Самарканд стал первым городом, который мы посетили в Узбекистане, и с первого же дня стало понятно, что отношения с этой страной сложатся прекрасно, как и всё путешествие. Осмотрев знаменитый Регистан — объект № 1, обязательный для каждого туриста, мы отправились к другому значимому памятнику истории и архитектуры Самарканда — усыпальнице Гур Эмир.
Гур Эмир или «Гробница эмира», представляет собой мавзолей, построенный эмиром в начале 15 века. В архитектурном плане сооружение очень напоминает мечеть — с массивным куполом, роскошным квадратным порталом и минаретами по обе стороны.
И хотя мечетью нас не удивишь, тут всё дело в деталях — например, древние зодчие создали невероятной красоты купол. Это громадная ярко-синяя шапка луковичной формы, с рифлеными 64 гранями, по количеству лет, прожитых пророком Мухаммедом. Каждая из граней купола украшена розетками и мозаичными вкраплениями.
Под куполом находится восьмигранное сооружение, выложенное из кирпичей терракотового цвета, изысканно декорированное мраморной панелью, а поверху эпиграфическим орнаментом с узорами из голубых и белых плит.
На сегодняшний день усыпальница Гур Эмир признана безусловным шедевром средневекового зодческого мастерства. Считается, что именно эта постройка послужила прототипом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и Тадж Махала в Агре, построенных потомками Тимура, которые правили в Северной Индии.
Но кто же тот эмир, по приказу которого в 1404 году было возведено столь великолепное сооружение? Никто иной, как Тамерлан — великий хан и военачальник, который в 14 веке основал огромную Империю Тимуридов и сделал Самарканд её столицей.
С тех пор история города неразрывно связана с именем Тамерлана, вот только само имя «Тамерлан» в Самарканде вы не услышите, ведь оказывается, это и не имя вовсе, а неуважительное негативное прозвище.
На самом деле великого хана или, если правильнее, эмира (вождя), звали Тимур.
Завоеватель по натуре, он всю свою жизнь провёл в войнах, и будучи ещё совсем молодым, в возрасте 25 лет сильно пострадал во время сражения с монголами в Сеистане. Тимур лишился двух пальцев на правой руке и получил тяжёлое ранение правой ноги, после которого на всю жизнь остался хромым.
Враги называли военачальника уничижительным прозвищем «Тимур-э Лянг», то есть «Тимур Хромой», но со временем западные источники, не вникая в первоначальный смысл, стали использовать искажённое «Тамерлан», как второе историческое имя Тимура.
Кстати, три факта: создание и управление огромной в территориальном плане империей, хромота и то, что имя Тимур имеет тюркские корни и означает «железо», невольно натолкнули меня на ассоциации с другим вождём. Властным, сухоруким, со «сталью» в прозвище.
Хотя связи, конечно, нет никакой.
Разве что, именно в сталинские времена, 20 июня 1941 года, археологи вскрыли захоронение великого эмира, вопреки надписям, которые сулили всяческие беды лично взломщикам и страшную войну всему миру. Так называемое «проклятие могилы Тамерлана» сработало, и через два дня началась Великая Отечественная война. Впрочем, это уже не столько научная, сколько мистическая трактовка исторических фактов.
Гробницу Амир Тимур построил для своего внука и наследника, который скончался время военного похода в возрасте 27-ми лет. И хотя для себя самого правитель уже приготовил другой мавзолей в родном городе Шахрисабз, Гур Эмир стал в конечном итоге местом упокоения и для самого вождя.
Там же похоронили двух его сыновей — Шахруха и Мираншаха, его внуков, Мухаммед-Султана и великого астронома Улугбека. Кроме того, в гробнице Тимуридов покоится духовный наставник Тимура — мусульманский шейх из Медины Мир Сейид Береке.
Внутри мавзолей буквально ослепляет обилием позолоты. Но это не лубочное сверкание, интерьер выдержан в ощущении монументальности и торжественности.
Расположенные по стенам ниши в форме креста приковывают взгляд роскошью отделки синего и золотого цветов и светло-зеленым оттенком оникса, который использовали для декоративного покрытия.
Карнизы выполнены из мрамора и декорированы искусной росписью. Стены представляют собой целое панно с узором из звезд, а на куполе и арке можно видеть рельефные выступы из покрытого цветочным орнаментом папье-маше. Не устаю восхищаться данным элементом в исламской архитектуре.
из интернета
В мавзолее ещё много драгоценных деталей: деревянные двери с великолепной тончайшей резьбой, мраморная решетка с орнаментами, и декоративные каменные надгробия...
из интернета
В общем, как и везде, сильные мира сего всерьёз отнеслись к месту своего будущего упокоения. И Гур Эмир — настоящий посмертный дворец для Тимуридов. Но есть в Самарканде одно здание, которое показалось мне не менее прекрасным. Правда, внутри мы не были, и я оцениваю только по внешнему впечатлению.
Речь идёт о мечети Биби-ханум, которую с разрешения Тимура возвела его старшая жена — Сарай Мульк-ханум.
Со строительством этой мечети связана красивая легенда, которая чудесно передаёт восточный менталитет. Есть разные версии, но мне понравилась именно та, которую мы услышали от нашего гида.
мечеть Биби-ханум
Итак, царица Сарай Мульк-ханум задумала в благих целях возвести рядом с базаром мечеть, да такую, что затмила бы своей красотой медресе, которое строилось поблизости по плану самого Амира Тимура.
Завершение строительства мечети царица планировала приурочить к моменту возвращения мужа из похода на Индию. Однако, главный зодчий всё затягивал и затягивал окончание работ.
Дело в том, что он без ума влюбился в Сарай Мульк-ханум, но вынужден был скрывать свои чувства, ведь покушаться на собственность эмира было бы смертельно опасно. Всё, что оставалось бедолаге, это придумывать причины для проволочек, чтобы продолжать видеться со своей прекрасной заказчицей. Конечно, женщина обо всем догадалась и попросила зодчего поторопиться со строительством мечети, пообещав подарить ему любую из рабынь, которую он только пожелает.
Тот отказался, признавшись, что его сердце и мысли занимает лишь одна-единственная красавица. Тогда старшая жена эмира принесла зодчему на завтрак два вареных яйца. Одно было покрашено в чёрный цвет, второе в золотой.
— Съешь их оба, и ты убедишься, что лишь снаружи яйца выглядят по разному, а на вкус одинаковы.
Архитектор понял намёк и попросил принести два кубка, наполнив один белым вином, а другой — обычной водой.
— Посмотри, сказал он царице, — с виду эти кубки одинаковы. Но опорожнив один, я лишь утолю жажду, а когда выпью другой – он обожжет меня, опьянит, вскружит голову. Такова и любовь!
Рядом с мечетью Биби-Ханум и поныне находится базар, где мы с удовольствием побродили, прикупили сухофруктов и сувениров. А я приобрела аж 30 штук разных ярких магнитиков, чтобы раздарить по возвращении коллегам и знакомым