После падения Константинополя в 1453 году, Грузия оказалась отрезана от всего христианского мира. Была фактически поделена между Турцией и Ираном, грузины насильно ассимилировались «в турок». Только религиозный барьер удерживал от окончательной интеграции. Постоянные угроза утраты национальной идентификации и своей территории от нападений Турции и Ирана/ Персии сформировалась надежду на защиту России от захватчиков. В конце 1782 года Картли-Кахетинский царь Ираклий II обратился к императрице России Екатерине II с просьбой принять Грузию под покровительство России. Окончательное вхождения в состав Российской империи было оформлено Георгиевским трактатом уже при царе Георгии II. В 1783 году после заключения Георгиевского договора, было начато строительство Военно-Грузинской дороги между Грузией и Россией.
Вот о ней и продолжу рассказ. В первой части описала дорогу Тбилиси- Степанцминда, в этой части обратный путь от городка – Степанцминда до Тбилиси.
От Степанцминда в 28 километрах достопримечательность, которую невозможно не заметить всем, кто едет по этому участку Военно-грузинской дороги.
Арка Дружбы народов была построена в 1983 году в честь 200-летия Георгиевского договора, по которому Грузия вошла в состав Российской империи. Это один из первых памятников Зураба Церетели: в 1983 году он посвятил "Дружбе навеки" три памятника: один возвел в Москве на Тишинской площади, вторая его часть стояла в Тбилиси -как перекличка, протянутые руки дружбы. «Вторую часть» взорвали в Тбилиси в 1991 г. Третий монумент Церетели уцелел в Грузии, так и стоит перед Крестовым перевалом.
Первоначально композиция в горах была парной: вторая часть располагалась у выезда на Грузинско-Военную дорогу и называлась «Узы дружбы». Церетели создал её в виде двух колец, переплетённых металлическим узлом. Внутри него находился металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. «Узы» постигла та же участь, что и памятник Дружбы в Тбилиси.
Кроме мозаичного панно на Арке есть текст - «Другу верный друг поможет, не страшит его беда. Сердце он отдаст за сердце, а любовь — в пути звезда». Текст продублирован на двух языках, над ним две даты — 1783 и 1983 годы. Это одно из немногих мест на Военно-Грузинской дороге, где есть большая стоянка для машин. И за все время путешествий по Грузии, здесь самое большое скопление туристических автобусов наблюдала... и лошадей. До кучи еще попугай был:)
Смотровые площадки висят над пропастью полукругами.
Отсюда можно хорошо рассмотреть озеро необыкновенного цвета, где-то далеко внизу. Озерцо с высоты смотрится бирюзовой капелькой. Из интернета выяснила, что это форелевое хозяйство. Интересно, как туда сотрудники добираются или живут прямо там?
Во все стороны от смотровой площадки грандиозные виды на вулканы Кельского плато напротив. Тут хочется зависнуть, как горному орлу над окружающей красотой, что и делают парапланеристы с соседней горки.
Достопримечательностью площадки с Аркой можно считать базар на въезде. Предлагают все тоже самое, что и в других туристических местах, только по более высокой цене.
Вязаные жилеты, носки, шали расхваливают торговцы и предлагают примерить. Устроители рынка водителям и экскурсоводу, платят «благодарность» за то, что завезли к ним туристов. Я сидела рядом с водителем, видела передачу купюр сама.
С соседней горы осуществляются полеты вместе с инструктором. Из нашей группы нашлось несколько желающих и пока они ждали очереди, и совершали полеты, было время насладиться видами и напитаться горным воздухом.
Из палатки инструкторов фанфарами невероятной красоте - прямо, влево-вправо и кругом, звучит громкая музыка. Так и летают парашютисты на волнах музыки и в струях воздуха в вышине.
Травертин-«нарзанная гора». Хотя, известно, что в Грузии "Нарзана" нет. Нарвант на древнекабардинском языке значит антский, чистый, как глаз, колодец. Но грузины назвали так свои источники в горах над Военно-грузинской дорогой. Остановились, когда солнце стало слепить объектив, потому мои фото не совсем удачно передают это место.
Отложения солей, которые создал вырвавшийся на поверхность источник, просто марсианский вид имеют.
По склону горы спускается «застывший водопад», образованный отложениями, их поверхность «пологоволнистая бугорчатая», что является результатом пульсирующего действия нарзанного источника. выходящего на 25 м выше шоссе. Источник теплый, температура плюс 11,5 °С, что выше среднегодовой для данной высоты (2294 м) -плюс 5 градусов. Вода слабоминерализованная - 2 грамма на литр, на вкус как простая вода. Потому что весь газ улетучился, пока вода стекала по склону.
Оранжевые потёки навевают сравнение с Памуккале -такой же небольшой участок на склоне и так же лазают по ним туристы😊.
Травертиновые террассы в Грузии не растят, как в Турции, а наоборот подрезают. Потому что вода пытается заливать и дорогу. Специально для стока сделана небольшая подпорная стенка с желобом внизу.Можно отведать минеральной воды, текущей из железно-оранжевого травертинового жерла.
На склонах гор ходят отары овец, принятые из-за большого расстояния за букашек. Но букашки четвероногие и в шубах. На одном участке около дороги стоит множество палаток. Оказывается, приезжают заказчики, указывают понравившихся барашков, и их сразу "свежуют" на свежем воздухе.
Около поселка Сиони пчелиные ульи над дорогой.
На высоте 2153 метра за Крестовы перевалом находится горнолыжный курорт Гудаури. Приезжая туда, попадаем в другую климатическую зону. Даже летом можно с солнечной долины въехать на вершине в дождь и снег, нас это миновало. Здесь на «альпийских лугах» построены гостиницы, которые ничем не отличаются от гостиниц в Европе. А горнолыжные трассы в Гудаури считаются среди любителей горных лыж одними из самых интересных в Грузии. В отличие от Бакуриани, где я побывала позднее, Гудаури не является населенным пунктом. Стоящие где рядом с дорогой, где-то в отдалении отели и гостевые домики, построены специально для горнолыжников.
В Гудаури много магазинов, баров, кафе и ресторанов. Рядом с дорогой виден один в центре поселка. Место поразительное. Выше облаков, наравне с горными пиками. Говорят, не смотря на то, что курорт расположен высоко в горах, здесь практически всегда безветренно, солнечно и очень тихо.
В 19,5 км от Крестового перевала находится поселок Сиони. На скале над дорогой стоит церковь - Сионский храм с колокольней, датируемые IX-X веками. На самом кончике скалы высокая пирамидальная сторожевая башня. В башне нет бойниц, это говорит о том, что она была построена до изобретения огнестрельного оружия. Историки дату постройки относят к временам правления царицы Тамары, XII-XIII век. С таких башен предупреждали об опасности соседей, зажигая огонь на ее крыше.
Сионская башня запечатлена на картине М.Ю. Лермонтова в бытность его на Кавказе.
Выехали по извилистому Млетскому спуску в долину Арагви. Сооружать Млетский спуск начали в 60-х годах 19 века века, после неудачной попытки построить перевальный участок дороги в обход Крестового перевала по Гудамакарскому и Гудушаурскому ущельям. Спуск состоит из 6 ярусов, вырубленных в лавовых породах, этот серпантин образец русского инженерного искусства.
Долина Арагви живописна, как и все вдоль дороги. И хотя в долине так же горы есть, но уже не такие высокие и не такие суровые. Склоны в летней зелени выглядят приветливо. Здесь растут бук, граб, дикие плодовые деревья, кустарники и другие растения.
Горы то надвигаются на дорогу, то отступают от неё. Иногда они раздвигаются, пропуская горные речушки, мирно струящиеся по россыпи гальки по дну долины. В сезон дождей эти на вид обыкновенные ручейки вздуваются, превращаясь в бешеные селевые потоки.
Где-то тут в горах выше села Млета на горе Ломиси - 2452 метра, стоит почитаемый монастырь Ломиси. Каждый год в середине июля, в первую среду после Троицы, здесь устраивают праздник Ломисоба. Этот праздник очень любим местными горцами и, надо полагать, ненавидим местными баранами — им он часто стоит жизни. Баранов режут, жарят и кушают под грузинское вино и песни. И так ярко отмечают, что Грузинская епархия попросила празднующих не так рьяно резать баранов, не так пить и петь, потому что это не сообразуется с православными канонами. Но как пели и поют и баранов режут, стараясь не сильно рекламировать эти действа.
Появляются небольшие селения с признаками человеческого жилья. Значит, уже возвращаемся в лоно цивилизации. Кстати, в 1910-1914 годах вдоль Военно-Грузинской дороги планировалась постройка междугородной трамвайной линии от Владикавказа до Тифлиса длиной 202 версты, с питание контактной сети от нескольких мини-гидроэлектростанций. Реализации плана помешала Первая мировая война.
Возвращение с маршрута по ВДГ было с заездом в ресторан. После обильного грузинского застолья, но без спиртного, обратная дорога в Тбилиси показалась короткой. А когда уже на выезде из Даръялского ущелья, остановились около малозаметного навеса около частного дома, под которым продавали чачу и прочие напитки, после «дегустации» совсем удачным оказалось завершение поездки для многих экскурсантов😊.
Небольшое по расстоянию путешествие оставило большие впечатления. Максим Горький, который в 1891 г. прошел всю Военно-Грузинскую дорогу пешком с котомкой за спиной, признался: «именно величественная природа Кавказа дала мне толчок, который сделал из бродяги литератора». Нисколько не ставлю себя «в один ряд с…», но, может, и мне маленький пинок будет?
Экскурсия было экспромтом в планах поездки по Грузии, но она дала картину грузинских гор в самых выдающихся своих «экземплярах». Кто видел только Швейцарию, тот не имеет понятия о грозном величии Кавказа. Даже через годы не забуду это свидание с вершинами. С ними ничего нельзя сравнить - «лучше гор могут быть только горы», В.Высоцкий. И в результате поездки почувствовала - вот она, Грузия.