Самые известные виды в Киеве с Днепровских круч на Днепр-батюшку. И самый красивый из них - с холмов Ботанического сада на Выдубицкий монастырь. Выдубицкий монастырь второй по древности монастырь Киева после Киево-Печерской Лавры. Тысячу лет назад это было место за окраиной города, здесь начинались густые леса, и была летняя резиденция киевских князей.
«Выдубицким монастырём» - писал М. А. Максимович в своей статье – «заканчивается великая панорама, которая образуется длинным рядом живописных возвышений и долин, служащих подножием первопрестольному городу».
Название местности Выдубичи имеет языческие корни. По легенде, точнее, по своду Нестора Летописца, здесь «выдыбнул» главный языческий бог Перун, сброшенный в Днепр по велению новокрещенного князя Владимира. По его приказу, сбросили всех деревянных идолов, Перуна и других богов в Днепр. Язычники-миряне бежали за ними вдоль реки и призывали своих древних богов выплыть, крича- “Перуне, выдубай!”. Место, в котором идолы, наконец, выплыли на берег, и назвали Выдубичами. Другое происхождение названия от переправы, существовавшей тут еще до Крещения Руси. Люди переправлялись, «выдыбали» с помощью «дубов» - лодок, выдолбленных из цельных стволов дуба. Другое название этой местности «Зверинец», когда тут росли богатые дичью леса, в которых устраивалась княжеская охота, возникло и дошло до наших дней название Зверинец.
Выдубицкий монастырь впервые упоминается в летописях 1070 года: «того же лета заложена бысть церкви святого Михаила в монастыре Всеволожи на Выдубичи». Речь идет о любимом сыне Великого киевского князя Ярослава Мудрого - князе Всеволоде Ярославиче, который в описываемое время еще был удельным князем Переяславским. Относительно спокойным 1070-ым годам предшествовала череда случайных правителей, отчаянно боровшихся за власть. Перед Всеволодом киевский стол поочередно занимали Изяслав, пленный половец Всеслав, польский король Болеслав II и Святослав, сменивший черниговское княжение на киевское с помощью оружия. Благоденствию в государстве Всеволода мешали тмутараканские князья Олег и Борис, внезапно появившиеся на Руси половцы и не менее страшный враг - моровая язва или чума, от которой русские владыки укрывались за стенами родовых монастырей. Выше монастырской территории был княжий «Красный Двор» с теремами и хоромами на возвышенности, нареченной Бусовой горой, и это самый высокий холм в Киеве. Название относится к бусам, деревянным ладьям.
В первое столетие своего существования монастырь стал центром светской и политической жизни Киева и княжеского двора. Киевский князь Святополк Ольгович всячески покровительствовал Лавре,а его соперник в борьбе за власть - Всеволод Мономахович взял под свою опеку именно этот Выдубицкий монастырь. Он собрал здесь огромную библиотеку и пригласил архитектора Петра Милонега, который в 1070 году возвел на территории монастыря церковь Святого Михаила. Знаменитый шлем Ярослава Всеволодовича, найденный в 1808 году, имеет на лобной части киотец, где есть надпись «Великий архистратиже Михаил помоги рабу божьему». Далее шлем переходил к правнуку Владимира Мономаха, внуку Юрия Долгорукого, сыну Мстислава Юрьевича. Эта линия князей и имела отношение к Выдубицкому монастырю, как родовому. Бывали в Выдубичах и князь Игорь Ольгович, Владимир Мономах, Василько Теребовльский, Данил Галицкий и другие. Князья устраивали тут переговоры, собирали рать и молились перед походами. В отличие от других киевских монастырей, монахи здесь жили во все времена, даже после монгольского нашествия.
На территории Выдубицкого монастыря 5 церквей. Первоначальные церкви и строения монастыря были деревянными и не дожили до наших дней. Зато тут находится одна из нескольких подлинных древнерусских построек Киева - собор Архистратига Михаила, построенный основателем монастыря князем Всеволодом.
Множество граффити на западной фасаде главного портала собора в форме крестов, были призваны давать помощь в битва против половцев и охранять жизни воинов. В широком смысле архистратиг Михаил был очень почитаем на Руси, о чем свидетельствует множество храмов ему посвященных. Храм Архистратига Михаила одно из немногочисленных архитектурных строений периода Киевской Руси, сохранившееся до наших дней. Считается, что культ Михаила был привнесен на Русь с Византии. Потому и предполагается восточный вариант в старинных храмах ему посвященных. В Византии архистратиг являлся «князем-ангелов», верховным покровителем земному василевску – царю тех времен. Древние русские князья и строили ему храмы в первую очередь, так как он считался их покровителем в борьбе с половцами. В летописи говорится, что «побежени быше погании силою Чеснаго Креста и Святым Михаила». Выступая в поход «на поганных» князь с дружиною молились в Выдубичах «у Михаила». И со временем Св.Михаил был утвержден, как покровитель русского воинства.
В соборе находятся знаменитые древнерусские граффити. Сцена «Страшный Суд» на южной стене. Например, есть старинное изображение Бога в пирамиде - явный масонский знак. В одном из подвалов найдена славянская ведическая символика. Из новых - в 1998 г. над входом вмонтировано мозаичное изображение арх. Михаила.
Храм строился 18 лет и был торжественно освящен в 1088 году: «Освящена была церковь святого Михаила в монастыре Всеволодовом, митрополитом Иоанном, а игумен того монастыря был тогда Лазарь». Церковь и холм, на котором она стояла, стал подмывать Днепр. В 1199 г. и укреплена была невиданной до того времени подпорной стеной по проекту зодчего Милонега Петра, основателю Гродненской школы зодчества. Его изобретением и был спасен храм. Но в ХVІ столетии случился оползень части горы от сильного подмытия водами Днепра в половодье. И подпорки Милонега, и восточная стена церкви, вместе с абсидами и частями северной и южной стен обрушились. Эта часть была заменена деревянным новым строением. До нынешнего времени от собора сохранилась западная часть, восточная известна лишь по раскопкам фундаментов. Древняя кладка стен сохранилась на высоте до нового карниза. Очертания и профилировка ниш и оконных проемов сохранили свои древние формы. Собор сильно пострадал в результате взрыва пороховых складов на Зверинце 6 июня 1918 г.: пошли трещины по стенам, приведшие к повреждению живописи, упал купол и стропила крыши. 10 июня 1920 г., во время обстрела Зверинца войсками, преследовавшими белополяков, 2 снаряда попали в купол собора, были повреждены погребения на территории.
Справа от Михайловского собора какое-то строение, напоминающее вход. Возможно, это вход в Зверинецкие пещеры? Это склеп, но и стародавние пещеры на Зверинце имеются.
К началу XIII века в монастырской библиотеке накопилось значительное количество книг, необходимых для создания летописей. Историки говорят, что вместе с рукописным списком «Повести временных лет», в создании которого принимали участие монахи этого монастыря- Сильвестр и Моисей; сюда попадали и другие книги из собраний Печерского монастыря и Софийского собора. Древние княжеские грамоты и рукописные книги прятались монахами от врагов, которые с 1096 года регулярно нападали на монастырь, расположенный на самой окраине Киева. Вот тогда и пригодились пещеры. Их открыли первый раз в 1862 году, когда киевский художник ища натуру по окрестностям, увидел провал на склоне холма. Здесь был обнаружен пещерный храм, церковная утварь и старинные монашеские одежды. Слух о находке быстро распространился и святое место стали посещать монахи, паломники, просто любопытствующие. Из-за аварийного состояния подземных ходов, инженерное ведомство запретило проведение археологических раскопок. В 1912 году в атмосфере строгой секретности начались таки археологические работы и за месяц были расчищены две длинные галереи, по обеим сторонам которых находились кельи и захоронения катакомбного типа. Были ли здесь книги Ярослава? Возможно, не все подземные галереи расчищены до сих пор, остались еще многие ходы, хранящие тайны минувших эпох.
Возникновение пещерных храмов исследователи связывают с униатским периодом в истории, когда монахи были вынуждены оставить свои обители и спрятаться под землей. Пещеры начинались от Михайловской церкви и шли на восток. С 1569 года Киев попал под контроль Речи Посполитой. И если Лавре удалось остаться оплотом православия, то Выдубический монастырь, так же как и София Киевская были сильно разрушены поляками. И до XVII века выдубические постройки оставались в руинах.
В конце XVII, начале XVIII века стародубский полковник запорожского войска и царский стольник М.А. Миклашевский построил огромный каменный пятиглавый Георгиевский собор и трапезную церковь. Сын реестрового казака Чигиринской сотни Андрушко Миклашенко и дочери польского шляхтича Кохановского, унаследовал богатства рода и сам их приумножал в военных походах.
Над входом в трапезную виден его герб, перекрещенные стрелы на фоне щита. Позднее потомки добавили к гербу и девиз рода Миклашевских: «In Deo spes mea»-«в Боге надежда моя». Это всё вычитала в интернете, когда спросила у проходящего мимо трапезной монаха, что означает изображение над входом, он отмахнулся, «не знаю».
Трапезная объединена с церковью Преображения Господня. В чем ее уникальность, что на стене изображение Апокалипсиса, картины жизни христиан от Адама и Евы. Есть и Дух Святой с семью чашами терпения. В трапезной потчуют традиционной монастырской едой, настойками целебных трав. Дом для общего вкушения пищи был вторым по значимости сооружением в русских монастырях. Обеды и, особенно, ужины для монахов имели сакральное значение, поскольку ассоциировались с Тайной вечерей. Однако, в трапезной чрезвычайно курьёзный по работе иконостас, вырезанный в виде родословного древа, среди ветвей которого изображены ветхозаветные праотцы.
Потому здания внутри украшались, как и храмы. Столовую размещали к югу, западу или северу от главного собора, но только не позади алтаря. Трапезная состоит из церкви с граненой, покрытой куполом апсидой, обеденного зала, сеней и нескольких подсобных помещений. Низко расположенные широкие парные окна с наличниками и треугольными сандриками, придают трапезной вид, напоминающий жилой дом.
В монастыре прибавлялись храмы за века - Георгиевская церковь (1696-1701) и Спасская церковь (1696-1791). Белоснежный храм св.Георгия восстановлен, отреставрирован сравнительно недавно.
Св.Георгий родился в 33 веке н.э. в Палестине, на территории современного Израиля. Избрал военную стезю и стал любимым генералом римского императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан выступил в их защиту, был арестован, подвергнут жесточайшим пыткам, а затем обезглавлен. Как выглядел Св. Георгий точно не известно, но если изображен рыцарь, убивающий копьем змея-дракона, то это Св.Георгий. И этот подвиг был для избавления от верной гибели царской дочери, которой надлежало стать очередной жертвой змея. Вот такая рыцарско-романтичная легенда. Хотя должна бы больше упоминаться библейская версия, как святой усмирил змия исключительно с помощью крестного знамени и слова Божьего. Благодаря легенде про убивающего копьем Георгия, имеем «георгиевский крест» - именно такой изображается на щите Св.Георгия, восседающего на коне с копьем.
В 1967 года пожар уничтожил внутреннее убранство собора Святого Георгия, а также коллекцию ранних печатных книг. Сейчас все внутри - новодел. Красивы мозаики святых и новый алтарь. Особенно впечатляет головокружительная высота подкупольного пространства.
Колокольня один из заметных акцентов в композиции Выдубицкого монастыря. Четырехъярусная кирпичная, у нее нижние три яруса квадратные в плане, верхний – восьмигранный.
В первом ярусе находился проезд и боковые помещения, во втором – располагалась небольшая надвратная Данииловская церковь. В первоначальном виде имела 3 яруса и завершалась большим куполом. В 1829 г. из-за аварийного состояния, были проведены капитальный ремонт и перестройка. Так, был достроен четвертый этаж. Сегодняшняя раскраска золотистыми звездами на фоне темно-синего цвета впервые появилась в 1894.
На территории есть некрополь, от которого осталось всего несколько могил. Остальные утрачены после взрывов 1918 года. Тут покоятся многие выдающиеся деятели науки, искусства и общественности XIX века: погребены Константин Ушинский, гидролог Николай Лелявский, ученый-анатом Владимир Бец, врач Евгений Афанасьев, Богдан и Варвара Ханенко.
Считается, что на территории есть и могила Досифея Китаевского, девицы-монаха. Родилась девица Дарья в состоятельной семье Тяпкиных, но по примеру своей бабушки - старицы Порфирии, решила посвятить себя Богу. Она сбежала из дома, когда ей стали женихов подыскивать. Зная, что в первую очередь ее будут искать по женским монастырям, остригла волосы, приобрела на базаре мужское крестьянское платье и, переодевшись, направилась в Троице-Сергиевскую Лавру, представившись беглым крестьянином Досифеем.
Но родители прочесывали обитель за обителью, однажды увидели Досифея и через минуту могли опознать ее. И она сбежала еще дальше - в Киев. В Киево-Печерской лавре Досифея не приняли. Раз не сложилось в самом Киеве, отправилась за город, в Китаевскую пустынь, где выкопала в горе пещеру по примеру преподобного отца Антония.Молва об удивительном отшельнике распространилась по Руси. В 1744 году императрица Елизавета посетила Киев и, узнав о подвижнике, пожелала посетить его лично. Она пришла в его келью, общалась с ним, а узнав о том, что Досифей ещё не пострижен, позволила принятие в монашество своим распоряжением и лично присутствовала при таинстве. Так Досифей стал рясофорным монахом Киево-Печерской лавры. Сестра ее, когда приехала в Киев, случайно увидела портрет старца. Так стало всем известно, что затворник Киево-Печерской Лавры Досифей был не мужчиной-монахом, а девицей Дарьей из рода Рязанских дворян Тяпкиных. Про погребение Досефея-Дарьи есть множество разных толкований. Было три попытки обретения ее мощей, но все оказались неудачными. И теперь считается, что в итоге похоронена в Выдубическом монастыре. Так ли это, не знаю. Была в Китаевской пустяни, спускалась в келью Досифея, но случайно вычитала, что похоронена она не там, а в Выдубичах.
Историки считают, что Тарас Шевченко хотел, чтобы его похоронили в этом монастыре. В стихотворении «Завет» упоминалось именно это место, так же об этом свидетельствуют многие зарисовки поэта монастыря и окрестностей. Но поскольку Шевченко был признан опальным поэтом в те времена, городские власти запретили хоронить поэта в Киеве.
На территории есть и другие постройки, конечно, братский корпус. А в одном из зданий есть ресторан.
Пройдя от Михайловского собора вправо видим красивый колодец. Сведения о сооружении колодца зафиксированы в рукописи неизвестного монаха в 50-х гг. XVIII в.: «Божиим поспешеством создася студенец сей року Божого 1715 месяца июля 11 тщанием всечестнаго отца нашего игумена Лаврентия Горки». В 1775 г. колодец был облицован кованым железом, в 1785 г. возле него выкопали другую «саженку» - для наполнения колодца водой. В 1791 г. от колодца устроен водопровод в кухню монастрыя по керамическим трубам, а над самим колодцем соорудили шатровый навес, покрыв его гонтом и увенчав главкой с крестом.
Многое за века пережил монастырь. Он устоял при нашествии половцев и Батыя, пережил пожары и разрушения. Но устоял! Не зря монастырь находится рядом с ботаническим садом, точнее, часть его территории теперь стало Ботсадом. Здесь душевное спокойствие и благоговение от самой Природы и Вечности. Тысячелетняя гора видела все, что происходило на ее склонах. Строили переправы у подножия и оборонные форты, возводили храмы и рыли пещеры, лепили домики и настоящие дворцы. Здесь воевали и молились, отпевали и хоронили. А Вечность продолжается...