слышатся быстрые шаги, говор, смех». Чехов, «Лишние люди».
Дачный образ жизни типично национальное явление. Никакой деревенский дом европейского горожанина даже отдаленно не напоминает нашу дачу, которой недавно исполнилось 300 лет. «Дача» - непереводимое на европейские языки русское слово. «Иметь дачу, жить на даче», особенность многогранного славянского бытия. Dacha и сегодня остаётся для многих тем же, чем была для предков: местом, где можно побыть на природе, забыться от городского шума и суеты. Мечта о примирении природы и цивилизации.