Транспортная система в Берлине удобна и позволяет добраться в любую точку города. К концу XIX века население Берлина приближалось к 2 миллионам, но площадь города была примерно в 10 раз меньше, чем в 2017 году, когда население столицы составляло 3,6 миллиона. Парадокс, но так и есть на самом деле. По меркам Москвы и даже Петербурга Берлин город небольшой, а сеть метро включает 10 линий метро и 15 линий пригородной электрички S-Bahn. Метро в городе появилось в 1902 году и уже в течение первых 10 лет построили 3 линии.
Многим известно название немецкого метро – Untergrundbahn, подземка, если дословно. Однако, на многих участках метро наземное. Произошло так из-за соперничества больше 100 лет назад двух изобретателей. Знаменитый инженер и предприниматель Вернер фон Сименс настаивал на электропоездах, что ездили бы по приподнятым над улицами эстакадам. А фирма AEG, связанная с концерном Томаса Эдисона General Electric, разработала проект подземной транспортной сети. Ныне в честь изобретателя Сименса есть станция «Siemensdamm». Первая надземная линия должна была пройти от Варшавского моста - Warschauer Brücke, в зажиточный, бюргерский пригород Берлина - Шарлоттенбург. Железные конструкций эстакад выглядели для того времени громоздкими и власти Шарлоттенбурга наотрез отказались финансировать проект надземной железной дороги в своем районе. Предложение «замаскировать» эстакады специальными высокохудожественными зданиями, не подкупило бюргеров, которые не хотели перед окнами иметь жд поезда под другим названием. Однако, 15 февраля 1902 года эта ветка все-таки была открыта.
Жители другого обеспеченного городка по соседству – Шёнеберга, рассматривали метрополитен не столько с транспортной точки зрения, сколько с позиций престижа. По их мнению, у каждого солидного города обязательно должно быть свое метро. Они в прямом смысле скинулись и заказали Сименсу свое собственное метро. Длиной в пять станций. Так в Германии в 1910 году появился первый настоящий общественный метрополитен. А ярко желтая ветка под современным номером U4 еще долгие десятилетия оставалась убыточной.
Станции метро разные, но в едином стиле. Производят впечатление не как подземные дворцы, а как другие европейские подземки Европы своей практичностью. Отличие от многих метрополитенов Европы в эстакадах. Есть наземное метро и в других европейских городах, и эстакады есть. Но берлинские имеют собственное «лицо» и стоят «на ножках», невозможно спутать или приписать другому городу. Под эстакадами нет парковок или другого использования пространства, за редким исключением. Так же особенностью берлинского метрополитена являются чугунные часы, расположенные на некоторых станциях.
Пригородные поезда называются S-bahn, а метро U-bahn. Была еще в Западном Берлине линия поездов на магнитной подушке M-Bahn. В метро вагоны желтые, а электрички желтые сверху, низ - красный, скорее, бордовый. У электрички протяженность путей 330 км, но станций 165 штук, метро - 173, что больше. Через некоторые станции проходят и то, и другое. Хорошо, хоть вагоны немного отличаются, остается еще выяснить, куда и что довезет - схема очень специфическая. На многих станциях с одной и той же платформы поезда отъезжают по разным маршрутам. Надо иметь наготове схему метро, всматриваться в эл.табло и вообще настроится, что все равно заедешь не туда. Но даже, если не на нужной станции окажешься, пересадки бесплатны.
Friedrichstraße в центре города ключевая, как для транспортных потоков, так и в историческом плане.
На линии U1 все станции помечены историческими табличками, а на линии U2 есть музей всех вагонов за время существования метро. Ближе к окраинам станции метро имеют «рабочий вид». Тут уже не так строго, и зачастую музыканты собирают с пассажиров «пособие» прямо на платформах. Так же не так чисто, как на центральных станциях. Собственными глазами видела крысу, которая бежала по кромке платформы, спеша скрыться в туннель.
Есть светлые, недавно отреставрированные станции, например, "Потсдамская площадь", "Бранденбургские ворота". Свой облик имеет станция Брандербургские ворота. Это достигнуто картинами? фотографиями на стенах, посвященных историческим событиям.
Другая станция с историческими фото даже в переходе, на станции метро Ораниенбургер-тор/Oranienburger Tor.
Эскалаторов немного, зачастую просто лестницы из подземного перехода ведут на платформы, для инвалидов лифт. Длинных эскалаторов, как у нас, нет совсем. На стекла вагонов нанесен силуэт Бранденбургских ворот.
На участке метро от площади Александерплац на линии U55 до недавнего времени курсировал один единственный состав из двух вагонов. В народе эту линию, чье строительство обошлось дорого и не имело решающего значения для города, берлинцы прозвали «канцлерским метро» - Kanzler-U-Bahn. На его средней станции Bundestag кроме парламента находится еще и здание управления делами канцлера Kanzleramt. Теперь, благодаря соединению с основной веткой U5 в районе Музейного острова, можно доехать из центра города далеко на восток.
Билеты в метро совершенно разные, и я не берусь давать по ним советы. Отличия и по цене, и по времени действия, и по количеству пути. Даже по количеству пассажиров на один билет. С проездными еще больше заморочек - на день, месяц, год, кроме других особенностей.
Билет в метро действует и на другой городской транспорт на время, оговоренное видом билета. На перроне стоят автоматы по продаже билетов. Не поняла, как валидируются билеты, говорят, если в электронном виде приобретен билет, то электронной системой и считывается. Пока еще не встречалась с контролером, но говорят они есть. Однако впечатление - все бесплатно ездят😊 Потому что все-все от платформ сразу в вагоны заскакивают.
Центральный жд вокзал самый крупный и современный в городе железнодорожный вокзал. Имеет 14 путей, ежедневно он обслуживает около 1100 поездов и примерно 300 тыс. пассажиров, хотя первоначально ожидалось, что их будет не более 100 тыс.
Центральный вокзал и издалека похож на ТЦ и внутри, кажется, что где-то прилавки за стеной. А видимые жд пути - это же для удобства покупателей? Так вокзал и на самом деле превращен в крупный торговый центр с продовольственными и промтоварными магазинами, газетными киосками.
Очень воздушно внутреннее пространство, если на миг задуматься, какова нагрузка на несущие опоры всех поездов, пассажиров и самого здания. Более всего меня впечатлило, как в паутине указателей можно разобраться. Меня-то вели за руку, а если впервые приехавший? И пронзила мысль - исчезнет электричество, как выбираться из этого лабиринта переходов, лестниц, этажей… Все-таки современные города и инфраструктура висят «на ниточке», точнее - на питающем электрическом проводе.
Недавно добавилась ветка в новый аэропорт. Проехав на ней через весь город, поняла, как правильно строили новый аэропорт. Пусть долго, но всем комплексом. Продумали и построили всё связанное с транспортом в аэропорт: от аэропортовских отелей, стоянок машин платных/ бесплатных до электрички-шаттла, что привезут без пробок пассажиров. И в немалой степени от того, что для доставки пассажиров, прокладывали отдельную жд ветку через весь город. И оно того стоило! Из крайней точки ветки до терминала пути всего на 25 минут. Невозможно на машине, такси пересечь Берлин за такое же время. Поэтому пассажиры и предпочитают экспресс-электричку в аэропорт, настолько это быстро. Так же из Берлина в аэропорт Бранденбург можно добраться на городских электричках S-Bahn, маршруты S9 и S45. Есть и автобусы-экспрессы X7 и X71. Кому как удобнее, тот вид транспорта и выбирает.
Пассажиры, прибывающие в аэропорт электричкой, сразу по эскалатору поднимаются в зал регистрации. Следует учесть, что в главном здании только Терминал-1 находится. Если нужны другие, на поиск надо закладывать много времени - вся территория аэропорта с разными терминалами огромна. Аэропорт морально устаревший, хотя и открыт недавно, в конце 2020 года. Проект вообще начала 1990-ых годов, потому в здании много дерева или это панели под дерево.
Длительность стройки вышла из-за смены подрядчиков и не один раз, да пока утрясали изменения в проекте и деньги искали. Деньги искали дольше - с первоначальной суммы в 2 млрд. евро, аэропорт обошелся более чем в 6 млрд. Ну, все-таки открылся. Внутри все чисто и организованно. Из яркого пятна замечаешь только «облако» над эскалаторами.
Долго ли коротко едет пассажир по Берлину, потом в поезде или самолету, везде он будет окружен комфортом и людьми. Вокзалы во времена их появления были аналогом современных социальных сетей и главным местом общения людей. Помещения первых зданий станций использовались не только для ожидания поезда, но и для развлечения. Слово «вокзал» дословно есть вокальный зал, где состоялись концерты и проводились увеселительные мероприятий. И сейчас человек в аэропорту ли, на жд вокзале, чтобы провести время до отправления, найдет, чем заняться.