Герцег-нови, Котор.
Пограничные территории между Османами и русскими ордынцами до и после раскола Великого Рима на Балканах.
Херцег-Нови (также Герцег-Нови, серб. Херцег Нови, Herceg Novi, итал. Castelnuovo) — город в Черногории. Расположен на берегу Которского залива Адриатического моря. Город лежит в долине у подножия горы Орьен.
Немного официальной истории с комментариями.
Замок Нови на гравюре около 1700 года(фото их интернета).
Старая эмблема города Херцег-Нови(фото их интернета).
Попробуем прокомментировать традиционную историю данной области с помощью Новой хронологии. В традиционной хронологии, вероятно, есть путаница, связанная с отчетом лет от разных вероятных дат Рождества Христова. И из-за археологических ошибок в трактовках хронологии. Поэтому поздние события идут часто впереди более ранних.
Археологи утверждают, что первые поселенцы в этих местах появились в раннем бронзовом веке (на счет раннего можно сильно поспорить с археологами: не всегда, если в захоронениях есть только бронзовые инструменты, то в эту эпоху не было железных (Дорогих и дефицитных. Они(железные) были, но только их, возможно, жалели класть в захоронения)-Авт.). К моменту падения Иллирийского царства (про иллирийцев(белых славян, русов-венетов) смотри Примечание 1.) в III веке н. э. ( по НХ: 15 век –Авт.) на побережье Которского залива пришла Римская империя (Царство, включающее и Русь или сама Русь в лице её римлян-скифов-казаков-Авт.).
В 476 году(этот год вполне может быть и 1628 по НХ(+1152)-Авт.) с расколом империи (на Русскую Орду и Османов. Или же это год, когда Османы усилили своё влияние в Европе после развала Российской империи в Смутное время-Авт.) земли современной Черногории надолго отошли к восточной ее части – Византии(то есть будущей Османии-Авт.). Это, возможно, более позднее событие в истории региона с точки зрения НХ.
В VII веке (а это более раннее событие в истории по отношению к предыдущему-Авт.) сюда переселяются славяне, а влияние Византии снижается.
Сам город(первый крупный город на месте нынешнего) был основан как крепость в 1382 году(Сразу после Куликовской битвы! Дата вполне реальная, но ранняя история города-крепости вполне могла быть заимствована и у других городов, образованных после великой битвы в связи с усиление Руси-орды.-Авт.) боснийским королём Твртко I(Участник битвы (1389) на Косовом Поле) под названием Свети Стефан (на итальянский манер: Сан-Стефано, но сейчас так называется другой город в Черногории). После смерти короля Твртко I крепость перешла под власть князя Сандаля Хранича (как версия: это не имя, а титул, скорее (если переводить со славянских языков): «Хранитель Святой дали(далёкого места)») из династии Косача. Во время его правления здесь сформировался важный центр торговли солью. От Сандаля Хранича крепость унаследовал его племянник, герцог Стефан Вукшич. При нём населенный пункт получил права города и своё современное название (от титула Стефана Вукшича в названии и появилось слово «Херцег»). «Герцог» - это очень высокий титул в европейской властной иерархии, это- крупный территориальный владетель, занимающий первое место после короля в иерархии. Скорее всего, этот город был одним из многочисленных в списке его владений.
В 1466 году Венецианская республика предложила герцогу обменять города Херцег-Нови и Рисан на остров Брач в Адриатическом море и дворец в Сплите — однако Стефан Вукшич отказался.
В 1482 году (дата вполне соответствует реальности-Авт.) Османская империя отвоевала города Рисан и Херцег-Нови у сына герцога Стефана(а скорее всего, именно тогда и произошел раздел балканских провинций между Османами и Русскими ордынцами, при этом черногорские города в заливе и на побережье оказались граничными. Герцег-нови вошел в сферу ответственности Османов-Авт.), Владислава Херцеговича, и владела этим городом в течение двух веков с кратким перерывом в 1538—1539 годах, когда город ненадолго захватили испанцы (или обратно город вернули ордынцы-христиане-Авт.). К периоду Османской империи в Черногории и относят многие достопримечательности Херцег-Нови.
В 1688 году венецианцы отбили оба города у турок и включили Херцег-Нови в состав Венецианской республики как часть провинции «Албания Венета» (или «Белые-Светловолосые венеты-русы-скифы». Смотри Примечание 1-Авт.) под итальянским названием Кастельнуово (Castelnuovo, «Новый замок»). Вплоть до 1797 года город назывался Кастельнуво.
В последующие столетия судьба Херцег-Нови не отличалась от судьбы всей Боки Которской — венецианское господство до 1797 года, недолгое российское покровительство (1806—07 годы) в период наполеоновских войн, краткий период французского правления в составе Иллирийских провинций, австрийское владычество до 1918 года, вхождение в состав Югославии до её распада(смотри более точно ниже).
1806 – 1808 годы – российское владычество во время наполеоновских войн.
1809 – 1816 годы – подчинение Франции в составе Иллирийских провинций.
1817 – 1918 годы – столетие под властью Австро-Венгрии.
1919 – 1941 годы – независимость в составе Югославии.
1942 – 1944 годы – правление итальянских и немецких оккупантов.
1945 – 2006 годы – жизнь в восстановленной Югославии.
В 2006 году Черногория стала независимым государством.
Итоговая хронология….
Первыми озвученными поселенцами были скифы-славяне, венеты. Южнее данных мест проживали римляне-греки. Удачное портовое и стратегическое место стало со временем местом спора двух больших империй, являлось, по сути, пограничной территорией. Переселенцев сменила государственная военная организация-«римляне». Пока Русь входила в Рим в качестве младшего брата особых противоречий в принадлежности этих территорий не возникало. Как и после, когда Русь-Орда стала доминирующей в Империи после Куликовского сражения. Все вопросы часто решались полюбовно. После разделения Римской Империи на Орду и Османов 15 веку, эти прибрежные пограничные территории закрепились за Османами. Все основные памятники сохранившиеся принадлежат данной эпохе. После развала Руси-Орды в Смутный период и Реформацию в начале 17 века появились новые игроки-претенденты на данные удобные для войны и торговли территории. Далее идет современная история. Заметен интерес русских и французских новых имперцев именно к этому региону в начале 19 века.
Архитектура Герцег-нови.
Самые известные достопримечательности города — морская крепость (Forte Mare), построенная боснийским королём Твртко I в 1382, Часовая башня, построенная австрийцами в XIX веке, Кровавая башня (тур. Канли-Кула), построенная во время турецкой оккупации, и православная церковь Михаила Архангела на площади Белависта.
За городом - Савинский мужской православный монастырь (Manastir Savina), основанный монахами, переселившимися из Герцеговины в XVII веке. Годом создания первой церкви на месте обители считается 1030 г. Русский путешественник П. А. Толстой, посетивший монастырь в 1698 году, писал: «И блиско того города был я в церкве греческой, где видел мощи святыя: рука царицы Елены, матери царя Констянтина(что не удивительно, потому что город реально основан после Куликовский битвы 1380, а Костантин по НХ- Дмитрий Донской-Авт.); перст апостола Фомы; перст апостола Варнавы. При той церкве живет митрополит греческаго закону, у него под властью немало есть епархий в сербском народе». Монастырь Савина является одним из старейших монастырей в Черногории. Монастырь назван в честь Святого Саввы, первого архиепископа Сербского, который построил здесь церковь в XIII веке. Комплекс монастыря включает несколько церквей: Мала Успенская церковь, Большая Успенская церковь, церковь Святого Саввы, кладбище и келейный корпус. Самая старая церковь в монастыре — Малая Успенская церковь, построена в 1030 году(вероятно, не менее, чем на 153-154 года позднее-Авт.). В церкви хранится коллекция фресок в готическом и византийском стиле. Большая Успенская церковь была освещена в 1799 году. Здесь находится главное сокровище монастыря Савина — чудотворная икона Божией Матери Савинская.
Старый город.
Старый город Герцег-Нови находится прямо над морской пристанью. У Герцег-Нови есть еще одно название — «Город лестниц». Чтобы добраться до Старого города с моря, вам нужно подняться по одной из многочисленных лестниц. Старый город — это место, где располагаются главные памятники архитектуры Герцег-Нови.
Фото: Старый город Герцег-Нови
Площадь Николы Джурковича (Trg Nikola Đurković).
Небольшая площадь с ресторанами и магазинами, находится около Старого города. В Герцег-Нови эту площадь называют «Площадь с часами», так как её украшает один из главных символов города — часовая башня Сахат Кула.
Часовую башню Сахат Кула с часами построили в Герцег-Нови в 1667 году, в это время город был частью Османской империи. Городу нужны были часы, чтобы жители не опаздывали на молитву в мечеть. Высота башни Сахат Кула — 16 метров. Здесь располагается архив города в последние десятилетия. В 1753 году Екатерина Великая подарила городу колокол-набат, он и сейчас находится в башне Сахат Кула. Какое-то время башня служила пожарной каланчей, так как была самым высоким зданием в городе. До 1995 года на башне работали итальянские механические часы. Сейчас установлены часы с электронным механизмом.
Фото: Старый город Герцег-Нови (2)-башня с часами
Лестница под башней Сахат Кула приведет на площадь Белависта. Официальное название этой площади — площадь Герцога Стефана, но все её называют площадь Белависта (Bellavista). На этой маленькой площади в центре Старого города находится церковь Архангела Михаила, старинный каменный фонтан. Каменный фонтан Корача с питьевой водой остался на этой площади Белависта от турков, владевших городом.
Церковь Святого Архангела Михаила
Церковь Святого Архангела Михаила на площади Белависта была открыта для прихожан в 1911 году. Строительство этой небольшой церкви длилось 28 лет. За это время сменилось несколько архитекторов, во внешнем облике церкви прослеживаются различные архитектурные стили: византийский, барочный и готический. Красивый мраморный алтарь с иконостасом украшает церковь Святого Архангела Михаила.
Крепость Канли Кула
Крепость Канли Кула построили в Герцег-Нови в XVI веке. Она находится на территории Старого города. Когда-то в крепости располагалась городская тюрьма. Крепость была открыта для свободного посещения в середине XX века. В 1966 году(!!) крепости появился амфитеатр. Далеко не античность в любом смысле.
Церковь Святого Иеронима
На том месте, где сейчас находится церковь Святого Иеронима, стояла турецкая мечеть. Когда турки потеряли свой контроль на Черногорией в XVII веке, мечеть превратили в православную церковь и назвали её в честь Святого Иеронима, который является покровителем и защитником города. В 19 веке здание церкви было разрушено во время оползня. Через несколько лет в 1856 году на этом же месте построили новую церковь. Справа от церкви Святого Иеронима стоит башня Святого Иеронима, в которой хранятся различные исторические документы и артефакты. Церковь и башня Святого Иеронима находятся на площади Мичо Павловича.
Памятник «Героям морских сражений на Адриатике» (фото из интернета)
В Старом городе около церкви Святого Иеронима находится памятник, посвященный морским сражениям и подвигам в Адриатическом море. На небольшом памятнике написаны слова: «Героям морских сражений на Адриатике», а рядом находятся якорь и пушка с корабля. Памятник посвящен не только черногорским морякам, но и русским морякам, которые защищали Боко-Которскую бухту от французского флота в 1805-1807 годах. Здесь установлены три флага: Андреевский флаг, флаг России и флаг Черногории.
Крепость Форт Маре
Построена крепость по приказу боснийского короля Степана Твртко I в конце XIV века. Крепость была необходима для защиты от нападений Османской империи со стороны моря. Именно со строительства города начинается история Герцег-Нови. Когда крепость была построена, её назвали Свети Стефан. Уже спустя 100 лет крепостью владели турки, а позже и венецианцы. В период правления Османской империи крепость была перестроена и переименована в Яка Кула (Мощная крепость). В XVII веке Герцег-Нови перешел во владение Венецианской республики. Крепости назвали Форт Маре. Сейчас в крепости находится кинотеатр под открытым небом. На набережной около Морской крепости можно увидеть памятник Степану Твртко I, который является основоположником города.
Примечание 1. «Албания» происходит от средневекового латинского названия страны. Возможно, он произошёл от наименования иллирийского племени албаны (алб. Albanët), отмеченного Птолемеем, географом и астрономом из Александрии, составившим карту в 150 году нашей эры, на которой был показан город Албанополис. В своей истории, написанной в X веке, византийский историк Михаил Атталиат впервые упоминает об албаноях, участвовавших в восстании против Константинополя в 1043 году, и об арбанитаях как подданных герцога Диррахия. В любом случае «Албания» могла означать и что-то иное, и непривязанное к современной территории с таким же названием.
Тут уместно привести мнение авторов Новой хронологии(НХ), которое в дальнейшем в значительной степени подтверждается. «Полезно здесь отметить, что «раннеантичным» названием Африки считается также совсем другое слово — LIBIA, сегодня читаемое как Ливия. Сообщается: «ЛИВИЯ, раннеантичное название АФРИКИ». Но и тут явственно проглядывает первоначально ЕВРОПЕЙСКОЕ размещение Африки. Ведь ЛИВИЯ — это лишь другое произношение слова АЛБА = белый! АЛБА получается из БЕЛЫЙ просто обратным прочтением слова. А БЕЛАЯ Русь или БЕЛО-Руссия — одна из основных Орд в Великой = «Монгольской» Империи. Страна АЛБАНИЯ до сих пор существует на карте ЕВРОПЫ как небольшой осколок прежнего названия БЕЛОЙ Орды, охватывавшей значительные территории. И лишь потом, когда при великом = «монгольском» завоевании название Татария-Африка переместилось на сегодняшний африканский континент, оно увлекло за собой и имя АЛБАНИЯ, превратившееся в современную ЛИВИЮ.» То есть «Албания» - не имя от мифических племен, а вполне читаемое «страна Белых (светловолосых) людей» или, имеющейся в истории: «Белой Орды» или «Белой(Руси)». Хотя, вполне возможно, те самые, скорее всего, не совсем древние (а отнесённые историками в древность) «иллирийские племена» и были теми самыми «племенами светловолосых людей», как они их и называли: «албанами-белыми». Да и слове «иллирийские», если отбросить приставку «илл», то без огласовки вполне можно вывести «русские»-«русы». Как версия.
Венеты(венеды) – многими считаются предками или родственниками славян-русов. Утверждается, что «Венна» (с кельтского – это «белый город», что может говорить о внешнем виде первых поселенцев, например: предков славян и германцев часто называли белыми и светлыми, а может и не говорить). Отсюда и город «Вена». Венетов-энетов античные историки связывают с Иллирией, куда другие историки помещают «прародину» славян. Круг замкнулся.
Котор.
Котор (черногор. Котор/Kotor, серб. Котор/Kotor, хорв. Kotor, итал. Cattaro, лат. Acruvium, греч. Ασκρήβιον) расположен на берегу Которского залива Адриатического моря в Черногории. Исторически Котор и окружающие его земли относятся к региону Далмация. Котор — административный, культурный, религиозный, образовательный и экономический центр Боки Которской (или, возможно, имя происходит от «катар»-ордынцев, заселявших и эти земли? В дунайской Болгарии «катар» также называли «богомилами»-Авт.).
Название Котора (как и албанского Шкодора) вполне может относиться к известным катарам, выходцам из Булгарии(Волжской или Балканской). А если прочитать наоборот, то без огласовки выскакивают: «рать»-«орда».
Котор удобно расположен в юго-восточной части Которского залива, у подножия горного хребта Ловчен. Город расположился в основном вдоль береговой линии и в долине у склонов холма, достигающего в высоту 260 метров. Которский залив (черногор. Бока Которска, итал. Bocche di Cattaro), один из наиболее глубоко врезавшихся вглубь материка частей Адриатического моря. Он состоит из нескольких малых заливов, соединенных между собой неширокими горловинами, вместе составляющих одну из лучших природных гаваней Европы.
Православие.
Католическая и Православная церковь Св. Луки(фото из интернета)
В Которе расположена ризница Сербской Православной Церкви, где хранятся иконы, архивные документы, рукописные и первопечатные книги. Здесь, например, хранится указ австрийского императора Франца Иосифа I от 1874 года об учреждении Которско-Дубровницкого православного епископата. Указ был издан на трех языках (немецком, итальянском и сербском), причем сербскую версию император подписал кириллицей.
На сегодняшний день большинство православных храмов города подчиняются Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Однако есть и маленький храм-часовня Св. Петра Цетинского, подчиняющийся неканонической Черногорской Православной Церкви.
Основной православный собор Котора — храм Св. Николы, который открыт круглый год (в 2009 году праздновалось его 100-летие). Также действует небольшая церковь Св. Луки, однако она большую часть года стоит закрытой и открывается только для торжественных событий (свадеб и крестин) и на время туристического сезона.
Католичество
Фото Кротор6 - Католический кафедральный собор Св. Трифона
Котор является центром Которской католической епархии, которая охватывает весь залив, и местопребыванием католического епископа. Впервые Которская епархия упоминается в документе якобы 530 года.
Католических церквей в городе много, но большинство из них стоят закрытыми из-за недостатка прихожан и открываются только на время туристического сезона. Основным католическим храмом города является кафедральный собор Святого Трифона, в своем сегодняшнем виде построенный в 1166 году на месте предыдущего (сейчас в нём в основном молятся католики-миряне и служит мессы епископ). Собор Святого Трифона, несмотря на многочисленные перестройки, представляет собой образец романской архитектуры. Здание собора было освящено 19 июля 1166 года во имя Святого Трифона, которого считают покровителем Котора. На долю здания выпало множество испытаний; одним из самых тяжелых моментов в истории храма было катастрофическое землетрясение 1667 года. Его последствиями стало разрушение части здания, вследствие чего обе колокольни собора пришлось построить заново. «Возведенные из камня с ныне хорватского острова Корчула, они приобрели некоторые свойственные барокко черты. Между собой они были соединены широкой аркой, разделяющей фасад здания по горизонтали. На верхней части фасада расположено достаточно крупное окно-розетка, арка образует собой портик, расположенный непосредственно над входом в собор. В 1979 году в Черногории произошло ещё одно разрушительное землетрясение. Собор Святого Трифона оказался в числе поврежденных объектов, однако к 2003 году восстановительные работы, проводимые по инициативе ЮНЕСКО, были завершены во всём городе. Справа от основного входа в здание расположен саркофаг с телом Андрии Сарацениса — которского горожанина, в IX столетии выкупившего мощи Святого Трифона у венецианских купцов, доставивших их в Котор из Константинополя. Один из наиболее примечательных элементов внутреннего убранства храма — балдахин над дарохранительницей, шедевр готики. Четыре колонны из красного мрамора, добытого в Каменари, городке неподалёку от Котора, поддерживают восьмиугольную трехъярусную конструкцию, увенчанную фигуркой ангела. На каждом из трёх ярусов резьбой по камню запечатлены сцены из жизни Святого Трифона. В древности все стены храма были расписаны фресками, которые практически не сохранились до настоящего времени».
Относительно недавно на апсидах и сводах нефов были обнаружены остатки росписи, выполненные в византийском стиле. Считается, что создание этих фресок датируется XIV веком, однако точно не известно, кто написал их — греки или сербы. В часовне, построенной в XIV веке, покоятся мощи Святого Трифона. Там же расположено большое деревянное распятие, точное происхождение которого не установлено.
В Которе родилась католическая святая Осанна Которская. В пещерах окрестных гор были найдены различные инструменты и керамические изделия, свидетельствующие о том, что человек жил в этих местах с периода неолита, на что указывают также и рисунки на стенах пещеры в Липцах. В античные времена здесь жили племена иллирийцев.
Исторические периоды города.
Римский и византийский период (168 до н. э. — 1185 н. э.).
Период с момента заселения земель первыми военными поселенцами-римлянами-ордынцами и греками, управления регионом до момента самых известных событий Нового Завета, которая сильно изменила политическую карту региона(год входа Спасителя в Иерусалим по НХ-Авт.). Даты оставим на совести традиционных историков и археологов, но некоторые замечания сделаем. В целом, история всего региона Которского залива, разных его городов очень похожа. Возможно, что каждый из городов залива описывает не конкретно только свою историю, а общую историю региона (возможно, что региона большего, чем регион Которского залива.-Авт.), как только свою историю. Римляне начали завоевывать эти земли с III века до н. э., и с 168 года до н. э. здесь правил Рим (а после его падения в 476 году - его наследница Византия (1628 г. по НХ(если историки традиционные ничего не напутали). Это Смутное время на Руси, падение «третьего Рима». Местные «бесхозные» земли вполне могли перейти к более сильной и заинтересованной стороне- к Османам(Византии))). Именно тогда впервые(!) упоминается Котор. В те времена, как считается, он был известен как «Акрувиум», «Аскрувиум» или «Аскривиум», и относился к древнеримской провинции Далмация.
В последующие годы Котор стал центром Боки Которской, именно поэтому залив и носит его имя. Во времена византийского правления Котор носил название «Декадерон», «Декатерон» или «Декатера» (от древнегреческого «katareo» — «богатый горячими источниками»). Хотя есть и другая версия происхождения названия. Византийский император Константин VII Порфирогенет (Багрянородный) в X веке пишет в своем труде «Об управлении империей»: «Название города „Декатера“ на языке римлян означает „суженный и окруженный“, поскольку морской залив врезается в сушу в виде языка на 15 или 20 миль, а сам город находится на его конце».
Город отметился в «античные» времена и «готами» (ордынцами-казаками, ибо куда без них: без конного спецназа, готы отметились по всей почти Европе и Азии, скорее, как сословие воинов, а не нация.-Авт.)
Византийское правление в Которе несколько раз прерывалось. Так, в 1002 году город был оккупирован Первым Болгарским Царством, но уже в следующем году болгарский царь Самуил уступил Котор Сербии (Спор славян между собой? Возможно. Но вероятней: пограничные споры Руси-Орды и Османии-Византии.-Авт.). Однако горожане восстали в союзе с Дубровником, и через некоторое время власть Византии была восстановлена. В середине XI века городом некоторое время правил представитель местной славянской династии Воиславлевичей, правителей примыкающего к Боке Которской княжества Зета.
До XI века Котор был в основном романоязычным городом, где говорили на далматинском языке. С тех пор город, известный уже под итальянским названием «Каттаро», на долгие годы стал одним из самых значимых далматинских городов. Византия правила Котором до 1185 года (до года входа Спасителя в Иерусалим, Распятия и Воскресения по НХ-Авт).
Сербский период (1185—1371)
В 1185 году (год входа Спасителя в Иерусалим по НХ-Авт.) великий жупан (Великий-Авт.) Сербии Стефан Неманя, основатель сербской королевской династии Неманичей, в ходе кампании присоединения Зеты к Сербии триумфально въехал в Котор, который сдался ему без боя. Здесь, возможно, мы видим дубль известных библейских событий, известных, как вход Спасителя в Иерусалим. (Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9).) Общая история Великого Рима для многих народов, в Рим этот входящих, была как бы «национализирована» после разделения Рима и привязана к местным географическим объектам. Задача историков должна состоять не только в тупом копировании старых летописей, но и в объективном анализе многочисленных исторических данных. Далее Князь(великий жупан) пощадил город и построил в нём величественную крепость (или Храм Божий-Авт. Войдя в Иерусалим, Христос направился в храм, где перевернул все прилавки и выгнал торговцев с меновщиками).
Котор вошел в состав Сербии (Возможно: Великого Рима, частью которого была и Сербия-Авт.) как вассальное государство, сохранив в неприкосновенности свои институты власти и своё право заключать мир и объявлять войну (Котор- красивый, но небольшой город с окрестностями в удобном и стратегическом месте. Но, не слишком ли много полномочий для города, даже в рамках традиционной истории?!). В то время здесь уже находилась резиденция епископа, а в XIII веке были основаны доминиканский и францисканский монастыри.(Время первых ордынских крестовых походов по НХ.). В 1241 году одна из армий Орды под руководством Кадана (возможно, это просто «Дан» из германцев.-Авт.), внука Чингиз-хана, осадила Котор и сожгла его, однако город быстро оправился.
С 1185 по 1371 год Котор был важным торгово-ремесленным центром средневекового Сербского государства, самоуправляемой зависимой республикой, специализирующейся на морской торговле. Сербские князья и короли из рода Неманичей (из того самого рода, представитель которого вошел в 1185 в Котор(Иерусалим). Возможно, что из рода самого Спасителя, но с уточнением того, что, скорее всего, здесь описываются события не только Котора и Сербии, но и Рима(Византии)) через Котор и ряд других прибрежных городов поддерживали связь с Западной Европой. В этот период Котор испытывал значительный экономический и культурный подъём, его торговля конкурировала с близлежащей Дубровницкой республикой и вызывала зависть Венеции. То есть до самых событий, связанных с Куликовской битвой(на Косовом поле), после чего династии в Риме-Византии поменялись: « в 1371 году династия Неманичей пресеклась, а вместе с ней прекратилось и сербское владычество в Которе».
Котор. Период независимости (1371—1420) (время установления новой династии в Риме-Византии после Куликовского сражения).
С 1371 года на протяжении около полувека Котор с прилегающими землями является фактически независимой городской патрицианской республикой, хотя официально признает покровительство иноземных монархов. Судя по всему, пограничный город-Котор и города в заливе были относительно независимы в период смены династии в Константинополе.
С 1371 по 1384 год правителем Котора является король Венгрии и Хорватии Людовик I Великий. С 1384 по 1391 год властителем Котора считается король Боснии Твртко I. С 1391 по 1420 год Котор был полностью самостоятельным аристократическим городом-государством, управляемым избираемым нобилями князем.
После поражения сербского войска в 1389 году в битве на Косовом Поле турецкое(точнее-османское-оттоманское-атаманское-Авт.) завоевание становилось всё более и более вероятным.
Венецианский период (1420—1797)
Перед угрозой вторжения Османской империи в 1420 году народ Котора в соответствии с решением Большого городского совета (лат. Consilium maius) добровольно перешёл под управление Венецианской республики и под её защиту. C этого момента князь не избирается. Его заменяет наместник Венеции (итал. providur). В начале XV века под венецианскую защиту переходят и другие значительные города адриатического побережья Далмации — Задар, Шибеник, Трогир и Сплит. На протяжении почти четырёх столетий Котор и Бока Которска были частью провинции Венецианской республики, называвшейся «Албания Венета». Город получил типичную венецианскую архитектуру. Почти всё время венецианского господства Котор и Бока Которска были полем битвы с Османской империей (чьи владения начинались в нескольких часах пути от городских стен). Однако, несмотря на неоднократные попытки, город так и не был завоеван, в отличие от Херцег-Нови. В 1539 году один из лучших турецких флотоводцев адмирал Хайруддин (по сути: переводится, как ордынец) Барбаросса (то есть: очередной варвар-рос) с 70 кораблями и 30000 солдат осадил город с моря, однако после четырёх дней осады был вынужден отступить. Были и другие войны с османами.
Считается, что Бока Которска являлась серьёзной военно-морской силой, имея флот в XVIII веке в 300 кораблей. Но есть большие сомнения, что финансово и технически Котор мог потянуть такой большой флот. Скорее всего, в Которе на границе стояли ВМС Орды или отколовшейся Европы.
В Которе от турецкого вторжения укрылось много православных христиан. Венецианская администрация города разрешила им использовать для православных обрядов церковь Св. Луки, поэтому в ней два алтаря - католический и православный. Службы по обоим обрядам велись 150 лет - до французской оккупации города.
1797—1814.
По Кампо-Формийскому договору в 1797 году город перешел от Венеции к монархии австрийских Габсбургов, но в 1805 году, по Пресбургскому договору, он был передан Итальянскому королевству как вассалу Французской империи Наполеона. Для жителей прибрежных городов французская оккупация была крайне нежелательна, так как они жили в первую очередь заморской торговлей, а Наполеон в это время воевал с Англией. Переход Котора и окрестных земель под контроль Франции превращал которские торговые суда в потенциальную военную добычу британского флота, и вёл к блокированию всех портов Средиземного моря под английским контролем.
Жители Боки Которской послали за помощью к владыке Черногории Петру Негошу в Цетинье, который в свою очередь отправил сообщение на остров Корфу, командующему Средиземноморской экспедицией русского флота адмиралу Дмитрию Сенявину. В феврале 1806 года русские корабли и черногорские отряды заняли города Боки, в том числе 28 февраля русская эскадра подошла к Котору. 2 марта австрийцы передали город представителям адмирала Сенявина. Бокезцы немедленно присягнули на верность императору Александру I. Изгнанные австрийские гарнизоны на мелких судах были переправлены домой. Митрополит Петр Негош обратился к Александру I с предложением о создании под протекторатом России Славяно-Сербского государства с центром в Дубровнике, включающее в себя и Котор. Но поражение русских войск под Фридландом 2 июня 1807 года привело к Тильзитскому миру, по которому русский царь уступил Боку Которскую Наполеону. 25 июля адмирал Сенявин получил царское повеление «сдать провинцию и город Боко-ди-Каттаро» французам.
В сентябре 1813 года митрополит Петр Негош овладел всей Бокой Которской, в том числе и Котором. На скупщине в селении Доброта было принято решение о присоединении побережья к Черногории в составе «Временной области двух объединенных автономий Черногории и Боки Которской». В 1814 году Петр Негош вновь обратился к Александру I с просьбой принять Черногорию под покровительство России, но император просил черногорцев оставить Боку Которскую, перешедшую к Австрии по решению Венского конгресса. 1 мая 1814 года черногорцы покинули Котор, лишившись с таким трудом завоеванного выхода к морю.
Австрийский период (1814—1918)
За сто с лишним лет австрийского правления в Которе и его окрестностях произошло множество бунтов и восстаний среди местного населения. Австрия начала масштабную реконструкцию военной гавани в заливе, стремясь сделать его неуязвимым от возможного нападения русских или черногорцев. Период австрийского господства в Боке Которской стал временем подъёма славянского национального самосознания. В Которе в XIX веке основаны различные сербские общества, открываются сербские учреждения. В 1874 году в Которе был учрежден Которско-Дубровницкий епископат Сербской Православной Церкви, а в 1909 году открыт православный храм Св. Николы — первая православная церковь в городе с 1657 года, когда в церкви Св. Луки начали вести службы по православному обряду.
Первая мировая война и период между мировыми войнами (1918—1941)
В Первой мировой войне Котор был ареной жесточайших боёв между Черногорией и Австро-Венгрией. С 1918 года, после поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне, город вошел в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года - Королевство Югославия). С этого момента город стал называться Котором официально (до тех пор в документах был принят итальянский вариант «Каттаро»).
Вторая мировая война и послевоенный период (с 1941)
После капитуляции королевской Югославии во время Второй мировой войны в 1941 году город был с оккупирован итальянским и немецкими войсками. Муссолини аннексировал территории вокруг Котора вместе с другими городами побережья Черногории и включил их в состав Италии. Котор был освобожден в ноябре 1944 года. Дата освобождения (21.XI.1944) высечена в камне над главными воротами Старого Города. По окончании войны Котор, как часть Черногории, вошёл в состав возрожденной Югославии. 15 апреля 1979 года на побережье Черногории произошло мощное землетрясение. Было около 100 жертв. Половина старого города была разрушена, собор Св. Трифона поврежден. После реставрации старый город Котора был взят под охрану ЮНЕСКО. в Которе есть городской архив, в котором хранятся исторические документы, древнейший из которых датируется 1309 годом. Ныне город в составе государства Черногория
Фото Котор3- Часовая башня на площади Оружия
Архитектура и достопримечательности.
Старый город Котора считается одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городских центров на Адриатике. Венецианское влияние осталось доминирующим в архитектуре города. Городские крепостные стены — непрерывно строились и перестраивались с IX по XIX век. Стены окружают старый город и поднимаются на каменистый холм, у склона которого расположился Котор. Длина их составляет 4,5 километра, высота — 20, а толщина — 16 метров. На вершине холма на высоте 260 метров над уровнем моря — крепость «Св. Иоанн» (итал. bastione di San Giovanni).
Фото Котор 18: Вид на городские стены со стороны реки
Городские ворота
• Морские ворота (главные) — XVI век. Ворота, сложенные из массивных каменных блоков, ведут в проход в толще стены, правая сторона которого украшена готическим барельефом XV века, изображающим Мадонну с Христом, по бокам от которой стоят св. Трифон и св. Бернард.
• Ворота Гурдича (Южные) — отделены от дороги подъемным мостом над горловиной пещеры. В дождливые дни пресная вода вырывается из пещеры наружу и оттесняет морскую воду от стен. В летние дни речной поток исчезает в пещере и морская вода снова подступает к воротам.
• Речные ворота (Северные) — построены в память о победе Котора над знаменитым турецким адмиралом Хайруддином Барбароссой в 1539. Интересное имя для турка, прям «ордынец варвар рос».
Фото Котор8- Сербский православный храм Св. Николы
Ещё старые здания.
Церковь Св. Луки — 1195 год. Первоначально храм был католическим, но в 1657 году, когда много православных укрылось в Которе от турецкого вторжения, венецианская администрация города разрешила им использовать церковь для православных обрядов, поэтому здесь два алтаря — католический и православный. Эта церковь была возведена в самом конце XII века в необычном стиле – ее проект несет в себе мотивы и византийской, и романской архитектуры.
Церковь Св. Марии на Реке — 1221 год. Здесь хранятся мощи Бл. Осанны Которской, поэтому горожане часто называют эту церковь «Блаженной Осанной».
Церковь Св. Марии на Реке («Блаженная Осанна»)
Церковь Св. Михаила — XIV—XV века. Во дворе церкви хранится Лапидариум — собрание каменных резных гербов знатных которских родов.
Дворцы других знатных родов Котора: Буча (начало XIV века), Бизанти (XIV век), Драго (XIV—XV века).
Сооружения города, построенные после XVII века.
Княжеский дворец — XVIII век. В прошлом здесь располагалась официальная резиденция венецианского наместника.
Часовая башня (1602 год). У подножия башни установлен позорный столб, перед которым ставили осужденных и зачитывали им приговоры.
Дворцы: Пима (конец XVII века), Бескуча (середина XVIII века), рода Грегурина (XVIII век). В наши дни в здании расположен Морской музей Черногории.
Церковь Св. Клары — XVIII век. Здесь хранится библиотека старинных рукописных книг, самая древняя из которых датируется X веком. Также в собрании есть книги, напечатанные в конце XV века Андрией Палташичем, первым южнославянским книгопечатником.
За пределами городских - церковь Св. Матвея (1670 год), построенную на фундаменте более ранней средневековой церкви, и церковь Св. Евстахия (1773 год) в Доброте.
14 фото Которского залива.
Ссылки.
1. Херцег-Нови https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B3-%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8
2. https://montenegro-trip.ru/gorod-gerceg-novi-v-chernogorii/
3. Котор. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80
4. Вход Господень в Иерусалим. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B2_%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC
5. Собор Святого Трифона. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B0
6. Каттаро // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
7. Плиний. «Естественная история» (Кн. III. XXVI. 3.)
8. Птолемей. «География» (Кн. 2, гл. 17.)
9. Константин Багрянородный. «Об управлении империей» (Гл. 29. О Далмации и соседствующих с нею народах)
10. Соколов Н. П. «Образование Венецианской колониальной империи» (Гл. 5.1. Борьба Венеции против арабов)
11. Шаферова Л. А. Котор XII — начала XV веков. Социально-экономические отношения южнодалматинского города. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. — 188 с. — 600 экз. — ISBN 5-7470-0027-6
12. Тарле Е. В. «Экспедиция адмирала Сенявина в Средиземное море» (Гл. 4. Освобождение русскими Боко-ди-Каттаро и далматинских славян от французского ига)
13. Катаро, Бокка ди // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
14. Броневский В. Б. «Записки морского офицера, в продолжении кампании на Средиземном море под начальством вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина.» (Том 1. СПб, 1836. С. 201—202.)