На посещение Тбилиси получилось всего 2 дня и два вечера после экскурсий. Планов перед поездкой было громадье, но с использованием городского транспорта, который в карантин не работал. Потому из «обязательной программы» в виде квадрата Старого города от Мейдана до пл. Свободы, от Авлабара до крепости Нарикала сверх обязательного у меня случились район Ортачала и гора Мтацминда с районом под ней. На бОльшее времени не было.
Первый день, первый вечер и Мтацминда. Рельсовый путь с вагончиком был построен бельгийской фирмой в далеком 1905 году. С течением времени меняли и сами рельсы, и вагончик. Сейчас вагон - будем говорить по-тбилисски "трамвай"; похож на поезд интер-сити. Такие же обтекаемые формы и яркая раскраска.
Подняться на трамвайчике фуникулёра на плато горы Мтацминда, не только развлечение, это и приключение в эпоху ковидного карантина. В отеле и турбюро категорически утверждали, что фуникулер не работает. Я просто из интереса, посмотреть на саму станцию фуникулера, спросила на улице у пожилой пары - как дойти туда. Они чуть ли ни схватили меня за руки, посадили в машину - «сама не найдешь, дорогая». Настолько петляют улочки ведущие к нижней станции «трамвая», тем более нет возможности подъехать городским транспортом - попала в ковид-карантин, когда остановили весь общественный транспорт по всей стране, даже пассажирские жд перевозки. Раньше от проспекта Руставели до нижней станции фуникулера можно доехать на автобусе N90. От этой семейной пары впервые услышала название «трамвай» и подумала сначала, что где-то надо доехать трамваем до этой нижней станции фуникулера. Оказалось, в Тбилиси сам фуникулер горожане прозвали трамваем. Только благодаря, настойчивости и помощи семьи из Тбилиси, побывала на горе над городом. Спасибо и будьте здоровы, добрые люди!
Старинную дорогу фуникулера запечатлел на своей картине Пирасмани.
Вижу цель - дверь в станцию, и устремляюсь туда. И так делают все единичные посетители, которым повезло в этот день фуникулером на Мтацминду попасть. В основном здании всех заворачивают назад на улицу, чтобы выйти, купить билеты в пристройке. Так было нужно, чтобы развести потоки входящих/выходящих в «стародавние времена», где были огромные туристические толпы, вот как хочется сказать. Но изменился туризм в мире, ушла в прошлое картина, когда люди не помещались в основном здании. Теперь беготня по абсолютно пустым зданиям в поисках билетных касс странное занятие. Но нашла. Покупать надо не сам билет - особенность транспортной системы Тбилиси, а подобие транспортной карты, на которую кассир зачисляет суммы за проезд. Причем, нигде эта карта фуникулера в Тбилиси больше не принимается, не нужна, в отличие от канатки, где дают метрокарту. Значит, 2 лари, просто за кусочек пластика дарим и оставляем, как сувенир. Сверху стоимости карты, конечно, оплачивать сам проезд туда и обратно: 8 и 8 лари (2021 г). Но мне всегда хочется получить впечатления сверх средней туристической программы. Заранее, когда изучала дома по компьютеру входы, выходы по горе Мтацминда, для себя решила получить впечатления от пешеходного спуска по лестницам с горы. И я их получила выше крыши! Читайте ниже. Не повторяйте моего экстрима, оплачивайте сразу проезд туда и обратно. И на верхней станции можно купить билет на спуск.
Вагончик тронется, только когда заполнится. Поэтому вечером и в ковид-карантин, ждать пришлось долго. Поехали! Вынырнув из-под крыши станции, сразу видишь невозможно красивые виды на Тбилиси.
Чем выше, тем шире панорама на город.
Склоны соседних гор на уровне с нашим трамвайчиком оказались. На гребне Сололакского хребта просматривается дом самого богатого человека страны, Бидзины Григорьевича Иванишвили. Само здание было спроектировано японским архитектором Сином Такамацу.
Трамвайчик ехал без остановок сразу до самого верха. От ступенек выхода вот такие фото получаются.
Наверху большое здание, в котором кроме верхней станции, лаундж-бар, три ресторана. Среди них легендарный ресторан-кафе с самыми вкусными в Тбилиси пончиками.
Вестибюль с мраморными колоннами, как во дворце.
227-метровая телебашня, построенная в 1972 году, еще выше горы Мтацминды вонзается в небо.
Рядом со зданием обзорная площадка.
Дальше из интересностей на горе парк Бомбора и колесо обозрения. Дело было к вечеру, даже к ночи, поэтому глубоко в парк не заходила.
По пути разные аттракционы, кафе, есть скамеечки и лавочки.
С площади, где фонтан, открываются виды на город с другой стороны горы.
Вот какое получилось фото с колесом обозрения.
Рядом с этой обзорной площадкой в плиточное покрытие вмурованы звезды - "Аллея звезд".
Оказалось, что всё развлекательное недалеко находится. Наверху надо карабкаться по лестницам или, если хочется срезать угол, по осыпающимся под ногами склонам.
От фонтана на площадке, где разветвляются дорожки, влево дальше к аттракционам, вправо – к колесу обозрения. Пошла, увлекаемая бегущими в ту сторону детьми, налево. А там почти Диснейленд. Вот почему туда дети так мчались.
Дом-пиратский корабль не выясненного назначения.
Искусственные горы с мостиками и площадками.
Река-водопад, по которой ухнуть с водяной горы на плав.средстве сверху вниз можно.
Рыцарский замок в натуральную величину.
На чернеющем небе чернеющая конструкция «американских горок». Тут я развернулась и пошла на выход к автомобильной стоянке около парка, где в кустах начинается лестница вниз. Лестница в основном, каменная, но есть участки с деревянным покрытием, деревянными мостиками. Вот и они и придали экстрима спуску.
Главное, стремительно темнело. Я старалась держаться недалеко от идущих так же вниз парня с девушкой.
Но виды на город сквозь свет фонарей, что стоят вдоль дорожки, оправдали весь экстрим.
На середине пути попала в тоннель под средней станцией фуникулера. Арки, поддерживающие полотно дороги наверху, навеяли воспоминания о римском Колизее. В темноте такие же темные и огромные.
Благодаря пешему спуску, очутилась около ограды Пантеона-некрополя, где похоронены многие из известных писателей, артистов, учёных и национальных героев Грузии. Кладбище находится вокруг церкви Святого Отца Давида, «Мама Давити». Свое название получила в честь святого Давида Гареджийского, в VI веке жившего на ее Мтацминды и проповедовавшего христианство.
На территории горят фонари, но ночью бродить на кладбищу… Если бы не удалось подняться на Мтацминду, то вряд ли бы специально пешком из города сюда пришла. Фуникулер, повторю, не останавливается на средней станции и пешком от центра города идти далеко. Хотела бы поклониться могилам А. Грибоедова с женой, но найти их возможно только днем. Вот так их надгробия выглядят, фото из интернета.
Пантеон официально открыт в 1929 к 100-летней годовщине трагической гибели Грибоедова в Иране, с его захоронения и возникло мемориальное кладбище. Потом многие выдающиеся грузины были похоронены или перезахоронены здесь. Посмотрела на дорожки церкви в лунном свете и дальше вниз. Последний отрезок спуска оказался намного круче, чем предыдущий. Стало понятно, почему, желающие побывать в Пантеоне, поднимаются на небольшое и в высоту, и по расстоянию место, на фуникулере. Хотя дорога стала мощенная и широкая, но ногами просто упиралась, чтобы не скатиться по склону.
Вылетела на городскую улицу - такое ускорение придал последний отрезок пути, не около самой нижней станции фуникулера. Она мне без надобности уже, мне бы дорогу к отелю найти. А уже полная темень, и карты нет, и она не помогла бы.
По подсказкам редких прохожих, катилась дальше всё время вниз, вниз и выкатилась… на проспект Руставели. Оттуда дорога мне уже известна была до отеля. Вышел насыщенным, физически тяжелым и длинным мой первый день в Тбилиси. Однако, я была просто счастлива, что удалось на «неработающем» в ковид фуникулере побывать на Мтацминде. Это место обязательное для любования городом с высоты.