Площадь Тбилиси с одноименной станцией - Авлабар, бывшая Кахетинская, нынешняя площадь Кетеван Цамебули. Никогда не была в Тбилиси до этой поездки, но площадь узнала сразу по длинному дому-стене с голубыми балконами, запечатленном на множестве фото в интернете.
В центре площади внушительный фонтан, к которому не подойти, только машины кружатся около него.
Спускаюсь по улице вниз. Через дорогу сохранившаяся армянская церковь Нор Эчмиадзин. В истории сказано о насильственном переселении около 200 армянских семей из Эчмиадзина, где произошло сражение армян у реки Арпа, с гнавшими их в Османскую империю турками. Бежали в Грузию, где строили свои храмы, дома, магазины.
Тбилиси город с непростой, витиеватой, как бывает на Востоке, историей. Авлабари самый колоритный район Тбилиси, где во всем уникальное грузино-армянское переплетение культур, в старину назывался и Согдебиль, Исани, Авлабар, Метехи. Название с арабского Авлабар переводится, как "вокруг крепости". Исторически Авлабар был армянским кварталом. Такие районы как Сололаки, Чугурети так же в основном были армянскими. Экономика и торговля, говоря современным языком, контролировалась исключительно представителями армян. В 1701 французский путешественник Турнефор писал: "Жителей в Тифлисе приблизительно насчитывается 20000, из них 14000 армян, 3000 мусульман, 2000 грузин и 500 римско-католиков". Сейчас армян чуть более 4% населения.
Авлабари находился за городской стеной, но под царским дворцом. Поэтому жители от близости к своим князьям и сами дома строили в большом количестве. Так образовался целое поселение Авлабари. Название- по другой версии, произошло от слов "авла" - подъём и "бари" - ровное место на возвышенности.
Мой путь вечером был к женскому Преображенскому монастырю Перисцвалеба, расположенному на территории бывшего Дворца Сачино. Но «дело было вечером» и монастырь уже закрыл свои ворота. Из-за забора посмотрела на монастырскую церковь Преображения Господня, один из двух дворцовых храмов, существовавшего ранее тут дворца Метехи.
Хотелось бы увидеть Дворец царицы Дареджан. По сведениям из интернета дворец представлял собой роскошную усадьбу с небольшим парком. Здание дворца Дареджан было возведено в 1776 году для последней и третьей по счету жены правившего в то время Картли-Кахети Ираклия II. Царь всегда был очень смелым воином, без капли трусости сражавшимся с армиями врагов, но дома на первом месте всегда стояла царица Дареджан со своим властным характером, присущим всем представителям княжеского рода Дадиани. До наших дней сохранилась одна скромная постройка, с известным «балконом Тбилиси». В 1795 году, когда иранский шах Ага-Мухаммед Хан разрушил Тбилиси, дворец тоже был разрушен. Единственное, что осталось от него внутри, круглая Башня Дареджан с этим балконом вокруг неё.
Не вышло во дворик попасть, удовольствовалась созерцанием снаружи от Европейской площади. Отсюда стена с башней выглядит, как хорошо укреплённая крепость с каменными оборонными сооружениями наверху.
Утром «Дариджан» на скале смотрелась уже вот так. Дворец Сачино выполнен в крепостном стиле по причине необходимости защиты от беспрестанных нападений врагов. Все здания дворцового комплекса были построены в свое время на развалинах крепости времен Средневековья. При ясном свете проще рассказать историю про эту царицу, что может напугать любую современную женщину. Ее выдали замуж в 12 лет, в браке за 29 лет она родила 26 детей!
Дареджан была третьей женой царя Ираклия, а главным престолонаследником был старший сын от второго брака - Георгий XII, ставший последним царем. Царица Дареджан Дадиани обладала большим весом в Грузии, а потому оставлять ее в Грузии было нельзя. После смерти царя Ираклия она ещё некоторое время жила в одноименном дворце, но затем в 1807 году ее перевезли в Петербург.
Скалу под башней называют "плачущей", так как по ней стекает множество источников. Из-за них подпорная стена размывается. Но зелень, что растет в почти парниковых условиях на стене, придает живописности основанию Дариджан.
От подножия "Дариджан" стала карабкаться вверх по Винному спуску. Над самим спуском дома отремонтированные "до блеска".
В Авлабари большая часть зданий осталась с прошлого века, от проживавших здесь бедных армян. Двухэтажные кирпичные домики - в Грузии надо постараться найти одноэтажные, часть из которых давно обветшали и заброшены.
Но некоторые отремонтированы, отстроены заново.
В конце улочки нашла остаток крепостного соооружения.
Утёсы Авлабари долго удавалось долго оборонять от врагов, однако, укрепления не дожили до нашего времени. Всё, что сейчас осталось от них, точнее восстановлено- эта башня.
Вышла к стене храма Давида Предсказателя, это небольшой монастырь, на самом деле. И назван не честь знаменитого грузинского царя Давида-Строителя, а в честь ветхозаветного израильского царя Давида. И стоят постройки на самом берегу высокого обрывистого берега Куры, которая не видна с улицы. Кому посчастливится попасть внутрь во двор, увидят кованную арочную галерею с кованным ажурным ограждением. И виды на противоположный берег.
От церкви Давида далее вниз по Метехскому спуску.
Затем спустилась к храму Метехи и одноименному мосту. Над р.Курой на высокой скале стоит церковь, что является визитной карточкой Тбилиси. Храм Метехи построили, как придворную церковь, приблизительно в 12 веке. На этом же берегу был царский, княжеский дворец. После возведения замка в Метехи все эмиры и цари жили в нем. После того как в 1122 Давид Строитель присоединил Тбилиси к Абхазскому царству, в Тифлис была перенесена столица из Кутаиси. Абхазские цари устроили свою резиденцию тоже в Исани-Согдебиле. И дворец легендарной царицы Тамары тоже был здесь.
Перевод с греческого языка слова «дворцовый» звучит как «метохия». Но официально названа церковь во имя Успения Богородицы, появилась в 1278-1284 гг при грузинском царе Деметре II. По другой версии имя Метех церкви дали, что означает разрыв, разлад потому, что грузинский царь выстроил ее в покаяние за то, что без всякого повода нарушил мир с одним соседним князем. Более того, вызвал его на честный бой, но при сближении крикнул: «Не подобает герою выходить на бой со столь многочисленной свитой». Тот, говорят, оглянулся, и в это время царь ему стрелу в шею. Чем нарушил клятву честности, потому и построил на месте поединка храм Метехи, название которого происходит от «ме втехе» (я нарушил). Эта легенда сложена про другой храм Метехи в другой местности, но в Тбилиси обязательно расскажут эту легенду про свой храм.
В храме хранится икона «Шушаник Ранская». Мощи великомученицы-царицы были захоронены на территории храма. Но во время перестроек храма, могила Шушаник оказалась внутри храма, в его южной апсиде, правее алтаря. Почитают Шушаник за то, что не отказалась от веры во Христа по приказу мужа, правителя Южной части Картли - Васкена. Он заточил ее в темницу, избив перед этим и волоком притащив в пожизненную тюрьму.
В 1255 году татаро-монгольская орда разрушила и дворцовый комплекс, и почти уничтожила саму церковь. Царь Деметре Самопожертвователь восстановил ее в 1278 г. Через пару веков храм пострадал от турков, когдаТбилиси стал столицей Тбилиского эмирата, затем от персов. Каждый грузинский царь считал своей святой обязанностью возродить храм. В 1921 году Метехи оказалась внутри двора тюрьмы НКВД. Берия приказал снести Метехи, как и многое другое в Тбилиси. Художник Дмитрий Шеварднадзе открыто выступил против и поплатился жизнью, но его поступок, как и поддержка православной иерархии, интеллигенции Грузии, помогли сохранить храм. Тюрму Метехи разрушили в 50-х годах 20 века.
От XII века в Тбилиси осталось только три сооружения: Метехи, Сионский собор и Голубой Монастырь. Но Сионский собор облицевали в XVIII веке, погубив все оригинальные орнаменты, Голубой монастырь в Верейском парке сохранился хуже всех. В итоге от эпохи Золотого Века только Метехи сохранил хоть какие-то ее элементы. Резьба на портике и около входных дверей единственная резьба той эпохи во всём Тбилиси. Кроме узоров,которыми украшались грузинские храмы снаружи, вот такая «наскальная живопись» сохранилась.
Внутреннее убранство храма менялось за долгие века его существования. И этот уже новодел.
Около церкви небольшой, но очень ухоженный садик.
На месте современного церковного двора долгое время находилась крепость. В 1795 г. её разрушил шах Ага Мохаммед-хан, когда в 1819 г. её восстановили, то превратили в тюрьму, где размещалась служба Берии. Среди заключённых были Калинин, Горький и Камо. Камо удалось бежать, спустившись по утёсу на верёвке из полдюжины связанных между собой простыней. В 1937 г. в процессе строительства современного моста и дороги вдоль Куры тюрьму снесли.
Над Курой у стен Метехи памятник, один из символов Тбилиси. «Горкасали на коне».
Памятник создан в советские времена в 1958-1967 гг., он смотрится естественным рядом с древним Метехи. Вахтанг Первый Горгосалия (440-502) был царем Картли - небольшой регион в центре нынешней Грузии, и считается основателем Тбилиси. У царя был шлем, спереди с изображением головы волка, а сзади - льва. Завидев огромного всадника в шлеме, персы начинали кричать друг другу "Дур аз горгасар" - берегись волчьей головы. Как и у других народов, своих воинов грузины представляли великанами. Про Вахтанга говорили, что он больше 2м 30 см (какой конь мог его выдержать?) и его меч около 2-х метров. В 464 году Вахтанг Горгасали объединенными войсками грузин, армян и северо-кавказцев начал грандиозный поход по захвату Византии. Византийцы, основные силы которых были задействованы в битвах с царем Перозом, не смогли остановить войско Горгосали. Вахтангу приснился сон, где Святая Нино и Григорий Богослов укоряли его, что он воюет с единоверцами. И взяли с него слово, что прекратит войну. Он с войском покинул Византию и вернулся на родину.
Сколь ни прекрасно место, надо идти дальше. Мост в этом месте существовал с глубокой древности. Даже два одновременно были - Метехский и Авлабарский. В 1951 году оба старых моста заменили на один большой новый, которому сначала присвоили имя Лаврентия Берия, а в 1953 году переименовали в Метехский.
С моста видна часовня, посвящённая Або Тбилисскому. Он жил в 8 веке и является одним из небесных покровителей города. Хотя был арабом, проповедовал христианство тбилисским арабам. Одно время Тбилиси был даже столицей эмирата, подвластного Арабскому халифату. Подобные речи в тот век не могли не быть замечены, за свою миссионерскую деятельность расплатился жизнью. Его сожгли в храме Метехи.
На мосту Метехи привлекла внимание железная коробка для пожертвований, выполненная в виде храма.
Самые открыточные виды на жилые кварталы Авлабари с правой набережной Куры.
Река обтекает скалу с храмом, немного поворачивая, и чем дальше проходим по набережной, тем интереснее виды открываются. Только в Авлабари такие отвесные скалы, на которых каким-то чудом держатся дома.
Приятна и информативна прогулку под высоченными платанами, которые дают тень летом. Кроме прохлады отсюда самые красивые виды на утёс вместе с конной статуей Вахтанга Горгасали. Набережная открывает один из самых популярных видов в Тбилиси и сама красива.