В число Государственных музеев Берлина входит несколько десятков музеев. Самые известные из них расположены на Музейном острове и Культурфоруме. Музеев много, хочется везде побывать, но где-то был выходной, другие на реконструкции. Попали только в Пергамский музей, так бОльшая его часть на реконструкции, потому осмотрели не все.
На входе проверяли ковид-сертификат, потом надо спуститься в подвал, где гардероб. Удивило, что не в высокий сезон мало гардеробщиков, поэтому очередь большая и движется медленно. А в билетах указано начало сеанса посещения, и могут - на усмотрение контролеров, не пустить даже при пятиминутном опоздании. И это в ковид-карантин, когда посетителей немного, плюс «невысокий» сезон.
Пройдя по воссозданной Дороге Процессий, мы сами как бы очутимся среди дворцового интерьера, главным элементов которого являются «Ворота Иштар», датируемые шестым веком до нашей эры.
Идем параллельно со львами, которые «шествуют» по стенам. Их 120 - по 60 с каждой стороны.
На всю высоту здания возвышаются подлинные «Ворота богини Иштар», были одними из восьми главных проходов в этот древний город. В Зале и фрагменты тронного зала Южного дворца царя Навуходоносора.
Город Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник рассеченный системой длинных прямых улиц «Дорог процессий», которые вели к центральным храмам. Основной улицей была Дорога процессий богини Иштар – Аибуршабу, тянувшаяся почти через весь город с северо-запада на юго-восток и соединявшая главный городской храм бога-покровителя Вавилона Мардука – Эсагилу – с наиболее важными северными воротами, называвшимися Воротами Иштар. датируемые шестым веком до нашей эры, были одними из восьми главных проходов в этот древний город.
Дворец, входивший в состав Вавилона, находился географически в современном Ираке, в 90 км от Багдада. В 19 веке одни из дворцовых ворот были разобраны по кирпичику и вывезены в Германию. Ворота построили в честь богини Иштар во времена Навуходоносора II. В зале «Ворот Иштар» можно рассматривать детали до бесконечности. Текст на неизвестном языке, еще не расшифрованный никем.
Изображения фантастических животных, грифонов и единорогов на небесно-голубых изразцах Ворот, завитушки и орнаменты. Четыре пальмы, стоящие почему-то на трех львах. В соседних с «Дорогой» залах можно увидеть подлинные бронзовые и глиняные статуэтки. Чаще они были ритуальными, как вотивные из глины - для молитв им. Огромные уши у многих фигурок, как символ всеобъемлющей мудрости. «Ухо» и «мудрость» обозначались одним словом у шумерийцев.
В витринах чеканки бронзовых статуэток, оружие, металлические медали и монеты.
В Древнем Египте, в шумеро-аккадской мифологии, в Индии, Древнем Китае, иудаизме всё окружающее было связано между собой иерархической системой. И цифры четко указывали на место в мире для каждого: «1» – означает бога, целостность, единство, космос. «2»- бинарность сущного: верх - низ, небо - земля, бог - человек, мужчина - женщина, день – ночь, добро - зло. «3»- константа мифологического макрокосма, и так далее. В Древнем Вавилоне считали, что числа от 1 до 60 воплощают богов, а дроби духов. Так, у Мардука 50 имен, в Вавилоне 53 храма. С числами здесь производили различные операции: разложение на составные части, возведение в степень. Числом Вечности считалось число 653 в квадрате. Различными комбинациями чисел зашифровывались астрономические знания, история городов. Поэтому на плитках Вавилона зашифрованно многое, чего мы до сих пор не знаем про их представления о мире.
Всего во дворце археологами было обнаружено около 200 помещений. По сторонам от входов во дворец стояли гигантские статуи крылатых быков, которые служили опорами арок. Статуи, а это могли быть и крылатые львы «шеду» – добрые духи-хранители с человеческими головами, достигали 5,5 м в высоту. Внутренние покои отделывались панелями из цветных глазурованных кирпичей и богатыми росписями.
Мраморные ворота Милетского рынка. Милет был древнегреческим городом, археологические остатки которого сейчас находятся на территории современной Турции. Несмотря на то, что «рынок» был создан еще в 1 ст. н. э., конструкция прекрасно сохранилась, и мы можем увидеть ее в своем первозданном виде.
Напротив «Ворот рынка» – «Колоннада из Пергама». В путеводителях бывает указывается, якобы, сокровища вывозились с согласия правителей, что стояли во главе стран на тот момент. То есть не покупали, не платили европейцы никакой компенсации - вообще ни талера, ни цента, просто увозили к себе.
Между ними огорожен мозаичный пол, вывезенный так же из Турции. Искусство мозаики достигло во времена Рима небывалого расцвета. О мозаиках Помпей и Геркуланума наслышаны все. Этот фрагмент пола происходит из Малой Азии.
Пергамский алтарь, он же Алтарь Зевса, главное сокровище музея, сейчас недоступное для осмотра. За его открытие инженер-строитель из Пфальца - Карл Хуман, в дополнение к уже имевшемуся у него ордену Короны четвертой степени, получил Крест кавалера Императорского дома Гогенцоллернов. В витрине представлены фотографии. Вот по ним и в интернете можно рассмотреть древний храм, где представлены изумительные скульптурные изображения. Там кроме олимпийцев на стороне богов борются древние малоизвестные, и просто выдуманные скульпторами божества. Всего на фризе изображено около 50 богов и примерно столько же их противников. Особенность храма, что когда люди поднимались по лестнице в святилище, их «сопровождали» скульптурные группы. Простые горожане оказывались на одном уровне с богами и гигантами. Фотография из интернета, раз недоступен к осмотру в музее. И картина древнего города Пергамона.
Сбоку от огромных залов, есть зал с макетами, где реконструирован город Вавилон. Типичные дворцовые постройки, сам укрепленный дворец, цитадель, дороги, храмы.
Ассиро-вавилонские мастера - зодчие, резчики по камню, создатели глиняных и ювелирных изделий, достигли высочайшей виртуозности и совершенства, владея только примитивными приспособлениями и орудиями. Их изделия до сих пор впечатляют.
Итак, залы с главными достопримечательности осмотрены или недоступны, идем по переходам в помещения к другим экспонатам. Вверх по лестнице на второй этаж, в Музей исламского искусства. Переходя из зала в зал, рассматриваем то металлическую и стеклянную посуду, то сохранившиеся другие экспонаты.
Помещение, где стоят несколько ниш-михрабов для молитв. В мечети ниши указывают направление Мекки, и в сторону мусульманской святыни необходимо поворачиваться во время молитвы.
По стенам нескольких комнат висят древние ковры, выполненные так качественно, что дожили до наших дней. В Пергамском музее самая большая коллекция старинных ковров в Европе. Один небольшой шелковый ковер поразил тем, что даже вытертые до основы остатки шелковые нити, переливаются, если смотреть с разных сторон на ковер.
Не все ковры пережили века. Берлинская коллекция персидских ковров частично сгорела в войну. Самый большой - 5 м в длину, вытканный в Иране во времена династии Сефевидов, представлен фрагментарно. В рисунке нет симметрии и видимой ритмичности входящих элементов. Ковер словно настоящее цветочное поле или натюрморт, в нем присутствуют даже облака.
Каменный резной фриз фасада Дворец Мшатта из Иордании послужил нам утешением, о невозможности увидеть «Пергамский алтарь». Конечно, сравнивать эллинистический фриз Пергамского алтаря с данным древним рельефом трудно. Так, древние греки имели право изображать людей, а в исламе только орнаменты и цветы дозволены. Поэтому несравнимы. Однако, диву даешься и мастерству камнерезов, и инженерной смекалке археологов, которые смогли доставить эти глыбы в целости и сохранности из Азии в Берлин.
Алеппская комната - резная комната, материализовавшаяся, как будто из сказок «Тысяча и одна ночь». Это часть богато украшенной приемной дома одного состоятельного купца-христианина из г.Алеппо. В красочном пространстве нет ни кусочка без орнаментов и рисунков. Только аудиогид подсказал, что на стенах детально выписаны сцены из Ветхого и Нового Завета.
В разных залах прямо при посетителях работают сотрудники-реставраторы. При них смолкают разговоры, и все начинают идти на цыпочках😊
Описать всю экспозицию трудно, на этом закругляюсь. Возможности человеческой фантазии и мастерства воистину безграничны и Пергамский музей демонстрирует это воочию. Будете в Берлине, посетите Пергамский и другие музеи. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
"Настоящее
купившее билет в прошлое
безмятежно проходит мимо
Прошлое
с каменной усмешкой смотрит на нас
еще не успевших
окаменеть"