Сейчас за окном поздняя осень, поэтому так хочется согреться душой, хотя бы в воспоминаниях о жарком лете, солнечной весне. Начну с богатой на краски и подарки осени, что уже покидает нас. Шагая по сырым улицам, где метет метель из мокрых, почерневших листьев, хочется повернуть время вспять и очутиться в моменте, когда эти листья еще дарили нам золотой свет, деревья - плоды, а солнце – тепло. И самая красивая осень не где-то в заморских странах, она там где мы. Все зависит от нашего настроя в душе, умения видеть. Деревья в роскошном осеннем наряде есть и под окнами домов, но концентрированное очарование этой поры в городе дарит только Ботанический сад.
«Остановись, мгновение», замри красота природы здесь и сейчас - веками люди пытались сотворить это мгновение, возделывая сады, перенося уголки природы в свои селения и города. Общественные специализированные сады, где выращивали диковинные, невиданные для этой страны деревья и цветы, появились сравнительно недавно. Как парковое искусство озеленения с использованием природных растений, воды, почв и иных материалов, с помощью законов композиции, перспективы, теории света и цвета, парки возникли давно. Но сады, ныне называемые ботаническим и доступными для желающих - сравнительно недавно, при определенном периоде в развитии цивилизации и определенном образе жизни.
Ландшафтное зодчества насчитывает тысячелетия, уходит своими корнями в далекие времена Персии, Египта, Ассирии-Вавилонии и Китая. Ботанические сады появились сначала, как аптекарские огороды и монастырские сады. Использовались «полезные» растения и в декоративных регулярных композициях царских и боярских вотчин. Самый старый аптекарский огород, который уже превратился в ботанический сад - Сад Минервы в Салерно, Италия. Уже IXв в Салерно существовала корпорация врачей, в Салернском университете преподавали не только католические монахи, но и женщины, например в XIв. Преподавала Абелла, написавшая трактат «О чёрной желчи» и «О природе человеческого семени», Константа Календа – доктор медицины (XIVв), Меркуриадис – занималась хирургией (XVв), Ребекка Гуарна (XVв), а самая известная женщина-учёный – Тротула – «nobilis matrona» - читала лекции по медицине около 1059г. Первоначальный интерес в ботсадах к лекарственным растениям, сменился в 17 веке интересом к завозимым из исследовательских экспедиций экзотам других стран и континентов. Для поддержания декоративного и плодового садоводства стали обзаводится оранжереями. И начали появляться так называемые «зимние сады».
Ботанический сад им.Гришко раскинулся в местности, известной еще со времен Киевской Руси, как Зверинец. Октябрьским днем, вступая под своды деревьев осенью в Ботаническом саду им.Гришко, проходим в дом самой Осени. Педагог и популяризатор естествознания, "отец" русской фенологии, профессор Д. Н. Кайгородов писал: "Ничто так не сближает с природой как постоянное ее наблюдение". Осенью не просто наблюдаем, а искупаемся в роскоши золота, багрянце, льющегося со всех сторон.
По главной аллее путь приведет к Главной оранжерее, где привольно растут даже очень высокие экзотические деревья.
Напротив нее необыкновенная теплица-оранжерея "Эдемский сад", где не только экзотические растения, но и экзотические птички живут.
Площадь "времена года" в центре парка, превратилась в ковры из осенних цветов, дарящих нам свою прощальную красу.
Даже участок с экзотическими хвойниками "покраснел" осенью и как с Японской гравюры сюда перенесен.
Астра в каждой стране символизирует свои понятия. Например, во Франции — любовь, в Китае — красоту и элегантность. А в Чехии этот цветок вообще сравнивают с розой. Хризантема (в переводе с греческого khrusos anthemon- золотой цветок) существует около трех тысяч лет. В Китае культивируется до 3000 сортов хризантем. Причудливы и названия китайских сортов хризантем: "Вздымающиеся волны", "Пляска золотого ветра", "Тёмное пламя", "Мягкое золото", "Тепло под покрывалом из золотых нитей", "Когти белого дракона". И отличаются экзотическими соцветиями, длинными, причудливо загибающимися цветками-лепестками. На них часто имеются различные выросты, концы которых изрезаны, как у лепестков гвоздики, длина цветков может достигать 20 и более см. Уникальный цветок обожали буддийские монахи и японские императоры. Известна старая японская пословица: "если хочешь быть счастливым всю жизнь, разводи хризантемы". Да и вообще, хризантема является символом Японии.
Родина георгина – Южная Америка. Индейцы Мексики называли георгин «чичипатль», «акокотле», «кокошочитль», что в испанской интерпретации означало «цветок с полым стеблем». Ацтеки, населявшие Мексику, в буквальном смысле поклонялись георгину. Они почитали его как живое воплощение Солнца.
Изображения цветка носили воины, ему поклонялись в храмах. Так же употребляли в пищу, полые стебли георгины -твердые, как бамбук, применялись для сооружения водопроводных сетей. Потому как мексиканские дикие георгины, по сравнению с нашими, просто великаны. Например, вид Dahlia imperialis, достигает 5-6 метров в высоту.
Эти цветы не зря носят такое гордое название в честь учёного, географа и этнографа Иоганна Готлиба Георги, академика Петербургской академии наук.
В конце XVIII века испанские конкискодоры привезли неведомый до того в Европе цветок из Америки. Вместе со многими местными растениями, например, бархатцами, циннией, настурцией, рудбекией, монардой, флоксами и другими, георгин попал в Европу. И предполагалось использовать его в еду, как это делали индейцы в Америке, и по примеру завезенного оттуда картофеля. Мореплаватели преподнесли экземпляры и испанскому королю. Тот приказал посадить растение в саду своего дворца, в который никто не входил, кроме него. Растение выросло и осенью зацвело. Клубни показались несъедобными, но цветок был красивым, ярко-красным; цветок так понравился королю, что он приказал никому его не показывать. Он хотел им любоваться один. И запрет этот соблюдался почти 13 лет. Но потом, то ли подкупив садовника, то ли попросту выкрав, кто-то вывез клубни георгинов во Францию. Так георгины и распространились по всему миру, стали самыми модными цветами того времени. В Японии георгины являются символом величия. Их преподносят в знак уважения и дружбы, а также в особо торжественных случаях. В начале XIX века в Европе началась настоящая «георгиновая лихорадка». Цены, как на цветы, так и на клубни, невероятно подскочили, например, стоимость одного куста достигала порядка 100 золотых рублей. Этот бум продолжался до начала 30-х годов XX века, в это время георгины появляются и в нашей стране.
В будний день да поздней осенью мало людей в парке, что дает ощущения нахождения в девственной природе. Тем и прекрасно.
И французский партер "Версаль"- мое название, осенью изменил вечно-зеленую гамму цветов на менее однотонную. С прядями желтизны, как седеющий кавалер, утомившийся бурными летними романами и вступающий в пору мудрости.
Каждое дерево и кустик становится притягательнее и удивительнее, если взглянуть на него в отдельности, приглядеться к каждому листику, иголочке. А заглянув под шатер из веток увидим... местного сторожа, ласкового песика.
Сворачивая в парке «на неведомые дорожки», как будто переносишься в заколдованные царства гномов и волшебства. Чем не вход в подземное царство гномов в сказочном лесу! Некоторые гномы работают в недрах земли, другие трудятся на ее поверхности. Они и выращивают самые красивые цветы на свете, как в Ботаническом саду.
Ну, легенды про гномов связанные с цветами, знают все. Откуда взялась мода ставить глиняных и из другого материала гномов на участках, знаете? «В давние-давние времена, в одной деревне жил древний старик, который был древним всегда. Жители его сторонились и боялись. Однажды к нему прибежал соседский мальчик - «мой единственный, оставшийся из родни дедушка умирает, сделайте его таким как вы». Старик пожалел малыша и привел его деда в подвал, откуда вышел гном и подписал с ним договор на 300 лет, что дедушка не будет препятствовать работе гнома в его дворе, и они могли не боятся ходить по его земле».
А вот калиточка, как из сказки «Снежная королева», через которую Герда попала к фее, хотевшей оставить ее себе.
Под ногами шуршат немногочисленные опавшие листья, их очень оперативно убирают с дорожек. Поэтому, если хочется, как в детстве, кинуться в кучу, ее надо поискать, еще не было основного листопада. Я с трудом нашла, так тщательно чистят территорию.
Площадка с георгинами есть не только во "Временах года", на холмике рядом с Главной оранжереей, если подняться вверх, так же мини-садик из разных сортов.
Тут всегда мало людей, потому ощущение, что находишься на своем садовом участке. Только сортов и поменьше, и не такие роскошные на наших фазендах.
Осень позолотила и уголок, называемый «японским». В центре необычного сада – почти настоящий японский домик. Под ним искусственный миниатюрный водоем с осокой по берегам и камнями, переступая по которым, можно пройти как по берегу.
Для современного человека сад в японском стиле – это экзотическое место для большого урбанистического города. Уголок возник после фестиваля «Ландшафтная весна-2017» и в парке остались призовые работы по японским мотивам. Участники не пытались «подпрыгнуть выше головы» и создать настоящий японский сад, ведь это невозможно без участия японских специалистов. Конкурс потому и назывался - «Японские мотивы в Ботсаду». Получившиеся уголки с мотивами Страны восходящего Солнца, стали украшением Ботанического сада.
Созрели шишки? Скоро быть зиме...
Наверху, относительно японского уголка, стоит под деревьями в осеннем уборе индонезийский храм.
Недалеко от главного входа/выхода есть «сад лиан». Здесь множество вьющихся листопадных растений, используемые для вертикального озеленения стен и подпорок.
Этот уголок ботсада находится на территории старого еврейского кладбища. Собственно, основная часть Ботсада и возникла на бывшем погосте. Здесь были похоронены, например, знаменитый раввин Мейер-Лейбиш Малбин и Израиль Бродский - один из богатейших киевских евреев, отец «сахарных королей» Лазаря и Льва Бродских. Соломон Аронович Коген, табачный фабрикант и глава киевской караимской общины. Зверинецкое еврейское кладбище было основано в 1798 году, а через сто лет его закрыли, как заполненное. В Киеве где только нет следов захоронений, так вся Львовская площадь бывший еврейский погост, существовавший при Великом Княжестве Литовском, поновее - на Куреневке, Лукьяновке. Иудеи пришли с Востока давно. В Киеве усилилось их влияние во время правления внука Ярослава Мудрого, Святослава Изяславича (1093–1113 гг.), который по свидетельству Татищева, «был весьма сребролюбивым ради чего жидам много вольностей против христиан дал и из-за чего христиане торга и ремесел были лишены». Иудеи называют свои кладбища садом, поэтому круг замкнулся, превращение «сада» в натуральный ботсад.
Разные участки ботсада расположены на разной высоте друг от друга. Но переход часто незаметен, сглаживается забирающейся по конусу тропинкой или напрямую прорезан лестницами. В Саду лиан уступ - вот он. И какой живописный, задрапированный диким виноградом, осенью горящий всеми оттенками багрового цвета.