В центре исторической части Тбилиси, самое посещаемое место - серные бани. Не сами бани, а площадка, где они расположены, имеющая историческое название квартал Абанотубани. Комплекс бань построен на природных сернистых источниках, прямо стекающих со скал в небольшую речушку. В 13 веке количество серных бань в Абанотубани достигло целых 65. К сожалению, большинство из них было разрушено во время войн и нашествий. В 18 веке квартал вокруг бань называли Сеидобадом, из Ирана сюда переехали персы-шииты.
Район теплых серных источников Тбилиси дал имя всему городу, тбили - теплый. Русский купец и паломник Василий Гагара/Яковлев писал: «Божьим созданием тех горячих колодезей есть за шестьдесят. И над колодезями учинены палаты вельми красные, а в тех палатах и в тех колодезях моются христиане и басурмане, и трутся кисеями, а не вениками, а веников не знают...». До нынешнего времени уцелели исторические бани с древними куполами, которые являются «визитной карточкой» Тбилиси. Бани теперь, в основном, частные, были проданы городом на аукционе, с обязательным условием сохранения исторического наследия и профиля работ.
Наиболее знаменитые бани именовались по именам своих владельцев: Зубаловские, Орбелиановские, Бебутовские и прочие. Один комплекс бань - самый древний, их отличить можно по куполам-крышам, например, Ираклиевская баня. Эти бани построены так, чтобы находиться ниже уровня земли.
Второй большой комплекс в Абанотубани - Орбелиановская баня, построенная в 1840 году. Так же ее называют “Пестрая баня” или “Голубая” по колеру плитки, которой выложен фасад бани. Горожане с гордостью перечисляют исторических лиц, что парились в ней. Там до сих пор хранят часть плитки, по которой голыми ногами, замотанный в простыню, ступал Александр Сергеевич Пушкин. Так же бывали в серных банях Дюма, Лев Толстой, грузинский поэт Иосиф Гришашвили.
Можно поплескаться в серной водичке бань №5, Ираклиевской, «гарнизонной», Мирзоевской. Стены бань сделаны из кирпича, пол и обычные ванны из плит местного серого пористого камня. Более дорогие номера и ванны в них отделаны мрамором. Испытала целебность серных вод на себе в Боржоми, где лечилась в санатории после Тбилиси. Там есть природные источники, под которые соорудили современные открытые бассейны. Лечись хоть с утра до вечера. В Тбилиси просто невозможно было выделить время на посещение бань. Над рекой выделяется Орбелиановская баня, построенная в 1840 году. Так же называют “Пестрая баня” или “Голубая” по колеру плитки, которыми выложен фасад бани.
После недавней реконструкции берега закрыли кирпичом и бетоном, сделали горизонтальный проход над рекой до самого водопада. Идти удобно, созерцать кирпич с раствором не очень. Скрашивает закованность в бетон, сама речечка и яркие тбилисские дома над ней.
Тут же сочатся из скал и впадают в реку горячие, скорее уже успевшие остыть, серные воды. Водоснабжение бань осуществлялось ранее из самой реки, что течет по ущелью Легвтахеви, так же называемом Инжирным ущельем. Река Цавкисицкали, так же называется Дабаханкой, течет с холмов, пронизывая и Ботанический сад, и Абанотубани, наконец, впадая в Куру.
Куполы бань словно парят в зелени небольшого сквера им.Гейдара Алиева, заканчивающегося перед автострадой над р.Курой.
Около одного из куполов странная для не восточных людей скульптура. Кочи, игрушка из косточки барана. Именно в банях издавна тбилисцы развлекали себя игрой в нарды и в кости.
Перед сквериком посреди фонтана-постамента символ Тбилиси – сокол и фазан, сварившиеся в горячем местном источнике. Не только по легенде, сернистые источники сыграли очень важную роль в выборе места для основания Тбилиси.
«Бани выполняли в городе не только функцию места, где можно помыться. Они были своего рода клубами для жителей и гостей города. Бани были открыты круглые сутки, причем часто входная плата не ограничивала времени пребывания в бане. Бани были местом где люди не только мылись, брились, там отдыхали, общались, решали деловые вопросы, организовывали обеды, пили, похмелялись. В художественных произведениях баня описывается как способ традиционного для Тбилиси проведения досуга. Банные дни были мужские и женские». В банях давали званные обеды, заключали торговые сделки, а в "женские" вторники и среды свахами устраивались смотрины невест.
Речка-ручеек умудрилась образовать целых два водопада, причем достаточно высоких для «городских гор». Первый водопад расположился на территории современного ботанического сада, а другой как раз в районе Абанотубани - Легвтахеви. Легвтахеви это небольшое ущелье реки, по другому именуемое Инжирным. Он стал такой же самой посещаемой достопримечательностью, как и площадка с серными банями.
Посмотреть на водопад нужно днем, а потом ночью. Картина ночью намного загадочнее.
Мостики становятся мистическими вратами между двумя темнеющими берегами.
И ночью тут такое же оживленное место, как и днем.
Возвращаемся к центральной площади Абанотубани с памятником птичкам. Под соколом и фазаном пятачок, откуда отправляются туристические минивэны по всей Грузии. Тут автобусы начинают заполняться туристами, но подхватывают остальных в нескольких местах на ул.Лесидзе и на пл.Свободы.
Кварталы, прилегающие к Анатубани до Мейдана, и ползущие вверх к крепости Нарикала, отреставрированы до блеска. Кроме резных балкончиков, признаков старых домов не найти вообще.
Монастырь Сорока Себастийских мучеников с Тбилисским археологическим музеем, находятся на одной территории. Музей включает в себя фрагмент крепостной стены 5-6 веков, руины дворца, а также баню и винный погреб.
Не трудно визуально найти возвышающуюся над всем Абанотубани единственную мечеть в Тбилиси. Ее минарет с куполом выделяется на фоне соседних домов. Несколько веков Тбилиси был мусульманским городом и даже центром Тбилисского эмирата.
На первых этажах домов, окружающих пятачок бань, множество ресторанов, магазинов с самыми высокими ценами в Тбилиси.
В разных столицах мира туристов в первую очередь привлекают, например, дворцы или памятники. Только в Тбилиси район Абанотубани превратился в туристический объект №1. Тут и серные бани подлинные, и грузинские обычаи самые настоящие.