Тбилиси очень зеленый город, парки и скверы на каждом шагу. Для туристов «видимыми» являются зеленые островки в историческом центре города, где чаще всего проводятся экскурсии и находятся главные туристические магниты Старого города. Но есть скверики, парки обделенные вниманием, хотя они и не на окраине Тбилиси.
В самом центре города около проспекта Бараташвили на очень оживленном месте против грузинской епархии ул. Шавтели один из них. Но туристы пробегают мимо, двигаясь к храму Анчисхати и башне Резо Габриадзе. Необычный скверик остаток сада дворца царя Ростома. Сам дворец, располагавшийся на территории современнойплощади Ираклия II, был разрушен персами во время погрома города в 1795 году. Потому сквер тбилисцы называют «садиком Ираклия II».
Сад в старину имел название Салакбо -«говорильня», поскольку в нём горожане узнавали новости, чему способствовали специальные люди. «Молакбе» - говорун, брехун, болтун; или «амбависты» - новостники. Каждое утро тифлиссцы собирались на площади Ираклия и в этом скверике, чтобы услышать новости от этих «знающих людей».
Перед выходом к воротам под большущим деревом мраморная скульптура. Она не простая, «а золотая», в том смысле, что зелено-мраморная скульптура из города Парижа. Установлена в этом скверике в 1993 году, как дар городу Тбилиси. На восьмиугольном цоколе четыре кариатиды держат в поднятых руках купол, декорированный дельфинами. Кариатиды все разные и символизируют: Доброту, Простоту, Благотворительность и Трезвость. Так же кариатиды олицетворяют четыре времени года.
В Париже есть «фонтаны Уоллеса». В 1872 г после франко-прусской войны и Парижской коммуны, простая вода в города стала дефицитом. Люди брали воду прямо из Сены, куда стекали все нечистоты. Сэр Ричард Уоллес решил на свои средства поставить на улицах города фонтанчики с бесплатной питьевой водой. Уоллес сам придумал и создал эскизы двух первых моделей фонтанов, которые воплотил известный французский скульптор Charles-Auguste Lebourg. Чугунную отливку производила фирма Val d‘Osne, которую полностью финансировал Уоллес. Фонтанчики превратились в настоящие произведения искусства. Сейчас в Париже действует 65 старых фонтанов и поставлены уже новые. Один из таких теперь есть и в Тбилиси.
В скверики тихие уголки отдыха, где проводят время тбилисцы. Одного пожилого мужчину увидела здесь, потом он к башне Резо переместился к 19 часам, когда там представление начинается. Питьевой фонтанчик, где и кошечка может утолить жажду, напиться чистой водички😊
Ну разве не прелесть этот скверик-садик? Только бы нашли его туристы и полюбовались.
Сквер Сулхан-Саба Орбелиани обнаружила, спускаясь от горы Мтацминда по улице Бесики. Он выделялся яркими фонарями на аллеях и гулящими внутри людьми. Это привлекло внимание и я зашла. Сквер ухоженный и на такую маленькую территорию несколько памятников.
Над залитым светом сквером неосвещенный памятник дипломату Сулхан-Саба Орбелиани (1658 — 1725) - грузинскому писателю, лексикографу, учёному и переводчику. На русский язык переведена книга «Мудрость вымысла» и другие его труды.
Фотографии получились темными, но невозможно не показать их, и не рассказать об этом сквере. Там случилась мимолетная, но характерная для Тбилиси картинка из жизни.
И ранее отметила особенность, как в Тбилиси относятся к памятникам сами горожане. Не только расскажут, кто стоит/сидит на постаменте, но будут это делать с жаром, как будто это их родственник. Так и в сквере Бесики, куда случайно попала и не зная, что это за место, обратилась к выгуливающему собачку тбилисцу. Он не просто пояснил про один памятник, о котором спросила, повел меня по всему скверу, тянув за собой на поводке собачку, и с вдохновением объясняя обо всем кругом.
Кстати, о собаках в Тбилиси. Это практически полноценные жители города со своими правами. Уж право лежать поперек тротуаров они себе отвоевали. Споткнувшись о такую псину, потом стала внимательно под ноги глядеть. Вернемся к князю Орбелиани. В Тбилиси есть «Институт философии, теологии, истории и культуры им. Сулхан-Саба Орбелиани». Музей Сулхан-Саба Орбелиани находится в историческом поместье семьи Орбелиани, село Тандзия.
Князь стал монахом грузинской православной церкви, одновременно являлся государственным деятелем. Так с дипломатической миссией работал сначала в Иране, затем в Париже и Риме. И там принял католичество в бытность свою в монастыре Сан-Базилио. За это в стародавней Грузии его предали анафеме, но в современное время «забыли» про этот факт и прославляют, как философа, мысли которого важны для человечества.
Третий «тайный сквер» напротив памятника Багратиону, где улица Вахтанга Горкасали заворачивает и уходит от Куры вверх. За большой мозаикой, где витязь на коне догоняет лань или оленя, небольшой зеленый участок. Сквер имени уполномоченного президента Грузии в регионе Гурия Бежана (Жани) Каландадзе, трагически погибшего в автокатастрофе.
Под высокими деревьями памятный знак, объясняющий в честь кого назван скверик.
В неработающем фонтане очень симпатичная скульптура.
Питьевой фонтанчик не простой, не только для людей, а и для собачек, скорее всего.
Красное здание – школа № 72 Тбилиси.
Кроме трех найденных тайных сквериков, есть малоизвестный туристам парк над набережной Горкасали.
Зеленая зона поддерживается в отличном состоянии. желающие проводят здесь время в симпатичной беседке.
В парке есть небольшой кусочек тбилисской городской стены, напоминающий стену на проспекте Бараташвили.
На конце стены мемориал в честь погибших в Крцанисской битве. Под стеной, вроде бы, захоронения самих погибших, видны каменные кресты. В районе Ортачала есть бывшее Крцанисское поле, место сражения 1795 года. Уцелели всего 150 воинов-грузин, полегли все.
В парке скульптуры, посвящённые трагическим событиям на Крцанисских высотах. Смерть героя.
Огромная каменная голова с распахнутым ртом, наверное, должна передавать плач по погибшим. После кровавого нашествия Ага-Магомед-хана в 1795 г., Тифлис превратился в груду развалин. Население увели в рабство, храмы разрушили, река Кура была завалена трупами.
Почти в парке находится церковь Святого Николая - единственный большой храм на всю Ортачалу. Построен в 1855 году, о чём свидетельствует надпись над входом, на русском и греческом. Церковь построена в последний год царствование императора Николая I; Николай I I не сын, а внук его. В тот период истории Россия участвовала в Кавказской войне, защищая Грузию, которая уже находилась в составе Российской империи.
В поздний период средних веков на месте церкви была таможня около крепостных ворот Тбилиси. Землю, на которой она стояла, в 1883 году выкупили греки, переселившиеся из Анатолии. В 1846 – 1854 гг. они построили здесь церковь. Окончательный проект здания принадлежит архитектору Г. Иванову. Сооружение, стоящее на косогоре, с востока опирается на высокий цоколь, в котором устроена трапезная
.
В Тбилиси есть пять храмов, носящих имя Святого Николая Чудотворца. Приходила вечером к церкви, была уже закрыта, пришла утром - еще не открыта. Но решила подождать и пришел сотрудник реставрационной мастерской при храме, открыл калитку ведущую на высокую лестницу. Вид от храма на город.
Сотрудник не только впустил меня на территорию, а пригласил в свою мастерскую.
Показал свои работы, с его разрешения сфотографировала созданные им иконы.
Колокольня церкви Святого Николая.
Когда-то территория под храмом была кладбищем для священников, значительно позднее с финансовой помощью жителей Орчаталы была построена церковь. И в основном это были греки, потому и служба в этой церкви раньше велась на греческом языке. Потому до сих пор церковь по старой памяти тбилисцы называют греческой. Просто душа летала, когда посетила такое намоленное и гостеприимное место.
Тбилиси разноликий древний город. В историческом центре и Старом городе водят экскурсии и туристы сами стараются там все рассмотреть. Окраинные районы далеко. Но перечисленные в этом отзыве скверы, места практически в центре. Нужно только желание их увидеть.