Современный облик дворцов и парка, что сейчас наблюдаем, результат труда ученых, реставраторов и художников, которые вдохнули в Сан-Суси новую жизнь в 20-21 веках. Чтобы привести строения и парк в исторический вид, понадобились большие реставрационные работы, которые были начаты еще в 1964 году. Как и в прежние времена, засияли роскошные дворцы, виллы, купальни, озера, гроты, и еще много интересного и живописного.
Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к Сан-Суси. Только его внук Фридрих Вильгельм IV ,"романтик на троне", снова вспомнил о Сан-Суси. Старший сын Фридриха Вильгельма III и Луизы Мекленбург-Штрелицской ещё в 1832 году просил разрешения пользоваться дворцом своего предка, хотя для него и его супруги Елизаветы Людовики Баварской был построен дворец Шарлоттенхоф рядом с парком Фридриха. Если Фридрих II хотел уединения в Сан-Суси, как бы среди деревенской идиллии, то его наследник Фридрих Вильгельм желал возвеличить Прусский престол. Он собирался проложить по северной части парка Сан-Суси парадную магистраль - Триумфальную улицу. Этот план не был реализован полностью, но те сооружения, которые успели построить, дают представление о масштабах и характере замысла. Были расширены парковые территории, заложены Сицилианский и Северный сады, затем были достроены римские бани, фазаник, оранжерея. В то время был построен и верхний ярус парка, появились новые уголки парка.
Через дорогу от оранжерей, которые в прямом смысле оранжереи - дальше станет понятно, почему привела такое уточнение; находится очень камерный уголок парка за незаметным входом. Белокаменное небольшое здание рядом с живописными уступами на склоне холма.
На территории устроен пейзажный уголок с полянами, засаженные различными ботаническими растениями под небольшими группками деревьев, есть искусственный водоем.
С одной стороны длинной аллеи на холме Клаусберг строение Бельведер, восстановленное после Второй мировой войны.
Идем в другую сторону через мостик, украшенный садовыми вазами с цветами.
Дальше внушительная арка, через которую попадают к «Оранжерейному дворцу».
Оказываемся во внутреннем дворике около длинного фасада Оранжереи, идем вдоль огромных окон. Здание «Оранжерея», точнее Оранжерейный замок, предназначался, как гостевой дом для царя Николая I и его жены Шарлотты, приходившейся сестрой королю Фридриху Вильгельму IV.
Облик Оранжереи, законченной к 1860 году, скопирован с образцов искусства Рима и Флоренции, виллы Медичи, является воплощением тоски короля Вильгельма IV по Италии. Вид здания с двумя башнями, как и отделку фасадов, набрасывал сам король, потом архитекторы, руководствуясь его рисунками, воплощали его замыслы уже с помощью своих инженерных знаний и технических работ в дворцовые постройки наяву.
Среди многочисленных комнат центрального корпуса, самые роскошные комнаты оформлялись для четы Романовых – императора Николай I с супругой, сестрой короля, которая здесь была дома и звалась просто Шарлоттой. Будучи еще наследником престола, Николай по пути в Париж познакомился с Шарлоттой, старшей дочерью Фридриха-Вильгельма III. Их обручение состоялось в день рождения Николая Павловича, которому исполнился 21 год, а свадьба - в ее 19-ый день рождения. Для проживания новобрачным отвели Аничков дворец. Невеста получила богатые подарки, в их числе жемчуга и бриллианты. В Пруссии ее не баловали, а в России всю жизнь крещенную в православие и нареченную Александрой Федоровной, бывшую Шарлотту, окружали роскошь, красота и разные изящные вещи. Дочь короля, но бриллиантов до замужества не видела. Она писала: «…Все это занимало меня, так как я не носила ни одного бриллианта в Берлине, где отец воспитал нас с редкой простотой…». Да не в воспитании было дело, а в том, что прусский король был беден по сравнению с русскими царями. Сохранились записки Шарлотты. Историки думали, что там окажутся какие-то мысли, события, характеристики людей и так далее, но их ждало горькое разочарование. Дневники оказались заполненными описанием нарядов, развлечений, малозначительных подробностей придворной жизни, сплетен и пересудов. Ее внутренний мир был далек от реальной жизни, которая протекала за стенами дворца. В отличии от жены, Николай I не упивался богатством. Во время визита в Лондон удивил англичан своей буквально спартанской неприхотливостью: вечером русские слуги внесли в приготовленную для него спальню с роскошной кроватью набитый сеном мешок. Николай Павлович сам выбрал военную стезю, и считал, что должен «стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы», например, спать как солдаты, на мешке с сеном.
Во дворце «Оранжерея» Сан-Суси для русского царя предоставили апартаменты, состоящие из комнаты с убранством цвета слоновой кости, гостиной в стиле «буль» и зеленой спальни. Для двух комнат царицы приобретались вещи лазурных и малахитовых оттенков. Интересен был зал Рафаэля, где На стенах, покрытых красным шелком, висит более пятидесяти копий картин и фресок эпохи Возрождения. Фото из интернета.
Огромные окна двух 100-метровых залов пропускали свет, достаточный для тропических растений, которые здесь не росли постоянно, а лишь сохранялись, переносились из парка в холодное время года. Пальмы, агавы, апельсиновые, лимонные деревца и другие экзотические растения. Сейчас там сохраняются… парковые скульптуры.
Перед парадным входом в Оранжерею стоит фонтан над бассейном. И все окружено множеством растений, даже в кадках.
С обзорных площадок перед «Оранжереей» замечательные панорамные виды парка.
.
Довольно далеко от дворца Сан-Суси с Оранжереей на берегу водоема стоят небольшие здания, чем-то напоминающие античные виллы. По крайней мере, наличие скульптур данной тематики не даст в этом усомниться. Комплекс сооружений называется «Кайзеровские» или Римские купальни, так как походил на жилище богатого римлянина, в котором непременно должны быть римские термы. По прямому назначению не использовались, получился римский уголок в парке.
Строение отдали под Дом садовника. То там, то тут колонны, открытая веранда с колоннами, потому и именуются «Аркадный зал. Подражание римской архитектуре».
Или вот ступенчатое сооружение, так же с колоннами - «Большая беседка», имитация античных построек. Украшением являются античные статуи, мраморные колонны, древний саркофаг, мозаики из декоративного камня на стенах.
В середине внутреннего дворика полянка, на ней явно чего-то на ней не хватает – бассейна или фонтана. Но рядом и так река находится.
В наше время в «Римских купальнях» проводятся выставки, посвященные местному ландшафту и парку.
С мостика видна колонна с бронзовой статуей «Германии», установленной на острове.
Дальше прошли мимо самого старого дерева на территории парка. Заботливо охраняется и лечится патриарх.
Среди зелени просто прячется колоннада, что не является частью никакого дворца. Сама по себе является уголком для отдыха.
Завершая круг по парку, уже опять на подходе к Большому Дворцу, находится небольшой Дворец Шарлоттенхоф. Название не от королев или принцесс Шарлотт, а по имени владелицы дома, что был предшественником дворца, выстроенного потом для забавы на его месте. В 1825 году дом у Шарлотты фон Гентцков купил Фридрих-Вильгельм III, чтобы подарить участок на Рождество 1825 года своему сыну кронпринцу, будущему королю Вильгельму Фридриху IV. Наследник занимался перепланировкой лично, подобно своему великому деду составляя планы, делая наброски фасадов, двора и внутренних помещений. Свой летний дворец он называл «Сиамом», который по представлениям того времени был страной свободы, а себя — архитектором сиамского дома.
Как полагается дворцам, есть свой небольшой парк перед ним. Его облик создал садовый архитектор Петер Йозеф Ленне. Он превратил изначально равнинную и частично болотистую местность в английский ландшафтный парк, основными элементами которого являются деревья, луг и вода. Вода подавалась из Хафеля, для чего был построен водопровод и здание электростанции в парке.
Терраса-пергола, увитая виноградной лозой, ведет к зданию издалека на греческих храм похожее.
И не зря такое сравнение приходит в голову, для забавы и был построен входной портал дворца принца в виде храма Весты. Наверху по фронтону изображения танцев весталок и другие ритуалы.
В этом дворце в летние месяцы 1835—1840 годов останавливался исследователь и путешественник Александр фон Гумбольдт, находясь в Потсдаме по приглашению кронпринца Фридриха Вильгельма. Возможно, он отдыхал под этим исполинским деревом.
Итак, круг замкнулся, начинали поход по парку от Большого дворца, здесь и заканчиваем. Утром ушли прямиком в парк и не видели все вспомогательные здания вокруг Нового дворца. Сейчас тут и университетские, и городские службы.
Новый дворец золотится вечерним солнцем.
Парк является самым большим в Германии, его территория 290 га. И поход по нему не для одного посещения. После окончания войны здесь уже никто не жил, зато роскошные апартаменты мог увидеть любой желающий, ведь после реконструкции во дворце начал действовать музей. Красивый парк стал воплощением идеи гармонии между человеком и окружающей природой и стал зоной отдыха для местных жителей и туристов.