Во лесах дремучих, во горах крутых стоит град, почти тайный. Там, где сливаются воедино реки Свратка и Свитава, город прозываемый столицей Моравских гор - Брно. Город, который восемь веков принадлежал сам себе. Вокруг него менялись страны и правители. Но вольный город Брно стоял наособицу.
Во-первых, впечатляет дорога среди гор Моравии. Снег не просто мешал ехать в метель, он создавал волшебный занавес, который укрывал от посторонних глаз здешние красоты. Мол, «проездом? так и езжайте, не для наскока тут всё». И в прямом смысле есть тайные места Моравского карста, где прячутся гроты, каньоны, подземные реки и озера, по которым даже возможен сплав, а также более 4 сотен пещер. Самые известные – Пунква, Бальцарка, Столбно-Шошувская и Катержинская пещеры. И самая большая пропасть средней Европы - Мацоха. Даже есть подземная река Пунква. Вот что таят в себе Моравские горы. А мы мимо… Но и сами горы хороши, даже зимой.
Возвращались назад в солнечную погоду и горы не меньше впечатлили.
Во-вторых, приехали в город, который отличается от других чешских. Славен не только своей красотой, но и своей историей, мастерством, умениями жителей. История уходит в далекие века, когда здесь находилось родовое гнездо князей Пржемысловичей, родоначальников королевской династии, потому прозывался Бржетиславский град. В 13 веке Брно получил статус вольного города и разрешение на проведение ярмарок. Большие и малые привилегии, полученные городом в 1243 году от чешского короля Вацлава I, позволили проводить ярмарки, развивать ремесла. Поселение стояло на пересечении множества дорог, в самом городе и рядом было куда пойти работать: рядом с Брно добывали каменный уголь. Потому взимали деньги за въезд, право жить и торговать. В 14-ом веке город стал резиденцией моравских маркграфов, что принесло ему небывалый расцвет. В период наибольшего могущества, пока не попала в рабство к Габсбургам, Великая Моравия включала в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. Но в 15-ом веке две гражданские войны отрицательно сказались на жизни города, он заново обустраивался. Вырученные от торговых пошлин средства, использовали для возведения крепостных стен и оборонных сооружений. Гуситы осаждали город в 1428 и 1430 годах, но безуспешно. Во времена Тридцатилетней войны Брно дважды осаждали шведские войска в 1643 и 1645 году. Не поддался город и прусским войскам в 1742 году. Город с крепостью были самыми неприступными в Габсбургской монархии, но при нашествии Наполеона, жители сами открыли ему ворота 19 ноября 1805 г. Факт, что не оказали сопротивления, удивил и самого французского императора. Получив в подарок «вольный город», Наполеон приказал разрушить его оборонительные стены, сделав беззащитным перед завоевателями. Лишь в 1849 году Моравию во времена Австро-Венгрии выделили в особую коронную землю с собственным парламентом. Брно особый город и для современной Чехии, как промышленная и «культурная столица» страны, здесь находятся Верховный суд и Конституционный суд Чехии.
Первым и главным храмом города является собор Петра и Павла. Он и стал нам ориентиром для начала похода по городу. Въехав в город, сразу оказались у подножия храма и весело подумали: «Как удачно, сейчас оставим машину где-то у обочины и сразу же к собору поднимемся -вот же он!». Но потратили уйму времени на поиски парковки для машины. Просто нереально найти свободное местечко у обочины, даже не совсем в центре. Пришлось воспользоваться интернетом, искать подземную стоянку, ради которой еще лишние круги нарезали по городу. И пристроив железного коня, пошли, ориентируясь на шпили собора.
Собор был построен по указу князя Бржетислава Первого на вершине Петрова холма на месте языческого храма Венеры. Формы ранней готики получил храм во время его расширения в 13 веке. Тогда же его в первый раз и назвали храмом св. Петра. При шведской осаде его разрушила вражеская артиллерия. Свой нынешний вид приобрел в конце 20 века, тогда же были достроены две башни.
Во множестве городов главные часы отбивают курантами, колоколами время. Но только в Брно они торжественно отмечают… 11 часов дня. Не двенадцать, как принято везде, а одиннадцать. Ровно в 11 захватчики-шведы сняли в 6145 г. осаду города. Брно оказался единственным городом Моравии, устоявшем в длительной осаде шведских войск. Командующей шведскими войсками граф Леннарт Торстенссон тайно поклялся, что если до полудня город не будет взять, то шведы отступят. Звонарь, узнав о часе «X»- двенадцать дня, стал под градом пуль звонить во все колокола на час раньше. Часов тогда ни у кого не было, так что, услышав полуденный звон, шведы отступили. И с тех пор все часы города «отбивают полдень» в 11 утра. Из-за этого Брно называют «городом неправильного времени». В августе проходят Дни Брно, где воспроизводится реконструкция обороны города 1645 года.
Подход к собору, встречают сами Св.Петр и Св.Павел.
Но подниматься надо еще выше в самому храму.
Старинное фото почти с той же точки. Маленький домик не сохранился, в нем была таверна.
Хорошо видно, что стены были другие у собора. Храм сильно пострадал во Второй мировой войне, когда после Мюнхенского сговора 1938-1939 годах Моравия была оккупирована Германией и вошла в Протекторат «Богемии и Моравии». И собор, и город Брно были серьёзно разрушены англо-американскими бомбардировками 1945 года. Почему-то не сработало тогда оповещение, поэтому теперь в первую среду каждого месяца в 12:00 по всей Чехии включается система, в течение 140 секунд воют сирены. После войны практически заново строился собор, что видно по цвету камней кладки и обзавелся новым интерьером.
Резной входной портал с балконом в собор.
Внутри собор белен, то ли краской светлой крашен, в отличие от других виданных костелов. Но как принято для костелов есть и готика, и барокко. Высокие окна с картинами-витражами.
Под нервюрным сводом главный алтарь храма высотой 11 м с фигурами святых Петра и Павла. Был создан венским скульптором Йозефом Леймером в 1891 году.
Среди сохранившихся реликвий храма фигура Девы Марии с младенцем и старинный барочный орган, покрытый сусальным золотом.
Рядом с капеллами вход в музей, где с 1995 года размещена экспозиция истории собора.
Невозможно войти/выйти и всё. Хочется и не только внутри все рассмотреть, но и территорию оглядеть. Колоритный брутальный камень наружных стен с выступами капелл, создают видимость древнего замка. После бомбежек американской и британской авиации 1945 г. собор был разрушен, поэтому по цвету камней видно, какие участки старинные, какие послевоенные. Но все древние камушки, разнесенные взрывами по округе, собрали и использовали при восстановлении.
Скальный массив под костёлом не цельный, в нём много расщелин и пустот. По легенде находится целое подземное озеро. Соборные служители ещё во времена Средневековья вынуждено было вычёрпывать воду с ведущих вниз в подвал храма лестниц. Однако, до сих пор сохранилась система подземных ходов, расположенных под зданием, доступ в которую пока только для специалистов. Ведутся исследования, переговоры с церковным начальством о включении этих ходов в единую доступную туристам систему с катакомбами всего города.
Перед тем как спуститься в город – не для красного словца «спускались», храм хотя и стоит практически в центре города, но возвышается на высоченном холме, доминирующем над всем городом; прошли по задворкам и вышли к кресту с обзорной площадкой.
От подножия храма открывается панорама на большое пространство. Жалко, что с этой стороны вид на новостройки и промышленные предприятия, которые появились после Второй мировой войны. Тут сосредоточен огромный экономический потенциал Чехии. В городе находятся крупные предприятия тяжелого машиностроения, химической промышленности. А так же оптическая, текстильная, пищевая, деревообрабатывающая отрасли и полиграфия.
За спиной собор, с другой стороны которого, компактная историческая часть, что является одним из преимуществ Брно. Но это можно увидеть только с колокольни. Чтобы увидеть все городские интересности на прогулке, не нужен транспорт, так как весь исторический центр Brno-střed пешеходный. И его опоясывает кольцо бульваров, по примеру Парижа проложенных в середине XIX века на месте снесённых крепостных стен.
Спустились к улицам и площадям исторической части Брно, на немецкий манер название звучит Брюнн – не путать с Брюхх (фламандское звучание г.Брюге, Бельгия). Самая старинная площадь, ровесница города - Рыночная. На ней издревле был “зеленый” рынок, потому еще называется овощным, капустным и прочими огородными словами. Для поддержания «звания», разрешают торговать и поныне овощами-фруктами. А ранее «капустный рынок» славился и рыночками внутри: гончарным, блошиным, птичьим, сенным. Торговали и железными изделиями, наравне с мясными и хлебными.
Над «рынком» нависает громадина собора Петра и Павла.
Вокруг площади старейший в городе театр XV века и дворец Дитрихштейн 1614 г. Дворец за века не раз перестраивался, при последней реконструкции в 80-х годах 20 века вернули первоначальный барочный вид. Во дворце сейчас находится Моравский краеведческий музей, освещающий историю, природу и деятельность Моравского региона. В нем хранится легендарная Вестоницкая Венера, древнейшая статуэтка из керамики, яркий представитель граветтской культуры. Это здание известно еще и тем, что в нем останавливался перед Аустерлицким сражением Кутузов М.И. Само сражение свершилось под городом Славков -чешское название, более известный, как Аустерлиц -немецкое; недалеко от Брно. Русский и австрийский монархи располагались в Славковском замке. На здании музея между окнами первого этажа памятная доска - «Здесь побывал 2-5 октября 1805 г. накануне сражение у Славкова русский полководец маршал М.И.Кутузов». Другая мемориальная доска посвящена Францу Габсбургскому. Франц II провозгласил себя императором. Королевство Богемия, что теперь часть Чехии, была под пятой империи вплоть до ее распада. Когда в 1806 году Священная Римская империя перестала существовать, Франц лишился звания римского императора и остался только австрийским императором, королем Богемии и Венгрии.
Угловой дом на Капустном рынке, одно из старейших театральных зданий в Средней Европе, где проходили театральные спектакли– Редута, ныне Национальный театр Брно, существующий с XVII века. В XVII веке в Брно играли разные труппы бродячих актёров, сцена для них служили помещения старой таверны с 1600 года. Парадные залы таверны так же использовали для приемов, приветствия важных гостей города. Впервые в Чехии здесь состоялась театральная постановка на чешском языке в 1767 г. В 1785 и 1786 годах театр Редута пережил несколько сильнейших пожаров, особенно во время наполеоновских войн и четвертой франко-австрийской войны. Современный архитектурный облик театр приобрел в 2002-2005 годах после реконструкции.
Под театром памятник маленькому Моцарту. И не просто в честь великого композитора, а как посетившему этот город в детстве вундеркинда с первым «зарубежным» концертом - на Рождество 1767 года. Маленький гений изображен с одним крылом, балансирующим на клавесине. Одно крылышко, как у маленького ангела, означает скоротечность его жизни. Памятник появился у входа в театр в 2003 году в честь 300-летия гастролей 11-летнего Моцарта в Брно.
В окружающие Рыночную площадь дома, после битвы под Аустерлицем наполеоновские завоеватели свозили пленников. «Священная Римская империя», куда входили и современные Австрия, Чехия, потеряет свои итальянские, немецкие территории, которые отойдут Франции и ее союзникам. В конце октября 1805 г. французы разбили австрийцев под Ульмом, далее сражение под Аустерлицем. 19 ноября армия Наполеона без боя вошла в Брно и Иглаву. Но не все чехи просто так сдавались. 6 декабря у поселка Штоки под Иглавой, происходит бой между баварским корпусом Наполеона и чешской группой войск. Однако, это уже ничего не меняло. Жителям Моравии придется терпеть французских мародеров и насильников, и хоронить тысячи трупов. В театре Редута французы расположили больницу для своих раненых солдат, способных пережить транспортировку с поля битвы. Под окнами домов Зеленой площади устроили скотобойню, на ней резали скот для нужд армии. Пережившие нашествие наполеоновской орды чехи вспоминали -«край лишились всех запасов зерна на зиму, обобрали нас до липки, исчез весь скот, сено и солома». Разорение были и в Брно, его жителей. Интерьер театра Редута, который после военных и на театр уже не похож, так сильно поврежден. Это вконец разорило Майера, тогдашнего владельца театра, из-за чего в 1807 году покинул Брно.
Колонна Святой Троицы на фоне разноцветных окружающих домиков, смотрится органично. Такая колонна есть почти в каждом европейском городе. Возводили их в знак благодарности за спасение от чумы теми, кто остался в живых. Чума в Брно свирепствовала в 1679 — 1680 годах. Особенность брненской колонны, что с двух сторон от центральной скульптурной композиции стоят статуи покровителей Брно, святых Примитива и Константина.
За колонной выделяется красное здание - Дворец Гаусперских. До 1800 г. здесь жили представители рода Гаусперских из Фанала. Фасад с четырьмя пилястрами и карнизами окон, украшенными барельефами. Приглядитесь к окошку на третьем этаже: там фигурка девушки сидящей, свесив ножки. В 1986 году дворец стал экспериментальным театром-студией под названием «Husa na provázku» или «Гусь на верёвочке». Театр «Гусь на веревке» был создан студентами художественного училища и молодыми художниками. Для нужд театра к зданию пристроили ещё одно крыло и внутренний двор, который и стал служить театральной сценой. Кроме театра «на веревочке», театра Редута, тут же на площади есть и театр «У стола» - под землей. Потому площадь кроме овощного предназначения, стала вполне театрального свойства. И название Зелни трг можно смело переименовать на Театральную. Город Брно в прямом смысле культурный центр Моравии и Чехии. В нём действует более двадцати театральных учреждений. Летом проводятся театрализованные фестивали, предлагающие постановки от Шекспира до народного фольклора, на которые съезжаются со всей Европы.
Выделяется солидностью отель Hotel Grandezza, открывшийся в 2012 году. Он красив не только внешне, главным украшением его холла является стеклянный потолок с искусной росписью ручной работы. Стены в общественных зонах украшают красочные фрески, а в некоторых помещениях была восстановлена первозданная кирпичная кладка.
Перед отелем фонтан «Парнас» XVII века на площади, и это не простой по фонтан. На вершине статуя мифической «Европы» возвышается, держа скипетр. Но это не Европа в современном понимании, возможно, аллегория на древнюю «Священную Римскую империю». На голове у нее шлем римского легионера. Ниже «Европы» скульптуры, воплощающие Грецию, Персию и Вавилон. И каждую фигуру сопровождает своё животное: Персия с рогом изобилия, короной и медведем, Вавилон так же с короной и крылатым львом, Греции левой ногой стоит на колчане со стрелами и рядом крылатый дракон. Это наводит на мысль, что автор фонтана хотел сделать иллюстрацию «книги Даниила» о четырех царствах? В этой книге описано, как Навуходоносору приснилась статуя, состоящая из четырех фигур-четырех царств. И были во сне еще четыре животных, выходящих из моря - зверь, похожий на льва с орлиными крыльями. Зверь, похожий на медведя. Третий, похожий на леопарда, четвертый- с железными зубами. Внутри грота «Парнаса» - Геркулес, держит дубину над пленным цепью трехглавым Цербером, пса подземного мира. По мифологии Цербер имел три головы и дракона на конце хвоста. И зубки песика раздирали всё, как острое железо… Вот уж загадка из загадок этот фонтан, почти как и книга Даниила.
По бокам находятся две каменные скрижали с латинскими надписями. Вода в фонтан, как и прежде, поступает из реки Свратки. На Рождество в фонтан запускали рыбу и даже продавали ее горожанам.
По легенде под фонтаном есть подземные тоннели, катакомбы. И они есть на самом деле. Предназначались для хранения продуктов, дозревания пива и вина в бочках а также для укрытия населения во время войн. Там находились склады, в которых хранили овощи и другие продукты, штольни для подведения воды к фонтану, канализации для очистки загрязнений площади. Фото из интернета:
Подземелья есть и под многими другими частями города. Натуральные катакомбы используются как действующие декорации, в музее Монетного двора. Так и называются- Минцмистровский подвал (подвал монетного двора) на Доминиканской площади.
Первоначальное строение, в котором заседали отцы города, построили в далеком XIII веке. В 16 веке перестраивали и пристроили башню. Архитектор был настольно умелый, что создал иллюзию падающей на головы башни. Эту архитектурную шутку можно оценить, если смотреть на ратушу не издалека, а вблизи. И это не единственная особенность ратуши. Позднее другой архитектор сделал украшения-башенки над входом и одна из них кривая. Но спихнуть решили брак на… дракона, что ее поломал. Внутри ратуши подвешено на цепях к потолку чучело крокодила. Зверь неведомый по тем временам жителям. Поэтому был прозван драконом. Мол, это стародавний местный дракон, жил на реке и вылезал, чтобы кого-нибудь скушать. Горожане подсунули ему приманку, в шкуру животного засунули мешок с негашеной известью. Дракон проглотил, да еще запил водой. Гашеная известь сожгла внутренности чудовища, люди сделали из него чучело. На самом деле турецкого крокодила то ли житель Брно привез, то ли заморский гость подарил. На стене Ратуши на высоте 4-х метров странное каменное лицо, покрытое морщинами. Это замурованное лицо члена Совета, который хотел сдать город врагу.
Ну, с крокодилом понятно - чудище заморское, потому и удостоился быть в ратуше. Но здесь есть и колесо. Чем же прославилось? В 1636 г мастер Йиржи Бирк поспорил, что успеет за один день: срубить дерево, сделать из него колесо и докатить его из Леднице в Брно до наступления ночи. И все так и сделал. Но горожане не поверили в его мастерство и сноровку, сказали, что без потусторонних сил сделать такое невозможно. Не оценили, одним словом. Но колесо сохранили. Оценили потомки! Сейчас проводятся ежегодные соревнования «Докатить колесо из Леднице в Брно». Меняясь по-очереди, команды катят по трассе (в старину явно такой дороги не было) 67 километров, колёса весом по 12 с половиной килограммов.
Находящиеся на площади современные постройки, как бы проводят грань между древней частью города и новейшими. Они вторглись в старину, как провозвестники будущего. Но в городе повсеместно переплетение эпох и веков наблюдается. Идем и убеждаемся в этом! Так много хочется рассказать про город, что для удобства разбила отзыв на две части.