Отгремели годы, цветные революции и ковиды.На границах закачались амбарные замки, щедро смазанные Спутником и АстраЗенекой. Но вырваться то хочется. Супруга потребовала поездку. Желательно не в Подмосковье, желательно на несколько дней, желательно на поезде. После самоизоляций и прочих аттракционов, толку от турагентств, ориентирующих на египетско-турецкие курорты, стало не больше, чем России от ВТО. После подбора тура в Египет и подсчета цен на него, я понял, что мы вполне сможем добраться до Хургады из дома на комфортабельных боковушках. Если, конечно, в пути не станем обременять себя такими излишествами, как еда. Посему выбор пал на Солнечную Карелию. Солнце, воздух, вода, суровые и немногословные северяне - как говорил Абдулла: что ещё надо человеку перед пенсией. Объявил супруге, что едем в край озер, лесов и прочего Петрозаводска. От восторга ее глаза стали похожи на эмблему Рено, ну а мне то - что: назвался груздем – полезай к психиатру.
Турагентство подкупило ценами, кэшбэком, отзывами и фото красивых менеджеров на сайте. Договор заключен-проплачен, сели в вагон
Сосед по купе, следовал галантным требованиям куртуазного Ленинградского вокзала в 12 ночи, то есть был основательно пьян. Оказался вымирающим у нас видом животных «мент честный обыкновенный», капитанской породы, едущий домой после какого-то шабаша оборотней в Первопрестольной. Тут же открыл бутылку и немедленно выпил. Ладно бы просто пил, это многих славный путь, – но рот у него не закрывался до часу ночи. Пришлось прибегнуть к старому способу: «полный стакан – спорим, что не выпьешь? - КТО?!!Я?!!Гляди!! – девушка помогите его поднять на верхнюю полку и не будите его до отстойника в депо».
Утром прибыли на вокзал в Петрозаводске. Группа собралась без задержки. Зайдя в автобус, мы поприветствовали собратьев по диагнозу и поехали на обзорную экскурсию по городу. При посадке выяснилось, что места надо было выбирать при покупке тура, так что моей попутчицей вместо жены оказалась, дама с модельной стрижкой системы «немытый, но лишайный пудель». Но сударыня оказалась приятной собеседницей, вполне эрудированной (например, она знала, кем был Гауди и величину валентности водорода).
Петрозаводск (центр) – красив. Видно, что отреставрированы старые здания, ухожены скверы. Раньше, по словам экскурсовода, тут царило запустение. Но, как говорят китайцы - времена меняются и модели айфонов вместе с ними. Город становится центром туризма русского Прионежья и Ладоги и значит надо соответствовать. Поколесив по старым улицам города, и заценив ВладимИльича в ушанке, выехали на набережную Онежского озера. Впечатление было сильное: солнце, проглядывающие сквозь темные тучи и тяжелые свинцовые волны, мерно бьющие в волноломы. На парапете кое-где увидел пару надписей синей ручкой по зелёной краске. Одна про любовь, другая про Путина. Обе содержали в себе идиоматические элементы концентрированной народной мудрости. На набережной полно инсталляций зарубежных скульпторов. Экскурсовод объяснила их смысл, который хотел передать ваятель. Но народ, отходя от этих поделок, согласно кивал головой, мол, мухоморы в Карелии лютые. В скверике стоял памятник Петру Великому и рядом кучковались вездесссущие китайские туристы. Один спросил меня, а почему памятник Петру стоит тут, ведь не могли же люди поставить памятник человеку, который здесь не родился и не похоронен? Ответил, что он лечил тут геморрой на источниках, попутно работая молотом в местных кузницах. И вообще Петр – гигантище, куда там Мао, с его плоскостопием. И тут же пожалел: орда китайцев приняла меня за эрудита и насела с вопросами. С трудом отбился, заявив им, что очень уважаю их китайскую культуру, чай, вазы, и мелок от тараканов.
Далее по пункту шло заселение в гостиницу Северная. Постоялый двор находится точно в центре старого города. На рецепции все называли свою фамилию, клялись всеми карельскими богами, что они вакцинированы и давали обещание, что не будут себя вести как рок-звезды на выезде. Отель покрашен в темно- красные тона. Причем не только снаружи, но и внутри. Посему, пока идешь по мрачному коридору, тускло освещающего лампами, возникает впечатление, что из-за угла чекисты с револьверами выйдут, лоб-зелёнка-тратата. Однако номер оказался светлый, удобный, пусть и крохотный.
Раннее карельское утро подкупило тишиной, солнцем и полным отсутствием движения в городе. Кое-где у продуктовых, прячась в тени, как на картинах Рембрандта, местные бухарики играли в игры из серии «веселые тунеядцы в поисках червонца», но в целом картину радостного, утреннего, тихого городка ничуть не портило.Экскурсовод с выражением лица «подойдите ко мне, бандерлоги», заявила, что автобус у нас - роскошный Мерседес, посему путешествовать будем, как комсомольские бонзы эпохи застоя
Первым пунктом у нас значились Кижи..Кто-то заказал обед, но катер основательно покачивало, так что поглощать пищу было удобно, как есть суши циркулем. Через час старенькая Ракета подошла к пристани, скрипя, как трамвай на повороте. Кижи ошеломили. Преображенский храм построен на небольшом возвышении, и комплекс реально плывет по воздуху, с какой стороны не посмотри. Кругом патриархальная тишина. Что такое покой – лучше ощутить здесь. Помимо знаменитого ансамбля, на острове еще масса старых построек-изба крестьянина-помора, баня-по черному, пара часовен и пр. Тут же проходят костюмированные представления Ни одно посещение достопримечательностей Карелии не оставило такого неизгладимого впечатления, как Кижи.Только ради этого острова стоило ехать в этот край..
После поездки, экскурсовод передал привет нам привет от острова Валаам и сказал, что посещение острова не предвидится в ближайшее время – штормит-с. Деньги, кстати, за несостоявшуюся экскурсию оперативно вернули.
Вечером, по совету местных, посетили ресторан местной еды «Карельская горница».Заказывать стол, кстати, граждане, надо загодя через сайт. Набрали полную столешницу: и медвежатину, и лосятину, и зайчатину, и чебуратину,и бруснику, и костянику, и ежевику. Еда понравилась, то ли потому что я не гурман, то ли просто был голоден. Ценник, конечно, зашкаливал, но хотелось заценить местную кухню. Шашлыки были супер: страшненькие от них хорошеют, у безнадежных встает, дети просят добавки, немые кончают от восторга, глухие еще и немеют. На просьбу супруги порекомендовать к такому мясному изобилию сорт местного вина, ей было сказано, что у нас богатая 'винная карта', какой только водки в ней нет. Посещение было омрачено поведением мужской компании, среди которых проскакивали такие одухотворённые лица, что поневоле начинаешь сомневаться в наличии межвидового барьера между гоблинами и людьми. Особи начали орать, материться, рассказывать о своих любовных подвигах с подробностями. Особенно выделялся среди них мощный индивид, опирающийся при ходьбе на кулаки. Первым не выдержал мужчина за соседним столиком.Он смачно расписал особи его родословную, включая ближайших родственников, формы и методы копуляции с ними, а также настоятельно предложил путешествие к источникам жизни. Я поступил проще: призвал волшебницу. Ни добрую, ни злую, – умную. Волшебница-администратор тут же сориентировалась и пообещала вызвать людей из ларца, одинаковых с лица. Разговор уже шел на повышенных, я начал вспоминать приемы сэнсэя У-шак-ова, заученные в 6 классе в секции каратэ, но тут в дверь ресторана с возгласом: «Именем Тарабарского короля!» постучались три человека. Судя по лицам – два матерых уголовника и дебил. А судя по форме – три офицера полиции. Проблема была быстро разрешена, сотрудники полиции умеют разговаривать на зверином языке Вечерком отдыхая в номере, как удавы после сытного ужина, слушали, как кто то запускал в небо Петрозаводска салюты и на редкую канонаду петард и хлопушек за окном, мы лениво отвечали своей.
Утро встретило нас в дороге на Рускеальский мраморный каньон. Гуляли по горным тропам, слушая рассказ экскурсовода и разглядывая множество фаллосов в виде идолов. То есть идолов в форме фаллосов. Из развлечений – тарзанка, воздушная дорога, лодки в озерце и коллективная платформа. Мы выбрали паром. По дороге сухариков ведро купили, чтоб зрелища с хлебом были. Очень занятно. Паромщик – мужчина с юмором, смесь этакого рускеальского гондольера с древнегреческим Хароном. Плюсы. Красиво. Очень красиво. Камень и вода – это вообще дух захватывает. Недорогая сувенирка и цены в кафе. Наличие стационарных туалетов. Отзывчивый и добродушный персонал. Минусы: засилье на каньоне инстасамок и селфачей. одетых от кутюрье Купидура Ипозорься Эти подвиды человека, оккупировали все самые живописные места для фотографирования, и пока такое девочко с татуировкой дракона, глазами совы и попой бегемота не проведет интернет трансляцию в стиле «Привет, мои котятки! Сегодня я не на своей вилле в солнечной Флориде, а в суровой Каркалии…ой, Каруселии…мужчина, да подскажите, как этот штат называется?!», места для остальных не уступит. И да, будьте готовы отстоять довольно внушительную очередь при входе в парк, покупая билеты на вход и аттракционы. Алкоголь и никотин под запретом. Уж не знаю, плюс это или минус. Рускеала однозначно обязательна к посещению.
На обратном пути заехали на водопады Ахвенкоски или Рускеальские водопады или «Водопады-где-снимались-«А-зори-здесь-тихие…» Последнее название общепринято. Водопады небольшие, а туристов полно, так что здесь народу собирается, как на индийское кино в семидесятые. Дорожки из досок, перила имеются, так что опасность передвижения сведена к нулю. Есть переходы в виде подвесных мостиков (переход по ним платный) и хотя высота небольшая, а водопады малы, все равно иногда с мостиков раздается «ойойойканье». Значит эти мосточки щекочут нервы и мочевые пузыри туристов..По времени эти водопады обойти за полчаса можно. Тут же продают карельское варенье, усиленно рекламируемое гидами. Попробовал сие лакомство. Ннну…на мой взгляд ничем не отличается от, скажем, удмуртского или оренбуржского. Бабушки предлагают из под полы нечто под названием « попробуй-ка-эту-наливочку-сама-делала-из-водки-клубнички-и-водички-в-которой-мой-дедушка-на-ночь-замачивает-свою-вставную-челюсть". Руководят заездом – выездом автобусной каши на стоянке два бравых молодца Финиш Ясен Тормоз и Финист Ясен Перец (их ответ на мой вопрос «Дойду ли я по этой дорожке до туалета).
Вечерком зашли в кафе «Дежа Вю», находится напротив гостиницы., так как супруге захотелось пельменей вкусить домашней лепки, вместо сорта «Слипшиеся».Вооот! Смело рекомендую данную харчевню.Цены в меру, ассортимент разнообразный, персонал приветливый. Я заказал по памяти салат гран нисуаз, фуагра со смородиновым джемом, утиную ножку конфи, телятину по-бургундски, бутылку Шабли. Мне принесли порцию пельменей и пюре с котлетой, заявив – «Это лучше». И не обманули, чертяки! Достойно. Отныне если буду в Петрозаводске, харчеваться буду только тут.
На следующий день нас ждал первый российский курорт Марциальные источники. С утра бомбануло лондонско-карельской погодой: туман, мелкая, почти не ощутимая, взвесь дождя, хмурое небо. Заранее к этому были готовы: дождевики, бейсболки и непромокаемая обувь были. Народ в салоне размяк, как булка в сливках, спросонья слушая гида, как вдруг виртуоз руля и педалей резко дал по тормозам. Потоптавшись у колеса, шофер, заглянул в салон и, придав лицу выражение: комсомолец потерявший знамя, заявил, что спустило колесо, а запаски у него нетути. Гид кинулась искать замену дилижансу. Народ разбрелся по лесу, собирая бруснику и валяясь в ягеле. Карельский лес чудесен. Еще чудеснее абсолютное безмолвие. За час с момента поломки и до приезда запасного автобуса, на идеальной по качеству асфальта трассе не было ни одного автомобиля.
Источник нас встретили ливнем, храмом и шунгитом. Шунгит, граждане, это такой местный мем и достопримечательность. По виду похож на камень. В сущности, камень и есть. Его, по заверениям гида, надо возлагать на себя, обмазываться им, есть, пить, курить, втирать - попрет вам и счастье и бабло, только успевайте в серванте место для хрусталя освобождать. Этакий героин-лайт. Карельцы – молодцы, раскрутили камушек. Народ пачками скупал крема и мази на основе шунгита, брелки и магниты из него. Испив железистой воды из источников двинули к потухшему вулкану Гирвас. Дождь впорол уже так, что соседка жаловалась, что из сухого у ней только коробка «Изабеллы» осталась. На подходе к Гирвасу встретился местный охранник с лицом «Мне нужны твои рейтузы и мопэд». Что можно охранять на потухшем вулкане – для меня осталось загадкой. Гирвас представляет собой огромный ров, с обильно наваленными камнями. Сей объект еще не благоустроен для туристов, нет лестниц, ступенек, так что мы решительно перескакивал камни и трещины мушкетерскими выпадами. Я, конечно, был ловким, как слоненок на кокаиновой вечеринке, поэтому сверзился с камня прям в мелкий водопадик. Удачно получилось, даже не промок, но вот швейцарские противоударные часы, собранные в старинной швейцарской провинции Шэйхуань намекнули, что как бы теперь я стал абсолютно счастливым человеком. Хоть что-то Карелии отдал. Гирвас оставил прохладные впечатления: яма с камнями. Да, огромная, да есть небольшие водопады. Но и только.
После вулкана поехали на обещанный пикник-шашлык. Суарэ состоялось в кафе у водопада Кивач. Нас встретил владелец забегаловки, мрачный, как прокурор за год до пенсии. Продрогший народ кинулся к столу. Подавали шашлык, домашние пельмени и сообразный кушанью напиток. Пролетарии всех стран соединялись, как можно догадаться, на почве любви к этанолу .Окрестности кафе владелец превратил в подобие сказочного города. Во всяком случае, ему так сказали. Тут и избушка, и зайцы и волки из дерева и терраса из стволов комлем вверх.
Кивач. Водопад известный еще по фото из учебника по Географии за 7 класс. Гид предупредил, что смотровая площадка теперь обнесена перилами, так как недавно некий умник упал в клокочущий водоворот и отправился прямиком в страну вечной охоты, провожаемый причитанием жены по всем правилам плача Ярославны. Так что не подходить близко к краю рекомендуется. Облокачиваться на перила запрещается. Мужичок из группы спросил, а что если он, мастер спорта по прыжкам в воду и в разные стороны, прыгнет и продемонстрирует мастер-класс? Посуровевший гид ответил, что после того, как мужичка выловят, он легко может начать новую полную приключений и интересностей жизнь. СеверА, крытка, мошкара и лютые лица гарантированы. Так сказать, сосна кубометрами, а сгущенка — ведрами Кивач разочаровал, ожидал увидеть ревущую стену воды, увидел водопадик, который похож на дамбах, когда сливают воду по весне. В утешении гид сказал, что водопад уменьшился в два раза с начала 20 века. И вообще, запомни его, лет через 70 он может исчезнуть, а ты внукам расскажешь. Я поблагодарил гида за оптимизм.
Прибыв обратно в Петрозаводск, народ простился и отправился гулять по туманному городу. Мы зашли в разрекламированный гидом рыбный магазин «Якорь», где, якобы продается вся деликатесная карельская рыба. Ассортимент, скажу вам, граждане, напоминает ассортимент Пятерочки на Хорошевском шоссе. Из всего рыбного богатства тут пара видов скубрии(?), горсточка мидий и селедка пряного посолола. И все.
Перед поездом прогулялись по дождливому Петрозаводску, простились с Онежским озером, совсем пропавшим в дождливой мгле, послушали, как в ротонде озябший пианист меланхолично наигрывает что то из Листа. У памятника с лодкой стоял местный поэт и негромко декламировал свои вирши. Там было всё: рубиновая ложь перламутровой пены и ультрамариновая слюда любовной амальгамы, тополиный яд в молочно-яхонтовой тишине и река Голгофа в раковине снов, нектарно-сладкие пчёлы медоносов и граненые бабочки на фиалках сапфиров откровенья. Чуть не утонув в море патоки, кинули последний взгляд на Онегу и, не торопясь, побрели в гору к вокзалу..
Карелия прекрасна. Достойная замена Кипрам-Грециям. Есть на что посмотреть, есть чем удивиться. Люди, природа, энергетика – я это запомню навсегда.