Завершается зеленое ожерелье над Днепром и мои описания парков - Владимирской горкой. Про это место писать труднее, чем о предыдущих парках, потому что проиисходили изменения по живым людям и древним храмам. Современный парк расположен на холме между Михайловской площадью, Трехсвятительской улицей и Владимирским спуском.
В древности на холме были святилища с круговыми огнями и места поклонения языческим богам. Имел название Перунов холм, затем Чертово Беремище. При крещении Руси князем Владимиром везде скидывали идолов, и с этого холма стащили Перуна в Днепр. По легенде при этом раздавались такие стоны, крики низвергаемого, что его безутешное горе, бремя - "беремище", и дало название местности. "Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания». Летопись повествует, что на холме, где стояли Перун и другие идолы, Владимир в 988 г. поставил церковь святого Василия - христианское имя князя Владимира. Историки Киева отождествляли ее с Васильевской церковью конца XII в. -Трехсвятительской. С тех пор верхняя часть горы, именуемая Михайловской, считается святой, а нижняя терраса с Кокоревской беседкой и неосвященным памятником, уже Чертово Беремище, и является третьей Лысой горой в Киеве. Современная наука фиксирует здесь патогенную зону, что бывает связано с разломами земной коры, трещинами в кристаллических щитах, подземными водными потоками, карстовыми пустотами, залежами руды. С появлением тут первоначально доминиканского монастыря, затем Михайловского, до середины 19 века холм носил название Михайловской горы. Гора стала назваться Владимирской горкой с появление тут памятника Святому Владимиру.
Памятник Святому Владимиру был первым монументом в Киеве. Величественная статуя князя, с крестом в правой руке и княжеской шапкой, символом власти в левой, стоит на кирпичном пьедестале с чугунной облицовкой, напоминающем часовню. На нем рельефные регалии ордена святого Владимира и герб Киева с архангелом Михаилом.
И стоял, как перст, одиноко на западной части горы над голым склоном. Единственной его соседкой была водонапорная башня. По другую сторону холма с 1802 года белела колонна Магдебурского права.
В Киеве его называют «нижним памятником Владимиру», потому как у подножья этого памятника в ручье «Крещатом» Владимир крестил своих сыновей. И с одной из сторон памятника надпись: «Святому Владимиру, просветителю России». Белее века простояла под колонной небольшая часовенка с небольшим бассейном, известный как «Крещатикский источник». Со временем это гору назвали Владимирской, а улицу под памятником - Владимирским спуском.
В июле 1888-го происходили празднества 900-летия крещения Руси, на которые съезжали богомольцы, знать со всей империи. Не задумывались, почему Крещение Руси датируется 988 годом? Ведь на самом деле князь Владимир крестил Русь в 987-мом. И за 2 года до этого сам тайно крестился в Византии, в Константинополе. По наказу своей бабушки, княгини Ольги, которая приняла христианскую веру за 30 лет до Владимира. Но для празднования приняли дату 988 г., хотя долго еще сопротивлялись древние русичи новой вере, чтили веру отцов. Вернемся к открытию памятнику, на празднество в Киев прибыло более 20 тысяч паломников и около 400 почётных гостей. Паломники-то прибывали, но тогдашний митрополит Филарет отказался освящать монумент, посчитав его новым идолом. В честь святых в те время ставили не памятники, а храмы. Поэтому нашли компромисс, одобрив вместе с памятником Владимиру и проект строительства одноименного собора. Поэтому Владимирский собор, построенный в 1896 году, «гирька», уравновешивающая право на существование монумента. В 1895 году появилось электрическое освещение креста. По его периметру установили несколько электрических лампочек, а ток подавали от трамвайных линий. Торжества по открытию памятника Владимиру чуть не отменили из-за генерал-губернатора Александра Дрентельна, он так энергично гарцевал на лошади перед парадным строем войск, что свалился замертво. Врачи констатировали смерть от апоплексического удара. На месте его падения был установлен недалеко от памятника Владимиру 3-метровый гранитный обелиск с позолоченным, который должен был служить напоминанием о быстротечности человеческой жизни. Не сохранился до наших дней. До «Владимира» место было пустынным, но с момента открытия, памятник стал визитной карточкой Киева и частью киевской культуры. Проект общественного места для гуляний на Владимирской горке появился в 1831 году, работы особенно закипели с появлением памятника. Трудами киевских садовников зазеленели склоны холма. Но только к концу XIX столетия был наконец разбит, обустроен парк. Тогда-то на его территории появилось немало увеселительных мест для отдыхающих - фонтан, чайный павильон, тир, даже летний кинотеатр. Созданная Садовая комиссия к 1902 году обустроила парк на "швейцарский манер" с пешеходными тропинками и крутыми спусками по склонам.
Доминанта и украшение парка - Михайловский собор. Сам собор, колокольня, некоторые другие здания были заново построены в 2000 году, полностью новоделы, Возвели на месте ранее существовавших древних построек по их старинному виду, но из новых материалов.
Единственное сохранившееся с XVIII века здание на территории - Трапезная церковь Иоанна Богослова в стиле барокко.
Около памятного знака-камня, верхняя станция киевского фуникулера.
В 1905 году начал работать «Михайловский электрический канатный подъем», теперь известный как фуникулер. И что примечательно, построили подъемник как раз в овраге, по которому когда-то тащили поверженного языческого бога Перуна.
Нижняя станция фуникулера
До фуникулера горожанам приходилось по лестницам преодолевать 500 ступеней, 36 лестничных площадок от Нижнего города до Верхнего. Или в объезд по Владимирскому спуску на трамвае. На железобетонной эстакаде было уложено 200 метров рельсовых путей от Михайловского монастыря до ул.Боричев Ток. Сразу не получилось до самого низа, к ровному полотну главной дороги на Подоле на тот момент - ул.Александровской, сейчас ул.Сагайдачного. Проект «споткнулся» на сумме возмещения за участок собственнице одной из усадеб, расположенных на Боричевом току на пути «канатки». Она требовала такую непомерную компенсацию, что решили сделать покороче трассу фуникулера, но не платить жадной владелице. Подъемник стал важной частью транспортной системы Киева того времени. Линии трамвая подходили прямо к входным дверям верхнего и нижнего павильонов фуникулера и пассажиры просто на пять минут пересаживались с «горизонтальной» линии в «наклонную», чтобы потом опять продолжать путь в обычных трамваях. Оборудование и даже вагоны первого фуникулера были сделаны в Швейцарии. Так главным инвестором являлось Бельгийскогое акционерное общество, владевшее в Киеве монополией на трамваи и конки. Виадук перекинутый через овраг, сооружался по передовой для того времени технологии, с использованием железобетона. В 1928 году путь стал длиннее на 38 метров и вышел к улице Сагайдачного.
В те времена бесплатным для простых жителей города был лишь этот парк на Владимирской горке. И за это, и за множество развлечений, а еще больше за открывающуюся панораму на Днепр, все полюбили парк. И если другие городские сады посещали только в теплое время года, то с обзорной площадки Владимирской горки красоты созерцали круглогодично. В 1910 году один из самых преданных поклонников горки писатель Нечуй-Левицкий, прославившийся среди горожан тем, что ежедневно в любую погоду ровно в 3 часа приходил сюда полюбоваться видом. Есть его эссе- "Вечір на Володимирській Гірці". По парку Владимирской горки гулял живший поблизости Михаил Булгаков, который считал горку вообще живым организмом. «Город прекрасный, город счастливый. Над развалившимся Днепром, весь в солнечных пятнах. Его отстроят, опять закипят его улицы и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город».
На закруглении, самом высоком месте стоит приметная беседка. Оборотистый купец В. Кокорев подарил городу 1000 рублей с целевым назначением - соорудить беседку на его любимой Владимирской горке. Деньги власти положили в банк и вспомнили про них через четверть века. С набежавшими процентами суммы хватило на две беседки. Одна беседка была построена, как и наказывалось, на Владимирской горке, другая - на Андреевском спуске. От кокоревской беседки вид - загляденье. Как и говорил Владимир Маяковский: «Вот стою на горке на Владимирской. Ширь вовсю!..»
По склонам в последние годы ведется масштабное строительство, прокладываются новые дорожки, строятся новые беседки.
Парк изменился после реконструкции. Под широченные алеи вырубили множество деревьев, потому производит впечатление потерявшего обаяние. Исчезли укромные уголки, где сидя на тайной скамейке, можно было наслаждаться ощущением густого леса. Теперь все пространство верхней части парка проглядывается из конца в конец, как простреливается.
Даже виден весь левый берег прямо от фуникулера, если зум камеры позволяет.
Единственным плюсом стало появление нарядного фонтана-памятника архистратигу Михаилу, покровителю Киева. По краям каменной чаши золотые рыбки.
Всем хорош фонтан, только под него вырубили сакуры и другие деревья, что являлись украшением парка. Вот осталась одинокая декоративная яблонька.
Теперь верхняя часть, да можно сказать, что и весь парк, стал каким-то мемориальным. А раньше это было душевное место посиделок и прогулок пв кущах деревьев. Здесь были яркие, веселые гуляния в честь Дня города или, например, на Пасху.
После недавно построенного в 2019 году стеклянного мостика, реконструировали, обновили и площадку около памятника Св.Владимиру, с рядом находящимся фонтаном.
В конце 1970-х годов часть склонов Владимирской горки отошла под здание музея Ленина с окружающей территорией. Были снесены часть зданий на прилегающих улицах. Так исчез старый дом губернатора и самый дорогой дореволюционный отель, элитная трехэтажная гостиница «Европейская». Справа над домом видна круглая крыша киевской панорамы "Голгофа".
Сейчас в бывшем музее находится "Украинский дом". Но он мог появиться на месте руин Михайловского монастыря, был и такой проект сначала.
Улица Трехсвятительская, которая окаймляет парк с /северной стороны/, соединяет Европейскую и Михайловскую площади. Свое название получила от ранее существовавшей одноименной церкви в память святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Церковь наверху, ближе к Михайловской площади, а в самом низу на углу Трехсвятительской и Крещатика в 1803 г. появился первый в Киеве городской театр, сгоревший позднее от пожара. Так исчезли и театр, и церковь. Церковь хотя бы в названии улицы увековечилась, но исчезла ее часть - до 1958 г. она заканчивалась у Андреевского спуска, включала в себя Десятинную улицу. Михайловский монастырь в свое время фактически определил характер застройки правой стороны Трехсвятительской. Здания №4, 4-а, 4-б и 4-в когда-то были комплексом Михайловской монастырской гостиницы. Почти впритык к Михайловскому монастырю, есть дом начала ХХ века, по виду с улицы 3-х этажный. В подъезде лестница ведет не только вверх, но и вниз. Спустившись на пару этажей, далее проход по коридору и только потом выход во двор. Потому что на самом деле дом возвышается над землей не на три, а на пять этажей с разных сторон. Более того, подъезды дома имеют разную почтовую нумерацию.
Ближе к Трехсвятительской улице, стояло круглое сооружение со знаменитой в Киеве панорамой «Голгофа», недалеко от католического Александровского собора. Это был деревянно-каменный круглый «павильон Бекетова» диаметром 32 м, который построили на месте третьей стариной водонапорной башни Киева.
История ее появления в Киеве витиевата. В 1885 году в Мюнхене было учреждено «Немецкое Общество панорамистов», целью которого стало создание панорамы на библейские темы. В итоге было создано полотно площадью 1700 квадратных метров. И это полотно еще путешествовало, сначала в Берлин, затем в Вену. Там грандиозный пожар практически погубил картину. В Киев идею «Голгофы» привез австрийский предприниматель. Увидев в Вене еще «живую» оригинальную панораму, он предложил с коммерческой целью такую же установить на Владимирской горке. Картину написали в мюнхенской мастерской Фроша и Кригера, потом ее доставили в Киев. Железнодорожники, перевозившие полотно, указали вес - 3 тысячи 200 килограммов.
10 января 1902 года киевская пресса сообщала об открытии панорамы «Голгофа». По кругу в павильоне разместили живописное полотно 12,9 на 93,8 метра, как длинный четырехэтажный дом! Внутри оказывались словно на холме, с которого открывалось огромное пространство, пустыня, с настоящим песком. Вдали сквозь дымку, виднелись белые стены и башни Иерусалима, перед ними лежали в песке остатки бедуинской кибитки, черепки, разбитые кувшины, под засохшим деревом скелеты животных, на которых сидели вороны- стервятники. Чучела, конечно. И стояли три креста с распятиями Христа и двух разбойников…
Панорама пользовалась большим интересом, гимназистов приводили классами, желающие раскупали билеты на недели вперед. Стоимость билета была по карману только «чистой публике» - 50 копеек. Голгофа принесла неплохой доход Киеву и авторам затеи, а затем ее перевезли с большими осторожностями в другой город. В 1908 году «Голгофа» демонстрировалась в Харькове, вернулась назад в Киев в 1914 г.
Наверное, как напоминание о суетности, недостатке мудрости во все времена у человечества, теперь на месте «Голгофы» беломраморный памятник философу, поэту Данте Алигьери. У ног его спутник орел, как символ духовного подъема, устремлений человека ввысь. И книга Данте "отлитая" в мраморе.
Владимирская горка по своей истории, местоположению - перекресток культур. Язычники и идолопоклонники, католичество и православие, и многое другое за века отметилось здесь. Все так или иначе, оставило свои следы, топонимы, дошедшие до наших дней. Века истории придали торжественности этому холму, который венчает череду киевских холмов над Днепром. Держит на себе «позвоночник» из гор, составляющих скелет Киева. На котором стоит - «Город прекрасный, город счастливый. Над развалившимся Днепром, весь в солнечных пятнах. Его отстроят, опять закипят его улицы и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город». Михаил Булгаков.