Лето в Ботаническом саду самый пик, пламя красок и благоухания. И некоторая ленность природы, которая вступила в свой возраст расцвета. Эта ленность передается и людям, раз решили воспользоваться транспортом - мини паровозиком, что повезет посетителей от фонтана при входе и далее по красивейшим местам. Но недалеко, только по основным направлениям. Все равно потом придется ножками «осмотреть» оставшееся за бортом.
Вокруг фонтана кусты-деревья с оригинальной стрижкой.
Влево от входа вглубь парка ведет широкая аллея. Зелёные насаждения вдоль пешеходных или проезжих дорог, обсаженных с двух сторон рядами деревьев одного вида, получили распространение еще в Древнем Риме. Так улучшалось состояние дорог и условия передвижения по ним римских легионов, спасаясь от палящего солнца.
В Ботаническом множество прекрасных аллей- березовая и кедровая, липовая и еловые и прочие. Все они весной радуют нежной зеленью, летом- дарят прохладу.
Свернув от аллеи за Альпийской горкой, очутимся в малоизвестном уголке Ботанического сада, где воспроизведен как бы мини-Версаль. На стриженными кустиками, составляющих забор-ограду, возвышаются геометрические фигуры - кубы, конусы и шары, созданные из вечнозеленого самшита и золотистой бирючины. Они образуют целые лабиринты. Все вместе составляют партер регулярного парка, называемого «французским». Прогуливаясь здесь, как бы и оказываешься во Франции времен Людовика XIV.
Рядом розарий ботанического сада. И это сад в саду, что не не фигура речи: территория розария находится за забором от всего остального парка. Для этого растения важно, чтобы не было сквозняков и холодных ветров, потому в Ботаническом саду для роз и есть отдельный садик. С отдельным входом и отдельным расписанием посещения. Весной еще не распускаются розы и розарий закрыт; летом проводят иногда обработку химикатами и розарий закрыт, пришли вечером - розарий закрыт, хотя весь остальной ботанический сад полностью доступен. Такой бермудский треугольник. С этим феноменом сталкиваюсь каждый год. Но это не проблемы шериф.., точнее, розовых кустов. Они великолепны, когда к ним есть доступ.
Роза не только королева цветов, цветок во все века был вовлечен в человеческую жизнь. Красную розу дарили, чтобы сказать о пылкости своих чувств. Белая роза считалась символом молчания. Если надо было провести какой-либо важный разговор в тайне, над столом вешали белую розу или над определенным местом для переговоров изображали её на потолке как символ того, что все произносимое остается в тайне. Есть латинское выражение "Sub rosa dictatacenda" - сказанное под розой не подлежит оглашению. Кроме выражения чувств, розы стали и гастрономическим ингредиентом. На родине Авиценны в Бухаре, розы входили в состав не только лекарств, но и многих десертов. Розы считали неотъемлемой частью некоторых религиозных обрядов.
По греческой легенде, роза была создана богиней цветов Хлорис. Три Грации одарили цветок яркостью, обаянием и щедростью на радость. Афродита поделилась с ним своей красотой, а бог вина Дионис налил нектара, чтобы придать розе аромат. И даже бог южного ветра Зефир разогнал в небе облака, чтобы бог света Аполлон смог согреть розу своими лучами. Своему творению боги дали титул царицы цветов и назвали розой.
У римлян роза была символом храбрости. Венками из роз увенчивали полководцев-победителей, украшали триумфальные ворота и арки, усыпали путь воинов-победителей. И являлись символом-подтверждением богатства: что однажды император Нерон (37—68 гг. н. э.) заплатил за розы, выписанные зимой из Александрии, тонну золота.
Плетистые розы, вьющиеся на деревянных опорах создают вид изысканного сада, вроде Версаля с его боскетами и партерами.
Кроме штамбовых роз, которые сами красуются с высоты перед всеми, есть миниатюрные розы. Впервые такие сорта были завезены в Европу из Китая в 1810 году, но популярными стали только век спустя. Высота кустиков достигает 15-25 см. Размер самих цветочков в диаметре – 1,5-2 см. В своем отдельном царстве-государстве розы не только как красивые цветы произрастают, они являются элементами архитектурного и ландшафтного оформления этого уголка. Тут есть свое озеро-пруд, давно высохшее. Многое в Ботсаду не функционирует - фонтаны, прудики, пустые чащи которых сиротливо доживают свой век на не главных участках; среди можжевельников, например, или как тут, в розарии.
Но вокруг дивные скамеечки под гирляндами цветов, это скрашивает созерцание бетонного остОва, в прошлом полном воды и жизни. Про «жизнь» свидетельствуют, продолжающие расти, «аки на суше», камыши и другие водные растения.
Прогуливаясь в «садике сада», наслаждаешься то одной , то другой полянкой, где сотни роз, пьянят и запахом и красотой. Потому не так важно, какое название в данной клумбе они имеют. Можно наклониться и поискать таблички с латинским названием, да это же наклоняться надо… Конкретные виды ищут или дачники, наверное, или профессиональные садоводы. Обычному посетителю любые розы создают такие нежные картины за каждым поворотом, что право, нет дела до названий. А каких только сортов нет в розарии! Тут и розы с запахом… яблок. Точнее так пахнут листья у сорта «Эглантерия» из перечня роз, так называемого «Сада Шекспира». Есть и сказочные названия, вроде «мальчик с пальчик» и даже гастрономический - «попкорн»😊. Некоторые кусты и на розы-то не похожи, как сорт «Ф. Й. Гроотендорст». Глянешь на отдельный цветочек, совсем как типичная гвоздика. Второе название у него «Нелькенрозе», что в переводе с немецкого и значит «гвоздичная роза».
Этот сорт обозначен высокой табличкой, потому и запомнился. Поискала в источниках, что это один из представителей сорта флорибунда, роза «Розмари роз». Как истинно назвали - роза роз. Флорибунда - общее наименование для ряда великолепнейших роз с впечатляющим декоративным видом. Флорибунды выведены путем длительной селекции, в ходе которой скрестили мускатную, полиантовую и чайную розы для получения оригинальных качеств. Розы флорибунда – «Пламя Востока», «Афродита», «Сердце Данко» – ого, какие названия! Королеве нужны названия-звания и по чину королевские.
«Пьянит нас счастьем жизнь, пока в руке Земли бокал цветка!». «Бокал» у розы сорта «Глория Дей» достигает в диаметре 15-ти сантиметров. Это один из самых распространенных сортов с интересной историей и множеством других названий. Его незадолго до начала Второй Мировой вывел американский селекционер и отправил черенок на оценку своему другу во Францию. Там сорт получил название «Мейлланд», в честь создателя. После окончания войны его переименовали в «Мир». Отметили красоту цветка и в Америке. Розу было решено дарить каждому делегату ООН, посещавшему Сан-Франциско. Поэтому сорт быстро распространился в другие страны Европы. В Германии она получила название «Глория Дей», а в Италии – «Джиойя» (итальянское «радость»).
Но вокруг дивные скамеечки под гирляндами цветов, это скрашивает созерцание бетонного остОва, в прошлом полном воды и жизни. Про «жизнь» свидетельствуют, продолжающие расти, «аки на суше», камыши и другие водные растения.
За поворотом - вдруг! беседка, как избушка Бабы Яги.
Сезон роз в ботаническом саду длится около 4-х месяцев. Любоваться королевой цветов можно с конца мая до конца сентября - за счет повторного цветения большинства сортов.
Как ни приятно тут быть, а надо идти дальше. Выходя из царства роз, смотрим на тыльную сторону Альпийской горки. И это не только от названия растений, присущих Альпам. В закладке альпийского сада, принимали участие директор Австрийского государственного ведомства садов и парков Бригитте Манг и спикер австрийского парламента Барбара Праммер. От Австрии были преподнесены в подарок растения, прекрасно прижившихся в «горах» киевского Ботсада.
Торжественная церемония закладки сада происходила под блеяние альпийского козла. Именно он должен был в буквальном смысле, передавать… дух и запах австрийских гор. Альпийский сад в городе, это искусственное сооружение из камней, для показа высокогорных альпийских растений, как бы в их естественной среде. Камни и скалы альпинария Ботанического сада имитируют картину природного горного ландшафта с учетом вертикальной зональности, во всем многообразии его растительного мира.
Альпинарий размещен на одном из самых высоких мест Ботанического сада, отсюда замечательные виды на Днепр и левобережные дали.
У подножия «Альп, точнее «предгорий», цветущие поляны полны «армерии приморской, астры альпийской, бурачок серебристый и скальный, гвоздика-травянка, горец родственный, зверобой чашечковидный, пупавка благородная махровая, флокс шиловидный» или им подобных растений. Растения высажены по сортам и образуют разноцветные ковры.
С двух сторон площадь, на которой Альпы устроены, обнимаются зелеными аллеями. И несмотря на июнь, продолжают цвести каштаны. Киев без каштанов нельзя и представить! Когда точно появились эти деревья в Киеве, точно неизвестно. Деревья начали сажать в столице в 17–18 веках, когда везли саженцы из Турции в Европу. Потому миновать Киев было невозможно. Сейчас в Киеве растут около 2-х миллионов каштанов, некоторым из них больше 150 лет. И главные великаны находятся тут, в Ботаническом саду.
На улицах видим каштаны с белыми цветами. В наших краях на улицах, конечно, каштан конский растет. Но где-то тут в ботсаду есть каштан «посевной или съедобный каштан». У них не только плоды по съедобности различаются, это вообще деревья разных семейств: «каштан посевной» относится к буковым, а «конский каштан» - сапиндовым. Даже не родственники они между собой, всего лишь «однофамильцы», притом только в обиходном языке. По научной латыни съедобный каштан называет «Castanea», а конский – «Aesculus». Конский каштан удостоился чести войти в гороскоп друидов. Почему «конский»?-да понятно: друиды, как известно, обитали в более северных широтах, где съедобный каштан не произрастает. Плюс конский каштан живет до 1000 лет, это явно волшебное дерево. Ему друиды посвятили период с 15 по 24 мая и с 12 по 21 ноября. Согласно мнению друидов, люди, которым покровительствует каштан, отважны, реалистичны, наблюдательны и проницательны.
Кроме съедобности/несъедобности, отличаются «свечки» каштанов и оттенками соцветий. На улицах видим каштаны с белыми цветами. Существуют розовые сорта, конский красный и мясо-красный, «Бриоти», «Маргината» и другие сорта. Они отличаются от съедобного аналога неприхотливостью, важно- морозостойкостью, вследствие чего его можно спокойно выращивать в средних широтах. Огромные каштан с красными цветами, точнее, несколько каштанов растут около Ионинского монастыря, придавая месту большую живописность.
От Альп, если идти влево мимо строя парников, выходим к большим теплицам, на поляне перед которыми растут необыкновенные деревья. Их кроны разных цветов, а под ним природные камни из мрамора разных цветов. И не просто камешки, а в виде фигурок. Здесь есть дракон и слон, и в других можно увидеть что-то необыкновенное.
Взошла на горку за развилкой от оранжерей. Надеялась там что-то интересное увидеть. Виды сверху прекрасные, но «выдающихся» растений, кроме травы никаких. А это же не просто «горка», а былинный Скифский холм. Легенды о нем уходят в скифскую и даже праскифскую древность, ведь, скифы были нашими прапращурами. Про скифов надо читать у историков, скажу только, что скифы здесь жили, когда еще Киева не было. Археологи нашли остатки скифского поселения на окраине города, на Софиевской Борщаговке. У горы есть другие названия, например, Бусова (бусы - древние лодки-ладьи), или - Лысая, где ночные шабаши темные силы устраивают. Но это совсем другая «история».
Спустившись с этого холма, можно пойти влево по широкой дорожке, что дорогой почти является. И пройти весь лес насквозь до Надднепровского шоссе. Лес, как есть лес. Понятно, что там растут деревья не простые, а достойные статуса Ботсада. Но как же я заблудилась однажды, решив вернуться с это дороги не назад, а сразу к главной оранжерее. И полезла смело в дебри, по наитию держа курс «наискосок». Но это лес натуральный, не повторяйте такой маршрут. Страху натерпелось, тем более дело к вечеру было и людей на тропинках не было.
Вправо от Главной оранжереи, она же «Новая», если стоять спиной к главному входу, дорожки приводят к Китайской пагоде за фигурным в восточном стиле забором. Ан, нет, это же «Корейский садик», значит и пагода корейская, построенная в 2012 году. Корейский сад был открыт в честь 20-летия установления дипломатических отношений между Украиной и Кореей. Это копия сада, который находится во дворце Чандгук и в 1997 г. признан частью всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Главным украшением садика является копия настоящей пагоды, в которой бывали корейские короли. Все расходы на создание и перевозку конструкций для корейского сада взяло на себя посольство Кореи в Украине.
На территорию можно войти через Парадные врата, в традиционном корейском стиле с символом Тегеук (инь-янь).
Корейская стена - сагунджа. Декоративные элементы ее украшающие, аутентичны, привезены из Кореи. Это изображения "четырех грациозных благородных растений"- бамбука, орхидеи, сливы и хризантемы. Можно вдоль ограды слева завернуть и никаких преград, забор кончился, «заходи, гуляй, дорогОй!»
Рядом буддийский храм на холме, копия знаменитого буддийского храмового комплекса на острове Ява. Перед ним «боробудур» - огромная тибетская ступа на постаменте. Ступа «мира и добра во Вселенной» помогает людям жить в гармонии с собой и очищает от пороков. Интересно, что ступу строили 51 день трое работников из Индонезии, которых специально привезли в Киев. На верхушке «ступы» 13 колец, символизирующие стадий просветления, которые может достичь человек. Кстати, ступу красного гранита привезли из Житомира. В Тибетском уголке проводят занятия по медитации приверженцы восточных учений. Все пространство между храмом и окружающими деревьями, увешаны разноцветными флажочками, на которых что-то написано. Наверное, это имеет отношение к буддизму.
И целый участок застроили в последние годы по Восточной тематике. Выше ступы с храмом есть площадь, где установлен памятник восточному деятелю и дорожки разбегаются вглубь.
Дальше целый Индонезийский городок в саду ампельных растений, теперь за оградой. "Индонезийский сад" обустроили в 2017 году, и, как корейский, так же с воротами созданными в национальных традициях.
В Ботаническом саду есть тематические участки природы, где воспроизведены ландшафты с растениями разных уголков мира. Так же в парке проводят тематические мероприятия и выставки, посвященным разным проблемам жизни. Так, в мае-июне 2018 г построили интерактивный "Парк коррупции". Для многих поход в белоснежные шатры на дальнем участке Ботанического сада, позволил по дороге полюбоваться на малопосещаемые уголки сада.
Самая большая очередь была в шатер, где с помощью компьютерного шлема самому можно поучаствовать в имитации проведения обыска у коррупционера, найти улики руками-джойстиками.
Много желающих толпились и у шатра, где воспроизведена «дольче-вита» воров-коррупционеров: фрагмент виллы с ружьем над камином, картинами на стенах, прочиими атрибутами роскошной жизни. Но самое интересное, не в дизайне и респектабельной мебели, а то, что все предметы являются «пусковым устройством» по изобличению воров. При нажатии на пульте соответствующего изображения, происходила метаморфоза! Появлялись на сведения- у как был конфискован подобный предмет, его стоимость; судебные решения по тому или другому предмету, изъятому у коррупционеров разных мастей. Правда, ни одного имени, ни одной должности «коррупционеров» по всем шатрам нигде упомянуты не были! Такая «борьба» с тенью - «кто-то, кое-где, у нас порой…».
Ботанический сад не только цветам-деревьям дает приют, здесь организуют концерты на открытом воздухе. Слияние мелодий и природы особенное впечатление производят. Сама идея садово-паркового искусства содержит в себе ритм, кульминацию. «И пауза совершенно необходима в парке после любования красивыми фонтанами, красочными партерами, необходима передышка от столь ярких впечатлений. Хотя их очарование, подобно мелодии, сопровождает человека, когда он отдыхает в уединенном месте»- С.Н.Палентреер.
Душа просто взлетает под звуки музыки, как брызги фонтана при заходящем солнце, настолько антураж этому способствует. Жалко, не могу передать этого состояния в фотографиях. Всю окружающую симфонию из чарующих звуков музыки, огромной палитры красок цветущего лета, сияющие в восторге глаза людей – в другом месте не придумаешь и не забудешь. Только в сплетении с природой, в самой роскошной ее поре - лета.