Барочные дворцы-резиденции, строившиеся в Европе с середины XVII в. по образцу Версаля, демонстрировали политическую и экономическую мощь своих владельцев. Был построен такой дворец и в Германии, в пригороде Берлина - Потсдаме. В 1743 году, совершая деловую поездку, король увидел под Потсдамом просторную, очень живописную холмистую местность. Фридриху II она настолько понравилось, что он решил обустроить там летнюю резиденцию. На протяжении нескольких столетий выдающиеся архитекторы, мастера и художники создавали комплекс, где были как официальная резиденция прусских королей, так и собственный «домашний» дворец.
Машину по большому везению удалось припарковать прямо около университетского здания. За которым возвышается громадина «дворцового отеля», как можно назвать Новый Дворец и сооружение с колоннадой и гигантской аркой напротив. Этот дворец последнее, но одновременно и самое внушительное по размерам архитектурное сооружение XVIII столетия в парке. Построен через 20 лет после личного дворца Фридриха на средства добытые в ходе «семилетней войны» Пруссии с Австрией за Силезию. Дворец предназначался для официальных приемов и размещения гостей короля. И единственное место, где могли ночевать женщины, в том числе и официальная жена Фридриха II во время их пребывания в Потсдаме. Новый дворец служил в качестве королевской гостиницы, потому внутри разделен на отдельные аппартаменты. Для приемов во дворце были большие, пышно обставленные торжественные залы, построенные главным образом по середине строения, а также королевский театр в боковом крыле. Сам Старый Фриц размещался в одноэтажном дворце, который находится в глубине парка и ближе к городским улицам Потсдама. При этом жил с супругой раздельно: он в Сан-Суси, его официальная жена Елизавета Кристина - в Шарлоттенбурге в пригороде Берлина. Также во дворцовый комплекс не допускалось и духовенство.
Несмотря на то, что ко времени постройки в Европе уже господствовал стиль классицизм, Фридрих II приказал оформить внутренние покои дворца в стиле рококо, распространенного в XVII столетии. Да уж, дворец большой, но какой-то не уютный на вид. Мне в Германии при взгляде на любые восстановленные дворцы, храмы, здания моментально одна фраза приходит на ум: «сумрачный германский гений». Сумрачный имеет место быть повсеместно.
В общий комплекс Нового дворца входят и расположенные с западной стороны «коммуны». Коммуны закрывали со сторону Нового дворца вид на раскинувшуюся за ними в XVII веке заболоченную местность. Плюс выполняли роль хозяйственных построек, помещений размещения прислуги и придворных чиновников. Сейчас в зданиях находится университет.
Наверное раньше, как-то дворец со зданиями напротив был связан, может, переходами. Сейчас стоят обособленно напротив друга, так и хочется сказать – в чистом поле. Настолько большие пространства кругом. И ничего похожего на клумбы, газоны - почти голая земля.
Сам Фридрих II называл дворец «Фанфаронадой». Вместе с подсобными зданиями-коммунами, расположенными напротив парадного двора, во дворце насчитывается почти 400 жилых и парадных помещений. Так же во дворце 322 окна, 230 пилонов и 428 статуй.
Позади дворца небольшой дворик со скульптурками на постаментах вокруг него.
От него лучом отходит главная аллея длинной 2, 5 километра. Особенностью Сан-Суси, что главная парковая дорога, проходя через французские, английские, голландские и итальянские сады, не ведет прямо к дворцу как обязательному центру всего комплекса, а идет мимо, параллельно ему. Так было задумано, чтобы дворец Сан-Суси имел свой приватный уголок.
Свернув чуть-чуть влево от главной парковой аллеи дошли до оранжерейных парников и других строений. Деревья и растения растут здесь по своему желанию, никак не ограничиваясь в свободе. Так же в одном ряду декоративного оформления могут сочетаются хвойные и пальмовые деревья.
Подошли ко дворцу не с парадной стороны. С внутренней стороны дворца королевский двор, окруженный полукруглой колоннадой из 88 коринфских колонн. Через ограду красивый вид на другой дворец через дорогу на холме. Здание «Оранжерея», точнее Оранжерейный замок, предназначался, как гостевой дом для царя Николая I и его жены Шарлотты, приходившейся сестрой королю Фридриху Вильгельму IV.
Через решетку ограды просматривается на холме «Руины», построенный для снабжения водой фонтанов парка.
Вид на другой дворец через дорогу - «Оранжерея», точнее Оранжерейный дворец.
Обогнув внутренний дворик, вышли на солнечную сторону дворца "Сан-Суси".
На фронтоне дворца размещена надпись «Sans, souci.», что в переводе с французского языка обозначает «без забот». Но первоначально задуманная «беззаботность» не связана с беззаботностью деревенской идиллии. Во время строительства была предусмотрена «погребальная камера» на случай внезапной смерти короля. Фридрих и сказал про нее, «только когда я буду здесь - я буду без забот». Внутри «беззаботный» дворец небольшой, в нём всего 12 помещений. Удалившись из Берлина, Фридрих создал в Потсдаме свой мир и свой стиль - фридрицианское рококо, еще более вычурное и еще более прихотливое, чем даже архитектура «женской» эпохи императриц в России. По дворцу проводят экскурсии, но к вечеру уже посетителей не пускали, потому не попали.
Над домом Фридриха II, где он жил без жены и каких-либо женщин, дворец был «sans femmes» - без женщин, возвышается мельница, ломая «одноэтажность» комплекса. Король приказал убрать мельницу. В ответ мельник Ван дер Бош подал на короля в суд (!), мало того, он выиграл дело. Фридрих сначала был зол, потом привык, а потом полюбил эту мельницу и считал её лучшим украшением парка. А люди прозвали ее “Демократическая мельница”. За века и войны мельница, безусловно, разрушилась, ту что видим, в 1993 году отстроили заново и оборудовали новым мельничным механизмом.
Хотя Фридрих и был женат на Элизабет Кристин из Брансуик-Беверна с 1733 года, но практически перестал с ней общаться- с 1740 года. Кроме официальных мероприятий, где требовалось присутствие супруги. Королева осталась одна во Дворце Шёнхаузена в Берлине после разлуки, а Фридрих предпочел полное уединение и тишину резиденции Сан-Суси, был дворцом «sans femmes» - без женщин. Любимцами Фридриха являлись собаки и лошади. Одновременно на королевской псарне было 50-80 борзых. Свою собаку Альклину он любил больше всех, спал с ней в одной постели, студил для нее мясо прямо на скатерти и, когда она издохла, похоронил ее в гробнице, которую раньше предназначал для себя. А своей старой лошади по прозвищу Цезарь Фридрих приказал построить возле Потсдамского дворца открытую конюшню, чтобы она могла беспрепятственно выходить. Он угощал ее белым хлебом и сахаром, и, пока он гулял по парку, она брела за ним следом. Когда в Потсдаме проходил смотр, Цезарь, заслышав военную музыку, прибегал на плац и становился возле короля.
Дворец Сан-Суси, в отличие от европейских дворцов, что возвышаются на высоком постаменте-цоколе, остался без цоколя, стоит практически на земле. Фридрих лично контролировал ход строительства, не упускал мельчайшие детали, особенно волнуясь за расходы. Потому на предложение архитектора поместить здание, как полагается дворцам, на высокий цоколь, зачеркнул эту статью расходов. Работы начинались только с разрешения от короля. Потому дворец скорее похож на большую одноэтажную виллу с 10-тью комнатами. Сам Фридрих Великий называл свой дворец «маленьким виноградарским домиком». Его бережливость с возрастом превратилась в скупость. После завершения строительства Фридрих запрещал ремонтировать дворец снаружи и только в его отсутствие можно было провести какой-либо косметический ремонт внутри дворца. Любимой комнатой во дворце для Фридриха была библиотека. Король прекрасно владел французским языком, а вот модную в те времена латынь и даже родной немецкий знал плохо, потому большинство книг в его библиотеке франкоязычные.
Рядом с личным дворцом Фридриха Великого стоят «Новые палаты» с башенкой, предназначавшиеся для ближайших друзей и гостей. Компанию Фридриху в Сан-Суси составляли его гвардейцы-гренадеры, президент Берлинской академии наук Мопертюи, писатель д’Аржанс, ученый Дарже, скандально известный барон Пельнитц. В 1750 г. К ним приставили и Вольтера, которого Фридрих долго пытался заполучить в свой круг. Сначала осыпал его милостями, доверял править свои стихи, но отношения короля и философа закончились разрывом из-за невозможности подчинить себе вольнодумца Вольтера.
Картина кисти Адольфа фон Менцеля - «Философы за столом короля Фридриха II».
И его же картина «Концерт в Сан-Суси», где Фридрих Великий играет на поперечной флейте.
Перед зданием, точнее сбоку, кружевное сооружение с позолоченными элементами - беседка Солнца.
Рядом с ней могила Фридриха… с картошкой вокруг. Благодарные немцы таким образом увековечили тот век, когда им пришлась по вкусу картошка, завезенная по приказу короля из южной Америки.
Удачливый хозяйственник - как в случае с картошкой, он не строил хорошие дороги, например, в Саксонии. Делалось это, якобы умышленно, чтобы путешествующие тратили как можно больше денег на дорожные траты. Чаще приходилось подковывать лошадей, чаще ремонтировались экипажи, чаще останавливались из-за усталости, рессор в то время ещё не было, на постой. Так богатели постоялые дворы и трактирщики. Плюс, считалось, если начнётся война на его территории, то плохие дороги задержат противника.
Фридрих I завещал похоронить себя тут, в Сан-Суси. "Я жил философом и также должен быть погребён, без пышности, без роскоши, без церемоний... Если я умру в Берлине или в Потсдаме, то не хочу быть выставлен на потеху тщеславного любопытства народа, и должен быть похоронен на третий день в полночь. Перевезите меня при свете фонарей и без траурной процесси в Сан-Суси и похороните просто на верхней террасе справа от подъёма в склепе, который я уже подготовил для себя...". Так как он был бездетным, его преемник-племянник Фридрих Вильгельм II нарушил завещание и похоронил короля в потсдамской гарнизонной церкви рядом с его отцом Фридрихом Вильгельмом I.
Через виноградные террасы проложена лестница из 132 ступеней, по которой спускаются от дворца Сан-Суси в парк.
Когда-то под дворцом в парке росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме их вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. Центральная часть широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена, чтобы максимально использовать солнечное тепло. И посажены виноградные лозы, привезёные из Португалии, Италии, Франции. В специальных застекленных вставках-оранжереях, и ныне растет инжир, виноград.
Со стороны террас дворец максимально вписывается в окружающую картину изысканного ландшафта и дает ощущение загородной частной виллы, сего и добивался Фридрих.
В 1745 году заложен декоративный сад, по оси с дворцом построили «Большой фонтан». Но Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты допустили просчеты и фонтан не заработал. Из-за неправильного устройства вода из него не била, как хотели самотеком с ближайшего озера. Струя воды взвилась ввысь только в 1842 году - почти через сто лет, с помощью паровых машин. Теперь фонтан может выпускать струю высотой 38 м.
Вокруг фонтана скульптуры из каррарского мрамора расставлены по часовой стрелке, по принципу принятому ещё в античные времена: сладкоголосая Каллиопа, танцовщица Терпсихора, слагающая стихи Евтерпа, покровительница театра Мельпомена, муза любовных песен Эрато, муза истории Клио, и муза красноречия Полимния.
За фонтаном просматривается подражание древнеегипетским обелискам. Иероглифы, изображенные на нем, были скопированы с какого-либо текста, и долгое время письмена считались чисто декоративными.
Как от звезды, от фонтана лучами расходятся дорожки, ведущие в разные стороны парка. На аллеях стоят во множестве различные скульптуры, их в парке почти 400.
Во времена Фридриха Великого в парке были построены Замок удовольствий, обелиск, грот Нептуна, картинная галерея, оранжерея, Дом дракона, Бельведер, Новый замок, Античный храм, Храм дружбы и китайский чайный домик. До 1873 года в Сан-Суси жила вдова Фридриха Вильгельма IV, после этого он ещё какой-то период принадлежал Гогенцоллернам.
Из-за густой сени деревьев просто выныривает сияющий золотом «Чайный домик». Увлечение европейцев загадочной культурой Востока, нашло отражение в строительстве китайского домика, который можно назвать детищем Фридриха II, после дворца Сан-Суси. Когда приступили к его строительству, в 1756 Пруссия увязла в "Семилетней войне", король занят военными действиями и стройку заморозили. Но несмотря на то, что по окончанию военных действий, королевская казна почти истощена, Фридрих II принимает решение окончить отделку чайного павильона. После 9 лет мытарств здание засияло. Сооружение построено в форме листа клевера, трилистника, и с трех сторон пристроены террасы с колоннами. С восседающими там «дачниками» - золоченные скульптурные группы китайских мандаринов в окружении слуг. У скульптур узкие глаза, все остальные черты лица абсолютно европейские, как и наряды. Только к слуг-кули есть подобие китайской древней одежды.
И настолько хочется рассмотреть их поближе, что множество гуляющих стараются взойти на террасы, рассмотреть «дачников» вблизи. Сразу раздается магнитофонная запись, призывающая покинуть историческую достопримечательность, «а то будут приняты меры». Пока обходишь вокруг домик, эта запись без конца воспроизводится - поток желающих сфотографироваться с золотыми скульптурами не прекращается.
Никого не оставляет равнодушными красоты парка. В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем», являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна».