Первый раз в Дагестан я попал еще при социализме 30 лет назад — в те годы был у меня подшефный завод в Избербаше, куда я выбил в командировку на пару дней. Запомнил заводскую базу отдыха, краткий выезд в Дербент и все… — я посчитал, что в этом регионе ничего интересного нет вовсе. Несмотря на мой фотографический зуд, я там даже ни единого кадра не сдалал. Потом была мысль отдохнуть в Дагестанена море, но коллеги отсоветовали, как говорили, на базах отдыха молодых женщин местные джигиты даже из туалетов воровали. Потерять свою молодую, красивую и горячо любимую жену, я был категорически не готов!
Через год распался Союз, открылись границы и забыл я о Дагестане, как думал, навсегда. 2020 год подкинул такой форс-мажор, который даже в страшных снах представить было невозможно — пандемию Ковида в мировом масштабе. Загранпоездки накрылись медным тазом даже несмотря на ослабление карантина в июне, а желание ездить не только осталось на прежнем уровне, но еще и возросло многократно. Почти 3х месячный домашний «арест» под предлогом спасения от коварного вируса, не прошел даром.
Наконец, открылась Турция, но просчитав риски, ехать туда расхотелось, тут то наши друзья Витя и Аня и посетили Дагестан, арендовав машину. Вернулись они с потрясающими фото и в диком восторге от гор, моря, местных обычаев и горцев. По их примеру тоже решил побывать там, но тур сделал комбинированным — перебирая турфирмы, нашел у чеченской фирмы (сердце зашлось сразу, когда отправлял им аванс) 6-дневку, к которой добавил 5 своих дней. В итоге маршрут получился необычный, но интересный:
1.1. Москва-Махачкала — с раннего утреца на крыльях всеми ругаемой Победы
1.2. Махачкала -Дербент — на чем придется, хорошо, что попутку поймали
1.3. Дербент и окрестности — три дня дуракаваляния и бродилок по городу.
2.1. Крепость Нарын Кала
2.2. Крепость Семь братьев и одна сестра
2.3. Хучнинский водопад
2.4. Ракетоплан Лунь
3. Пляж, чай-пиво-коньяк, ресторан и бардак
4. Дербент — Кубачи — индивидуальный автотур
5.1 Кубачи — Кара Корейш (восхождение к покинутому горному селу) -Дербент
5.2. Дербент — Избербаш (ночевка в восхитительном отеле на море)
6. Избербаш — Карадахская теснина — село Гуниб
7. Гуниб — Гамсутль (восхождение к дагестанскому Мачу-Пикчу) — село Чох
8. Гуниб — Ирганайское водохранилище — Сулакский каньон
9. Бархан Сарыкум (гигантская песочница) — Махачкала
10. Махачкала — башни Гоора — аул Кахиб у реки Кахибтляр
11. Прощай Дагестан — бродилка по Махачкале с пляжем и рестораном.
День первый. Что мы знали о Дербенте? — едва не самый старый город в России, за первые места он борется с моей родиной — Керчью! Город расположился далеко на юге на берегу Каспия, до границы с Азербайджаном рукой подать. В городе мусульмане сунниты соседствуют с шиитами. Листая И-нет, думал, что интересностей там не счесть и зарядил три самостоятельных дня на него. Однако, по факту 1,5–2 денька за глаза хватит. Главные объекты при желании можно обойти за день в порядке оптимального осмотра:
Крепость-цитадель Нарын Кала, «висящая» над городом
Старинные кварталы — Магал, расположенные у подножия крепости
Оборонительная стена с несколькими воротами
Джума-мечеть в магале
Минарет-мечеть в магале
Шиитская мечеть
Армянский храм
Рынок
пл. Ленина
Памятник скорбящей Матери
Синагога
Православный храм
Землянка Петра 1
Набережная с пляжем
На второй день поутру направились в крепость Нарын Кала, а затем нашли машину с водилой и помчались по трем точкам: Крепость Семь братьев и одна сестра, Хучнинский водопад и ракетоплан Лунь. Крепость невелика, но обязательна к посещению, ракетоплан — это обязательно для любителей милитари, водопад для всех хорош. Водила оказался верующим суннитом, и рассказал очень много интересного о этой разновидности ислама и особенности совместного проживания суннитов и шиитов в одном городе. Очень интересный и насыщенный день получился!
Третий день в городе оказался лишним и пустым: мы лениво бродили по рынкам и закоулкам, а затем засели на пляже. Думаете с пивом?!? — а вот и нет, республика мусульманская и на пляже попить пива не получится: подают только чай с очень вкусным вареньем.
На четвертый день начался групповой тур по республике, первые два дня в котором были индивидуальные. Машина, водитель, экстремальная и волнительная трасса, прекрасные горы и мы двое «вип»-пасахеросов — красота! Наша цель Кубачи, потрясающе колоритное и живописное село потомственных ювелиров. В целях погружения в местный колорит мы ночевали в этом селе. Бард пел — «Лучше гор могут быть только горы…», и, хотя, я морской человек, и обожаю именно море, каждый раз приезжая в горы, не могу сдержать своего восхищения их красотой и величием. Кубачи произвели потрясающее впечатление — это было очень круто.
День пятый — очень ранний подъем и выезд в Кала Корейш — древний, покинутый аул, расположенный на гребне горы в нескольких км от Кубачей. Некоторые идут до него пешком по горным тропам — это тяжело. Мы же проехали по трассе, а затем полчаса карабкались по тропке в гору с короткими передыхами, чтобы унять одышку. Когда впервые видишь покинутое дагестанское горное село не на фото, а своими глазами, картина очень впечатляет своей необычностью и трагизмом брошенного бытия. После обеда водила вновь отвез нас в Дербент, чтобы покатать по городу, и для вечерней встречи с группой у Нарын Кала.
Ночевали на берегу Каспия около г. Избербаш. С точки зрения логистики это был нонсенс: возвращаться с гор на берег моря, чтобы утром вновь умчатся в горы. Однако, это была особенность группового тура, и я ни секунды не жалею об этом — место оказалось восхитительным с лучшей морской водой, что мы видели на всем побережье Каспия.
Утром шестого дня уже в составе минигруппы отправились в горы. Цель — увидеть протяженное ущелье в горах под названием Карадахская теснина, Задача — организовать пикник на обочине (почти как у Стругацких), а потом пройтись по руслу пересыхающей речки-грязнучки, которая при дожде превращается в яростный поток грязи, камней и бурой воды, сметающей все на своем пути.
Такие прогулки называются каньонингом, изначально все легко: позабыв о своем возрасте, я, как молодой козлик, поскакал по камушкам. Периодически спускаясь в русло реки, порой карабкаясь по лестницам на высокие каменные ступени, а иногда и ползком забираясь на огромные глыбы, рискуя раздолбать фотик о камни. Главное тут не оступится, а то потом костей не соберешь: три часа пролетели как одно восхитительное, и щекотавшее нервы мгновение. Удивительный день завершился поздно вечером на турбазе Орлиное гнездо, расположенной высоко над селением Гуниб.
На седьмой день вновь помчались по горным серпантинам со множеством крутых и опасных поворотов, любуясь фантастическими видами окружающих гор. Впереди маячила изюминка тура — недавно покинутое людьми горное селение-призрак Гамсутль — российский аналог Мачу-Пикчу, правда без историко-мистических тайн. Последний житель села умер совсем недавно, он долгое время жил в покинутом селе в полном одиночестве.
Путь к селу непрост — съехав у небольшой речки с трассы на разбитую грунтовку, можно несколько км тащится в гору, а можно 2/3 пути проделать на модном темно-вишневом ГАЗике, а потом полчаса идти пешком. Догадайтесь, что выбрали мы? Кстати, вчерашние поскакушки не прошли мне даром — ноги едва двигались. Стены покинутых зданий сложены из необработанного горного камня, они зияют пустыми оконными проемами, кое-где сохранились резные двери, крыши провалены, в комнатах остатки недавней жизни — картина полный сюр. Стены некоторых строений стоят прямо на краю глубоченных обрывов — это не хухры-мухры, а настоящая неприступная крепость. Одного не пойму, как здесь играли дети? — один неосторожный шаг и разиня отправляется в свой первый и последний полет — быстрый, неожиданный и фатальный.
Далее нас ожидало село Чох, или мы его ожидали?, впрочем, это не так важно. Главное, что село еще живо — местный энтузиаст вдохнул в него второе дыхание, предложив идею перестройки старых строений в гостиницы по типу Этнодома. Вид с крыши одного из верхних домов, которая по совместительству является террасой другого дома, на окружающие горы, долины и ущелья — потрясающий. Еще изумляет множество крыш, которые выглядят, как разноцветные нашлепки на склоне горы, очень колоритное село, как, жаль, что тут ночевка не предусмотрена.
Ночуем опять на верхотуре в Орлином гнезде, куда даже на минибасе забраться нелегко. Темная бархатная ночь окутывает горы своей прохладой, над головой горят неестественно яркие звезда. Мы знобко кутаемся в куртки, едим потрясающе вкусные шашлыки, запиваем их коньяком и вспоминаем яркие моменты незабываемого дня.
Село Гуниб, высоко над которым мы ночуем, иногда считается местом пленения Шамиля — известного смутьяна 19в, который пытался установить на Кавказе жесткие законы шариата. Однако, это не совсем так, ибо камень, где генерал Барятынский объявил Шамилю о пленении, находится на верхотуре в верхнем Гунибе, неподалеку от Орлиного гнезда. Современники говорили, что аварцы с радостью встретили русских воинов: «Мы уже шестнадцать лет грызем железо Шамиля, дожидаясь, чтоб вы протянули нам руку. Теперь пришел конец его царству!»
Кстати, Гуниб связан с еще одной знаменитостью — аварцем Расулом Гамзатовым. Он не очень хорошо отзывался о Шамиле, а еще написал пронзительную песню «Журавли» о войне, по ее мотивам в Гунибе воздвигли мемориал погибшим воинам, поэт также писал о самом Гунибе:
Дагестана живая краса!
Подо мною аул,
Где всегда на зеленой равнине,
Словно солнечный свет.
Мне цветы обжигают глаза.
Я дышу высотой.
Облака мне ложатся на плечи.
Слышу вздохи Койсу —
Ледяной своенравной реки.
И, как верных друзей,
Тополя обнимаю при встрече
И приветствую горы
Торжественным взмахом руки…
Так и сосуществует в этом селе память о таких разных «героях минувших дней» — большой портрет Шамиля на здании администрации и большой памятник Гамзатовским «Журавлям» чуть поодаль.
Восьмой день — новые приключения и восторги, минибас мчится вдоль Ирганайского водохранилища, потрясающая красота его берегов может быть воспета только горскими акынами. А мы лишь любуемся отражениями высоких лесистых гор в изумрудных водах, и на редких остановках пытаемся запечатлеть ускользающую красоту на фото.
Далеко впереди нас ждет Сулакский каньон, говорят, он даже глубже Гранд-каньона. Перед каньон-джипингом надо зайти в еще одно знатное местечко — Главрыба, это зона отдыха и ресторанов, и, одновременно, прудовое хозяйства по разведению рыбы. Желающие могут половить форель на удочку — всего 500р за кило живого веса. Главный восторг — это посещение ресторана на берегу реки Сулак со вкуснейшей свежевыловленной форелью прямо с гриля.
Въезд в Сулакский каньон охраняется не хуже военного объекта — на въезде находятся мощные гидротехнические сооружения, а не так далеко и Миатлинская ГЭС. Дороги в каньоне ужасны, потому пересаживаемся на «буханку» со срезанной крышей — эдакий экстрим-кабриолет по-дагестански. Местные гордятся, что их каньон глубже американского Гранда, но, проверить не было времени, да и любимую рулетку я забыл на даче.
Узкая грунтовка с разбитыми колеями, усыпанная острыми камнями, жмется к крутому склону, а слева опасный откос, круто уходящий на глубину 1,5 км. Стоит водиле зазеваться, до дна ущелья долетит лишь груда искореженного железа. Минут 40 экстремальной поездки на огромной высоте мы любовались ультрамариновой ниточкой реки-водохранилища, лежащей далеко внизу. Под конец машина спустилась к воде и туристов покатали на катере.
Если смотреть по карте, то расстояния в Дагестане небольшие: 50–100 км, только надо учитывать, что это не простые, а горные километры, и на их преодоление требуется много часов. Наверное поэтому в этот день мы не успели сделать главное и желанное — заехать на смотровую площадку Дубки. Именно с нее открывается самый живописный вид на Каньон и реку Сулак — до сих пор кусаю локти, что не попал туда.
Ночь коротали неподалеку от Махачкалы в необычном отеле Сарыкум, одиноко стоящим в чистом поле в паре км от еще одной диковинки республики — гигантской песочницы.
Девятый день стал финальным в групповом туре. Дагестан — удивительный и прекрасный горный край на самом берегу моря. Но, есть в нем еще одно природное чудо: посреди степи торчит огромный желтый горб: неизвестно откуда взявшийся гигантский бархан песка Сарыкум — настоящий кусочек пустыни у подножия северного склона хребта Нарат-Тюбе, на левом берегу реки Шура-Озен. Конечно, этот бархан не столь высок, как мы видели в Иране, но много выше тех, по которым ездили в Эмиратах. По крупному желтому песку суетливо снуют ящерки, как пишут, даже змеи с черепахами имеются.
Ветер, подчиняясь неизведанным физическим законам, гонит песчинки все выше и выше по склону, в результате бархан не теряет высоту. Место для фотосессий изумительное — каждый найдет себе нетривиальную локацию на самый экстравагантный вкус. Неподалеку брошенная ж/д станция Кум-Торкале — очень похожа на заброшки Дикого Запада: остов станции, проржавевшие рельсы, по которым никогда не пойдут поезда, старая водокачка и пыль. У станции чайная с большими закопченными самоварами у входа, и мини-зоопарк с замученными птицами в придачу. Не хватает только ковбоев с большими кольтами и лассо у пояса.
День десятый. Гоор и Кахиб. Вчера вечером группа разбежалась — кто на вечерний авиарейс в Москву, кто с ночевкой на утренний. А мы то продолжаем свое путешествие вип-туром в горное село с характерным названием Гоор и аул Кахиб, в сопровождении жителя села. На нее нас сподвиг Вибас, когда рассказывал об интересностях Дагестана. Серпантины горных дорог по берегам водохранилищ и по краям обрывов даже на 3–4 раз впечатляют и адреналинят. Хорошая трасса кончается внезапно, только переехав мост через бурливую речку Аварское Койсу у районного центра Хебда, там начинается грунтовый трэш с крутым углом подъема.
Машина с трудом ползет вверх, что удивительно, движение на заштатной грунтовке очень плотное — постоянно пылят машины навстречу. Неподалеку от Гоора на краю высоченного обрыва нас ждут три сторожевые башни. Но главный сюрприз — дагестанский «язык тролля» — гранитная плита, трамплином торчащая над пропастью. Это излюбленное место для фото-экстремалов, но очень стремное для сохранения жизни, думаю, с него классно прыгать бейсджамперам, а вот падать — не очень. Однако, восторг от высоты, могучих гор, обзора Хебды и тоненькой ниточки реки, лежащей далеко-далеко внизу, перекрывает всякое чувство опасности.
В соседнее село Кахиб мы шли на расслабоне, после Гоора не ожидая больше ничего интересного, как оказалось, зря. Старый Кахиб, чьи полуразрушенные домики хаотично, но живописно разбросаны по крутому откосу через реку напротив нового села, не оставят равнодушными никого. В центре бывшего аула стоит очень высокая дозорная башня, наверх можно забраться по лестницам — верхняя площадка не огорожена, даже встать на ноги там страшно, но невероятно интересно. Наш водила родом из этого села, он рассказал, как в детстве на целый день они уходили играть на развалины, забывая даже об обеде и питаясь дикими годами и плодами. Я ему по-белому позавидовал, даже несмотря на то, что мое детство в Крыму тоже было авантюрным и потрясающе интересным.
День 11й — завершающий и прощальный. Махачкала. В юности жесткие драки мы называли «махалово и мочилово», мне все думалось: неужели столица Дагестана названа по аналогии?))) Однако, все оказалось проще: в этих местах активничал революционер Дахадаев, а звали его Махач! Сказать, что город произвел особенное впечатление, не могу. Город показался крайне обыденным с хаотичной и эклектичной застройкой, совсем без изюминки. Впрочем, а как иначе? — далекая от столицы провинция, без изысков, богатства и лоска. А тут еще и землетрясение 1970 разрушило даже то немногое историческое наследие, что было.
Что удивило, так это размеры города, они оказались совсем немаленькие — из центра до окраины на маршрутке пилить и пилить. Центр города — пл. Ленина с Белым домом, от которой до пл. Петра 1 протянулся пр-кт Расула Гамзатова (ул. Ленина). Еще есть новая Джума мечеть — стандартное и типовое культовое здание, построенное турками, но обойти его стороной никак нельзя. Имеется смотровая на склоне Тарки-Тау, но попасть мы туда не успели.
Улетали вечером опять ПОБЕДОЙ. При посадке отказались пропустить в салон 100гр сувенирную бутылочку коньяка, хотя, правилами это допускается. Я хотел ее выбросить, но, работники а/п (не Победы!) сделали все возможное, чтобы инцидент разрешить. Женщина-полицейский лично отвела меня в багажное отделение, чтобы я сунул бутылочку в чемодан — зто было неожиданно и приятно.
PS. Несмотря на все страхи с покупкой тура у чеченской фирмы, сбоев и обманов не было. В этом огромное спасибо Мохаммеду — руководителю принимающей стороны Даг-тур, который на время нашего пребывания в республике стал главным организатором, исполнителем желаний и охранителем не только для нас, но и для нашей дочки. Ему огромный респект и уважуха.